Средства создания образов героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности создания образов героев в романе Д. Лоджа «Хорошая работа». В работе собран и систематизирован материал относительно средств создания образов героев художественного произведения, а также был проведен анализ особенностей создания образов главных героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»

Оглавление

Введение
Теоретическая часть (раскрывающая цели и задачи, предоставляется теоретический материал на исследуемую проблематику)
Практическая часть (проведена характеристика главных героев романа Д. Лоджа «Хорошая работа», сделан перевод отрывков оригинального текста романа Д. Лоджа «Хорошая работа» с английского языка на русский)
Переводческий комментарий
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВЫЙ.doc

— 480.00 Кб (Скачать)

Большая роль в создании литературно-художественного портрета персонажа принадлежит речи самих персонажей.

Речевой портрет возникает  на основе речевой персонализации, индивидуализации действующего лица (с  помощью любимых словечек персонажа, диалектизмов, жаргонизмов, специфического  синтаксиса, произношения) с его одновременной типизацией, т.е. социальным хронологическим обобщением речевой манеры персонажей, и может, таким образом, участвовать в раскрытии идейного содержания художественного произведения.

Речь показывает социальный и интеллектуальный уровень художественного героя, его возраст, образование и род деятельности, описывает его чувства, его отношение и взаимоотношения с собеседниками.

При анализе художественной речи следует обращать особое внимание на:

  • маркеры стиля, такие как показатели официального стиля («I presume - Я предполагаю», «I beg your pardon – прошу прощения», и т.д.), показатели неформальной речи: сокращения, разговорные слова и выражения, эллиптические предложения, свободные конструкции (as you know – как ты знаешь), вводные слова («Well – ну», «Oh-э»), паузы сомнения – все они обычно встречаются в спонтанной разговорной речи и зачастую не замечаются, но в вымышленном разговоре они могут играть функциональную роль, поскольку создают правдоподобность и указывают на определенные черты характера говорящего, его состояние души и отношение к окружающим;
  • маркеры эмоционального состояния героя: эмфатическая инверсия, использование слов с эмоциональной окраской, пауз в рассказе, которые говорят о молчании (например, «and I asked her if she’d rather I … didn’t get married – и я спросил у нее, возможно она предпочла бы, чтобы я … не женился» – пауза обращает внимание на слова, которые следуют за ней), внезапное долгое молчание, которое свидетельствует о глубине чувств или сомнений, использование италийских слов, восклицаний; паузы сомнений и ошибочные начала предложений, если они часто встречаются, говорят о нервозности, нерешительности или волнении;
  • маркеры отношения: слова, выражающие отношение (возмущаться, ненавидеть, любить и т.д.), слова-усилители (очень, абсолютно и т.д.);
  • маркеры уровня образования героя: книжные слова и обороты, грубые слова, сленг, вульгарные слова, отклонения от норм;
  • маркеры региональных диалектов, которые говорят как о происхождении героя, так и о его национальности и социальному уровню: иностранные слова, местные слова;
  • маркеры рода занятий: термины, жаргоны;
  • маркеры идеолекта говорящего (например, индивидуальные особенности его речи), которые помогают созданию индивидуализации и правдоподобности.

 

      1.   Изображение героя через действие (поступки)

 

В художественной литературе герой является не только статическим  портретом, он совершает определенные поступки. Поскольку действие, движение, поступки, изменение, движение постоянно имеют место в художественной литературе, действие является главным аспектом характеристики. О людях, как правило, судят по поступкам. Описание поступков героя является самым эффективным способом характеристики. Поступки могут раскрыть персонаж с разных сторон. Например, действия Матфилда в романе «Улица ангелов» говорят о том, что физически она сильна, здорова, энергична, инициативна. Эмоционально – резка, недовольна, депрессивна; не смотря на более или менее хорошее образование, она посредственна (несмотря на то, что сама считает себя опытной и сообразительной). С моральной точки зрения она честна и решительна. В духовном плане Матфилд – тень: она напичкана дешевой литературой и предана иллюзиям, все ее идеалы построены на приключенческих историях, которыми она так увлекается.

К действиям художественного  героя также причисляются его  жесты. В одном из отрывков произведения решительность, твердость и недовольство Матфилд переданы через ее жесты: «она небрежно швырнула библиотечную книгу, …стала судорожно шарить в своей сумке, …сказала «Проклятие!», затем резким движением закрыла сумку, схватила перчатки и небрежно бросила их на пальто» [48].

В числу действий художественного  героя также причисляются его  мысли, слова, решения, импульсы и события  в целом. Например, решение Матфилд из «Улицы ангелов» провести выходные с Голсби – это действие, ее импульс изменить свою жизнь – это действие. Каждое из этих действий характеризует определенную строну ее индивидуальности.

Есть еще один путь изучения персонажа, как отмечает Л.В. Чернец – «исключительно как участника сюжета, действующего лица (но не как характера)» [43, с. 245-247].

Автор художественного  произведения обращает читательское внимание не только на  сущность поступков, слов, переживаний, мыслей персонажа, но и  на манеру совершения действий, т.е. на формы поведения. Под термином поведение персонажа понимается «воплощение его внутренней жизни в совокупности внешних черт: в жестах, мимике, манере говорить, интонации, в положениях тела (позах), а также – в одежде и прическе (в этом ряду – и косметика)» [43, c.69]. Форма поведения – это не просто набор внешних подробностей совершения поступка, но некое единство, совокупность, целостность. Формы поведения придают внутреннему существу человека (установкам, мироотношению, переживаниям) отчетливость, определенность, законченность.

В формах поведения человек  явлен окружающим эстетически. Выражение  внутреннего во внешнем становится формой поведения, когда поведенческие  черты героя устойчивы, соотнесены с духовным ядром личности и обладают характерностью. В этом смысле они не просто являются компонентами «содержательной формы» произведения, одним из аспектов уровня предметной изобразительности, но впрямую становятся объектом истолкования и оценки. Формы поведения для писателя, таким образом, – не только средство раскрытия внутреннего мира персонажей, но и предмет постижения, оценки человеческой реальности. Они органически, глубинно связаны с поведенческими установками и ценностными ориентациями: и с тем, как хочет подать и подает себя человек окружающим, каким он себя ощущает и как строит свой облик.

Проблематика форм поведения  становится особенно острой и актуальной в посттрадиционалистское время, когда  у человека появляется возможность  свободного выбора типа действования. При этом формы поведения весьма разнородны: они продиктованы традицией, обычаем, ритуалом или, напротив, обнаруживают черты именно данного человека и его свободную инициативу в сфере интонирования и жестикуляции. Люди, далее, могут вести себя  непринужденно, ощущая себя внутренне свободными, но могут усилием воли или рассудка, нарочито и искусственно демонстрировать словами и движениями нечто одно, затаив в душе что-то совсем иное: человек либо доверчиво открывает себя тем, кто в данный момент находится рядом, либо сдерживает и контролирует выражение своих импульсов и чувств. В поведении обнаруживаются игровая легкость, нередко сопряженная с веселостью и смехом, или, наоборот, сосредоточенная серьезность и озабоченность. В одних случаях поведение внешне эффектно и броско (наподобие того, что являют собой «укрупненные» движения и интонации актеров на сцене), в других – непритязательно и буднично.

Характер движений, жестов, интонаций, как указывает М.Л.Семанова, во многом зависит от коммуникативной  установки человека: от его намерения и привычки монологично поучать других (позиция проповедника и оратора), либо всецело полагаться на чей-то авторитет (позиция послушного ученика), либо, наконец, собеседовать с теми, кто вокруг, на началах равенства. [39, с.118] Внимание читателя и литературоведа к формам поведения персонажей оказывается особенно важным, когда сами персонажи сосредоточены на своем внешнем облике, на производимом ими впечатлении и на собственной репутации. Зачастую именно формы поведения становятся для героя важным средством достижения определенной цели или средством маскировки низменной сущности.

Формы поведения персонажа  следует отличать от «единичных компонентов  его наружности, речевого и жестово-мимического  действования» (портретные описания, описания костюма) [39, c.125].

 

      1.    Психологический портрет и формы поведения

 

Проникновение в разум  художественного героя, описание процессов  его мышления и тонких психологических  изменений, которые мотивируют его  действия – все это является эффективным  методом характеристики персонажа, к которому зачастую прибегают авторы художественных произведений.

Психологический портрет  появляется в литературе тогда, когда  он начинает выражать то или иное психологическое  состояние, которое персонаж испытывает в данный момент, или же смену таких состояний. Психологической чертой является, например, подрагивающая губа Раскольникова в «Преступлении и наказании» [26, с.86].

Портретные характеристики, как правило, однократны и исчерпывающи: при первом появлении персонажа  на страницах произведения описывается его наружность, чтобы к ней можно было уже не возвращаться. Поведенческие же характеристики чаще всего рассредоточены в тексте, они многократны и вариативны, ибо констатируют в изображаемом человеке то, что в нем неизбывно динамично и связано с внутренними и внешними переменами. Традиционно это называют динамикой портрета, но по сути речь идет о формах поведения [43, с. 245-247].

Формы поведения нередко  выдвигаются на авансцену произведения, предстают как источник серьезных  конфликтов. Так, в шекспировском «Короле Лире» молчаливость Корделии, «отсутствие умильности во взоре и льстивости в устах» [цит по 36, с.47] на фоне красноречивых декламаций Гонерильи и Реганы о безграничной любви к отцу приводят в ярость старого Лира, что и послужило завязкой трагедии.

Конфликтные ситуации, причиной которых стали формы поведения, легли в основу и ряда комедийных произведений, где выявляется преувеличенная сосредоточенность на внешних сторонах жизни. Тартюф в одноименной комедии  Мольера, сумевший принять «благочестивый вид» и разводящий «цветистые рацеи», грубо обманывает доверчивых Оргона и его мать [цит по 36, с.152]. В основе сюжета другой комедии Мольера – «Мещанин во дворянстве» – претензии самовлюбленного и невежественного Журдена, его стремление во что бы то ни стало овладеть искусством светского обхождения. По особенностям поступков Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор» Бобчинский и Добчинский заключили, что перед ними – важный столичный чиновник: «Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки», а далее – «и денег не платит и не едет Кому же б быть, как не ему?» [17, с.92] Гротескно-преувеличенные представления чиновников об образе жизни и поведении «столичной штучки» [17, с.90] помогли легкомысленному Хлестакову одурачить городничего и его подчиненных.

В литературе изображается не только поведение отдельного лица, но и поведение больших групп  людей – участников церемоний, ритуалов и т.п. Так, в романе Стендаля «Красное и черное» описывается движение почетного караула короля и восхищение провинциалов «блестящими мундирами» его участников [49]. А позднее, отправившись за королем в часовню, главный герой романа – Жюльен Сорель – замечает хорошеньких девушек из знатных семей, которые, склонив колена, восторженно наблюдали за епископом. Сцена произвела глубокое впечатление на Жюльена: «Это зрелище лишило нашего героя последних остатков разума. В этот миг он, пожалуй, ринулся бы в бой за инквизицию, и ото всей души» [48].

Таким образом, формы поведения – это существенный и один из наиболее древних аспектов изображения персонажа. Ведь жизненная позиция, психологические особенности, формы сознания в их полноте стали осваиваться литературой значительно позднее. «Путем анализа форм поведения мы получаем возможность уяснить причастность произведения той или иной традиции и истории культуры, что в конечном итоге обогащает нашу «историческую память» знаниями о своем прошлом» [43, с.245-247]

 

      1.   Использование антипода

 

Автор может ввести в произведение героя, кардинально противоположного главному персонажу – его антипода. Разница между героями будет акцентировать внимание читателя на чертах характера главного героя.

      1.    Мир вещей, окружающих героя

 

Описание пространства, где художественный герой живет или находится, наряду с описанием его манеры одеваться и других вещей, имеющих к нему отношение, также имеет непосредственное отношение к методам портретной характеристики.

Такие описания помогают читателю прочувствовать и представить  себе, в каких условиях живет герой, что помогает лучше понять персонажа, его жизненные представления и ощущения. И это, безусловно, играет важную роль в создании портрета художественного героя.

 

Итак, подводя итоги  теоретической главы, можно отметить, что на процесс формирования художественного образа оказывает влияние создающий его автор, его опыт и знание. И в то же время рожденный образ способен в свою очередь оказывать влияние на процесс дальнейшего познания и преобразования мира человеком, то есть читателем. Следовательно, анализ закономерностей построения художественных образов героев в литературном произведении способствует не только пониманию его основной идеи, но и выявлению особенностей образа автора в литературном тексте.

Информация о работе Средства создания образов героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»