Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:08, дипломная работа
Цель: изучить особенности создания образов героев в романе Д. Лоджа «Хорошая работа». В работе собран и систематизирован материал относительно средств создания образов героев художественного произведения, а также был проведен анализ особенностей создания образов главных героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»
Введение
Теоретическая часть (раскрывающая цели и задачи, предоставляется теоретический материал на исследуемую проблематику)
Практическая часть (проведена характеристика главных героев романа Д. Лоджа «Хорошая работа», сделан перевод отрывков оригинального текста романа Д. Лоджа «Хорошая работа» с английского языка на русский)
Переводческий комментарий
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложение
Большая роль в создании литературно-художественного портрета персонажа принадлежит речи самих персонажей.
Речевой портрет возникает на основе речевой персонализации, индивидуализации действующего лица (с помощью любимых словечек персонажа, диалектизмов, жаргонизмов, специфического синтаксиса, произношения) с его одновременной типизацией, т.е. социальным хронологическим обобщением речевой манеры персонажей, и может, таким образом, участвовать в раскрытии идейного содержания художественного произведения.
Речь показывает социальный и интеллектуальный уровень художественного героя, его возраст, образование и род деятельности, описывает его чувства, его отношение и взаимоотношения с собеседниками.
При анализе художественной речи следует обращать особое внимание на:
В художественной литературе герой является не только статическим портретом, он совершает определенные поступки. Поскольку действие, движение, поступки, изменение, движение постоянно имеют место в художественной литературе, действие является главным аспектом характеристики. О людях, как правило, судят по поступкам. Описание поступков героя является самым эффективным способом характеристики. Поступки могут раскрыть персонаж с разных сторон. Например, действия Матфилда в романе «Улица ангелов» говорят о том, что физически она сильна, здорова, энергична, инициативна. Эмоционально – резка, недовольна, депрессивна; не смотря на более или менее хорошее образование, она посредственна (несмотря на то, что сама считает себя опытной и сообразительной). С моральной точки зрения она честна и решительна. В духовном плане Матфилд – тень: она напичкана дешевой литературой и предана иллюзиям, все ее идеалы построены на приключенческих историях, которыми она так увлекается.
К действиям художественного героя также причисляются его жесты. В одном из отрывков произведения решительность, твердость и недовольство Матфилд переданы через ее жесты: «она небрежно швырнула библиотечную книгу, …стала судорожно шарить в своей сумке, …сказала «Проклятие!», затем резким движением закрыла сумку, схватила перчатки и небрежно бросила их на пальто» [48].
В числу действий художественного героя также причисляются его мысли, слова, решения, импульсы и события в целом. Например, решение Матфилд из «Улицы ангелов» провести выходные с Голсби – это действие, ее импульс изменить свою жизнь – это действие. Каждое из этих действий характеризует определенную строну ее индивидуальности.
Есть еще один путь изучения персонажа, как отмечает Л.В. Чернец – «исключительно как участника сюжета, действующего лица (но не как характера)» [43, с. 245-247].
Автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на сущность поступков, слов, переживаний, мыслей персонажа, но и на манеру совершения действий, т.е. на формы поведения. Под термином поведение персонажа понимается «воплощение его внутренней жизни в совокупности внешних черт: в жестах, мимике, манере говорить, интонации, в положениях тела (позах), а также – в одежде и прическе (в этом ряду – и косметика)» [43, c.69]. Форма поведения – это не просто набор внешних подробностей совершения поступка, но некое единство, совокупность, целостность. Формы поведения придают внутреннему существу человека (установкам, мироотношению, переживаниям) отчетливость, определенность, законченность.
В формах поведения человек явлен окружающим эстетически. Выражение внутреннего во внешнем становится формой поведения, когда поведенческие черты героя устойчивы, соотнесены с духовным ядром личности и обладают характерностью. В этом смысле они не просто являются компонентами «содержательной формы» произведения, одним из аспектов уровня предметной изобразительности, но впрямую становятся объектом истолкования и оценки. Формы поведения для писателя, таким образом, – не только средство раскрытия внутреннего мира персонажей, но и предмет постижения, оценки человеческой реальности. Они органически, глубинно связаны с поведенческими установками и ценностными ориентациями: и с тем, как хочет подать и подает себя человек окружающим, каким он себя ощущает и как строит свой облик.
Проблематика форм поведения становится особенно острой и актуальной в посттрадиционалистское время, когда у человека появляется возможность свободного выбора типа действования. При этом формы поведения весьма разнородны: они продиктованы традицией, обычаем, ритуалом или, напротив, обнаруживают черты именно данного человека и его свободную инициативу в сфере интонирования и жестикуляции. Люди, далее, могут вести себя непринужденно, ощущая себя внутренне свободными, но могут усилием воли или рассудка, нарочито и искусственно демонстрировать словами и движениями нечто одно, затаив в душе что-то совсем иное: человек либо доверчиво открывает себя тем, кто в данный момент находится рядом, либо сдерживает и контролирует выражение своих импульсов и чувств. В поведении обнаруживаются игровая легкость, нередко сопряженная с веселостью и смехом, или, наоборот, сосредоточенная серьезность и озабоченность. В одних случаях поведение внешне эффектно и броско (наподобие того, что являют собой «укрупненные» движения и интонации актеров на сцене), в других – непритязательно и буднично.
Характер движений, жестов, интонаций, как указывает М.Л.Семанова, во многом зависит от коммуникативной установки человека: от его намерения и привычки монологично поучать других (позиция проповедника и оратора), либо всецело полагаться на чей-то авторитет (позиция послушного ученика), либо, наконец, собеседовать с теми, кто вокруг, на началах равенства. [39, с.118] Внимание читателя и литературоведа к формам поведения персонажей оказывается особенно важным, когда сами персонажи сосредоточены на своем внешнем облике, на производимом ими впечатлении и на собственной репутации. Зачастую именно формы поведения становятся для героя важным средством достижения определенной цели или средством маскировки низменной сущности.
Формы поведения персонажа следует отличать от «единичных компонентов его наружности, речевого и жестово-мимического действования» (портретные описания, описания костюма) [39, c.125].
Проникновение в разум художественного героя, описание процессов его мышления и тонких психологических изменений, которые мотивируют его действия – все это является эффективным методом характеристики персонажа, к которому зачастую прибегают авторы художественных произведений.
Психологический портрет появляется в литературе тогда, когда он начинает выражать то или иное психологическое состояние, которое персонаж испытывает в данный момент, или же смену таких состояний. Психологической чертой является, например, подрагивающая губа Раскольникова в «Преступлении и наказании» [26, с.86].
Портретные характеристики, как правило, однократны и исчерпывающи: при первом появлении персонажа на страницах произведения описывается его наружность, чтобы к ней можно было уже не возвращаться. Поведенческие же характеристики чаще всего рассредоточены в тексте, они многократны и вариативны, ибо констатируют в изображаемом человеке то, что в нем неизбывно динамично и связано с внутренними и внешними переменами. Традиционно это называют динамикой портрета, но по сути речь идет о формах поведения [43, с. 245-247].
Формы поведения нередко выдвигаются на авансцену произведения, предстают как источник серьезных конфликтов. Так, в шекспировском «Короле Лире» молчаливость Корделии, «отсутствие умильности во взоре и льстивости в устах» [цит по 36, с.47] на фоне красноречивых декламаций Гонерильи и Реганы о безграничной любви к отцу приводят в ярость старого Лира, что и послужило завязкой трагедии.
Конфликтные ситуации, причиной которых стали формы поведения, легли в основу и ряда комедийных произведений, где выявляется преувеличенная сосредоточенность на внешних сторонах жизни. Тартюф в одноименной комедии Мольера, сумевший принять «благочестивый вид» и разводящий «цветистые рацеи», грубо обманывает доверчивых Оргона и его мать [цит по 36, с.152]. В основе сюжета другой комедии Мольера – «Мещанин во дворянстве» – претензии самовлюбленного и невежественного Журдена, его стремление во что бы то ни стало овладеть искусством светского обхождения. По особенностям поступков Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор» Бобчинский и Добчинский заключили, что перед ними – важный столичный чиновник: «Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки», а далее – «и денег не платит и не едет Кому же б быть, как не ему?» [17, с.92] Гротескно-преувеличенные представления чиновников об образе жизни и поведении «столичной штучки» [17, с.90] помогли легкомысленному Хлестакову одурачить городничего и его подчиненных.
В литературе изображается не только поведение отдельного лица, но и поведение больших групп людей – участников церемоний, ритуалов и т.п. Так, в романе Стендаля «Красное и черное» описывается движение почетного караула короля и восхищение провинциалов «блестящими мундирами» его участников [49]. А позднее, отправившись за королем в часовню, главный герой романа – Жюльен Сорель – замечает хорошеньких девушек из знатных семей, которые, склонив колена, восторженно наблюдали за епископом. Сцена произвела глубокое впечатление на Жюльена: «Это зрелище лишило нашего героя последних остатков разума. В этот миг он, пожалуй, ринулся бы в бой за инквизицию, и ото всей души» [48].
Таким образом, формы поведения – это существенный и один из наиболее древних аспектов изображения персонажа. Ведь жизненная позиция, психологические особенности, формы сознания в их полноте стали осваиваться литературой значительно позднее. «Путем анализа форм поведения мы получаем возможность уяснить причастность произведения той или иной традиции и истории культуры, что в конечном итоге обогащает нашу «историческую память» знаниями о своем прошлом» [43, с.245-247]
Автор может ввести в произведение героя, кардинально противоположного главному персонажу – его антипода. Разница между героями будет акцентировать внимание читателя на чертах характера главного героя.
Описание пространства, где художественный герой живет или находится, наряду с описанием его манеры одеваться и других вещей, имеющих к нему отношение, также имеет непосредственное отношение к методам портретной характеристики.
Такие описания помогают читателю прочувствовать и представить себе, в каких условиях живет герой, что помогает лучше понять персонажа, его жизненные представления и ощущения. И это, безусловно, играет важную роль в создании портрета художественного героя.
Итак, подводя итоги теоретической главы, можно отметить, что на процесс формирования художественного образа оказывает влияние создающий его автор, его опыт и знание. И в то же время рожденный образ способен в свою очередь оказывать влияние на процесс дальнейшего познания и преобразования мира человеком, то есть читателем. Следовательно, анализ закономерностей построения художественных образов героев в литературном произведении способствует не только пониманию его основной идеи, но и выявлению особенностей образа автора в литературном тексте.
Информация о работе Средства создания образов героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»