Средства создания образов героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности создания образов героев в романе Д. Лоджа «Хорошая работа». В работе собран и систематизирован материал относительно средств создания образов героев художественного произведения, а также был проведен анализ особенностей создания образов главных героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»

Оглавление

Введение
Теоретическая часть (раскрывающая цели и задачи, предоставляется теоретический материал на исследуемую проблематику)
Практическая часть (проведена характеристика главных героев романа Д. Лоджа «Хорошая работа», сделан перевод отрывков оригинального текста романа Д. Лоджа «Хорошая работа» с английского языка на русский)
Переводческий комментарий
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВЫЙ.doc

— 480.00 Кб (Скачать)

АННОТАЦИЯ

 

Объем работы: 

79 страниц, 55 источников, 1 приложение.

Структура работы: 

  • Оглавление
  • Введение
  • Теоретическая часть (раскрывающая цели и задачи, предоставляется теоретический материал на исследуемую проблематику)
  • Практическая часть (проведена характеристика главных героев романа Д. Лоджа «Хорошая работа», сделан перевод отрывков оригинального текста романа Д. Лоджа «Хорошая работа» с английского языка на русский)
  • Переводческий комментарий
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Библиография
  • Приложение

Тема:

Средства создания образов  героев в романе Д. Лоджа «Хорошая работа»

Объект:

Роман Д. Лоджа «Хорошая работа»

Ключевые слова:

характеристика, литературный герой, персонаж, портрет, анализ, образ

Цель:                               

изучить особенности  создания образов героев в романе Д. Лоджа «Хорошая работа»


 

 

В работе собран и систематизирован материал относительно средств создания образов героев художественного произведения, а также был проведен анализ особенностей создания образов главных героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»

Новизна работы заключается в том, что Дэвид Лодж является одним из наиболее известных и читаемых английских писателей современности. Во-вторых, в романе Д. Лоджа «Хорошая работа» освещаются современные события и затрагиваются темы, актуальные в современном мире, такие как проблема образования, проблема гуманитарного образования, в частности применение его плодов в реальной жизни, столкновение двух миров, мира физиков и мира лириков, тема взаимоотношения полов, тема счастья и любви, проблема поиска смысла жизни.

Практическая  ценность исследований состоит в том, что их результаты, а также приложение могут быть использованы как на занятиях по зарубежной художественной литературе, теории перевода, так и в переводческой практике.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема дипломной работы – Средства создания образов героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа».

Роман «Хорошая работа» (Nice Work, 1988) – одна из книг, входящих в  «Академическую трилогию» Дэвида Лоджа (род. В 1935г.), члена Королевского общества литературы, профессора филологии Бирмингемского университета, известного исследователя английской литературы ХХ века и признанного теоретика постмодернизма. Д. Лодж начал свою писательскую карьеру в 1960 г. и с тех пор он один из самых модных писателей современной Великобритании. Его упоминают каждый раз, когда говорят о хорошем постмодернистском романе.

Объектом дипломной работы является роман Д. Лоджа «Хорошая работа».

Предмет – образы главных героев в романе Д. Лоджа «Хорошая работа».

Цель работы: изучить особенности создания образов героев в романе Д. Лоджа «Хорошая работа».

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть образную систему художественного произведения;
  2. изучить средства создания образов в художественном произведении:
  • описание внешнего вида, портрет;
  • имена собственные художественных героев;
  • речь героев;
  • изображение героя через его действия, поступки;
  • психологический портрет и формы поведения;
  • использование антипода;
  • мир вещей, окружающих героя;
  1. проанализировать особенности создания образов главных героев в романе Д. Лоджа «Хорошая работа»;
  1. сделать перевод наиболее репрезентативных отрывков из романа и составить переводческий комментарий к ним.

Актуальность  работы заключается, во-первых, в том, что Дэвид Лодж является одним из наиболее известных и читаемых английских писателей современности. Во-вторых, в романе Д. Лоджа «Хорошая работа» освещаются современные события и затрагиваются темы, актуальные в современном мире, такие как проблема образования, проблема гуманитарного образования, в частности применение его плодов в реальной жизни, столкновение двух миров, мира физиков и мира лириков, тема взаимоотношения полов, тема счастья и любви, проблема поиска смысла жизни.

Дипломная работа состоит из введения, где обосновывается выбор темы исследования, её актуальность, формулируется теоретическая проблема, цель и задачи исследования. Далее следует основная часть, состоящая из двух глав. В первой главе даётся описание подходов различных литературоведов к вопросу образной системы художественного произведения, а также дается теоретическая база для характеристики образа художественного героя на основе традиционных и современных научных источников, классических трудов отечественных (А.Н. Андреев, Л.В.Борисова), российских (И.В. Арнольд, М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, В.М. Жирмунский) и зарубежных учёных (М. Бредбери, К. Амис), проводится аналитический обзор научной литературы по избранной теме, дается развернутое обоснование выбора направления исследований и изложение общей концепции работы.

Вторая глава представляет собой практическую реализацию теоретической  части. Здесь помещена характеристика главных героев романа Дэвида Лоджа  «Хорошая работа», а также перевод отрывков из произведения, в которых содержатся ключевые моменты описания образов главных героев.

Далее следует переводческий комментарий, где проанализированы наиболее частотные приемы перевода отрывков из романа Д.Лоджа «Хорошая работа».

Затем следует заключение, где подведены выводы о проделанной работе.

Приложению отведено 9 страниц, там размещен оригинал отрывков из романа «Хорошая работа», использованных в дипломной работе в качестве цитат.

Список использованной литературы включает в себя 55 наименований.

 

ГЛАВА 1

Герой в художественном произведении

 

    1. Образная система художественного произведения

 

Образ в искусстве является субъективным отражением реальности и на него оказывает  влияние сила воображения автора. Несмотря на то, что каждый образ навеян реальной жизнью, писатель отражает реальность так, как он ее видит. Более того, он может описывать события, которые он никогда собственными глазами не наблюдал (как это происходит, например, в исторических романах).

Художественный образ – это  с одной стороны, своеобразная генерализация и он никогда не является полноценным соответствием человека, вещи либо события. Что-то всегда остается за пределами образа, писатель просто опускает некоторые моменты, а некоторые намеренно выделяет или даже преувеличивает. С другой стороны, художественный образ в искусстве «вполне реален  во всей полноте индивидуальных особенностей» [13, с.72].

Поскольку художественный образ в  литературе отражает лишь отношение  к нему автора, он всегда эмоционален. В воображении читателя образы вызывают не только визуальную картинку, но и определенные чувства. Наша эмоциональная реакция находится под влиянием вербальных символов, которые использует автор при создании своих художественных образов. Это и объясняет тот факт, что автор так тщательно выбирает слова при описании образа. Однако когда мы читаем художественные произведения, мы реагируем не на сами слова, а на образы, которые создают эти слова. Данный факт не говорит о том, что слова не имеют в литературе особого значения. Любое изменение выбора слов и описаний отражается на реакции читателя, поскольку именно слова могут вызывать чувственные ощущения.

Приведем пример:

He was a stout man. – Он был толстым.

“His features were sunk into fatness…His neck was buried in rolls of fat. He sat in his chair… his great belly thrust forward… – Его тело заплыло жиром… на шее нависали жирные круги… его огромный обрюзгший живот выпирал вперед…” (S.Maugham. Red) [12, с. 37]

Образы, созданные речевыми методами в описании Моэма, вызывают в воображении конкретную картину толстого человека, и вызывает у читателя определенные чувства, в том числе антипатию и даже отвращение. В то время, как описание “He was a stout man” не вызывает подобной негативной реакции.

Художник не столько  сообщает о переживаниях своего героя, сколько создает эти переживания в форме художественной речи.

В художественной литературе внимание в первую очередь сосредоточено  на человеке, человеческом характере  и поведении. Это обстоятельство объясняет, отчего образ героя общепринято считается основным элементом литературного произведения, образы же предметов и пейзажей являются второстепенными.

Персонаж (фр. Personage, от лат. Persona – особа, лицо, маска) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (преимущественно в драме, где список действующих лиц традиционно следует за названием пьесы). В данном синонимическом ряду слово персонаж – наиболее нейтральное его этимология малоощутима. Героем ( от греч. heros – полубог, обожествленный человек) в некоторых контекстах неловко называть того, кто лишен героических черт [43, с. 245-249].

Чаще всего литературный персонаж – это человек. Степень конкретности его представления может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения и пр. но более всего принципы изображения, само направление детализации определяются замыслом произведения, творческим методом писателя.

Наряду с людьми в  произведении могут действовать  и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и др. Есть жанры, виды литературы, в которых подобные персонажи  обязательны или очень вероятны: сказка, басня, баллада, анималистическая литература, научная фантастика и др. Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим доверие или презрение и т.д.

Свое понимание, оценку жизненных характеров писатель и  передает читателю, домысливая и претворяя  прототипы (даже если это исторические лица: характер Петра в романах  «Петр и Алексей» Д.С.Мережковского  и «Петр Первый» А.Н.Толстого), создавая вымышленные индивидуальности. «Персонаж» и «характер» – понятия не тождественные. Как отмечает  Л.В.Чернец в работе «Персонаж», в литературе, ориентированной на воплощение характеров (а именно такой является классика), последние и составляют основное содержание – предмет рефлексии, а часто споров читателей и критиков. В одном и том же персонаже критики видят разные характеры [43, с. 245-249].

Таким образом, персонаж предстает, с одной стороны, как  характер, с другой – как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.

Если персонажей в  произведении обычно нетрудно сосчитать, то уяснение воплощенных в них  характеров и соответствующая группировка  лиц – акт интерпретации, анализа.

Образ героя и реален, и нереален одновременно. Он реален в том смысле, что героя можно  визуализировать, можно с легкостью представить его в действии, услышать его разговор; мы понимаем и принимаем все происходящее с героем. Нереален художественный герой потому, что является плодом фантазии автора. Даже если герой взят из реальной жизни и воплощает в себе наиболее свойственные черты человеческой природы, даже если это историческая личность, художественный герой не будет идентичен своему прообразу – он является результатом воображения автора. И, тем не менее, художественные герои зачастую настолько отражают человеческую суть и кажутся настолько реальными, что читатель порой даже забывает о том, что художественный герой – лишь выдумка.

В большинстве произведений только один главный герой, он доминирует на протяжении всей истории от начала и до конца. Такой герой, как правило, называется основным, центральным, главным героем, или протагонистом.

Главный герой занимает центральное место в художественном произведении, поскольку именно через  его судьбу до читателя доносится  главная идея произведения. Второстепенные персонажи, как правило, дают возможность раскрыть определенные аспекты характера главного героя, его отношений с окружающими.

Антагонист – персонаж, противопоставляемый протагонисту.

Иногда в художественном произведении автор вводит два персонажа с характерно противоположными чертами характера, в таком случае мы говорим о том, что один персонаж служит контрастом для другого. Подобный антипод настолько отличается от героя, что на его фоне четко акцентируются наиболее важные черты последнего. Таким образом, убогий и посредственный герой будет выступать ярким противопоставлением великодушному и благородному персонажу. Именно благодаря противоположности героев и очевиден контраст между ними. Шерлок Холмс и Доктор Ватсон являются ярким примером противоположных героев.

Если художественный герой создан на основе одной либо нескольких черт характера, он становится типичным. Типичный персонаж характеризуется  качествами, характерными определенной социальной группе или классу. Карикатура – это настолько преувеличенный художественный герой, что он становится нелепым, смешным и искаженным, но все же узнаваемым [цит. по 12, с. 39].

Информация о работе Средства создания образов героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»