Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:08, дипломная работа
Цель: изучить особенности создания образов героев в романе Д. Лоджа «Хорошая работа». В работе собран и систематизирован материал относительно средств создания образов героев художественного произведения, а также был проведен анализ особенностей создания образов главных героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»
Введение
Теоретическая часть (раскрывающая цели и задачи, предоставляется теоретический материал на исследуемую проблематику)
Практическая часть (проведена характеристика главных героев романа Д. Лоджа «Хорошая работа», сделан перевод отрывков оригинального текста романа Д. Лоджа «Хорошая работа» с английского языка на русский)
Переводческий комментарий
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложение
Художественные герои могут быть простыми или сложными. Образ простого персонажа зиждется на одной черте характера. Сложные же герои подвергаются испытаниям и перипетиям судьбы, они растут, в них открываются все новые стороны их личности. Например, Гамлет – сложный персонаж, поскольку в нем одновременно проявляются и мужество, и сомнение, чувствительность и упорство. Противоречивые черты характера в рамках одного персонажа делают его максимально реальным и убедительным.
Полноценные описания абсолютно всех действий, мыслей и ощущений художественных героев невозможно и в них нет необходимости. Автор выбирает лишь те описания, которые, на его взгляд, имеют особое значение по отношению к идее произведения. Более того, полное и всеобъемлющее описание героя читатель черпает из деталей. В зависимости от ценности детали в художественной литературе, различаются так называемые художественные детали и просто реалии.
Художественная деталь всегда взывает к фантазии. Именно поэтому ее значение всегда намного глубже, чем лежит на поверхности, подразумевается намного больше, чем выражено словами. Художественная деталь требует экспрессивного подхода и обладает как прямым, так и переносным значением. Это поэтическое представление художественного эпизода в целом. В этом смысле художественная деталь может использоваться в качестве метонимичного выражения, в общем. Художественная деталь, как и любой другой микро-образ, вызывает у читателя игру воображения.
Всего несколько художественных деталей могут создать целую историю жизни. Таким образом, описание Дж. Присли «припухлого» лица, «стертых до костей пальцев» рук и ног госпожи Кросс (в романе «Улица ангела») [цит. по 12, с.40] так же ярко говорит нам о ее тяжелой жизни, как сказала бы нам целая страница из ее биографии. Острота таких художественных деталей стимулирует воображение читателя и создает образ женщины, измученной полною трудностей жизнью.
Художественная деталь, закрепляясь за персонажем, может становиться его постоянным признаком, знаком, по которому опознается персонаж. Таковы, например, «блестящие» плечи Элен и «лучистые» глаза княжны Марьи в «Войне и мире» [41, с. 313].
Художественная деталь способствует обособлению и правдоподобию, она создает чувство реальности, ощущение знакомства с конкретно существующей личностью со своим характером, своими отличительными чертами. Поэтому художественная деталь является одновременно импликативной и индивидуализирующей.
В литературе не все детали
являются художественными. Зачастую здесь
встречаются детали, которые не могут
рассматриваться как
Поэтому художественная деталь имеет огромное значение в буквальном смысле и имеет экспрессивную силу, в то время как реалии лишь указывают конкретно на то, что имеется в виду и не подразумевает импликаций. Однако, как художественные детали, так и реалии играют важную роль в создании правдоподобности повествования, поскольку они индивидуализируют, обособляют и специфицируют персонажей, предметы и события, в то же время изображая реальную жизнь и ее разнообразие. Они вызывают у читателя приятие и утверждают убедительность описываемых персонажей и событий.
Одним из основополагающих факторов художественной литературы является убедительность художественных героев. Если читатель верит написанному, то их поведение, мысли и чувства вызовут в нем ответные ощущения.
По словам А.Б.Есина, «создание хорошего художественного произведения сводится лишь к качественному созданию художественного образа. Безусловно, имеет значение и стиль, и содержание и оригинальность сюжета. Но ни один из этих параметров не имеет такого значения, как убедительность образа художественного героя. Если персонаж реалистичен, у художественного произведения есть шанс, в противном же случае ему предстоит забвение» [26, с. 35].
Художественный герой состоит из множества аспектов: физического, эмоционального, морального, духовного, социального. Описание этих аспектов образа художественного героя называется характеристикой. Существует два основных вида характеристики: прямая и косвенная. Когда автор сам оценивает своего героя – это считается прямой характеристикой. Например, когда Дж. Присли характеризует своего героя Голспи как «догматичного, грубого, доминирующего и способного высмеять»[26, с.48], он использует метод прямой характеристики. Прямая характеристика может быть выражена посредством персонажа произведения. Но когда автор демонстрирует нам художественного героя через действия, слова, когда он дает нам возможность увидеть и услышать его, понаблюдать за ним и оценить его самим, автор использует метод косвенной характеристики героя.
Косвенная характеристика включает в себя различные методы. Средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр. При этом восприятие персонажа как характера не обязательно нуждается в развернутой структуре образа. К числу методов косвенной характеристики относятся: описание внешнего вида, портрет; имена собственные художественных героев; речь героев; изображение героя через действие (поступки); психологический портрет формы поведения; использование антипода; мир вещей, окружающих героя.
Под литературным портретом понимается изображение в художественном произведении всей внешности человека, включая лицо, телосложение, одежду, манеру поведения, жестикуляцию и мимику. С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем.
Литературный персонаж – обобщение и в то же время конкретная личность. Он свободно движется в предметно-пластическом мире художественного произведения и внутренне соприроден ему. Как пишет В.В.Виноградов, «создать образ персонажа – значит не только наделить его чертами характера и сообщить ему определенный строй мыслей и чувств, но и заставить нас увидеть, услышать, заинтересоваться его судьбою и окружающей его обстановкой» [14, c.47].
Внешность человека может многое сказать о нем – о его возрасте, национальности, социальном положении, вкусах, привычках, даже о свойствах темперамента и характера. Одни черты – природные; другие характеризуют его как социальное явление (одежда, способ ее носить, манера держаться, говорить и др.). Третьи – выражение лица, особенно глаз, мимика, жесты, позы – свидетельствуют о переживаемых чувствах. Но лицо, фигура, жесты могут не только «говорить», но и «скрывать», либо попросту не означать ничего, кроме самих себя.
Как отмечает А.Б. Есин, всякий портрет в той или иной степени характерологичен – это значит, что по внешним чертам мы можем хотя бы бегло и приблизительно судить о характере человека. При этом портрет может быть снабжен авторским комментарием, раскрывающим связи портрета и характера [26, с. 189]. Например, комментарий к портрету Печорина: «все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление; но так как вы об нем услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением» [40, с.297]. Но портрет может действовать и сам по себе (портрет Базарова в «Отцах и детях»). В этом случае автор как бы полагается на читателя, на то, что выводы о характере человека он сделает сам. Такой портрет требует пристального внимания. Вообще, полноценное восприятие портрета требует несколько усиленной работы воображения, так как читатель должен по словесному описанию представить себе зримый образ. Для примера приведем портрет героя из тургеневского «Свидания»: «на нем было коротенькое пальто бронзового цвета … розовый галстучек с лиловыми кончиками и бархатный черный картуз с золотым галуном. Круглые воротнички его белой рубашки немилосердно подпирали ему уши и резали щеки, а накрахмаленные рукавчики закрывали всю руку вплоть до красных и кривых пальцев, украшенных серебряными и золотыми кольцами с незабудками из бирюзы» [47]. Здесь, как отмечает Л.А. Юркина, чрезвычайно важно обратить внимание на цветовую гамму портрета, наглядно представить себе ее пестроту и безвкусицу, чтобы оценить не только портрет сам по себе, но и тот эмоционально-оценочный смысл, который за ним стоит [42, с.290].
В художественном произведении обыкновенно существуют определенные отношения между героем и его внешностью. Таким образом, такие черты как «тяжелые глаза» или «жесткие очертания рта, будто шрам» [цит. по 33, с.62] создают образ человека, способного на жестокость и подлость. Автор часто отмечает подходящую для образа черту портрета, которая подскажет о его природе. В литературе изображение внешности героя зачастую содержит моральные, ментальные или духовные характеристики.
Соответствие черт портрета чертам характера, как отмечает А.Б. Есин, – вещь довольно условная и относительная; она зависит от принятых в данной культуре взглядов и убеждений, от характера художественной условности [26, с.48]. На ранних стадиях развития культуры предполагалось, что красивому внешнему облику соответствует и душевная красота; положительные герои нередко изображались прекрасными и по наружности, отрицательные – уродливыми и отвратительными. В дальнейшем связи внешнего и внутреннего в литературном портрете существенно усложняются. В частности, уже в XIX в. становится возможным совершенно обратное соотношение между портретом и характером: положительный герой может быть уродливым, а отрицательный – прекрасным. Пример – Квазимодо В.Гюго и миледи из «Трех мушкетеров» А.Дюма. Таким образом, мы видим, что портрет в литературе всегда выполнял не только изображающую, но и оценочную функцию.
Литературовед Л.А. Юркина в своей статье «Портрет» [42, с. 296] обращает внимание на тот факт, что с портретом тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться. Однако наглядное представление о персонаже читатель получает из описания его мыслей, чувств, поступков, из речевой характеристики, так что портретное описание может и отсутствовать. Главный интерес к человеку сосредоточен не на его внешнем облике, а на особенностях его внутреннего мира. Но очевидно, что в тех произведениях, где портрет присутствует, он становится одним из важных средств создания образа персонажа.
Наблюдаемое в жизни соответствие между внешним и внутренним позволяет писателям использовать наружность персонажа при создании его как обобщенного образа. Персонаж может стать воплощением одного какого-либо свойства человеческой натуры; это свойство диктует способ его поведения и требует для него определенной внешней выраженности. Таковы типы итальянской «комедии масок», сохранившие свою жизненность и в литературе последующих эпох. Благодаря соответствию между внешним и внутренним оказались возможны героизация, сатиризация наружностью. Так, Дон Кихот, соединяющий в себе и комическое, и героическое, тощ и высок, а его «оруженосец» – толст и приземист. Требование соответствия есть одновременно требование цельности образа персонажа.
Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько портретов: портретное описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление.
Наиболее простой и вместе с тем наиболее часто применяющейся формой портретной характеристики является портретное описание. В нем последовательно, с разной степенью полноты, дается своего рода перечень портретных деталей, иногда с обобщающим выводом или авторским комментарием относительно характера персонажа, проявившегося в портрете; иногда с особым подчеркиванием одной-двух ведущих деталей. Таковы, например, портреты главных персонажей «Войны и мира», где выделяются красивое лицо князя Андрея, «тоненькие руки Наташи», «лучистые глаза» княжны Марьи, толщина и высокий рост Пьера [41, с.293].
Другим, более сложным видом портретной характеристики является портрет-сравнение. В нем важно уже не только помочь читателю более ясно представить себе внешность героя, но и создать у него определенное впечатление от человека, его внешности. Так, Чехов, рисуя портрет одной из своих героинь, использует прием сравнения: «И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленая, с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову» («В овраге») [цит. по 26, с.78-79].
Наконец, самой сложной разновидностью портрета является портрет-впечатление. Своеобразие его состоит в том, что портретных черт и деталей здесь как таковых нет вообще, остается только впечатление, производимое внешностью героя на стороннего наблюдателя или на кого-нибудь из персонажей произведения.
Художник-живописец, работая над портретом, пишет его с натуры, заботясь о сходстве с оригиналом. Для писателя «оригиналом» служит не отдельный человек, а общие, существенные свойства людей, как универсальные, так и присущие людям определенного типа, характера, поколения.
Выбор имени героев также является способом характеристики. Часто имя очень метко характеризует героя.
Все способы и методы
характеристики, к которым прибегает
автор художественного
Как отмечает А.И. Домашнев в своей книге «Интерпретация художественного текста», на основе совокупности всех лингвостилистических средств, относящихся к персонажу, «рождается его литературно-художественный портрет, к которому относятся как описание «внешнего» и «внутреннего» состояния героя, так и показ его действий, взаимоотношений с другими персонажами, манера говорить и думать» [24, с.57]. Понятие литературно-художественного портрета, или образа, нельзя смешивать с понятием речевого портрета (характеристики речевой манеры действующего лица), являющегося частью общего литературно-художественного портрета персонажа.
Информация о работе Средства создания образов героев в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа»