Романтический герой в творчествн Пушкина и Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Русский романтизм — следствие пробудившегося национального и социального самосознания человеческой личности. Толчком к возникновению романтического миропонимания послужили французская буржуазная революция 1789—1794 гг., начавшийся кризис самодержавно-крепостнической системы в России, Отечественная война 1812 года.

Оглавление

I. Истоки русского романтизма. Три основных этапа русского романтизма и их критическая характеристика.
II. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина
1. Исследование романтизма в творчестве Пушкина. Отражение творческой многогранности в романтизме Пушкина.
2. Романтический мир южных поэм:
а) «Кавказский пленник»: характер поэмы её психологизм, система образов, тенденция к реалистическому изображению;
б) «Цыганы» - расцвет романтического начала в творчестве А.С. Пушкина.
III. Традиции европейского и русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова, эволюция жанра.
1. Поэма «Мцыри». Трагическое осмысление просветительской идеи, образа «естественного человека»:
а) сюжет, композиция поэмы;
б) противоречивость натуры главного героя.
2. Отражение в поэме «Демон» принципиально новой авторской мысли об абсолютных жизненных ценностях:
а) диалектика борьбы противоположных начал в целостном поэтическом образе;
б) трагедии главных героев;
в) утверждение автора мысли о гармонии, смысле, абсолютных ценностях жизни.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Автосохраненный).docx

— 195.79 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В  ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА

Студента I курса режиссерского  факультета ВТУ им. Б. Щукина

Романа Михеенкова

 

План:

I.  Истоки русского романтизма. Три основных этапа русского романтизма и их критическая характеристика.

II.  Романтизм в творчестве А.С. Пушкина

1.  Исследование романтизма в творчестве Пушкина. Отражение творческой многогранности в романтизме Пушкина.

2.  Романтический мир южных поэм:

а) «Кавказский пленник»: характер поэмы её психологизм, система  образов, тенденция к реалистическому  изображению;

б) «Цыганы» - расцвет романтического начала в творчестве А.С. Пушкина.

III. Традиции европейского  и русского романтизма в творчестве  М.Ю. Лермонтова, эволюция жанра.

1.  Поэма «Мцыри». Трагическое осмысление просветительской идеи, образа «естественного человека»:

а) сюжет, композиция поэмы;

б) противоречивость натуры главного героя.

2. Отражение в поэме  «Демон» принципиально новой  авторской мысли об абсолютных  жизненных ценностях:

а) диалектика борьбы противоположных  начал в целостном поэтическом  образе;

б) трагедии главных героев;

в) утверждение автора мысли  о гармонии, смысле, абсолютных ценностях  жизни.

 

I. Истоки русского романтизма. Три основных этапа русского  романтизма и их критическая  характеристика

Русский романтизм — следствие  пробудившегося национального и  социального самосознания человеческой личности. Толчком к возникновению  романтического миропонимания послужили  французская буржуазная революция 1789—1794 гг., начавшийся кризис самодержавно-крепостнической  системы в России, Отечественная  война 1812 года.

Русский романтизм прошел в своем развитии три основных этапа. Первый приходится примерно на 1801 —1815 годы. Главную роль в романтическом  движении в это время играют Жуковский  и Батюшков, отразившие, прежде всего, боль и страдание духовно богатой  личности.

Второй этап в истории  русского романтизма — декабристский (1816—1825). Творчество романтиков в эти  годы носит преимущественно революционно-гражданственный  характер, интенсивно ведется борьба за национальную самобытность литературы.

Третий этап (1826—1841) начинается после подавления восстания декабристов. В романтическом искусстве в  это время активно проявляют  себя Н. Полевой, писатели, связанные  с кружком «любомудров», Лермонтов, поднявший романтизм на новую  ступень. Романтики в этот период стремятся сблизиться с жизнью, их творчество, не утрачивая романтической  специфики, становится более объективным.

Русский романтизм в целом  самобытен. Опираясь в своих идейно-эстетических исканиях на традиции Западной Европы, он их развивает и обогащает применительно  к потребностям своей страны и  своего времени. Наиболее характерная  черта русских романтиков — стремление к сближению искусства с современностью, борьба за его национальную самобытность и гражданственность. Эти тенденции  наметились в русской романтической  литературе сразу, с момента ее формирования, получив наиболее яркое воплощение в творчестве писателей-декабристов, молодого Пушкина и Лермонтова.

Весьма сильны мотивы разочарования, недоверия к разуму, к просвещению. Главное внимание они уделяют  страданию духовно богатой личности, ее протесту против антигуманной сущности современного общества. Такой скорбный характер в русских условиях носит  поэзия Жуковского, наиболее «западного»  из всех русских романтических поэтов.

В ином идейно-эстетическом плане развивается творчество романтиков декабристской ориентации. Оно лишено пессимизма, исполнено веры в прогресс. Революция в России была не свершившимся фактом, как в Западной Европе, а  делом будущего. Поэтому центральным  пунктом в программе декабристов  была борьба за политическое, социальное и духовное освобождение родины от самодержавно-крепостнического гнета. Они исходят в своих лозунгах прежде всего из интересов народа, а не отдельной личности. Отсюда их требования народности и самобытности искусства, а также тесная связь  с просветительской идеологией, которая  в России, шедшей навстречу революционным  преобразованиям, служила мощным средством  борьбы за свободу.

Далее, своеобразие русского романтизма, в отличие от западного, состояло также в том, что он не носил отвлеченного, теоретического характера, а, по справедливому замечанию  Ап. Григорьева, был «целою эпохою морального развития», отражался «в целой жизни  лиц и даже поколений». Он формировал революционеров - людей героического порыва и действия.

 

II. Романтизм в творчестве  А. С. Пушкина

Романтизму в творчестве Пушкина посвящено большое количество исследований. Среди них чрезвычайно  ценные работы Д. Д. Благого, С. М. Бонди, Г. А. Гуковского, Л.Я. Гинзбург, В. М. Жирмунского, Т. В. Томашевского, и др., в которых нашел глубокое разрешение целый ряд существенных вопросов пушкинского романтизма.

Творческая личность Пушкина, в целом, конечно, не романтическая. По типу таланта Пушкин — художник объективный, художник реалистического  плана. Его художественной мысли, даже в ранних произведениях, присуще  стремление к воссозданию действительности, стремление к пластичности, четкости и конкретности изображения. Тем  не менее Пушкин, духовный склад  и творческая личность которого отличались поразительной многогранностью, способностью самозабвенно отдаваться жизненным  и литературным впечатлениям (герценовское «жить во все стороны»), на определенный период оказался глубоко захваченным романтическим движением. Романтизм был веянием времени. В нем чувствовалось тревожное, порывистое дыхание современности — эпохи политических потрясений и грозовых бурь. В начале 20-х годов романтизм определяет своеобразие пушкинского миропонимания. Пушкин становится главой русского романтизма. С начала романтического периода он входит в русло важнейших идейных и эстетических исканий своего времени. Будучи сравнительно недолгим, романтический период явился для поэта периодом замечательных творческих достижений, не утраченных впоследствии и вошедших в художественную систему зрелого Пушкина как одна из ее граней.

 

II.1. Исследование романтизма  в творчестве Пушкина. Отражение  творческой многогранности в  романтизме Пушкина

Сложность пушкинского романтизма во многом заключается в том, что  поэт пришел к нему в результате уже довольно длительного (если учесть удивительно быстрый расцвет  пушкинского гения) процесса творческого  роста. Известно, что раннее творчество Пушкина связано с использованием и развитием самых разнообразных  поэтических традиций (классицизм, Державин, французская «легкая поэзия», «оссианизм», сентиментальная лирика Карамзина и т. д.). Как справедливо указывают исследователи, Пушкин на протяжении всего своего творческого пути бережно хранил художественные традиции прошлого. Это качество пушкинской поэзии должно было сказаться и на его романтизме.

Романтизм Пушкина отличает творческая многогранность (в ней  же, возможно, заключается и одна из причин дальнейшего стремительного движения к реализму). Романтическая  поэзия Пушкина объединила различные  романтические течения, продолжив  и психологическую линию Жуковского — Батюшкова, и героический, «политический» романтизм декабристов, и катенинскую «простонародность», и многообразный опыт зарубежных романтиков.

При этом романтизм Пушкина, впитавший (как, впрочем, и все его  творчество) героическое мироощущение эпохи конца XVIII—начала ХIХ века, был свободен от трагизма и «разорванности», столь характерных для более  поздних русских романтиков. Национально-исторические истоки пушкинского романтизма определили и своеобразие его философской  основы: Пушкину оказались гораздо  ближе просветительские философские традиции (правда, переосмысленные и переработанные), нежели идеализм Фихте, Канта, Шеллинга.

Романтический период был  для Пушкина обретением, творческой самостоятельности и свободы. Не случайно поэт так ценил в романтизме «парнасский атеизм», дерзкую переоценку «старых кумиров». Именно в романтическую  «эпоху» Пушкиным были преодолены испытанные ранее литературные влияния и  начато создание оригинальной художественной системы.

Романтическое осмысление действительности наиболее полно раскрылось в произведениях, написанных Пушкиным на юге. На это  сразу же обратили внимание современники. Они справедливо увидели в  «южных поэмах» новизну и свободу  обращения с жизненным материалом. При этом принцип романтической  свободы, по их мнению, закономерно  вытекал из жизненности нового искусства, отразившего мироощущение новой  эпохи.

Сам Пушкин также видел  в романтизме прежде всего качественно  новое эстетическое освоение действительности.

Романтические художественные искания Пушкина отразились уже  в его первом крупном произведении — поэме «Руслан и Людмила».

Романтические настроения еще  не овладели глубоко юным поэтом. Они  захватывают Пушкина позже, в  годы пребывания в южной ссылке, благодаря целому ряду причин. Драматический  поворот собственной судьбы, знакомство с «диким» краем, с новыми людьми, в том числе и далекими от цивилизованного  мира, романтика южной природы, увлечение  идеями Руссо, но в романтическом  преломлении и через декабристов (членов «Южного общества»), «метафизические, политические, нравственные разговоры», «демократические споры»... На юге Пушкин переживает и романтически-восторженное чувство любви, и страстное воодушевление  при вести о греческом восстании, за судьбами которого он затем следит с глубоким, почти личным интересом; здесь же он «бредит Байроном»  и считает начавшееся влияние  английского романтизма на русскую  литературу «более полезным», чем влияние  французской поэзии, «робкой и  жеманной».

Новые настроения, мысли, переживания  чрезвычайно усиливают в Пушкине  стремление к яркому, исключительному, непохожему на «обыкновенный», прозаический мир. Позднее, в широко известных  строках «Евгения Онегина» Пушкин писал, что в это романтическое время  ему казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордой девы идеал,

И безыменные страданья...

Так появляется яркий и  необыкновенный мир «южных поэм». Обращаясь  к жизни нерусских народов (черкесов, цыган), Пушкин создает образ свободного, «естественного» человеческого  коллектива, живущего на началах равенства  и «дикой воли». Равнодушию, душевной усталости современного цивилизованного  общества он стремится противопоставить сильные страсти, непосредственность и интенсивность чувств «природного» человека.

II.2 Романтический мир  южных поэм

Романтический подход к жизни  определил поэтическую структуру  произведений, написанных на юге, прежде всего «южных поэм».

Уже «Кавказский пленник» представляет собой ту новую художественную организацию, о которой говорил  Вяземский. Поэма раскрывает «решительный»  эпизод из жизни героя, причем эпизод не замкнутый в себе, а свободно открытый в прошлое и настоящее. Отсюда и «внезапность» зачина, и  тема прошлого, органически включенная во временное движение поэмы как  грустное воспоминание героя об исчезнувшей  «пламенной младости», и неясность, загадочность повествования («не надобно  все высказывать — это есть тайна занимательности»), и перспективный  конец, не завершающий, а как бы открывающий  путь вдаль... А в следующей поэме  — «Бахчисарайский фонтан» —  романтизм художественного мышления Пушкина еще более определяется. Не случайно представители декабристской  критики именно на материале этой поэмы ставили интересные вопросы  романтической художественности. Пушкин совершенствует здесь манеру «непрямого», намекающего, музыкального повествования, начатую в «Кавказском пленнике», и «свободного» лирического движения. Старинное предание о фонтане  слез предстает в поэме как  поэтическая греза автора, окрашивается его настроением, незаметно сливается  с воспоминаниями о былом (например, как плавно и естественно происходит это переключение в конце поэмы!).

Однако романтические  произведения Пушкина не имеют лишь исповедального характера, столь присущего  творчеству Жуковского. Художественное сознание Пушкина обращено не только на раскрытие мира собственной души, но и явлений объективного мира, правда, взятых преимущественно в  их духовном содержании. Вернее, романтическое  художественное сознание поэта оказывается  столь широким, что как бы включает в себя другие человеческие сознания, совершенно различные духовные миры.

Синтезируя достижения своих  предшественников-романтиков, Пушкин в то же время преодолевает их крайности: камерность и субъективность поэзии Жуковского и нормативность декабристов. Он стремится уловить, раскрыть «логику  сознания» своих героев, закономерности их поведения. Отсюда своеобразная «объективность»  пушкинского романтизма. Думается, не правы те исследователи, которые  считают, что уже в первой романтической  поэме Пушкина содержится критика  романтического индивидуализма и осуждается эгоизм Пленника, который не бросился спасать всем ему пожертвовавшую Черкешенку. В поэме «изнутри»  поняты автором и равно оправданы  душевные движения и Пленника, и  Черкешенки. Для нее, самоотверженно и пылко полюбившей, весь мир сосредоточился в этом чувстве,— и гибель ее трогательна  и прекрасна. Для него же встреча  с ней — лишь эпизод, он благодарен ей, но он ее не любит; полученная из ее рук свобода открывает перед  ним какие-то новые перспективы  и цели. И Пушкин защищал своего героя от упреков критиков: «Он  не влюблен в Черкешенку — он прав, что не утопился...». В данном случае в поэме выразилась определенная черта романтического художественного  сознания, для которого характерно не только стремление к абсолютному  идеалу, но и сомнение и скепсис (и  по мере эволюции романтизма, в связи  с углублением социально-исторических противоречий, эта последняя черта  усиливалась) — и отсюда стремление к абсолютному сочеталось с мыслью об относительности идеалов, мерок, критериев. Очевидно, поэтому романтический  герой обычно стоит «по ту сторону  добра и зла».

Романтический релятивизм, конечно, таил в себе большую опасность. Но в свое время он резко противостоял официальным прописным истинам, ходячей морали, всяческого рода этическим  штампам. В нем сказалось стремление романтиков раскрыть жизнь в ее связях, взаимных переходах, отказ от категоричности и незыблемых истин классицизма. Впоследствии, благодаря победе историзма  и социальной конкретности в своем  миропонимании, Пушкин будет анализировать  и оценивать своих героев, исходя из четких нравственных критериев (причем это будет уже не общечеловеческая, но демократическая нравственность). Сейчас же Пушкину понятны и самоотверженное  благородство Черкешенки, и «рассудительность» Пленника. И в «Бахчисарайском  фонтане» Пушкин стремится найти  «внутреннюю меру» различных  психологических явлений, понять «изнутри»  противоположные человеческие индивидуальности.

Информация о работе Романтический герой в творчествн Пушкина и Лермонтова