Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Русский романтизм — следствие пробудившегося национального и социального самосознания человеческой личности. Толчком к возникновению романтического миропонимания послужили французская буржуазная революция 1789—1794 гг., начавшийся кризис самодержавно-крепостнической системы в России, Отечественная война 1812 года.
I. Истоки русского романтизма. Три основных этапа русского романтизма и их критическая характеристика.
II. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина
1. Исследование романтизма в творчестве Пушкина. Отражение творческой многогранности в романтизме Пушкина.
2. Романтический мир южных поэм:
а) «Кавказский пленник»: характер поэмы её психологизм, система образов, тенденция к реалистическому изображению;
б) «Цыганы» - расцвет романтического начала в творчестве А.С. Пушкина.
III. Традиции европейского и русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова, эволюция жанра.
1. Поэма «Мцыри». Трагическое осмысление просветительской идеи, образа «естественного человека»:
а) сюжет, композиция поэмы;
б) противоречивость натуры главного героя.
2. Отражение в поэме «Демон» принципиально новой авторской мысли об абсолютных жизненных ценностях:
а) диалектика борьбы противоположных начал в целостном поэтическом образе;
б) трагедии главных героев;
в) утверждение автора мысли о гармонии, смысле, абсолютных ценностях жизни.
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
Студента I курса режиссерского факультета ВТУ им. Б. Щукина
Романа Михеенкова
План:
I. Истоки русского романтизма. Три основных этапа русского романтизма и их критическая характеристика.
II. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина
1. Исследование романтизма в творчестве Пушкина. Отражение творческой многогранности в романтизме Пушкина.
2. Романтический мир южных поэм:
а) «Кавказский пленник»: характер поэмы её психологизм, система образов, тенденция к реалистическому изображению;
б) «Цыганы» - расцвет романтического начала в творчестве А.С. Пушкина.
III. Традиции европейского
и русского романтизма в
1. Поэма «Мцыри». Трагическое осмысление просветительской идеи, образа «естественного человека»:
а) сюжет, композиция поэмы;
б) противоречивость натуры главного героя.
2. Отражение в поэме «Демон» принципиально новой авторской мысли об абсолютных жизненных ценностях:
а) диалектика борьбы противоположных начал в целостном поэтическом образе;
б) трагедии главных героев;
в) утверждение автора мысли о гармонии, смысле, абсолютных ценностях жизни.
I. Истоки русского романтизма. Три основных этапа русского романтизма и их критическая характеристика
Русский романтизм — следствие пробудившегося национального и социального самосознания человеческой личности. Толчком к возникновению романтического миропонимания послужили французская буржуазная революция 1789—1794 гг., начавшийся кризис самодержавно-крепостнической системы в России, Отечественная война 1812 года.
Русский романтизм прошел в своем развитии три основных этапа. Первый приходится примерно на 1801 —1815 годы. Главную роль в романтическом движении в это время играют Жуковский и Батюшков, отразившие, прежде всего, боль и страдание духовно богатой личности.
Второй этап в истории
русского романтизма — декабристский
(1816—1825). Творчество романтиков в эти
годы носит преимущественно
Третий этап (1826—1841) начинается после подавления восстания декабристов. В романтическом искусстве в это время активно проявляют себя Н. Полевой, писатели, связанные с кружком «любомудров», Лермонтов, поднявший романтизм на новую ступень. Романтики в этот период стремятся сблизиться с жизнью, их творчество, не утрачивая романтической специфики, становится более объективным.
Русский романтизм в целом
самобытен. Опираясь в своих идейно-эстетических
исканиях на традиции Западной Европы,
он их развивает и обогащает
Весьма сильны мотивы разочарования,
недоверия к разуму, к просвещению.
Главное внимание они уделяют
страданию духовно богатой
В ином идейно-эстетическом
плане развивается творчество романтиков
декабристской ориентации. Оно лишено
пессимизма, исполнено веры в прогресс.
Революция в России была не свершившимся
фактом, как в Западной Европе, а
делом будущего. Поэтому центральным
пунктом в программе
Далее, своеобразие русского романтизма, в отличие от западного, состояло также в том, что он не носил отвлеченного, теоретического характера, а, по справедливому замечанию Ап. Григорьева, был «целою эпохою морального развития», отражался «в целой жизни лиц и даже поколений». Он формировал революционеров - людей героического порыва и действия.
II. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина
Романтизму в творчестве
Пушкина посвящено большое
Творческая личность Пушкина,
в целом, конечно, не романтическая.
По типу таланта Пушкин — художник
объективный, художник реалистического
плана. Его художественной мысли, даже
в ранних произведениях, присуще
стремление к воссозданию
II.1. Исследование романтизма
в творчестве Пушкина.
Сложность пушкинского романтизма
во многом заключается в том, что
поэт пришел к нему в результате
уже довольно длительного (если учесть
удивительно быстрый расцвет
пушкинского гения) процесса творческого
роста. Известно, что раннее творчество
Пушкина связано с
Романтизм Пушкина отличает
творческая многогранность (в ней
же, возможно, заключается и одна
из причин дальнейшего стремительного
движения к реализму). Романтическая
поэзия Пушкина объединила различные
романтические течения, продолжив
и психологическую линию
При этом романтизм Пушкина, впитавший (как, впрочем, и все его творчество) героическое мироощущение эпохи конца XVIII—начала ХIХ века, был свободен от трагизма и «разорванности», столь характерных для более поздних русских романтиков. Национально-исторические истоки пушкинского романтизма определили и своеобразие его философской основы: Пушкину оказались гораздо ближе просветительские философские традиции (правда, переосмысленные и переработанные), нежели идеализм Фихте, Канта, Шеллинга.
Романтический период был для Пушкина обретением, творческой самостоятельности и свободы. Не случайно поэт так ценил в романтизме «парнасский атеизм», дерзкую переоценку «старых кумиров». Именно в романтическую «эпоху» Пушкиным были преодолены испытанные ранее литературные влияния и начато создание оригинальной художественной системы.
Романтическое осмысление действительности
наиболее полно раскрылось в произведениях,
написанных Пушкиным на юге. На это
сразу же обратили внимание современники.
Они справедливо увидели в
«южных поэмах» новизну и свободу
обращения с жизненным
Сам Пушкин также видел в романтизме прежде всего качественно новое эстетическое освоение действительности.
Романтические художественные искания Пушкина отразились уже в его первом крупном произведении — поэме «Руслан и Людмила».
Романтические настроения еще
не овладели глубоко юным поэтом. Они
захватывают Пушкина позже, в
годы пребывания в южной ссылке,
благодаря целому ряду причин. Драматический
поворот собственной судьбы, знакомство
с «диким» краем, с новыми людьми,
в том числе и далекими от цивилизованного
мира, романтика южной природы, увлечение
идеями Руссо, но в романтическом
преломлении и через
Новые настроения, мысли, переживания
чрезвычайно усиливают в
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И безыменные страданья...
Так появляется яркий и необыкновенный мир «южных поэм». Обращаясь к жизни нерусских народов (черкесов, цыган), Пушкин создает образ свободного, «естественного» человеческого коллектива, живущего на началах равенства и «дикой воли». Равнодушию, душевной усталости современного цивилизованного общества он стремится противопоставить сильные страсти, непосредственность и интенсивность чувств «природного» человека.
II.2 Романтический мир южных поэм
Романтический подход к жизни
определил поэтическую
Уже «Кавказский пленник»
представляет собой ту новую художественную
организацию, о которой говорил
Вяземский. Поэма раскрывает «решительный»
эпизод из жизни героя, причем эпизод
не замкнутый в себе, а свободно
открытый в прошлое и настоящее.
Отсюда и «внезапность» зачина, и
тема прошлого, органически включенная
во временное движение поэмы как
грустное воспоминание героя об исчезнувшей
«пламенной младости», и неясность,
загадочность повествования («не надобно
все высказывать — это есть
тайна занимательности»), и перспективный
конец, не завершающий, а как бы открывающий
путь вдаль... А в следующей поэме
— «Бахчисарайский фонтан» —
романтизм художественного
Однако романтические произведения Пушкина не имеют лишь исповедального характера, столь присущего творчеству Жуковского. Художественное сознание Пушкина обращено не только на раскрытие мира собственной души, но и явлений объективного мира, правда, взятых преимущественно в их духовном содержании. Вернее, романтическое художественное сознание поэта оказывается столь широким, что как бы включает в себя другие человеческие сознания, совершенно различные духовные миры.
Синтезируя достижения своих
предшественников-романтиков, Пушкин
в то же время преодолевает их крайности:
камерность и субъективность поэзии
Жуковского и нормативность декабристов.
Он стремится уловить, раскрыть «логику
сознания» своих героев, закономерности
их поведения. Отсюда своеобразная «объективность»
пушкинского романтизма. Думается,
не правы те исследователи, которые
считают, что уже в первой романтической
поэме Пушкина содержится критика
романтического индивидуализма и осуждается
эгоизм Пленника, который не бросился
спасать всем ему пожертвовавшую
Черкешенку. В поэме «изнутри»
поняты автором и равно оправданы
душевные движения и Пленника, и
Черкешенки. Для нее, самоотверженно
и пылко полюбившей, весь мир сосредоточился
в этом чувстве,— и гибель ее трогательна
и прекрасна. Для него же встреча
с ней — лишь эпизод, он благодарен
ей, но он ее не любит; полученная из ее
рук свобода открывает перед
ним какие-то новые перспективы
и цели. И Пушкин защищал своего
героя от упреков критиков: «Он
не влюблен в Черкешенку — он
прав, что не утопился...». В данном
случае в поэме выразилась определенная
черта романтического художественного
сознания, для которого характерно
не только стремление к абсолютному
идеалу, но и сомнение и скепсис (и
по мере эволюции романтизма, в связи
с углублением социально-
Романтический релятивизм,
конечно, таил в себе большую опасность.
Но в свое время он резко противостоял
официальным прописным истинам,
ходячей морали, всяческого рода этическим
штампам. В нем сказалось стремление
романтиков раскрыть жизнь в ее связях,
взаимных переходах, отказ от категоричности
и незыблемых истин классицизма.
Впоследствии, благодаря победе историзма
и социальной конкретности в своем
миропонимании, Пушкин будет анализировать
и оценивать своих героев, исходя
из четких нравственных критериев (причем
это будет уже не общечеловеческая,
но демократическая
Информация о работе Романтический герой в творчествн Пушкина и Лермонтова