Работа над образом-персонажем в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:15, реферат

Краткое описание

Изучение художественного произведения на уроках литературного чтения
в начальной школе нацелено на решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач.В соответствии с требованиями Федерального Государ-
ственного образовательного стандарта начального общего образования перед
учителем поставлены чёткие цели в данной предметной област

Файлы: 1 файл

Работа над образом.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

            Работа над образом  – персонажем  художественного                произведения  в  начальной школе. 

        Изучение художественного произведения  на уроках литературного чтения 

в начальной школе  нацелено на решение сложного комплекса  образовательных и воспитательных задач.В соответствии с требованиями Федерального Государ-

ственного образовательного стандарта начального общего образования  перед 

учителем поставлены чёткие цели в данной предметной области  среди которых

формирование в  ребёнке умения « осознанно воспринимать и оценивать содер- жание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев» .Активная воспитатель-

ная сила литературного  произведения заключается в том , что оно не оставляет

равнодушным маленького читателя ,затрагивает в нём самые  сокровенные мыс- ли и чувства ,побуждает  его к духовным размышлениям ,нравственному  самово- спитанию.

     В практической деятельности учитель достигает  этих целей через хорошо прописанную  в методической литературе систему работы над художественным произведением. (М.Р.Львов , Т.Г.Рамзаева ,Н.Н.Светловская «Методика обучения

русскому языку  в начальных классах».)

Обобщенную схему  этого процесса можно представить  следующим образом: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Как  видим, раскрытие идеи произведения  невозможно без выявления основных  черт действующих лиц ,мотивов  их поступков  ,а значит работа  над образом-персонажем занимает  ведущее место в системе работы  на уроках

литературного чтения.

          В начальной школе работа над характеристикой героев произведения

имеет свои особенности  и сопряжена с целым рядом  трудностей. В силу не-

достаточного жизненного опыта и относительно бедного  словарного запаса ,

младшие школьники  пытаясь дать оценку тому или иному  персонажу ограничи- ваются  понятиями «хороший – плохой» , «добрый – злой .» Попыткой преодо-

леть эти трудности  и разнообразить работу  по раскрытию  характерных черт

литературных героев стало создание картотеки слов характеризующих  лично –стные качества. Картотека создаётся и пополняется в процессе коллективной

работы детей и  учителя начиная с первых уроков литературного чтения. Гене-

раторами идей являются ,как правило ,ученики с высоким  уровнем интеллекту- ального,речевого,нравственного  развития. В исключительных случаях нужное

понятие предлагает сам  учитель ,естественно должным образом  раскрывая де-

тям его сущность.К  окончанию начальной школы наша «словарная копилка»

содержит порядка 60  слов.При условии систематической  работы с картотекой мы добиваемся следующих положительных результатов. 

    • Понимание детьми характера героя произведения становится более глубоким, осознанным,многогранным:
 
    • Появляются  новые возможности в организации  дифференцированной работы на уроке. Дети с высоким речевым развитием полнее раскры-вают свои возможности перед классом,что используется для развития

         остальных.  Пополняется словарный запас  детей, слова,ранее даже не

      знакомые,постепенно вхоят в разряд активно используемых. 

    • Данный приём  способствует более полной реализации воспитательных

      задач урока.

          

    • Работа способствует формированию рефлексивных  способностей ре-

      бёнка. 

Приводим возможные  варианты заданий с использованием карточек. 

  1. Выбери из предложенных вариантов только те ,которые характеризуют  данного героя. Докажи это примерами из текста.
 
  1. Какие из перечисленных  качеств ты считаешь положительными (отрица-

          тельными) Почему? 

  1. Какие качества героя присущи и тебе тоже? А  какими из них тебе хоте -    

    лось бы обладать? 

  1. Найди в тексте и прочитай отрывок ,в котором наиболее полно раскры-

    вается данная черта  характера героя. 

  1. Выбери из предложенных близких по значению слов наиболее точно

    характеризующее героя (например: любознательность – любопытство, настойчивость – упрямство,находчивость – хитрость) 

      6.   Вспомни прочитанные ранее произведения,герои  которых обладали   схо- 

            жими качествами. 

      Используя  картотеку нетрудно организовать  работу в парах и малых группах.

Существует хорошая  возможность использовать данный приём  для создания интересных проблемных ситуаций на уроке литературного чтения .

Например ,при знакомстве с рассказом В.Осеевой «Почему?»дети  в процессе

работы выделяют следующие  качества главного героя Алёши:  

      шалость

      лживость

      трусость

      стыдливость

      смелость

                честность

      доброта

          Наглядно представлено противоречие,которое  быстро осознаётся детьми.

Размышляя над возникшей  ситуацией,ученики приходят к выводу о сложности и многогранности  человеческого характера ,о том,  как  способен меняться герой

под влиянием жизненных  обстоятельств.

                       Карточки  со  словами  размером 20х4 см  выполнены  из плотного  картона и подходят как для  организации индивидуальной и  групповой работы,так и для  размещения их на доске для  фронтальной работы. 
 

     Список  слов из картотеки для характеристики литературного героя. 

       Аккуратность,безрассудство,беспощадность,благородство,болтливость,

вежливость,  великодушие,  внимательность,  выносливость , высокомерие,

глупость, гордость, грубость, деликатность, дерзость, доброжелательность,

добросовестность,доверчивость,жадность, жестокость,зависть,зазнайство,зас-

тенчивость, злопамятность, искренность,коварство,красноречие,легкомыслие,

лень,лживость,любознательность,любопытство,мстительность,наивность,настойчивость,неблагодарность,невежество,нежность,независимость,неряшливость,

отвага,общительность,отзывчивость,подлость,покорность, правдивость,преда-

тельство, привередливость, простота, равнодушие,рассудительность,робость,

самостоятельность,скромность,скупость,смелость,сострадание,старательность,

трудолюбие,хитрость,чуткость,щедрость. 

Информация о работе Работа над образом-персонажем в старших классах