Мастер и Маргарита

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:23, реферат

Краткое описание

Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет. Тема “художник и общество” всегда волновала писателя, что нашло отражение, в частности, в его пьесе о Пушкине “Последние дни”, над которой он работал в начале 30-х годов. Однако свое наиболее глубокое воплощение эта тема нашла в главной книге Булгакова.

Оглавление

Введение
Глава 1. Борьба добра и зла в героях романа
§ 1. Образ Иешуа
§ 2. Образ Мастера
§ 3. Образ Понтия Пилата
Глава 2. Сила зла, творящая добро
§ 1. Образ Воланда
§ 2. Образ Маргариты
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Мастер и Маргарита.docx

— 140.28 Кб (Скачать)

Так, в движении и развитии образа Маргариты Булгаковым была соблюдена соловьевская теология вечной женственности. Но конечно же, в художественно - психологическом  отношении этот образ блестяще разработан в романе по-булгаковски.

Заслуживает упоминания точка зрения В. М. Акимова, согласно которой любовь в нравственном мире булгаковского романа - это постоянное нарушение справедливости и непрерывное  отступление от истины. “В этом смысле, - считает критик, - “Мастер и Маргарита” - роман о трагедии любви, притом трагедии безысходной. <...> Для Мастера  любовь - всего лишь условие “комфорта”, но отнюдь не смысл жизни <...> И  для Маргариты ее любовь к Мастеру  при всей романтической экзальтации - тоже всего лишь “компенсация”  иной. подлинной, но неудавшейся жизни.”  Но согласиться с этой точкой зрения не представляется возможным: нельзя считать  неудавшейся жизнь, в которой  была такая любовь.

Основным принципом  повествования во второй части романа Булгакова является принцип фантастичного  перевоплощения и карнавальности, позволяющей  автору насытить сюжетные события массой действующих лиц и создать  имитацию причастности читателя к тайнам жизни. Перевоплотившись в королеву Марго, героиня проникает в потусторонний  мир. И он оживает перед ней  во всей своей фантасмагории.

Но Маргарита  не теряется в этом мире. Совершенно недвусмысленно она готова отдать за любимого свою душу: “После всех волшебств  и чудес ... она уже догадывалась, к кому именно в гости ее ведут, но это не пугало ее. Надежда на то, что тем ей удастся добиться возвращения  своего счастья, сделала ее бесстрашной” (201). “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!” (181)

В сделку с дьяволом вступает не герой, а героиня, именно ее избирает нечистая сила. Вот почему П. Андреев называет роман “Мастер  и Маргарита” “своего рода “анти-Фаустом” и отвергает причастность к образу возлюбленной Мастера теории “вечной женственности” В. С. Соловьева: “Место благочестивой Гретхен занимает раскосая ведьма, королева шабаша. А уж о “вечной женственности” вряд ли стоит вспоминать! И если в творчестве Гете, как еще раньше в Книге Иова, человек побеждает Губителя и Искусителя, то ныне он становится его легкой добычей.”

Но все-таки Маргарита  берет на себя активную роль и пытается вести ту борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой отказывается Мастер. И  страдание рождает в ее душе жестокость (которая, однако, не укоренилась в  ней). Когда силы тьмы наделяют Маргариту  сверхъестественными свойствами - летать и быть невидимой - они использует их для мести. И во время погрома  в Доме Драмлита страдают не только гонителя мастера, но и невинные люди. И только вид испуганного ребенка  заставляет бездетная Маргариту  “смягчить свой осипший на ветру, преступный голос” (194) и рассказать мальчику печальную “сказочку”: “... Была на свете одна тетя. И у нее  не было детей, и счастье вообще тоже не было. И вот она сперва долго  плакала, а потом стала злая” (195).

Однако, еще до встречи с нечистой силой Маргарита  уже приняла на себя роль ведьмы и “временное ведьмино косоглазие”, которое исчезло после принятия вина Азазелло, вовсе не временное, оно появилось раньше: “Что нужно  было этой женщине, в глазах которой  всегда горит какой-то непонятный огонек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме ...?” (177).

Таким образом, Маргарита отнюдь не во всем представляет собой идеал. Еще один ее грех - участие  в бале Сатаны вместе с величайшими  грешниками. которые после бала превращались в прах, возвращались в небытие. “Но  этот грех совершается в иррациональном, потустороннем мире, действие Маргариты  здесь никому не причиняет никакого вреда и потому не требует искупления.”  Очень ярко проявляется характер Маргариты во взаимоотношениях с  Воландом. Человеческая натура Маргариты, с ее душевными порывами, преодолением соблазнов и слабостей, раскрывается как сильная и гордая, совестливая  и честная. Именно такой Маргарита  предстает на балу. “Она интуитивно с сразу схватывает истину, как  способен на это лишь нравственный и разумный человек с легкой душой, не отягощенный грехами. Если она  по христианским догмам и грешница, то такая, которую язык не поворачивается осудить, ибо любовь ее на редкость самоотверженна, так может любить только истинно земная женщина”

Именно такой  Маргарита предстает и после  бала, когда приходит время расплаты: “Черная тоска как-то сразу подкатила  к сердцу Маргариты. <...> Никакой  награды за все ее услуги не балу никто, по-видимому, ей не собирался  предлагать, как никто ее и не удерживал. <...> Попросить, что ли самой. как искушающе советовал  Азазелло...? “Нет, ни за что”, - сказала  она себе” (227). И далее: “Мы вас  испытывали, - продолжал Воланд, - никогда  и ничего не просите! Никогда и  ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат  и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!” (228).

На балу перед  Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц вперемешку с  распутниками и сводниками. И это  не случайная булгаковская героиня  мучается из-за своей измены мужу и, подсознательно, этот свой поступок ставит в один ряд с величайшими преступлениями. “С одной стороны, - пишет Б. В. Соколов, - обилие отравителей - это отражение  в мозгу героини мысли о  возможности самоубийства вместе с  возлюбленным с помощью яда. С  другой стороны, тот факт, что в  дальнейшем Мастер и Маргарита будут  отравлены мужчиной - Азазелло, оставит  возможность рассматривать их отравление (или самоубийство) в качестве мнимого, поскольку все отравители - мужчины  на балу - на самом деле отравители мнимые”. Воланд, знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами, как бы испытывает ее любовь к Мастеру, усиливает муки ее совести. “В то же время Булгаков как будто оставляет и альтернативную возможность: бал у Воланда и все связанные с ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, которая мучается из-за отсутствия известий о Мастере и из-за своей вины перед мужем.” Последнее утверждение представляется спорным, поскольку бал у Воланда и то, что за ним следует, на самом деле видится более реальным, чем вся предыдущая жизнь героини. “Ее волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны, что каким-то чудом Мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман, что опять все оказалось на своем месте в подвале в переулке...” (267) И еще ранее: “Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой” (230).

По мнению Б. С. Немцева, характер Маргариты, раскрывшийся на балу у Сатаны, представляется продолжением и развитием ренессансных традиций, когда в условиях крайне нормативного государства женщина, преступающая семейный долг и ради любимого отдающая в душу дьяволу, бросает вызов  этому государству - гонителю ее возлюбленного. “Власти предержащим сама возможность  чьей-то неподконтрольности уязвляет, поэтому Воланду ясно, что счастливыми  свободные люди здесь быть не могут.”  Он умерщвляет и Маргариту, и Мастера. предоставив им “покой” и соединив любовников навечно в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется  высшая свобода.

Заключение

Значительное  значение булгаковского романа восходит к нравственным заповедям древнего мира, к фольклорным формулам справедливости с их прозрачной символикой - бесы, жертвоприношение, распятье. Вклад Булгакова в вечную тему, его новаторство прослеживаются на каждой странице “Мастера и Маргариты”: прямо - в декларациях Мастера, Иешуа. Воланда, Пилата, косвенно - в сатирических эпизодах, утверждающих авторский идеал. Свобода человеческого духа и  духовность нравственного выбора неизменно  волнует автора. Образы персонажей романа невозможно свести к определенным типам: они собирательны. Бесспорными  представляются автобиографичность образа Мастера и значительное проецирование  образа Маргариты на Е. С. Булгакову. Образы романа перекликаются друг с  другом. Зеркальная симметрия связывает  Понтия Пилата и Воланда, Ивана Бездомного и Левия Матвея, Низу и Маргариту. Многие взгляды, поступки, проблемы аналогичны у Иешуа и Мастера, Мастера  и Понтия Пилата.

Представители духовного начала (которое, по Булгакову, бессмертно) сосуществуют, признавая  положение друг друга в космической  иерархии: Иешуа по отношению к  Воланду, Воланд - к Иешуа и Мастеру, Мастер - к Бездомному.

С помощью средств  фантастики и гротеска автор сумел  возвести свои персонажи на высшую ступень типизации, создать художественные типы - ярко индивидуализированные (Понтий Пилат), философски значимые (Воланд). Каждый значительный тип несет в себе противоречие и в то же время выражает определенную идею. Типы в произведении Булгакова имеют гипотетический характер и усиливают философскую  значимость всей художественной системы  романа. Центральные персонажи являются не столько характерами, сколько  типами персонифицированного сознания. Бессмертие служит для писателя предметом  дискуссии. На отношение к идее бессмертия строятся все основные типы сознания героев романа: эстетическое Мастера, эмоциональное Маргариты, “государственное”  Пилата, массовое сознание и, наконец, сознание нравственного абсолюта Иешуа.

Однако наличие  подобной структуры не приводит к  превращению персонажей в носителей  авторских идей. Все действующие  лица - это живые люди с яркими портретными характеристиками и  другими запоминающимися качествами.

Ни один из главных  героев не вызывает отрицательного отношения. Даже Воланд. который традиционно  должен внушать страх, вызывает скорее улыбку и сочувствие тому, как ловко  он выводит не чистую воду людей, подобных Берлиозу, Лиходееву или Босому. Все главные герои вызывают несомненную  симпатию, не являясь в то же время  идеальными.

В романе Булгакова  живет глубокая вера в непреложные  нравственные законы. Вслед за Кантом писатель считает, что нравственный закон заключает внутри человека не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. Проблемы любви и равнодушия, трусости и  раскаяния, добра и зла раскрыты во всем блеске его мастерства. Они  присутствуют в обрисовке каждого  из центральных образов.

Использованная  литература

  1. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. - 1990 - №7
  2. Абрагам П.Р. Роман “Мастер и Маргарита” М.Булгакова в аспекте литературных традиций. - М., 1989
  3. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. - М., 1995
  4. Андреев П. Беспросветье и просвет. // Литературное обозрение. - 1991 - № 5
  5. Бабинский М.Б. Изучение романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита” в XI классе. - М., 1992
  6. Барков А.Н. О Булгакове, Маргарите и мастерах социалистической литературы. - Киев, 1990
  7. Барков А. О чем говорят парадоксы // Литературное обозрение. - 1991 -№5
  8. Белый А. О “Мастере и Маргарите” // Вестник русского христианского движения. - Париж, 1974 -№ 112 ( 113 )
  9. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. - М., 1990
  10. Булгаков Михаил. Избранное. - М., 1980
  11. Булгаков М.А. Под пятой: Мой дневник. - М., 1990
  12. Вахитова Т.М. Проблема власти в романе “Мастер и Маргарита” // Творчество Михаила Булгакова / АН СССР Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). - Л., 1991, кн.2
  13. Виноградов И. Завещание Мастера // Вопросы литературы. - 1968 - №6
  14. Вулис А.В. Литературные зеркала. - М., 1991
  15. Вулис А.В. Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. - М., 1991
  16. Гаврюшин И.К. Нравственный идеал и литургическая символика в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита” // Творчество Михаила Булгакова / АН СССР Ин-т рус. лит. ( Пушк. дом). кн. 3
  17. Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М., 1986
  18. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки рус. лит. ХХ в. ( ст. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”; Новый Завет в произведениях М.А.Булгакова ). - М., 1994
  19. Ермолинский С.А. Из записок разных лет. - М., 1990
  20. Казаркин А.П. Литературно-критическая оценка. - Томск, 1987
  21. Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения ( Вокруг “Мастера и Маргариты” М.Булгакова Кемерово, 1988
  22. Камараш И. За мной, читатель! Восприятие, трактовка и эффект романа “Мастер и Маргарита” в Венгрии: Лит. - социол. исследование. - Будапешт, 1984
  23. Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” // Литературные традиции в поэтике М.Булгакова: Межвуз. сб. науч. тр. - Куйбышев, 1990
  24. Кораблев А.А. Евангелие от Дьявола ( эзотерическая интерпретация романа “Мастер и Маргарита” ) Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991
  25. Лакшин В.Я. Булгакиада. - Киев, 1991
  26. Лакшин В.Я. О прозе М.А.Булгакова и о нем самом // Булгаков М. Избранная проза. - М., 1966
  27. Лакшин В.Я. Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” // Новый мир. - 1968 - № 6
  28. Лосев В.В. Вступ. ст. к кн. Булгаков М.А. Великий канцлер: Черновые ред. романа “Мастер и Маргарита”. - 1992
  29. Макаровская Г. и Жук А. О романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита” // Волга - 1968 - № 6
  30. Метченко А. Современное и вечное. В сб.: Эстетика сегодня ( актуальные проблемы). - М., 1971
  31. Миллиор Е. Размышления над романом М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. - Л., 1975
  32. Михаил Булгаков: современные толкования: к 100-летию со дня рождения. 1891-1991. Сб. обзоров / АН СССР. ИНИОН. - М., 1991
  33. Мягков Б.С. Булгаковская Москва. - М., 1993
  34. Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. - Самара, 1991
  35. Николаев П.А. М.Булгаков и его главная книга // Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М., 1988
  36. Новиков В.В. Михаил Булгаков - художник. - М., 1996
  37. Палиевский П.В. Последняя книга М.Булгакова // Литература и теория. - М., 1979
  38. Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков. - М., 1993
  39. Паршин Л.К. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. - М., 1991
  40. Пенкина Е.О. Реализация идей русского экзистенциализма в творчестве М.А.Булгакова ( “Мастер и Маргарита” ) // Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991
  41. Петелин В.В. Возвращение мастера: ст. о М.А.Булгакове. - М., 1986
  42. Петелин В.В. Михаил Булгаков. - М., 1989
  43. Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев: Учение о природе философского знания // Вопросы философии. - 1982 - № 6
  44. Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” в школьном изучении. - Кировоград, 1991
  45. Рощин М.М. Мастер и Маргарита. - М., 1987
  46. Санр Азиз Функции метафоры в художественном тексте и ее лингвопрагматическая интерпретация ( на материале романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита” ). - М., 1993
  47. Сидоров Е. М.А.Булгаков // Михаил Булгаков. Избранное. - М., 1980
  48. Симонов К. О трех романах Михаила Булгакова // Михаил Булгаков. Романы. - Л., 1978
  49. Скорино Л. Лица без карнавальных масок // Вопросы литературы. - 1968 - № 6
  50. Смелянский А.М. Уход. - М.. 1988
  51. Соколов Б.В. Михаил Булгаков: ( 100 лет со дня рождения ). - М., 1991
  52. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. - М., 1991
  53. Степанюк Д.М. Писатель и власть ( Из эпистолярного наследия М.Булгакова ) // Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991
  54. Творчество Михаила Булгакова. - Томск, 1991
  55. Утехин Н.И. Исторические грани вечных истин ( “Мастер и Маргарита” М.Булгакова ) // В сб. Современный советский рассказ. Философские аспекты. - Л., 1979
  56. Химич В.В. “Странный реализм” М.Булгакова. - Екатеринбург, 1995
  57. Чеботарева В.А. Рукописи не горят: ( о творчестве М.А.Булгакова ). - Баку, 1991
  58. Черникова Г.О. О некоторых особенностях философской проблематики романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. - М., 1971
  59. Чудакова М.О. Гоголь и Булгаков // Гоголь: история и современность. - М., 1985
  60. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М., 1988
  61. Шварц А.Л. Жизнь и смерть Михаила Булгакова. - Tenafly ( № 7 ), 1988
  62. Шенцева Н.В. и др. Новое о Булгакове. - Йошкар-Ола, 1993
  63. Эрастова А.В. Традиции философского романа Ф.М.Достоевского в прозе М.А.Булгакова ( “Братья Карамазовы” и “Мастер и Маргарита” ). - Нижний Новгород, 1995
  64. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. - М., 1983

Информация о работе Мастер и Маргарита