Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 15:07, курс лекций
1.Основные задачи истории литературы.
Литература – процесс собственных исторических закономерностей.
Задачи истории литературы:
Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;
Поиски внутренней логики развития литературы.
На всякий случай привожу понятие РЕФЛЕКСИЯ — тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. То есть по-другому в широком смысле можно сказать, что это осознавание или абстрагирование.
Третья
стадия (индивидуально-авторская)(
Теперь про литературные направления.
Стадиальность развития литературы фиксирует лишь наиболее глубокие, структурные изменения, сдвиги в художественном сознании. Необходимо более детальное, конкретное лит.процесса, в соответствии с приятой периодизацией нац., региональных, мировых ли-р, так или иначе всегда соотнесенной с исторической периодизацией.
Одно из важнейших понятий, связанных с литературным процессом, является понятие литературного направления. Его важнейшие черты:
конкретно-исторически хар-р – связь с определенным периодом в развитии национальной, региональной, мировой лит-р,
формирование на основе определенного художественного (творческого) метода
программность, свидетельствующая о высоком уровне художественного самосознания писателей, ярко проявляется в создании эстетических манифестов, составляющих некую платформу для объедин. писателей.
Поспелов: Разграничение понятий «течение» и «направление»: течение м.б. стихийным, а может «направляться»; вне течений литература развиваться не может, в то время как Софокл, Боккаччо и Рабле, Сервантес и Шекспир творили вне направлений. Появление направлений – признак зрелости литературы. Они возникают тогда, когда «группа писателей той или иной странный и эпохи объединяется на основе какой-то творческой программы и создает свои произведения, ориентируясь на ее положения.
Основные лит. направления.
Барокко (с сер 16 века +17 век)
отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии
разочарование в гуманистическом пафосе искусства Возрождения, появление трагических настроений.
стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах
Яркий представитель – Кальдерон (Испания)
В России – Полоцкий, Медведев, Истомин. Основные жанры – патораль, трагикомедия, бурлеск.
16 век – Плеяда (все вспоминаем Плеяду, перепечатывать не буду). С созданием Плеяды обозначился один из важнейших признаков, свойственных будущим лит. направлением- создание манифеста. (Защита и прославление французского языка). Плеяда была первым, но не очень широким лит. направлением, кот. назвало себя школой.
Еще более четко признаки лит. направлений: классицизм. Манифест – «Поэтическое искусство» Буало.
В России: Ломоносов, Сумароков и пр.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешение которых не допускается.
сентиментализм (предромантизм (преромантизм))
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).
Романтизм (первая треть 19 века)- реакция на Просвещение
Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы.
Началась индивидуально-авторская (третья) стадия развития литературы
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели)
Считается, что Романтизм в Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы»
Россия – Жуковский, Рылеев, Пушкин…
течения (в другом значении, чем у Поспелова): гражданский романтизм (Байрон, Рылеев, Пушкин), религиозно-этический романтизм (Шатобриан, Жуковский)
реализм
правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.
Белинский сказал о натуральной школе, отцом кот. он считал Гоголя.
реализм 19 века – критический (изображение перспектив развития об-ва, элементы утопизма)
как направление основывается на реалистическом методе, программа кот. была разработана Белинским.
Просуществовал как направление до конца 19 века, хотя сам метод продолжил жить.
Конец 19 века – символизм (начало модернизма). Его называют и направлением, и школой. — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Мистика, символизм, расширение художесвтенной впечатлительности.
Имажинизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм и нек. другие
Социалистический реализм — художественный метод литературы и искусства, построенный на социалистической концепции мира и человека. Художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества. Следовательно, он должен изображать жизнь в свете идеалов социализма. Понятие «реализм» — литературное, а понятие «социалистический» — идеологическое. Они сами по себе противоречивы, но в этой теории искусства они сливаются. В результате создавались нормы и критерии, диктуемые коммунистической партией, и художник должен был творить в соответствии с ними.
Литература социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии. Писатель был «инженером» души человека. Своим талантом он влиял на читателя как пропагандист. Он воспитывал читателя в духе партии и вместе с тем поддерживал её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. Правда в смысле социалистического реализма это не то, что вытекает из собственного опыта художника, а то, что партия считает типичным и достойным описания. Поэтому в центре произведения обязательно должен был стоять положительный герой:
В центре произведения обязательно должен был стоять положительный герой.
Представители: Александр Фадеев , Александр Серафимович Николай Островский Константин Федин, Дмитрий Фурманов, Максим Горький
Постмодернизм предпосылки для возникновения – отрицат. отношение к рациональному объяснению мира, полное разочарование в гуманистических ценностях, общепризнанных авторитетах, неприятие идеи целостности мира. Восприятие мира как хаоса. Тяготение к изобржаению бессознательного, случайного
Русскими постомодернистами в той или иной мере являются писатели Дмитрий Александрович Пригов, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин
1 Т.к. в эту лекцию Степанов включил ещё и психологию, она будет и в билете на всякий случай.
2 Термин этот впервые был введён и обоснован на почве теории относительности Эйнштейна.
3 Весь абзац – цитата из статьи: Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.
4 Г.Э. Лессинг.
5 Думаю, символ обрыва гораздо шире, но я привела самые очевидные его значения.
6 Всё, что дано уплотнённым шрифтом – из Бахтина. Может, это необязательно, но я подумала, что стОит это знать.