Свадебный обряд, свадебные народные песни: история и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:01, реферат

Краткое описание

Цель исследования:
Определить художественные особенности русских свадебных народных песен.
Исходя из цели, ставим перед собой следующие задачи:
Дать литературоведческое определение свадебной песни
Изучить историю русского свадебного обряда и свадебных песен
Изучить художественные особенности русских народных свадебных песен

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….... 1
ЧАСТЬ 1: История свадебного обряда и свадебных песен ……… 3
Место свадебных песен в системе русского фольклора ………… 3
Русский народный свадебный обряд: история, особенности и заимствования ……………………………………………………. 5
ЧАСТЬ 2: Художественные особенности свадебных народных
песен …………………………………………………………………….. 23
ЧАСТЬ 3: Свадебный обряд в литературе ………………………… 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………. 43

Файлы: 1 файл

1334871500.docx

— 1.28 Мб (Скачать)

 Существует  обряд угощения зятя блинами  от тещи. Теща подает на стол  блины, накрытые блюдом и платком.  Молодой берет платок себе, а  вместо него кладет деньги, потом  снимает блюдо. В доказательство  любви к теще, по ее просьбе,  после верхних двух блинов  молодой должен съесть нижний  блин, не трогая верхних и не  пролив масла, для этого молодой  накрывает блины блюдом и быстро  переворачивает. В этом искусстве  теща усматривает степень ловкости  молодого.        

 Что касается значения угощения блинами, то пермяки объясняют это так: платок – девственность дочери, блины – дочь. Взятие платка и раскрытие блинов – сохранение девственности до замужества. Деньги – выкуп за девственность, целование – благодарность. Если жених недоволен своей невестой, то он не снимает платка и блюда, не ест блинов и не целует родителей жены [3].

 

 

 

 

Часть 2: Художественные особенности  свадебных народных песен

 

Состав  семейно-обрядового фольклора сложен. Существует 4 основных жанра – свадебные, величальные, корильные песни и причитания. Величальные и корильные песни тесно связаны друг с другом. Корильные часто пародируют величальные (хула – это величание с обратным знаком). И те, и другие исполнялись весело и, главным образом, в день свадьбы после венца, в доме жениха.

В отличие  от величальных и корильных, другие свадебные песни не были однородными по своей эмоциональной окраске. До венца, особенно на девичнике исполнялись, как правило, грустные песни, после венца – преимущественно веселые.

Свадебные песни исполнялись на разных этапах свадебного ритуала. Некоторые из них  были преимущественно прикреплены  к тому или иному этапу, другие – относительно свободно переходили из одного этапа в другой.

Лирические песни – один из популярнейших жанров народного поэтического творчества. В них раскрываются внутренний мир человека, его переживания, чувства и настроения, отражающие его отношение к окружающей действительности.

Это назначение народной лирики определяет ее жанровые и стилевые черты.  Тематика, поэтика, способы исполнения – все  в лирической песне своеобразно.

Лирические песни – подлинная художественная энциклопедия народа, глубоко поэтическая, задушевная и многообразная.

Высокохудожественная  народная лирика прошлого как песенная классика сохраняет свое значение и  до настоящего времени.

Традиционная  песня отличается от ряда других жанров народного творчества своим жизненным правдоподобием. В ней все многообразие человеческих чувств и переживаний, выражающих отношение к жизненным  явлениям, вполне реально и типично для народа. Вместе с тем в соответствии с фольклорными особенностями принципов типизации все изображаемое подвергалось широкому обобщению. Это специфическое качество фольклора во многом определило поэтику традиционных песен [7, С. 123].

Приемы художественной типизации особенно ярко проявляются при изображении так называемых  песенных героев и окружающей их жизненной обстановки. Герои песен немногочисленны: «красная девица»,  «добрый молодец», «муж», «жена».  Широко обобщение характерно и для художественной обрисовки обстоятельств, в которых изображался лирический герой.

Одним из «типических обстоятельств» в традиционных песнях было место  действия, обычно обобщенно воспроизводящее  природу или деревенскую обстановку: «после чистое», «зеленая дубравушка», «дороженька», «долинушка», «крутенький бережок», «зеленый сад», «улица широкая», «изба», «сени». Оно выполняло эмоционально-психологические функции, создавая поэтический фон, соответствующий общей лирической тональности каждой песни.

В композицию песен широко вводились образы из мира природы, также служившие средством  художественного  раскрытия душевного состояния человека. Одним из таких чисто  народных композиционных приемов является психологический,  или образный, параллелизм, то есть  сопоставление образов из мира природы  и психологических переживаний лирического героя. Смысл такой параллели заключается в установлении общности характерных черт человека и образов природы, благодаря чему происходит их психологическое сближение, усиливающее лиризм и задушевность песни.

В народной  лирике разработаны параллелизмы различных типов. Один из них – положительный одночленный параллелизм, который в первой части параллели содержит только один образ из мира природы:

Туманно красно солнышко, туманно,

Что в тумане красного солнышка не видно,

Кручина красна девица, печальна,

Что никто  ее кручинушки не знает…

Разновидностью  положительного параллелизма является отрицательный параллелизм, который  сопоставляет образы в первой и второй части параллели путем прибавления  частицы «не»:

Не  ясен сокол пролетывал –

Добрый  молодец проезживал.

К композиционным средствам выразительности относится  и так называемое ступенчатое сужение образа, то есть расположение образов в начале песни в нисходящем порядке, когда они все более и более «суживаются»: или в пространственном смысле, если они были взяты из мира природы, или в общественном, если они были взяты из мира социальных или бытовых отношений. Такая цепочка образов, предшествующих лирическому герою, играет роль «обстоятельств» места или действия.

В песнях семейного содержания в порядке  «сужения»  перечисляются  члены крестьянской патриархальной семьи «от старших к младшим»:

Отдавала  меня мать

Во великую семью,

Во великую семью-

В несогласную.

Уж  как свекор да свекровь,

Да  четыре деверька,

Две золовушки,

Да  две тётушки 

    К очень распространенным композиционным средствам в традиционных песнях принадлежит и лирическое обращение.

Особенно  популярны обращения к миру природы  от лица героя песни: к «полю чистому», «дубраве зеленой», «траве-мураве», «калинушке», «жавороночку», «быстрой реченьке», «белой березаньке». В таких обращениях ярко проявляется тесная связь народа с природой,  с которой он делится своими задушевными чувствами и переживаниями. Для обращений характерны элементы лирически окрашенного пейзажа:

Ты  взойди-ка, красно солнышко,

Над горой взойди над высокою,

Над дубравушкой взойди  над зеленою,

Над полянушкой взойди над широкою…

Встречаются в песнях и другие обращения: к близким людям («Уж ты, мать, моя маменька», «Ах ты, девица, красавица моя», «Ох ты, душенка,  удалый добрый молодец», «Уж вы, кумушки-подружки»); к своей доле, судьбе («Уж ты, молодость, моя молодость»; Ах, талан ли, мой талан»; «Уж ты, доля, моя доля»).

Сопоставления переживаний и чувств человека с  природой в традиционных песнях не были случайными. Из мира природы народ  отбирали только то, что могло особенно художественно раскрыть основное содержание песни, ее лирическую сущность. Строго отобранные образы стали в песнях устойчивыми и составили песенную символику, условно выражающую переживания лирического героя или сущность жизненного явления, характеризующих народное представление о горе и радости, о счастье и о несчастье. Символы лаконично и вместе с тем глубоко психологически помогают передавать настроение человека, потому они придают песням особую выразительность и красочность.

Наиболее  распространенными символами из мира природы являются следующие: для девушки или девушки-невесты – «белая лебёдушка», «перепелочка», «голубка», «белая березонька», «яблонька», «грушенька», «черемушка», «ивушка», «земляничка»; для молодца или жениха – «ясный сокол», «сизый орел», «сизый голубь», «ясный месяц», «дубочек»; для жениха с невестой «голубь с голубкой», «виноград с ягодкой», «лебедь с лебедушкой»; для мужа и жены – «утка с селезнем»,  для злой свекрови – «живучая крапивушка», «горькая полынь»; для жениховой родни – «гуси сырые».

Помимо  личных символов, употребляющихся для  поэтической характерности отдельных  героев песни, в них принимаются символы общего значения: молодости, радости, веселья – «зеленый сад», «зеленая роща», расцветшие цветы, цветущие деревья; печали и грусти – засохшие цветы, опавший засохший сад, река, «бел горюч камень» и другое; горя и смерти – «черный ворон», «ракитов куст»; верной любви – «золотой перстенек», «золотое колечко». В песнях были известны силы жизненной судьбы человека – «доля», «талан», «горе». Иногда они использовались как олицетворения, например:

Уж  как шло горе по дороженьке,

Оно лыками, горе, связано,

И мочалами перепоясано;

Привязалась горе к красной девушке…

Большую роль в художественном стиле речи играют многочисленные эпитеты, которые особенно метки и поэтичны, а потому стали постоянными, как бы прикрепленными песенной традиции к определенным ими словам. Эпитеты в песнях являются средствами эмоционально-оценочных характеристик: «красна девица», «душа-девица», «млада-младёшенька», «добрый молодец», «сердечный друг», «удалый молодчик»; подчеркивают их красоту – «русы кудри», «ясны очи», «русая коса», «белы руки», «черны брови»; душевные переживания – «ретивое сердечушко», «горючая слеза», «горькая печаль», «буйная головушка», «горе-горькое», «тяжелые вздохи». Множество эпитетов характеризуют явление природы: «шелковая травушка», «лазоревый цветок», «цветы алые», «сады зеленые», «быстрая река», «зеленые луга», «ясный сокол», «мелки пташечки», «сизый орел», «крутенький бережок», «красная весна», «белая береза» и другие.

Замечательные по своей поэтичности двойные названия: «стёжки-дорожки», «трава-мурава», «ковыль-травушка», «камыш-трава», «ельничек-березничек» и двойные эпитеты: «бел-горюч камень», «круты-славны бережочки» и другие.

В целях  наибольшей поэтической выразительности  в песнях при употреблении эпитетов часто применяются инверсии, т.е. обратный порядок слов: «лента алая», «сад зелененький», «слеза горючая», «цветы алые», «леса темные», «кусты ракитовые».

К стилистическим средствам песенной художественной выразительности относится уменьшительные и ласкательные суффиксы существительных, придающие словам дополнительные оттенки: «рощица», «садочек», «пташенька», «соловьюшка», «реченька», «дубравушка», «сердечушко», «горюшко», «кручинушка», «ветерочек», «ночушка», «голосочек», «окошечко» и другие.

Традиционны для стиля свадебных песен сравнения и метафоры, хотя они встречаются довольно редко:

Что во тереме сидит девица,

Что во высоком сидит красная…

Она плачет, как река льётся,

Возрыдает, что ключи кипят…

Немалое значения имеют также различные поэтические средства, связанные с ритмико-синтаксическим строем песен. Среди них большое место занимают разнообразные повторения, придающие песням особую синтаксическую и звуковую выразительность.

С целью  усиления музыкального звучания песен  в них вводится различные ритмические частицы: «Ах-да», «ой-да», «эх-да», «ой», «ах», «да», «эх, ой-ли» и другие.

Ритм  песен иногда зависит и от характера переходных ударений, которые дают возможность певцам как бы мелодически «играть» ими во время пения и придавать песням особый поэтически-музыкальный оттенок, например:

По  реченьке утёнушка

Плавала, плавала,

Плавала, плавала,

Наперед ее салезёнушка

Заплыла, заплыла

Заплыла, заплыла…

Повторение  и музыкальные частицы влияли не только на совпадение словесного текста песен с их мелодиями, но и на их строфическую структуру. Песенные строфы разнообразны, они могут состоять из двух, трех, реже - из четырех строк.

Большие значения для ритмико-музыкального построения песен имеют  рифмы. В протяжных песнях и рифм мало, строки в них только иногда рифмуются попарно. В песнях же с быстрой мелодией, в шуточных и плясовых, рифмы встречаются чаще, а иногда и рифмованной оказывается почти вся песня. Обычно рифмуются такие части речи, как глаголы, существительные  и прилагательные («батюшка-матушка»; «Быстрая речка глубока, а рученька коротка»).

Наряду  с точной полной рифмой в народных песнях имеют место и так называемые созвучия, и неточные рифмы, - ассонансы (рифмы, в которых сходны только гласные звуки), например «сполоскали – со песками», и консонансы (рифмы, в которых совпадают только согласные звуки),  например «Брала меня матушка за праву руку, вела государыня на быструю реку».

Анализ  художественного стиля традиционных песен подтверждает их самобытность и огромные, до конца еще не изученные  поэтические богатства, накопленные  народом за целые века. Однако общий  художественный арсенал выразительных  средств в отдельных песенных группах применяется сообразно  с их темами,  сущностью лирического героя и значения песен в целом.

Причитания занимают своеобразное положение в поэтической системе обрядовых песен. Прежде всего, это не песни или, вернее, не совсем песни в обычном смысле этого слова. Они произносятся нараспев с всхлипываниями, которые завершают каждую строку. Функция причитаний – выражать горестные переживания и размышления. Эмоциональное перенапряжение, с которым они исполнялись, объясняет характерную черту их поэтического строения – нанизывание вопросительных и восклицательных конструкций, открытость структуры, лил, проще, возможность бесконечно продолжать причеть – причитать еще и еще. Причитание завершалось обычно не потому, что наступала развязка повествования, а по обстоятельствам обрядовым и бытовым – истекало время, отведенное обычаем для обряда [8, С.234].

Информация о работе Свадебный обряд, свадебные народные песни: история и особенности