Свадебные обряды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:33, реферат

Краткое описание

Испокон веков свадьба на Руси была одним из самых сложных и интересных явлений обыденной, праздничной и ритуальной жизни народа. Нигде так не проявлялся древний быт и народные верования русского народа, как в свадьбе. Являясь одновременно церковным, языческим и светским праздником. Русская свадьба выступала поворотным пунктом в жизни новобрачных и становилась незабываемым событием для остальных участников сообщества. Свадьба объединяла; свадьба опьяняла; свадьба дарила редкое ощущение полноты бытия; свадьба делала людей щедрее, веселее и добрее. Именно поэтому даже в современной свадьбе до сих пор сохранились отголоски старого русского свадебного ритуала, несмотря на то, что смысл подавляющего большинства обрядов безвозвратно утерян.

Оглавление

1.Введение. с. 2
2.Сватовство. Сговор. Смотрины. с. 3-4
3.Свадебные чины. с. 4
4.Первый день свадьбы. Народный обряд. с. 4-6
5.Первый день свадьбы. Венчание. с. 6
6.Первый день свадьбы. Пир. Брачная ночь. с. 7
7.Второй день свадьбы. с. 7
8.Третий день свадьбы. с. 7
9.Заключение. с. 8
10.Список литературы. с.9

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 32.72 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение.                                                                                                             с. 2

2.Сватовство. Сговор. Смотрины.                                                                      с. 3-4

3.Свадебные чины.                                                                                                с. 4

4.Первый день свадьбы. Народный обряд.                                                   с. 4-6

5.Первый день свадьбы. Венчание.                                                                  с. 6

6.Первый день свадьбы. Пир. Брачная ночь.                                                 с. 7

7.Второй день свадьбы.                                                                                         с. 7

8.Третий день свадьбы.                                                                                         с. 7

9.Заключение.                                                                                                          с. 8

10.Список литературы.                                                                                           с.9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Испокон веков свадьба  на Руси была одним из самых сложных  и интересных явлений обыденной, праздничной и ритуальной жизни  народа. Нигде так не проявлялся древний быт и народные верования  русского народа, как в свадьбе. Являясь  одновременно церковным, языческим  и светским праздником. Русская свадьба  выступала поворотным пунктом в  жизни новобрачных и становилась  незабываемым событием для остальных участников сообщества. Свадьба объединяла; свадьба опьяняла; свадьба дарила редкое ощущение полноты бытия; свадьба делала людей щедрее, веселее и добрее. Именно поэтому даже в современной свадьбе до сих пор сохранились отголоски старого русского свадебного ритуала, несмотря на то, что смысл подавляющего большинства обрядов безвозвратно утерян.

Древнерусский свадебный  обряд привлекал внимание учёных ещё в прошлых столетиях. Исследователи  справедливо видели в этом обряде одни из важных источников для изучения жизни русского народа в определённые периоды его истории.

В свадебном обряде отражались и социально-правовые отношения  и структура семьи, и верования, и морально-этические взгляды, и  развитие устного поэтического творчества и, наконец, многие черты традиционной материальной культуры.

До начала 20-го столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся  части: церковный обряд «венчания» и собственно свадьба, «веселье» - семейный обряд, уходящий своими корнями в далёкое прошлое.

Долгое время эти  две части были в серьёзном  противоречии. Православная церковь  и государство признавали только брак, освящённый церковью. А крестьяне  же брак не считали действительным, если совершался только церковный обряд  венчания, а традиционный свадебный  пир и предшествующие ему по обычаю обряды по каким-либо причинам не имели  места. Молодых после венчания вновь  разлучали.

В 17 веке, вероятно, брак без церковного венчания отнюдь не был редок. Во всяком случае, церковные правила предусматривали возможность длительного сожительства невенчанных супругов и предписывали священникам не крестить детей от такого брака. Священнику не только разрешалось венчать людей, у которых появились дети, но и принуждать их к церковному венчанию. 
 
 
 
 
 

Сватовство. Сговор. Смотрины.

Начальный этап брака  – сватовство. Оно исходит от родителей и выполняется матерью  жениха или какой-либо другой пожилой  женщиной – родственницей или просто знакомой семьи жениха.

В случае если сватовство принято, отцы жениха и невесты сходятся и договариваются о приданном, причём составляют письменное условие –  грамоты. В них мы находим подробный перечень приданного (а у людей бедных – иногда и всего несложного их имущества вплоть до новой однорядки жениха и дешёвых серебряных серёг невесты), определение срока свадьбы.

По «Домострою», сговор должен происходить таким образом: жених «со своими свойственными», среди которых обязательно –  его отец или старший брат, приезжает  на двор родителей невесты («к тестю»); все нарядные («в чистом платье»). Жениха должны встретить «у коня», т.е. у ворот, и «у крыльца» родные невесты, и только в сенях – будущий тесть.

В горнице рассаживаются  «по чину» за столом: гости –  на лавке, а хозяева («тутошние2) – на скамье. Всех обносят красным вином в кубках. Затем следуют деловые переговоры, составление и подписание упомянутой выше «рядной» грамоты, обязательно в двух списках, причём каждая сторона берёт себе «свою запись». Интересно, что «Домострой» не отводит в этом важном аспекте никакой роли священнику, очевидно, предполагая, что либо среди родни жениха и невесты достаточно грамотных людей, либо (это менее вероятно) что грамоты пишет какой-либо специально приглашённый подьячий.

Выпив ещё «по  сосуду мёду», все поздравляют друг друга и обмениваются подарками. Тесть должен поднести зятю образ, а  также кубок или ковш, кусок  дорогой материи – камки или  бархата, сорок соболей. Присутствующие поздравляют сначала жениха, потом тестя. Затем все идут « в другие хоромы» поздравить тёщу, которая сидит там со своими «боярынями». Видимо, во главе идёт отец жениха. Мать невесты спрашивает его о здоровье и «целуется с ширинкою» с ним « да и с женихом и со всеми по тому же»; её примеру следуют боярыни. Невесты обычно и в этой комнате нет, иногда же она стоит рядом с матерью, но в поцелуйном обряде не участвует. В заключение лёгкое угощение, а традиционного пира с фиксированными местами каждого участника не было.

Таким образом, жених  и его родня могли и на сговоре  не увидеть невесты.

Однако на другой день или несколько позднее мать жениха сама должна «осмотреть» свою будущую сноху. При этом полагалось подарить невесте перстень, а отдарком служили соболя или камка.

Обмен подарками  продолжается и на завтра: будущая  свекровь должна послать невесте  с какой-либо родственницей («боярыней») крест или панагию, а также  фрукты. Родня невесты дарит за это «боярыне» что-нибудь для головного убора – красивый платок или волосник.

Свадебные чины.

Большое значение придавалось  выбору основных свадебных чинов, который  происходил накануне или утром в  день свадьбы. Основной «штат» действующих  лиц был таков:

1.Обязательный персонаж  – дружка. Это всегда женатый  мужчина, знающий очередность  обрядовых действий, умеющий хорошо  говорить и руководить свадьбой, избираемый «по ловкости и  знанию дела брачного». Неотъемлемый  атрибут дружки – кнут, который он пускал в ход с целью отогнать всё, что может помешать благополучному соединению жениха и невесты. Дружку часто можно было узнать по полотенцу, повязанному через плечо. Иногда он был повязан крест-накрест двумя полотенцами – от жениха и от невесты. Дружки, как правило, назначались со стороны жениха и со стороны невесты.

2.Сват – персонаж, ведущий свадьбу вместе с дружкой,  который иногда выполнял те  же обрядовые действия, что и  дружка. Это женатый человек, обычно  из числа родственников. Сватья (свашка) – замужняя женщина, сопровождавшая жениха и невесту, исполнявшая различные обрядовые действия при повивании, обрядах укладывания молодых и т.д. Сватов и свашек бывало по нескольку с каждой стороны. Часто считалось обязательным, чтобы сват и сватья были мужем и женой.

3.Из неженатой  молодёжи выбирались подженишки (или подкняжие) и подневестницы – незамужние подруги невесты. Подженишков и подневестниц обычно бывало равное количество. Главную роль играла большая, или первая, подневестница (обычно сестра невесты) и первый подженишник. 
 

Первый  день свадьбы. Народный обряд.

Свадьба длилась три дня. В первый день с утра все участники торжества собираются «по своим местам»: родные невесты – в доме её родителей, родные жениха – в доме его родителей. Начинается угощение, но ни жених, ни невеста ничего не едят. Невеста не выходит к гостям, но лежит за занавесом на своей постели. Её родители отправляют в дом жениха брачную постель. Её везут дружка и сваха невесты.

Во дворе жениха дружку должен встретить дружка жениха, сваху у саней – «боярыни», а на нижних ступенях крыльца –  сваха жениха. Происходит передача постели. Дружка и сваха невесты  уезжают обратно, к её родителям, а дружка и сваха жениха, проводив их, идут в горницу, где продолжается пир.

Пир у родителей  жениха проходит на двух столах: кроме  обычного стола в красном углу, рядом поставлен ещё «кривой» стол для поезжан.

Дружка спрашивает у отца жениха разрешение ехать, и  тот посылает его с «челобитьем» к свату – сказать, что «молодой князь» (жених) готов – можно ли ехать по невесту.

В горнице у родителей  невесты, кроме двух столов, таких  же, как описано выше, должно быть устроено специальное «место» для  новобрачных, обитое ковром. Рядом особый небольшой стол, накрытый двумя скатертями. На нём судки с острыми приправами и четыре дорогих блюда: одно с  ритуальной едой – печеньем и сыром, другое – «осыпало» с хмелем и  золочёными монетами, третье – с  ритуальными платочками, четвёртое  – с полным женским головным убором, покрывалом и гребешком. Тут же девять соболей, куски дорогих материй.

Дружке жениха отвечают, что «будет время пришлём дружку». Дружка скачет обратно в дом жениха, а оттуда в дом невесты должна поехать в санях в жёлтом наряде женихова сваха.

У саней её встречают  «боярыни», а на крыльце – невестина  сваха. Обе свахи идут в горницу  за занавеску, где находится невеста, принаряженная – в жёлтом девичьем венце и красном сарафане. Мать должна благословить её, после чего они выходят в горницу.

Когда дружка невесты появляется в доме жениха и передаёт приглашение тестя тысяцкому, все встают из-за стола, и отец благословляет «молодого князя».

При ожидании свадебного поезда жениха невесте полагалось быть грустной. Существовала и примета: если невеста мало поплачет на свадьбе, придётся много поплакать потом, а потому лучше «наплакавшись за столом, не плакать за столбом».

При одевании жениха к венцу сохранялась традиционная роль дяди (по материнской линии). Дядя вкладывал в правый ботинок или  сапог жениха монету.

Широкое распространение  имел так называемый обряд « о  пяти приборах». Этот обряд совершался отдельно как в доме жениха, так  и в доме невесты. В нём принимали  участие только пять человек: мать, отец, жених (невеста),сваха или тётка, дружка. Примерно за час до отъезда к венцу накрывали стол на пять приборов. Родители благословляли иконой жениха (невесту), затем совершалась обычная церемония: все обходили вокруг стола, после чего приступали к лёгкой закуске.

В доме жениха до его  отъезда иногда дружка шутливо «окликал»  Косму и Дамиана, святых покровителей молодожёнов. Дружка брал в руки два пирога и начинал:

«Дом священный, мир  крещенный,

Тихая беседа, весёлое игранье,

Утишитесь на этот час,

Уймитесь на это  время,

Благословите Кузьму заиграть,

Благословите князю  свадьбу начать».

Кто-либо из женщин выскакивал на улицу о, громко крикнув: «Кузьма, Кузьма, Боженька, скуй нам свадебку», поспешно вбегал в дом.

Вслед за тем в  доме жениха начинались сборы в дорогу. После общей молитвы следовал обряд благословения жениха ехать  за невестой и затем к венцу. Отправление  поезда сопровождалось обрядами, преследующими  магическую цель предохраниться от нечистой силы и обеспечить в новой семье  рождение детей. Отъезжающие пили пиво или вино непременно домашнего приготовления, их осыпали хмелем и овсом (либо другим зерном).

Дружка с иконой обходил свадебный поезд и  кропил и людей, и лошадей святой водой. Перед отправлением поезда из дома выносили сковороду и квашню, накрытую новой шубой. Жених на несколько  минут садился на квашню и затем  через весь двор бросал сковороду. Так  свадебный поезд отбывал к  дому невесты.

Встречает поезд  жениха один только невестин дружка, а  все остальные сидят «в хоромах». Эту встречу благословляет священник.  
 

Первый  день свадьбы. Венчание.

От дома невесты  свадебный поезд отправлялся  в церковь. Церковный обряд органично вошёл в сценарий народного ритуала, с ним были связаны разнообразные приметы и суеверные действия. Священное назначение венчания соединять молодую пару «вечно-навечно».

Информация о работе Свадебные обряды