Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:33, реферат
Испокон веков свадьба на Руси была одним из самых сложных и интересных явлений обыденной, праздничной и ритуальной жизни народа. Нигде так не проявлялся древний быт и народные верования русского народа, как в свадьбе. Являясь одновременно церковным, языческим и светским праздником. Русская свадьба выступала поворотным пунктом в жизни новобрачных и становилась незабываемым событием для остальных участников сообщества. Свадьба объединяла; свадьба опьяняла; свадьба дарила редкое ощущение полноты бытия; свадьба делала людей щедрее, веселее и добрее. Именно поэтому даже в современной свадьбе до сих пор сохранились отголоски старого русского свадебного ритуала, несмотря на то, что смысл подавляющего большинства обрядов безвозвратно утерян.
1.Введение. с. 2
2.Сватовство. Сговор. Смотрины. с. 3-4
3.Свадебные чины. с. 4
4.Первый день свадьбы. Народный обряд. с. 4-6
5.Первый день свадьбы. Венчание. с. 6
6.Первый день свадьбы. Пир. Брачная ночь. с. 7
7.Второй день свадьбы. с. 7
8.Третий день свадьбы. с. 7
9.Заключение. с. 8
10.Список литературы. с.9
Содержание
1.Введение.
2.Сватовство. Сговор.
Смотрины.
3.Свадебные чины.
4.Первый день свадьбы. Народный обряд. с. 4-6
5.Первый день свадьбы.
Венчание.
6.Первый день свадьбы. Пир. Брачная ночь. с. 7
7.Второй день свадьбы.
8.Третий день свадьбы.
9.Заключение.
10.Список литературы.
Введение
Испокон веков свадьба
на Руси была одним из самых сложных
и интересных явлений обыденной,
праздничной и ритуальной жизни
народа. Нигде так не проявлялся
древний быт и народные верования
русского народа, как в свадьбе. Являясь
одновременно церковным, языческим
и светским праздником. Русская свадьба
выступала поворотным пунктом в
жизни новобрачных и
Древнерусский свадебный обряд привлекал внимание учёных ещё в прошлых столетиях. Исследователи справедливо видели в этом обряде одни из важных источников для изучения жизни русского народа в определённые периоды его истории.
В свадебном обряде отражались и социально-правовые отношения и структура семьи, и верования, и морально-этические взгляды, и развитие устного поэтического творчества и, наконец, многие черты традиционной материальной культуры.
До начала 20-го столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд «венчания» и собственно свадьба, «веселье» - семейный обряд, уходящий своими корнями в далёкое прошлое.
Долгое время эти две части были в серьёзном противоречии. Православная церковь и государство признавали только брак, освящённый церковью. А крестьяне же брак не считали действительным, если совершался только церковный обряд венчания, а традиционный свадебный пир и предшествующие ему по обычаю обряды по каким-либо причинам не имели места. Молодых после венчания вновь разлучали.
В 17 веке, вероятно, брак
без церковного венчания отнюдь не
был редок. Во всяком случае, церковные
правила предусматривали возможность
длительного сожительства невенчанных
супругов и предписывали священникам
не крестить детей от такого брака. Священнику
не только разрешалось венчать людей,
у которых появились дети, но и принуждать
их к церковному венчанию.
Сватовство. Сговор. Смотрины.
Начальный этап брака
– сватовство. Оно исходит от
родителей и выполняется
В случае если сватовство принято, отцы жениха и невесты сходятся и договариваются о приданном, причём составляют письменное условие – грамоты. В них мы находим подробный перечень приданного (а у людей бедных – иногда и всего несложного их имущества вплоть до новой однорядки жениха и дешёвых серебряных серёг невесты), определение срока свадьбы.
По «Домострою», сговор должен происходить таким образом: жених «со своими свойственными», среди которых обязательно – его отец или старший брат, приезжает на двор родителей невесты («к тестю»); все нарядные («в чистом платье»). Жениха должны встретить «у коня», т.е. у ворот, и «у крыльца» родные невесты, и только в сенях – будущий тесть.
В горнице рассаживаются «по чину» за столом: гости – на лавке, а хозяева («тутошние2) – на скамье. Всех обносят красным вином в кубках. Затем следуют деловые переговоры, составление и подписание упомянутой выше «рядной» грамоты, обязательно в двух списках, причём каждая сторона берёт себе «свою запись». Интересно, что «Домострой» не отводит в этом важном аспекте никакой роли священнику, очевидно, предполагая, что либо среди родни жениха и невесты достаточно грамотных людей, либо (это менее вероятно) что грамоты пишет какой-либо специально приглашённый подьячий.
Выпив ещё «по сосуду мёду», все поздравляют друг друга и обмениваются подарками. Тесть должен поднести зятю образ, а также кубок или ковш, кусок дорогой материи – камки или бархата, сорок соболей. Присутствующие поздравляют сначала жениха, потом тестя. Затем все идут « в другие хоромы» поздравить тёщу, которая сидит там со своими «боярынями». Видимо, во главе идёт отец жениха. Мать невесты спрашивает его о здоровье и «целуется с ширинкою» с ним « да и с женихом и со всеми по тому же»; её примеру следуют боярыни. Невесты обычно и в этой комнате нет, иногда же она стоит рядом с матерью, но в поцелуйном обряде не участвует. В заключение лёгкое угощение, а традиционного пира с фиксированными местами каждого участника не было.
Таким образом, жених и его родня могли и на сговоре не увидеть невесты.
Однако на другой день или несколько позднее мать жениха сама должна «осмотреть» свою будущую сноху. При этом полагалось подарить невесте перстень, а отдарком служили соболя или камка.
Обмен подарками продолжается и на завтра: будущая свекровь должна послать невесте с какой-либо родственницей («боярыней») крест или панагию, а также фрукты. Родня невесты дарит за это «боярыне» что-нибудь для головного убора – красивый платок или волосник.
Свадебные чины.
Большое значение придавалось выбору основных свадебных чинов, который происходил накануне или утром в день свадьбы. Основной «штат» действующих лиц был таков:
1.Обязательный персонаж
– дружка. Это всегда женатый
мужчина, знающий очередность
обрядовых действий, умеющий хорошо
говорить и руководить
2.Сват – персонаж,
ведущий свадьбу вместе с
3.Из неженатой
молодёжи выбирались подженишки
(или подкняжие) и подневестницы – незамужние
подруги невесты. Подженишков и подневестниц
обычно бывало равное количество. Главную
роль играла большая, или первая, подневестница
(обычно сестра невесты) и первый подженишник.
Первый день свадьбы. Народный обряд.
Свадьба длилась три дня. В первый день с утра все участники торжества собираются «по своим местам»: родные невесты – в доме её родителей, родные жениха – в доме его родителей. Начинается угощение, но ни жених, ни невеста ничего не едят. Невеста не выходит к гостям, но лежит за занавесом на своей постели. Её родители отправляют в дом жениха брачную постель. Её везут дружка и сваха невесты.
Во дворе жениха дружку должен встретить дружка жениха, сваху у саней – «боярыни», а на нижних ступенях крыльца – сваха жениха. Происходит передача постели. Дружка и сваха невесты уезжают обратно, к её родителям, а дружка и сваха жениха, проводив их, идут в горницу, где продолжается пир.
Пир у родителей жениха проходит на двух столах: кроме обычного стола в красном углу, рядом поставлен ещё «кривой» стол для поезжан.
Дружка спрашивает у отца жениха разрешение ехать, и тот посылает его с «челобитьем» к свату – сказать, что «молодой князь» (жених) готов – можно ли ехать по невесту.
В горнице у родителей невесты, кроме двух столов, таких же, как описано выше, должно быть устроено специальное «место» для новобрачных, обитое ковром. Рядом особый небольшой стол, накрытый двумя скатертями. На нём судки с острыми приправами и четыре дорогих блюда: одно с ритуальной едой – печеньем и сыром, другое – «осыпало» с хмелем и золочёными монетами, третье – с ритуальными платочками, четвёртое – с полным женским головным убором, покрывалом и гребешком. Тут же девять соболей, куски дорогих материй.
Дружке жениха отвечают, что «будет время пришлём дружку». Дружка скачет обратно в дом жениха, а оттуда в дом невесты должна поехать в санях в жёлтом наряде женихова сваха.
У саней её встречают «боярыни», а на крыльце – невестина сваха. Обе свахи идут в горницу за занавеску, где находится невеста, принаряженная – в жёлтом девичьем венце и красном сарафане. Мать должна благословить её, после чего они выходят в горницу.
Когда дружка невесты появляется в доме жениха и передаёт приглашение тестя тысяцкому, все встают из-за стола, и отец благословляет «молодого князя».
При ожидании свадебного поезда жениха невесте полагалось быть грустной. Существовала и примета: если невеста мало поплачет на свадьбе, придётся много поплакать потом, а потому лучше «наплакавшись за столом, не плакать за столбом».
При одевании жениха
к венцу сохранялась
Широкое распространение имел так называемый обряд « о пяти приборах». Этот обряд совершался отдельно как в доме жениха, так и в доме невесты. В нём принимали участие только пять человек: мать, отец, жених (невеста),сваха или тётка, дружка. Примерно за час до отъезда к венцу накрывали стол на пять приборов. Родители благословляли иконой жениха (невесту), затем совершалась обычная церемония: все обходили вокруг стола, после чего приступали к лёгкой закуске.
В доме жениха до его отъезда иногда дружка шутливо «окликал» Косму и Дамиана, святых покровителей молодожёнов. Дружка брал в руки два пирога и начинал:
«Дом священный, мир крещенный,
Тихая беседа, весёлое игранье,
Утишитесь на этот час,
Уймитесь на это время,
Благословите Кузьму заиграть,
Благословите князю свадьбу начать».
Кто-либо из женщин выскакивал на улицу о, громко крикнув: «Кузьма, Кузьма, Боженька, скуй нам свадебку», поспешно вбегал в дом.
Вслед за тем в доме жениха начинались сборы в дорогу. После общей молитвы следовал обряд благословения жениха ехать за невестой и затем к венцу. Отправление поезда сопровождалось обрядами, преследующими магическую цель предохраниться от нечистой силы и обеспечить в новой семье рождение детей. Отъезжающие пили пиво или вино непременно домашнего приготовления, их осыпали хмелем и овсом (либо другим зерном).
Дружка с иконой обходил свадебный поезд и кропил и людей, и лошадей святой водой. Перед отправлением поезда из дома выносили сковороду и квашню, накрытую новой шубой. Жених на несколько минут садился на квашню и затем через весь двор бросал сковороду. Так свадебный поезд отбывал к дому невесты.
Встречает поезд
жениха один только невестин дружка, а
все остальные сидят «в хоромах».
Эту встречу благословляет
Первый день свадьбы. Венчание.
От дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь. Церковный обряд органично вошёл в сценарий народного ритуала, с ним были связаны разнообразные приметы и суеверные действия. Священное назначение венчания соединять молодую пару «вечно-навечно».