Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:22, реферат
С возникновением классов, государства и церкви формируется специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественными и государственно-политической жизнью, и продолжают и продолжают существовать бытовые традиции. К их числу относятся производственные обряды, связанные с земледелием, семейные обряды, связанные с рождением и смертью, свадьбой и др.
Вступление
I.Свадебный обычай в истории
II.Домашние обряды русского народа
1.Свадьба в России
2.Городская свадьба
Заключение
Литература
План
Вступление
Заключение
Литература
Обрядовое (магическое) действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен.
Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива - эти свойства позволили обрядам прожить века и века, стать важнейшим элементом народной жизни. Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии.
Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди подобных обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место.
Свадебное торжество органично входило в круг круглогодовых традиционных празднеств и тысячью нитей, намеков, образных перекличек было связано с ними. Поэтому, начиная разговор о свадьбе, необходимо хотя бы бегло рассказать, как проходила свадьба в древности, какие события предшествовали свадьбе и своеобразно подготавливали свадебный ритуал.
Обряд является совокупностью условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.
С возникновением классов, государства и церкви формируется специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественными и государственно-политической жизнью, и продолжают и продолжают существовать бытовые традиции. К их числу относятся производственные обряды, связанные с земледелием, семейные обряды, связанные с рождением и смертью, свадьбой и др.
Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор по всему свету мужчины рыскают в поисках ребра, и только нашедший вновь становится «совершенным», что подразумевает его полное счастье с воссоединившейся Евой.
Наряду с «браком по обычаю», который был известен еще со времени Хаммурапи и который римляне называли «usus», древнейшей и распространеннейшей формой женитьбы можно считать «покупку невесты». В эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров. Покупка невесты была известна и Гомеру. Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами своего урожая.
С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранилась в виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету.
Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя иногда - обрядово-символически), надо было покупать. Параграф 128 законов Хаммурапи гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина - не жена»1. Писец у городских ворот писал тексты брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия и цель.
Со временем положение женщины в обществе улучшалось, она становилась ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражает следующий документ, датированный 135 г. н. э. и найденный в пещере у Мертвого моря: «…Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров…»2. Ниже стоят подписи мужчины и свидетелей.
Древнейшие договоры о приданом относятся еще к XVII в. до н. э. Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты.
Браки с приданым существовали и в Афинах, и в Египте. В некоторых сохранившихся греко-египетских брачных договорах закреплены едва ли не современные желания женщин по части эмансипации.
Интересен подход древних к брачному возрасту невест. В двенадцать в половиной лет девочка считалась засидевшейся. Так что и религиозные, и гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как можно раньше, «покуда они держат руку свою на их затылке» и «прежде чем девушка созреет как полная луна»3 т. е. до половой зрелости. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчестве. Много детских браков известно в египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Анхесенамон, а его невесте - одиннадцать.
Обряд «умыкания невесты» и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами - жертвами своей любви. Гомеровская «Илиада» начинается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок».
В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым десятилетнюю войну. Умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак.
Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов.
Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Исполнение таковых преследовало одну цель - союз должен быть прочным и счастливым.
Что же такое свадьба? Говоря сухо, энциклопедично «свадьба - это торжественность и яркость, красота и артистичность, прилюдность и интимность, это торжественность, это сплав печали и веселья, древних и новых, религиозных и народных обычаев. За «смыслом» свадьбы обратимся к истории.
У древних славян-древлян, вятичей и родимичей существовал обычай похищения невест «у воды» во время богини «женитвы» Лады, которые начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета - дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу» напоминает о древних играх, во время которых проходило приобретение невест. У простых поселян этот обряд сохранялся долго - вплоть до XV века.
Языческие свадьбы сопровождались веселыми и шумными празднествами, непременными участниками которых были скоморохи, плясицы, дудочники, и рожечники. Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычества, (хороводы, песни, танцы и т. д.), некоторые перешли к нам от других народов. Были и общие. У многих народов жениха и невесту обсыпали зернами. Цель этого ритуала - в призвании удачи. Зерна пшеницы и риса - непременная принадлежность языческой свадьбы (у русских посыпали еще хмелем). Этим действием не только выражали надежду, что брак будет прочным, но и веру, что зерна передадут свою волшебную силу паре, на которую упадут, и молодые станут жить счастливо, сыто и богато. Ученые дали этому обычаю название «продуцирующая магия».
У римлян так же, как у славян, существовал обычай петь песни новобрачным до полуночи. У русских же пением сопровождался весь свадебный обряд. А в предсвадебном девишнике невеста, ее подруги и специально приглашенные бабки старались лить слезы ручьями по всем правилам древней антипатической магии, чтобы обеспечить радостную жизнь в будущем. В свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель и слова, имеющие старинное происхождение: горючь-камень, скатерти браные, перепечи, гривны и каравай.
Кольцо, которым обмениваются при венчании, первоначально появилось на Востоке, где его заимствовали древние греки, потом оно перешло к римлянам, а затем распространилось по всему миру. Кольцо, надеваемое невесте после помолвки, служило знаком ее будущих намерений и тесно связано с бытовавшим некогда обычаем купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак другим мужчинам, что эта женщина уж «не продается».
В 800 г. папа римский Николай объявил о праве использования колец христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целостность любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака.
И, наконец, свидетельство о браке. Когда-то сам факт сожительства полагался достаточным, чтобы двое считались мужем и женой. Постепенно такая форма признания законным неофициального брака отошла в прошлое. Подчас женщину похищали или покупали, как рабыню, и она становилась собственностью своего мужа. Покупная цена должна была быть документально закреплена, что и послужило причиной появления свидетельства.
Как
же происходило заключение браков в России?
Русские женились очень рано. Этим родители
пытались уберечь своих чад от соблазнов
холостой жизни, были к тому и другие причины.
…Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать
лет.
А.
С. Пушкин.
Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались счастливыми.
Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла. Не женат - не человек. Холостой - полчеловека. Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет.
Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству. Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него - вдвое. Хоть лыками сшит, да муж.
Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья женили своих приближенных, сами подбирая им невест.
Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини»4, - писал Костомаров об обычаях наших предков XVII - XVII веков. В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными людьми.
Вот как проходили старинные свадьбы. Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи.
Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским «политесом».
Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой).
Второй цикл - сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.
К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.
Одинаковым практически для каждого россиянина - от великих князей до последнего подданного - был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую - на купеческую и т. д. Объединяло их одно - каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.