Свадебный обычай в истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:22, реферат

Краткое описание

С возникновением классов, государства и церкви формируется специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественными и государственно-политической жизнью, и продолжают и продолжают существовать бытовые традиции. К их числу относятся производственные обряды, связанные с земледелием, семейные обряды, связанные с рождением и смертью, свадьбой и др.

Оглавление

Вступление

I.Свадебный обычай в истории
II.Домашние обряды русского народа
1.Свадьба в России
2.Городская свадьба
Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

празднично обрядовая культура свадьба.rtf

— 155.71 Кб (Скачать)

3. Городская свадьба

 

     В старые времена роковой вопрос «Ну где, где же познакомиться?» решался весьма просто. Существовали определенные места (для каждого сословия свои), где молодые люди могли выбрать себе будущую супругу.

     Горожане - выходцы из деревень присматривали себе невест на игрищах, которые устраивались в воскресные дни на заставах и пустошах.

     В старинных русских городах облюбовывали невест на крестных ходах. Для этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении надежных родственниц вели в известный день на условное место.

     В мещанской городской среде в воскресенье устраивались вечеринки. На них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры - флирт цветов, краски, телефон и т. п. и танцевали польку, кадриль и краковяк. На вечерах царила весьма лирическая атмосфера.

     В более культурной среде устраивались домашние вечера. На них танцевали под фортепиано вальсы и кадрили, также пелись романсы, но уже романтические, более художественные. Правила приличия соблюдались строже, чем на вечеринках.

     В дворянских и богатых купеческих семьях девушек с определенного возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался с октября. Самым благодатным местом для знакомства и сватовства считалась Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному.

     «Выбирай не невесту, а сваху» - гласит народная пословица, а это означает, что к процессу сватовства относились прежде очень серьезно. Право же, искусная, ловкая сваха порой лучше жениха и невесты знала, что именно подойдет каждому. Делились свахи на две категории: свахи по страсти к свадьбам и устраиванию чужих судеб и профессиональные свахи.

     В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и провести предварительную разведку, разузнать какое приданое дается за невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т. п.

     Вопрос о свадьбе решали в тот же день, не прибегая ни к каким иносказательным и поэтическим приемам. В случае положительном родители невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и, расставаясь, сразу же договаривались о смотринах. (Чего тут калякать? Давайте свадьбу стряпать!)

     При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого, включающая доскональные сведения о том, какая за невестой обещана недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель, одежда, постельное белье.

     Ежели сватовство оказывалось успешным, после обсуждения росписи приданого обычно через неделю назначались смотрины.

     Уникальным явлением допетровской Руси были царские смотрины. В силу того, что Европа еще мало знала о России русские государи не могли жениться на дочерях иноземных властителей, и московским царям приходилось выбирать себе невесту из подданных.

     У русской красоты было:

           Белое лицо, как бы белый снег,

           Ягодицы (на щеках) как бы маков цвет,

           Черные брови, как соболи,

           Будто колесом брови проведены;

           Ясные очи, как бы у сокола…

           Она ростом то высокая.

           У ней кровь-то в лице словно белого зайца,

           А и ручки беленьки, пальчики тоненьки…

           Ходит она словно лебедушка,

           Глазом глянет, словно светлый день…

     Главным же представлением о красоте в допетровской Руси было простое понятие о физическом цветущем здоровье.

     В городах к середине XIX в. люди друг друга все-таки знали, чему способствовало посещение церкви, балы, молодежные домашние вечера, благотворительные мероприятия.

     Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг - по обычаю, «запутывали дело». В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины могли тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого. На смотринах сохранился старинный обычай, по которому жених и его родители выходили на крыльцо обменяться мнениями. У дворян в день смотрин устраивался званый обед, и никакого торга из-за приданого в этот день не велось. Опись приданого включалась отцом невесты в брачный контракт, на который можно было либо согласиться, либо нет.

     Обычным ритуалом для всех сословий был совместный молебен двух семей и круговой обход стола.

     После смотра происходил сговор. Один из самых важных моментов в предсвадебном этапе, он носил еще название рукобитья и позднее - помолвки.

     Перед сговором отступало даже само торжество венчания и свадебное веселье, т. к. эти действа являлись исполнением достигнутого ранее договора двух семейств.

     Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства. Нарушить сговор в допетровские времена считалось оскорблением самой невесты, и в документах о помолвке даже предусматривалась изрядная сумма за отказ от брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от данного будущему супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто заканчивался дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.

     В боярские времена сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и близкие родственники приезжали к ним в дом. Гостей с почестями принимали, кланялись друг другу до земли и усаживали на почетные места под божницей. Потом отец или родственник жениха говорил о причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады, после чего писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны решили: в такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то, а родственники ее должны выдать и дать за ней такое-то приданое.

     При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим от имени невесты подарки. От сговора до свадьбы, как бы продолжителен ни был срок, жених невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости от обстоятельств. Иногда свадьбы совершались и через неделю, а порой между сговором и венчанием проходило несколько месяцев.

     Позднее этот обычай не видеть невесту исчез, напротив, именно после помолвки жених уже мог приезжать к невесте так часто, как захочет. До помолвки он имел право видеть свою суженую только во время смотрин.

     Помолвка обычно сопровождалась празднеством. В купеческой и мещанской среде в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях невесту и жениха благословлял священник. В средних слоях устраивалась вечеринка.

     В богатых домах по такому случаю давался бал с угощением. Кроме родственников и друзей, на помолвку обязательно приглашались почетные и влиятельные члены городского светского общества. Отец представлял жениха и невесту и объявлял о помолвке, после чего все присутствующие поочередно, по степени знатности, подходили с официальными поздравлениями.

     Впрочем, помолвки могли быть и совсем скромными, «домашними» без присутствия гостей. Родители или приглашенный священник благословляли жениха и невесту иконой и семьи обменивались хлебом-солью. Отцы брачующихся отвешивали друг другу семь поясных поклонов и называли день свадьбы.

     Принято было у всех сословий: в день помолвки жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом жениха. Девишник имел место только у групп населения наиболее близких к крестьянским традициям. А вот «мальчишник» - встреча с приятелями и прощание с молодостью - был популярен во всех сословиях. Так, Пушкин перед свадьбой устроил в Москве «мальчишник». Отужинав, поехали слушать к цыганам песни.

     И, наконец, после исполнения многочисленных предсвадебных обрядов, инициатива переходила в руки служителей церкви, обязанностью которых было освятить союз.

     В день свадьбы, по обычаю, жених до венчания не должен был видеть невесту, но посылал ей шкатулку, в которой, как водится, покоилась фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца - если ими не обменялись при помолвке. После принесения шкатулки начиналась подготовка невесты к венцу. Это делала тетка невесты, она же и причесывала. Платье - обычно шелковое из белого шелка, в крайнем случае - любого цвета, кроме черного. Богатые семьи выписывали подвенечное платье в Париже. Фата - длинная и широкая. Головной убор - венок из цветов померанца и миртовых веток. Обувал невесту «свадебный отрок» - младший брат или другой родственник. Он же и подавал ей на свадебном подносе фату и перчатки, провожал до свадебной кареты и нес шлейф. Жених военный облачался в парадный мундир, штатский - в черную фрачную пару с белым галстуком и белыми перчатками.

     Время венчания назначалось от полудня до 5 часов вечера, если предполагался праздничный обед, и от 7 до 9 вечера, если такового не было.

     Для венчания выбирался чаще храм в приходе жениха или невесты, но не обязательно. По традиции, в церковь жених и невеста приезжали порознь. Жених приезжал раньше и ждал с шаферами невесту у входа. Шаферы держали во время венчания над четой венцы, управляли всеми ритуалами, вели свадебное застолье.

     Получив известие о прибытии жениха в церковь, невеста усаживалась в экипаж вместе со свахой, девушками-провожаткамии и мальчиком-светчим, которому назначено нести перед новобрачными свечу, когда они трижды обходят аналой. По приезде в церковь невеста становилась по левую руку от жениха и освобождала правую руку от перчатки, то же проделывал и жених. Священник отводил их на венчальное место. Родственники и знакомые со стороны жениха становились справа.

     Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры.

     Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается».

     С приходом христианства народное венчание было заменено церковным - церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со времен Петра I до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Венчание всегда проходило в храме. Венчание не может иметь место во время поста, накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем молодые обмениваются обручальными кольцами.

     Пока шло венчание, свадебный поезд (уже единый) украшали лентами, цветами и колокольчиками.

     Свадебный поезд, звеня колокольчиками и усыпая мостовые лепестками, сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу, и только после этого направлялся в дом, где должен был состояться бал или вечеринка со свадебным столом.

     В каком бы помещении не происходило свадебное торжество, возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать - каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником, а гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На поднос ставили три сосуда - с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.

Информация о работе Свадебный обычай в истории