Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:59, реферат
Старинные свадебные обряды на Руси начала XVII века сохранились в записях двух иностранцев: Петрея и Олеария. Старинные свадебные обряды включали в себя: сватовство, смотр невесты и жениха, венчание и другие обряды.
Отец и друзья жениха просили тогда показать невесту, но ея отец отвечал: этого нельзя; о ней осведомиться можно от посторонних. Вы знаете, кто она такова, и этим можете быть довольны; об остальном узнаете по совершении свадьбы. - Тогда отец и сват говорили ему: если нельзя видеть жениху, то позволь нам, чтобы удостовериться в ея недостатках и свойствах. - Отец, мать и две ближние родственницы отправлялись к невесте.
Старинные свадебные обряды на Руси начала XVII века сохранились в записях двух иностранцев: Петрея и Олеария. Старинные свадебные обряды включали в себя: сватовство, смотр невесты и жениха, венчание и другие обряды.
Сватовство
«Молодой человек, желавший жениться, объявлял о том своему отцу. Это соблюдалось весьма строго, не только между простолюдинами, но вельможами и всякаго сословия людьми. Ни жених, ни невеста не могли сами делать предложения, – это было дело отца. Родитель невесты, осведомленный о сватовстве, советовался со своими приятелями и отправлялся с сватом к родителям жениха, где узнавал о его богатстве, роде, уме и достоинствах, и разсмотрев его внимательно, говорил ему, если он нравился ему: мой милой! твои родители, мои добрые друзья, а ты мне по сердцу: честен, добр, любезен и можешь быть любимым всеми, потому я хочу отдать за тебя свою дочь, если она понравится тебе. Я награжу ее приданым и всякаго рода украшениями: серьгами, платьем, серебром, золотом, скотом, лошадьми, прислугою и домашними вещами. - По согласии с обеих сторон, сват отвечал за жениха: тебе угодно выдать за меня дочь, а меня иметь своим сыном, – я подумаю прежде. Об осстальном распроси моих родителей и друзей, и что ими будет сделано и утверждено, тем я буду доволен. Если сватовство с обеих сторон не встретило препятствий и само приданое обоюдно утверждено, то назначали день свадьбы.
Смотр невесты и жениха
Отец и друзья жениха
просили тогда показать
Венчание
По наступлении свадебнаго
дня, для котораго готовили в изобилии
кушанья и напитки, и в этот день все пили,
отправлялся в церковь весь свадебный
причет и с ним родители молодых. Лице
невесты покрывалось фатой. Священнику
подносили прежде пироги; он тогда благословлял
молодых и пел из псалма 127 «Блажени вси
боящиеся Господа, ходящий в путех его.
Труды плодов твоих снеси»**[**У Петрея
ошибочно приведен 128 псалом вместо 127,
ибо псалом 128 начинается так: «Множицею
брашася со мною от юности моея, да речет
убо Израиль: множицею брашася со мною
от юности моя, ибо не премогоша мя. На
хребте моем делаша грешницы: продолжите
беззаконие свое» и т. д.], и т. д.; потом,
подступив к молодому, клал на его голову
свою руку и говорил: ты берешь молодую
и милую: будешь ли ее любить в радостях
и бедности? Не будешь ли издеваться над
нею и поступать с нею грубо? Если она состарьется,
сделается немощною или больною, то не
покинешь ли ее? - Жених отвечал: нет. Тогда
он обращался к невеста и говорил: ты еще
молодая и неопытная, будешь ли жить с
мужем в согласии, как следует доброй жене?
Будешь ли смотреть за хозяйством? Пребудешь
ли ему верною, когда он состарится и ослабеет?
- Она отвечала: да! - После этого священник
брал венцы, клал на их головы и говорил:
раститесь и множитесь. Читал потом молитву,
благословлял их три раза крестом и произносил:
что Бог соединяет, того не разторгнуть
человеку. - Затем все зажигали восковые
небольшие свечи. - После священник подавал
новобрачным позолоченную чашу с медом,
из которой они пили, и наконец поздравлял
их со вступлением в брак. Потом молодые
бросали на землю чашу, топтали ее ногами,
приговаривая: да будут так попраны наши
враги, которые захотят поселить между
нами ненависть и раздор.»1
При выходе из церкви совершался старинный
свадебный обряд, где женщины осыпали
молодых конопляными семенами, желая им
здоровья и долговечной жизни. Затем все
возвращались домой и пировали. На следующий
день молодых отводили в дом, где они должны
были жить.
Интересен старинный обряд, который совершался
в спальне молодых. «Молодой, ложась спать,
бил плетью свою молодую и потом вешал
ту же плеть на стене в ознаменование его
любви, ибо жены думали, что если мужья
бьют их часто, то этим они доказывают
к ним свою любовь, в противном случае
они жаловались на своих мужей, говоря
всем, что мужья разлюбили их.
В продолжение свадебнаго пирования дарили
молодых, каждый соразмерно своему состоянию,
разными вещами, которые укладывали потом
в сундуки, и это составляло их приданое.» 2
Старинные свадебные обряды и традиции боярских, дворян и простого народа был весьма долгое время однообразным и отличался только богато убранным поездом и пиром. Не ранее половины XVII в. появились музыкальные забавы, и то при дворе. В половине XVI века встречаются гусельники и гудочники; но они веселили простой народ по праздникам. Когда Петр I ввел почти во все забавы музыку, тогда она появилась на свадьбах. В царствование Елизаветы старинные свадебные обряды и традиции изменились. Дворянство, живущее в столицах и больших городах, заимствуя иностранные обряды и традиции, отказывалось от своих отечественных и тогда названия дружек, сватов, свах, князя и княгини уже исчезли. Вместо дружек ввелись шаферы. Венчание сопровождалось пышным поездом, а свадебные обряды заменяется нередко бальною музыкою и роскошным вечерним угощением.
Старинные свадебные обряды
и традиции
Музыка стала отвечать на поздравительное
провозглашение. Каравай, перепечь, жареный
петух стали считаться простонародными.
Каравай заменили сахарными хлебами, украшаемыми
цветами и плодами. Варенья, конфеты и
шоколад вытеснили медовые напитки. Обрядовое
хождение молодых в баню и кушанье каши
в постели, посыпание хмелем и деньгами,
опахивание соболями, засыпание в холодной
комнате на ржаных снопах, оберегание
новобрачной спальни дружкою, который
целую ночь ездил верхом на лошади с обнаженной
саблею исчезли. Также стало считается
неприличным давать свадебные пиры, называя
это купеческим разгулом. На торжественном
венчании съезжались гости, как говорится,
на одну чашку чая и потом разъезжались.
Надевание кики с фатою заменилось между
дворянами убиранием головы цветами и
венками и особым подвенечным покрывалом,
а вместо цветного платья, в которое произвольно
одевали молодую, стали наряжать в белое.
Отъезд к венцу
Выход жениха и невесты
из избы обставлялся как
Вот как в Пермской губернии происходил
отъезд к венцу молодых.
На дворе жених брал в охапку невесту и
сам усаживал ее в сани вместе со свахой,
а сам верхом ехал вместе с тысяцким.
Гости выходили во двор и усаживались.
Их нужно было угостить; в это время девушки
пели трогательные песни, окружив жениха
и невесту.
Между тем колдун или знахарь обходил
кругом все сани, телеги, верховых лошадей,
экипажи и все остальное, чтобы удостовериться
что нигде нет колдовства. Наконец брат
или дядя невесты отворяли ворота и «свадебный
поезд» отправлялся в церковь. При выезде
из двора, дружки крестообразно хлестали
нагайкой ворота невесты и ближайший угол
дома.
После того девушки в сопровождении вытницы
возвращались в избу и усевшись на то место,
где только что сидела невеста, закусывли
пирогом и расходились по домам.
Но вот уже и поезд тронулся; однако не
проходило трех минут, как дружки возвращались
к дому и под окном отца невесты спрашивали:
- Нет ли у вас от нас обиды, все ли чашки
– ложки целы?.
- Обиды нет, все цело – отвечал отец.
Если дом жениха далеко, то отец с матерью
отправлялись с братом или дядей вещи
невесты с новой родней. Пермяки очень
суеверны и поэтому строго соблюдали обряд,
во время которого свадебный поезд должен
был кланяться всем проходящим.
Когда поезд приблизился к церкви, свахи
ставили жениха и невесту рядом и давали
им держаться руками за концы ширинки
и в этом положении вели их в церковь.
Приезд в дом новобрачного
После свадьбы свадебный
поезд отправлялся в дом
Подавали вина и все заходили в избу. Отец
с матерью становились близ стола лицом
к дверям. Молодые, не доходя до отца с
матерью, молились на образ, который держал
отец и после трех поклонов подходил за
благословением отца и матери. Затем свахи
уводили молодых в кутью или за печь. Молодой
расплетали косу на две и надевали на голову
головной убор. Потом вводили молодых
в избу и ставили перед столом. Все садились
за стол, молодые садились так, чтобы были
лицом к дверям. Подле жениха сажали тысяцкого,
подле невесты – сваха. Дружко произносил
молитву и начинался ужин.
В Южной России порядок совсем иной: там
жених и невеста разъезжались после венца
по своим домам. Вечером жених приезжал
к невесте и оставался на ночь, а утром
увозил ее к себе домой.
Свадебный пир
Одним из важных обрядов
на свадьбе был свадебный пир.
Новобрачных называли «князем и
княгиней», сажали на почетное место
под иконами. Гости рассаживались,
соблюдая мужские и женские места,
в строгой последовательности родства.
Жених и невеста, сидевшие за свадебным
столом вместе с женатыми мужчинами и
замужними женщинами, не имели права прикасаться
к еде и питью. В знак запрета миску ставили
пустой, столовые приборы связывали красной
лентой. Этот свадебный обряд объясняется
древним мифологическим представлением
о том, что жених и невеста не могут принимать
участие в общей трапезе с женатыми родственниками,
так как пока не относились к ним. В Пермской
губернии старинный свадебный обряд сложен
по другому. Молодые пермяки в знак единодушия
ели одной вилкой и одной ложкой одновременно,
пили из одного стакана. У богатых за каждым
кушаньем бывает круговая подача вина,
у людей среднего достатка - через кушанье,
у бедных – три раза. Молодые сами угощались
вином. Для этого за каждой круговой вставали
на ноги: молодой наливал рюмку, а молодая
подносила ее на тарелке. За каждой новой
круговой, гости не пили до тех пор, пока
молодые не выпивали вина. При каждой подаче,
гости поздравляли с законным браком,
целовали и дарили деньги. Ужин состоял
из рыбного пирога, студени, щей, трех жарких
(бараньей лопатки, утки, индейки) и челпана.
В постные дни – пирог, судак с уксусом,
уха, кисель, мед и челпан.
Интересно было требование дружки следующего
кушанья по окончании прежде подданного:
«Отец родимый! Мать родимая! У нас князь
молодой, сокол ясный, с княгиней – молодицей,
сидят за столом дубовым и скатертью шитой
– бранною и тысяцкий воевода – просят
перемену. Поднашивай!. Нет перемены –
челпан на стол, поклон воздай! Мы от хлеба
соли сыты, от пива и браги пьяны и веселы.
Что в руках вожено, во двор пущено, что
есть в печи, все носи на плече. Вы не можете,
мы дружки подскочим и поможем.
Для изучения древнерусской
жизни, для исследования быта наших
предков, важное значение имеет изучение
свадебных обрядов и традиций,
которыми так богата жизнь древнерусского
человека и в которых так или иначе
отразились его образ жизни и понятия.
По выражению А. Коринфского: «Прошлое
оставило свой заметный следъ въ этихъ
(свадебныхъ) обычаяхъ, отразилось въ ихъ
сущности, высказалось во внешней обстановке»
. Наши выдающиеся историки-этнографы:
Сумцов, Терещенко, Сахаров, Коринфский
обращали при изучении древнего славяно
- русского быта, особенное внимание на
свадебные обряды и традиции.
Нужно заметить, что свадебные традиции
и обряды вообще являются одним из главных
факторов развития древней общественности
и гражданственности. При господстве у
наших предков - славян родового быта,
при замкнутости родов, брак имел весьма
важное значение, так как приводя в семью
новое, чужое лицо, изменялись отношения
между родами, весьма часто содействуя
их сближению между собою. В отдаленную
эпоху жизни наших предков кровное родство
было единственной связью между людьми.
Семья, основой которой был брак, имела
важное значение в глазах древнего славяно
- русского человека, пользовалась большим
уважением. Сознание важности семьи и
семейных интересов у человека нельзя
не видеть в его разнообразных свадебных
традициях и обрядах, из которых некоторые
до сих пор не утратили еще своей силы
в различных метах России, у различных
классов общества, в особенности среди
простого народа. Простой народ сохранил
много разного рода обычаев, имеющих отношение
к глубокой древности, сохранил особенное
стремление к обрядности, к формам , в которых
выражаются его мысли, чувства и желания.
За исключением церковно-христианских
праздников, наш народ особенно отметил
обрядностью три главных момента в жизни
человека: рождение, брак и смерть. На эти
главные моменты народ всегда обращал
особенное внимание; их старался обставить
и множеством традиций и обрядов.
Такое важное событие в жизни русского
человека как свадьба, не могло составлять
исключения из общего правила. Напротив,
как имеющий, кроме своего духовного смысла,
большое общественное значение, стоящая
в самой тесной связи с жизнью народа,
свадьба была окружена множеством свадебных
обрядов и традиций .
Информация о работе Старинные свадебные обряды Руси начала XVII века