Старинные свадебные обряды Руси начала XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

Старинные свадебные обряды на Руси начала XVII века сохранились в записях двух иностранцев: Петрея и Олеария. Старинные свадебные обряды включали в себя: сватовство, смотр невесты и жениха, венчание и другие обряды.
Отец и друзья жениха просили тогда показать невесту, но ея отец отвечал: этого нельзя; о ней осведомиться можно от посторонних. Вы знаете, кто она такова, и этим можете быть довольны; об остальном узнаете по совершении свадьбы. - Тогда отец и сват говорили ему: если нельзя видеть жениху, то позволь нам, чтобы удостовериться в ея недостатках и свойствах. - Отец, мать и две ближние родственницы отправлялись к невесте.

Файлы: 1 файл

Старинные свадебные обряды на Руси начала XVII века сохранились в записях двух иностранцев.docx

— 23.74 Кб (Скачать)

 

 Старинные свадебные обряды на Руси начала XVII века сохранились  в записях двух иностранцев: Петрея и Олеария. Старинные свадебные обряды включали в себя: сватовство, смотр невесты и жениха, венчание и другие обряды.     

Сватовство               

  «Молодой человек, желавший жениться, объявлял о том своему отцу. Это соблюдалось весьма строго, не только между простолюдинами, но вельможами и всякаго сословия людьми. Ни жених, ни невеста не могли сами делать предложения, – это было дело отца. Родитель невесты, осведомленный о сватовстве, советовался со своими приятелями и отправлялся с сватом к родителям жениха, где узнавал о его богатстве, роде, уме и достоинствах, и разсмотрев его внимательно, говорил ему, если он нравился ему: мой милой! твои родители, мои добрые друзья, а ты мне по сердцу: честен, добр, любезен и можешь быть любимым всеми, потому я хочу отдать за тебя свою дочь, если она понравится тебе. Я награжу ее приданым и всякаго рода украшениями: серьгами, платьем, серебром, золотом, скотом, лошадьми, прислугою и домашними вещами. - По согласии с обеих сторон, сват отвечал за жениха: тебе угодно выдать за меня дочь, а меня иметь своим сыном, – я подумаю прежде. Об осстальном распроси моих родителей и друзей, и что ими будет сделано и утверждено, тем я буду доволен. Если сватовство с обеих сторон не встретило препятствий и само приданое обоюдно утверждено, то назначали день свадьбы.     

Смотр невесты и жениха              

 Отец и друзья жениха  просили тогда показать невесту,  но ея отец отвечал: этого нельзя; о ней осведомиться можно от посторонних. Вы знаете, кто она такова, и этим можете быть довольны; об остальном узнаете по совершении свадьбы. - Тогда отец и сват говорили ему: если нельзя видеть жениху, то позволь нам, чтобы удостовериться в ея недостатках и свойствах. - Отец, мать и две ближние родственницы отправлялись к невесте. Если она зажиточная  и богатая, в доме много покоев и светлиц; то она сидела в своей светлице, убранная и наряженная. Если без состояния и бедная, в доме нет ни одной светлицы, то она сидела В углу избы за занавесом, без всякаго наряда. Мать жениха, подойдя к ней, просила выти, и взяв ее за руку, ходила с нею, разсматривая со вниманием: не слепая ли она, или хромоногая, или нет других каких либо недостатков. Если ничего не было найдено, то она садилась с веселым лицом за стол. После того мать невесты отправлялась к жениху и разсматривала его подобным образом, и не найдя в нем никаких телесных недостатков, приступали обоюдно к письменному условию, в том, что если кто не сдержит своего слова, тот должен заплатить по записи определенную сумму денег. Не смотря на это, продолжались со обеих сторон частые осматривания молодых, дабы не ошибиться, и чтобы потом не исполнилась пословица: понравилась сатана лучше ясного сокола. Были примеры, что не разсмотрев молодых, они оказывали впоследствии друг к другу холодность, от чего происходили семейные раздоры. - Девицы высшего сословия всегда находились в затворничестве, и их не прежде могли видеть, как только в день свадьбы.

Венчание         

 По наступлении свадебнаго дня, для котораго готовили в изобилии кушанья и напитки, и в этот день все пили, отправлялся в церковь весь свадебный причет и с ним родители молодых. Лице невесты покрывалось фатой. Священнику подносили прежде пироги; он тогда благословлял молодых и пел из псалма 127 «Блажени вси боящиеся Господа, ходящий в путех его. Труды плодов твоих снеси»**[**У Петрея ошибочно приведен 128 псалом вместо 127, ибо псалом 128 начинается так: «Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: множицею брашася со мною от юности моя, ибо не премогоша мя. На хребте моем делаша грешницы: продолжите беззаконие свое» и т. д.], и т. д.; потом, подступив к молодому, клал на его голову свою руку и говорил: ты берешь молодую и милую: будешь ли ее любить в радостях и бедности? Не будешь ли издеваться над нею и поступать с нею грубо? Если она состарьется, сделается немощною или больною, то не покинешь ли ее? -  Жених отвечал: нет. Тогда он обращался к невеста и говорил: ты еще молодая и неопытная, будешь ли жить с мужем в согласии, как следует доброй жене? Будешь ли смотреть за хозяйством? Пребудешь ли ему верною, когда он состарится и ослабеет? -  Она отвечала: да! -  После этого священник брал венцы, клал на их головы и говорил: раститесь и множитесь. Читал потом молитву, благословлял их три раза крестом и произносил: что Бог соединяет, того не разторгнуть человеку. -  Затем все зажигали восковые небольшие свечи.  - После священник подавал новобрачным позолоченную чашу с медом, из которой они пили, и наконец поздравлял их со вступлением в брак. Потом молодые бросали на землю чашу, топтали ее ногами, приговаривая: да будут так попраны наши враги, которые захотят поселить между нами ненависть и раздор.» 
     При выходе из церкви совершался старинный свадебный обряд, где женщины осыпали молодых конопляными семенами, желая им здоровья и долговечной жизни. Затем все возвращались домой и пировали. На следующий день молодых отводили в дом, где они должны были жить.  
     Интересен старинный обряд, который совершался в спальне молодых. «Молодой,  ложась спать, бил плетью свою молодую и потом вешал ту же плеть на стене в ознаменование его любви, ибо жены думали, что если мужья бьют их часто, то этим они доказывают к ним свою любовь, в противном случае они жаловались на своих мужей, говоря всем, что мужья разлюбили их.  
     В продолжение свадебнаго пирования дарили молодых, каждый соразмерно своему состоянию, разными вещами, которые укладывали потом в сундуки, и это составляло их приданое.» 

Старинные свадебные обряды и традиции боярских, дворян и простого народа был весьма долгое время однообразным и отличался только богато убранным поездом и пиром.  Не ранее половины XVII в. появились музыкальные забавы, и то при дворе. В половине XVI века встречаются гусельники и гудочники; но они веселили простой народ по праздникам. Когда Петр I ввел почти во все забавы музыку, тогда она появилась на свадьбах. В царствование Елизаветы старинные свадебные обряды и традиции изменились.  Дворянство, живущее в столицах и больших городах, заимствуя иностранные обряды и традиции, отказывалось от своих отечественных и тогда названия дружек, сватов, свах, князя и княгини уже исчезли. Вместо дружек ввелись шаферы. Венчание сопровождалось пышным поездом, а свадебные обряды заменяется нередко бальною музыкою и роскошным вечерним угощением. 

Старинные свадебные обряды и традиции 
      Музыка стала отвечать на поздравительное провозглашение. Каравай, перепечь, жареный петух стали считаться простонародными. Каравай заменили сахарными хлебами, украшаемыми цветами и плодами. Варенья, конфеты и шоколад вытеснили медовые напитки. Обрядовое хождение молодых в баню и кушанье каши в постели, посыпание хмелем и деньгами, опахивание соболями, засыпание в холодной комнате на ржаных снопах, оберегание новобрачной спальни дружкою, который целую ночь ездил верхом на лошади с обнаженной саблею исчезли. Также стало считается неприличным давать свадебные пиры, называя это купеческим разгулом. На торжественном венчании съезжались гости, как говорится, на одну чашку чая и потом разъезжались. Надевание кики с фатою заменилось между дворянами убиранием головы цветами и венками и особым подвенечным покрывалом, а вместо цветного платья, в которое произвольно одевали молодую, стали наряжать в белое.

Отъезд к венцу 

Выход жениха и невесты  из избы обставлялся как тетрализованное действо. 
          Вот как в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых. 
На дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким. 
          Гости выходили во двор и усаживались. Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. 
          Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота и «свадебный поезд» отправлялся в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома. 
          После того девушки в сопровождении вытницы возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывли пирогом и расходились по домам. 
Но вот уже и поезд тронулся; однако не проходило трех минут, как дружки возвращались к дому и под окном отца невесты спрашивали: 
         - Нет ли у вас от нас обиды, все ли чашки – ложки целы?. 
         - Обиды нет, все цело – отвечал отец. 
          Если дом жениха далеко, то отец с матерью отправлялись с братом или дядей вещи невесты с новой родней. Пермяки очень суеверны и поэтому строго соблюдали обряд, во время которого свадебный поезд должен был кланяться всем проходящим. 
          Когда поезд приблизился к церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь.

Приезд в дом новобрачного  

После свадьбы свадебный  поезд отправлялся в дом жениха. Поезд, въехав в дом жениха, встречался родителями и родственниками жениха. Отец встречал с образом, мать с хлебом – солью, братья и сестры с пивом  и брагою. Интересен следующий  обряд, который иногда случался на свадьбе. Мать жениха встречала молодых грязной, одетой в лохмотья с целью показаться молодухе страшною и внушить к себе боязнь. 
          Подавали вина и все заходили в избу. Отец с матерью становились близ стола лицом к дверям. Молодые, не доходя до отца с матерью, молились на образ, который держал отец и после трех поклонов подходил за благословением отца и матери. Затем свахи уводили молодых в кутью или за печь. Молодой расплетали косу на две и надевали на голову головной убор. Потом вводили молодых в избу и ставили перед столом. Все садились за стол, молодые садились так, чтобы были лицом к дверям. Подле жениха сажали тысяцкого, подле невесты – сваха. Дружко произносил молитву и начинался ужин. 
           В Южной России порядок совсем иной: там жених и невеста разъезжались после венца по своим домам. Вечером жених приезжал к невесте и оставался на ночь, а утром увозил ее к себе домой.

Свадебный пир

Одним из важных обрядов  на свадьбе был свадебный пир. Новобрачных называли «князем и  княгиней», сажали на почетное место  под иконами. Гости рассаживались, соблюдая мужские и женские места, в строгой последовательности родства. 
          Жених и невеста, сидевшие за свадебным столом вместе с женатыми мужчинами и замужними женщинами, не имели права прикасаться к еде и питью. В знак запрета миску ставили пустой, столовые приборы связывали красной лентой. Этот свадебный обряд объясняется древним мифологическим представлением о том, что жених и невеста не могут принимать участие в общей трапезе с женатыми родственниками, так как пока не относились к ним. В Пермской губернии старинный свадебный обряд сложен по другому. Молодые пермяки в знак единодушия ели одной вилкой и одной ложкой одновременно, пили из одного стакана. У богатых за каждым кушаньем бывает круговая подача вина, у людей среднего достатка - через кушанье, у бедных – три раза. Молодые сами угощались вином. Для этого за каждой круговой вставали на ноги: молодой наливал рюмку, а молодая подносила ее на тарелке. За каждой новой круговой, гости не пили до тех пор, пока молодые не выпивали вина. При каждой подаче, гости поздравляли с законным браком, целовали и дарили деньги. Ужин состоял из рыбного пирога, студени, щей, трех жарких (бараньей лопатки, утки, индейки) и челпана. В постные дни – пирог, судак с уксусом, уха, кисель, мед и челпан. 
          Интересно было требование дружки следующего кушанья по окончании прежде подданного: «Отец родимый! Мать родимая! У нас князь молодой, сокол ясный, с княгиней – молодицей, сидят за столом дубовым и скатертью шитой – бранною и тысяцкий воевода – просят перемену. Поднашивай!. Нет перемены – челпан на стол, поклон воздай! Мы от хлеба соли сыты, от пива и браги пьяны и веселы. Что в руках вожено, во двор пущено, что есть в печи, все носи на плече. Вы не можете, мы дружки подскочим и поможем. 

Для изучения древнерусской  жизни, для исследования быта наших  предков, важное значение имеет изучение свадебных обрядов и традиций, которыми так богата жизнь древнерусского человека и в которых так или иначе отразились его образ жизни и понятия.  По выражению А. Коринфского: «Прошлое оставило свой заметный следъ въ этихъ (свадебныхъ) обычаяхъ, отразилось въ ихъ сущности, высказалось во внешней обстановке» . Наши выдающиеся историки-этнографы: Сумцов, Терещенко, Сахаров, Коринфский обращали при изучении древнего славяно - русского быта, особенное внимание на свадебные обряды и традиции.   
     Нужно заметить, что свадебные традиции и обряды вообще являются одним из главных факторов развития древней общественности и гражданственности. При господстве у наших предков - славян родового быта, при замкнутости родов, брак имел весьма важное значение, так как приводя в семью новое, чужое лицо, изменялись отношения между родами, весьма часто содействуя их сближению между собою. В отдаленную эпоху жизни наших предков кровное родство было единственной связью между людьми.  
     Семья, основой которой был брак, имела важное значение в глазах древнего славяно - русского человека, пользовалась большим уважением. Сознание важности семьи и семейных интересов у человека нельзя не видеть в его разнообразных свадебных традициях и обрядах, из которых некоторые до сих пор не утратили еще своей силы в различных метах России, у различных классов общества, в особенности среди простого народа. Простой народ  сохранил много разного рода обычаев, имеющих отношение к глубокой древности, сохранил особенное стремление к обрядности, к формам , в которых выражаются его мысли, чувства и желания. За исключением церковно-христианских праздников, наш народ особенно отметил обрядностью три главных момента в жизни человека: рождение, брак и смерть. На эти главные моменты народ всегда обращал особенное внимание; их старался обставить и множеством традиций и обрядов. 
     Такое важное событие в жизни русского человека как свадьба, не могло составлять исключения из общего правила. Напротив, как имеющий, кроме своего духовного смысла, большое общественное значение, стоящая в самой тесной связи с жизнью народа, свадьба была окружена множеством свадебных обрядов и традиций .


Информация о работе Старинные свадебные обряды Руси начала XVII века