Свадебный обряд, свадебные народные песни: история и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:01, реферат

Краткое описание

Цель исследования:
Определить художественные особенности русских свадебных народных песен.
Исходя из цели, ставим перед собой следующие задачи:
Дать литературоведческое определение свадебной песни
Изучить историю русского свадебного обряда и свадебных песен
Изучить художественные особенности русских народных свадебных песен

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….... 1
ЧАСТЬ 1: История свадебного обряда и свадебных песен ……… 3
Место свадебных песен в системе русского фольклора ………… 3
Русский народный свадебный обряд: история, особенности и заимствования ……………………………………………………. 5
ЧАСТЬ 2: Художественные особенности свадебных народных
песен …………………………………………………………………….. 23
ЧАСТЬ 3: Свадебный обряд в литературе ………………………… 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………. 43

Файлы: 1 файл

1334871500.docx

— 1.28 Мб (Скачать)

 

Министерство общего и  профессионального образования

Свердловской области

Управление образования  Администрации  г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 77

 

 

Направление:

Культура и искусство

 

 

Свадебный обряд, свадебные народные песни: история  и особенности

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

ученица 9 А класса

Спирькова Елизавета

 

 

 

 

Руководитель:

Климова Марина Станиславовна,

учитель литературы,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....   1

ЧАСТЬ 1: История свадебного обряда и свадебных песен ………    3

    1. Место свадебных песен в системе русского фольклора …………     3
    2. Русский народный свадебный обряд: история, особенности  и заимствования …………………………………………………….       5

ЧАСТЬ 2: Художественные особенности  свадебных народных

песен ……………………………………………………………………..  23

ЧАСТЬ 3: Свадебный обряд  в литературе …………………………  36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………  41

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………….  43

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Словарь литературоведческих терминов
  2. Таблица «Классификация жанров фольклора»
  3. Таблица «Классификация свадебных обрядовых песен»
  4. Таблица «Художественно-выразительные средства в свадебных народных песнях»
  5. Видеоряд «Свадебная одежда невесты и жениха»
  6. План анализа народной песни
  7. Ноты свадебных народных песен
  8. Мультимедийная презентация проекта

ВВЕДЕНИЕ

 

Издавна на Руси свадьба была огромным праздником, на который приглашалось большое количество людей. На протяжении веков сложилось огромное количество  традиции и обычаев, связанных как с самой свадьбой, так и с ее подготовкой. Многие из них хорошо сохранились и сегодня, многие свадебные традиции сейчас находятся на стадии возрождения.

И вместе со   свадебными обрядами возрождается свадебная народная песня, поэтичная, красивая, несущая в себе память о русских истоках, о русской  истории.

Тема реферата: «Свадебный обряд, свадебные народные песни: история и особенности».

Цель исследования:

Определить художественные особенности русских свадебных  народных песен.

Исходя  из цели, ставим перед собой следующие задачи:

    • Дать литературоведческое определение свадебной песни
    • Изучить историю русского свадебного обряда и свадебных песен
    • Изучить художественные особенности русских народных свадебных песен
    • Изучить реминисценции русских свадебных песен, нашедшие отражение в современной поэзии

Объектом нашего исследования являются русские народные свадебные песни.

Предмет исследования – художественные особенности русских народных свадебных песен.

Практическая значимость работы заключается в том, что приложения, созданные в процессе работы над темой, могут использоваться на уроках литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ 1: История свадебного обряда и свадебных песен

Глава 1: Место свадебных  песен в системе фольклора

Из раздела  семейно-обрядовых песен я выделяю  в своей работе свадебно-обрядовые песни. Обрядовые песни выражают поэтическе творчество народа, причём характер и содержание песни определяется характером его быта. В основе песен лежал крепкий семейный союз, который повлиял на коренные источники поэзии. При этом свадебно обрядовые песни не обособлялись в профессиональное искусство. В свадебно обрядовых пенях выражались реальные чувства и образы из жизни. Вследствие этого свадебные песни охватывали весь круг понятий и обычаев, которыми жил народ.

Говоря  о свадебных народных песнях, необходимо рассмотреть их место в системе  фольклора.

Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего, именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Термин  «фольклор» впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа [ 2, 464].

Фольклор делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма.

К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие. Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники) [4, С. 35].

Данную классификацию можно  посмотреть в Приложении № 1 «Классификация жанров фольклора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Русский  народный свадебный обряд: история, особенности и заимствования

Остановимся подробнее на свадебных  обрядовых песнях.

Они делятся на лироэпические, лирические, величальные, плясовые.  Подробнее об этом в Приложении № 2 «Классификация свадебных народных песен».

Свадьба на Руси состояла из нескольких элементов: смотрины невесты, осмотр дома жениха, девичник.

История свадебного обряда на Руси уходит далеко своими корнями в язычество. Как  говорит начальная летопись, у  русских в язычестве вместо браков, у Радимичей, Вятичей, Северян были игры между селениями, где среди игр, песен и плясок, мужчины выбирали себе девушек и уводили как жен.  
          Кроме языческих обрядов, в русские свадебные обряды вошли греческие, римские, скандинавские, немецкие, литовские и восточные. В греческих и римских обрядах бракосочетания задействованы венки, кольца обручальные, соединение рук, свечи, свадебные дари и др. Венера, покровительница браков звалась Suada– слово, близкое к нашей свадьбе. Осыпание хмелем новобрачных у русских пришло к нам от греков, римлян и древних пруссов. В Афинах, как и в России до XVIII века существовал обряд охранять брачных в первую брачную ночь. Ключ у римлям, древних немцев как и у русских при свадебных обрядах.

 
          Служил символом хозяйской  власти, которая предоставлялась  женам вместе ключом. Русский  свадебный каравай, как важный  символ бракосочетания имеет  сильное сходство с римским  обрядом – confarreatio. У римлян  новобрачные должны были вкушать  пирог, сделанный из муки, воды, соли и меда. Снимание сапога, что в древности на Руси  значило покорность, пришел из  Германии. В Германии молодая  должна была снимать сапог  с молодого и класть его  в изголовье постели в знак  господства мужчины над женщиной.  
          В язычестве у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему к постели жареную перепелку и часть отдавал жене. У немцев подавали новобрачным жареную курицу, которая называлась брачною или любовную. Такую же жареную курицу в первый день подносили новобрачным у русских, как видно из описания старинных свадеб с XVвека.           

 История  свадебного обряда - надевание на  новобрачную кокошника, разделение  косы на две и заплетание  их заимствовано русскими от  татар. С введением европейских  обычаев Петром I, многие русские  старинные обряды уничтожились. При Петре I старинные русские  обряды, обычаи и традиции превратились  в потеху.

Со временем свадьбы изменились до неузнаваемости. Многие обряды стерты благодаря перестройке  и сейчас в наше время свадьба  стала официальным мероприятием.  

 Женятся  пермяки очень рано. Редко возраст  достигает 25 лет в холостом  состоянии. Свадьба пермяков представляет  собой цепь предварительных обрядов;  нужно спросить дозволение у  своего начальства, священника. Свадьба  практически всегда решаются  без участия жениха. 
           Случается, что жених узнает свою суженую только в день свадьбы. После окончательного решения – какую девушку сватать, начинается сватовство (корасем). Это дело всегда принадлежит старшему в семействе или человеку, опытному в таких делах. Принявший на себя обязанность свата, наряжается в праздничное платье и идет в дом невесты, летом – верхом, а зимой на санях и обязательно покрытых рогожей. Сват при входе в дом отворяет двери трижды. Сначала, отворив немного, снова затворяет дверь глухо, потом отворяет вторично и опять затворяет быстро, наконец в третий раз отворяет дверь совсем. Во время входа в избу, перенеся через порог правую ногу, сват пристукивает о порог пяткой и потом наступает на полкомнаты. Этот обряд, по суеверному понятию пермяков, нужен для успеха дела. Далее сват молится Богу, молча кланяется хозяевам и садится на лавку и до тех пор молчит, пока хозяева не спросят о причине прихода. Сват сразу же начинает говорить, предлагать жениха, расхваливать его. Отец и мать по обычаю отговариваются тем, что девка молода, выдавать рано.         
            Так начинается первое сватовство. Но если отец невесты не захотел отдавать дочь, то по обычаю говорит свату: «У меня нет невесты; ищи ее в другом доме, а ко мне с этим делом не приходи. А если хошь, приходи просто за бражкой».         

 Вообще  отец невесты на первых порах  бывает в ответах уклончив, и  свату не раз приходится приходить, чтобы получить согласие. Интересно, что сватов не угощают у невесты, не смотря на то, что сваты сидят по 3-5 часов. В день, назначенный для рукобитья, сват берет у жениха вина, пива, рыбный пирог и идет в дом невесты в сопровождении одного из родственников жениха. После полного согласия, в день, назначенный для рукобитья, отец притворно отнекивается. Только родственники невесты, напоминают ему о данном слове, заставляют как будто удержаться от отказа и дать согласие.        

 Сват  ставит с вином посуду кроме одной, которую оставляют на нужды невесты. Отец приказывает зажечь свечу перед иконой, принести хлеб и соль на стол. Затем все в избе молятся, затем отец заходит за стол, к столу подходит сват, они берутся правыми руками и проговаривают «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», сват говорит отцу.

Если  присутствует жених, то он тоже получает подарок. После даров свата и  его сопровождающего угощают  праздничным обедом, состоящего из рыбного пирога, студня, щей, жаркого, меда.          

 Рукобитье  у пермяков заменяет сватанье. В этот день приглашается вытница (плакальщица) и подруги. Вытницей она называется потому – что во время ее пения невеста «воет», то есть плачет. В первые дни после рукобитья все родственники приглашают к себе в гости невесту с вытницей и подругами, для чего присылается «зватый». Невеста угощает зватого вином и дарит ему крестик и два пояса.  Невеста одевается в гости по праздничному, вплетает в косу разноцветные ленточки. Стоя посреди избы она поет песню отцу, в которой спрашивает разрешения на дорогу. Отец дает благословение, затем невеста поет песню матери и другим старшим в доме. Она обязательно кланяется в ноги. Если невеста едет к тетке, то подойдя к переднему крыльцу, подруги расстилают войлок перед дверями, встают на него и поют.

Тетка выстилает  войлок в избе, выходит в сени со стаканом теплой браги для невесты  и подруг. Невеста при этом падает тетке в ноги, девушки поют песню  о кручине невесты (тоску о  деревенской жизни). Поднесенную  брагу все пьют, молятся и садятся  за праздничный стол. Когда все  сыты, подруги поют песню, в которой  от лица невесты славят тетку, благодарят за угощение.За это невесте дарят деньги. Затем поются песни разные и тетка получает от невесты холст на рукава, тельник и два пояска, а хозяину портки или опояску с тельником и двумя поясками. В один из последних дней перед свадьбой, отец жениха или сват приезжает в дом невесты условиться о дне свадьбы (по – пермячки держать совет). Сват привозит вино, пиво, рыбный пирог и челпан, завернутые в платок и обвитые тельником и двумя поясками. Вино отдают отцу, а пирог с платком, тельником и поясками матери невесты. В ответ мать посылает такие же подарки жениху от лица невесты. 
          «Свадебный поезд» составляется таким образом: крестный отец, старший брат или дядя жениха, крестная мать или тетка, замужняя сестра, свахи, младшие братья и знакомые жениха, колдун или знахарь. Присутствие колдуна или знахаря, по мнению пермяков, отводит великий злой умысел, злых врагов.         

Информация о работе Свадебный обряд, свадебные народные песни: история и особенности