Становление и развитие этнохудожественного образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:48, дипломная работа

Краткое описание

Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Становление и развитие этнохудожественного образования в России. 1.1 Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского…
1.2 Этнокультурный и Этнохудожественный компоненты в педагогических системах 20в. …………………………………………………
1.3 Система Современного Российского этнохудожественного образования…..
1.4 Цель, Задачи, Функции и принципы этнохудожественного образования…..
1.5 Формы и методы этнохудожественного образования
1.6 Формирование Этнохудожественной культуры в процессе обучения Декоративно-Прикладному искусству в Современной России………..
Глава 2. Теорико-методологические основы функционирования этнохудожественного образования в современной социокультурной ситуации. 2.1 Адаптивность личности как проблема культорологических теорий…………………………………………………………………………………………….
2.2 Экспериментальное исследование и моделирование социокультурной адаптации личности посредством этнохудожественного образования. Обрядность, праздничность, календарная циклизация и синкретическая полифункциональность как базовые параметры рассмотрения этнокультурной и социокультурной ситуации……………………………………………………..
2.3 Функционирование этнохудожественного образования в системе. ШКОЛА-УЧИЛИЩЕ-ВУЗ на современном этапе……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 156.80 Кб (Скачать)

Первый подход к формированию образовательной  модели частичного фольклорно-этнологического ориентирования личности заключается в изучении архаических типов мышления (мифологизация, магизм, анимизм, антропоморфизм, мантизм, тотемизм) и различной степени функционирования их в мышлении современного человека .

Второй подход к частичному фольклорно-этнологическому 
ориентированию личности заключается в изучении, реконструкции и 
практическом освоении традиционных технологий промыслов и ремесел, 
жанров    и    пластов этнокультуры,    не    изолированных    в

декоративно-прикладное    искусство"    а    существующих    на    уровне

невыхваченного" из целостной картины окружающего мира и быта

 

элемента. Как первый, так и второй подходы стимулируют творчески созидательную активность личности.

Третий подход к частичной  фольклорно-этнологической ориентации личности основан на освоении отдельных обрядов и обрядовых комплексов, с условием "проживания" участников в живой среде, предпочтении погружения в календарь как регламент жизни развлекательно-игровому разыгрыванию.

Полная фольклорно-этнологическая ориентация личности, 
изложенная в описании моделей этноэстетической и этнокультурной 
ориентации человека, дает позитивные результаты при апробации 
модели данной ориентации в образовательных структурах системы 
ШКОЛА-УЧИЛИЩЕ-ВУЗ, в экспедиционной практике, в организации 
школ     народной культуры     и этноэстетических     центров

полифункциональной системы  предметного цикла. Такой цикл основан  на воплощении закона фольклора, провозглашающего совокупность утилитарно-прикладного и художественно-эстетического начал, признаков фольклора, противопоставляющих его академическому уклону, а именно: устности, импровизационности, вариантности, коллективности, анонимности, традиционности и синкретизма.

Тема этнологических факторов социокультурной адаптации 
личности и, прежде всего, этнохудожественного образования как 
ведущего фактора социокультурной адаптации, является одной из 
важнейших в проблематике современного культурно-исторического 
процесса, в настоящее время воспринимается как один из главных 
элементов становления национального самосознания. Учет историко- 
культурных, этнопсихологических нюансов  национального 
мировоззрения есть совершенно необходимое условие социокультурного прогнозирования и культуро-творческого программирования.С другой стороны,  игнорирование   этнонационального   начала   в   обучении   и   воспитании, а особенно позитивных результатов этнологической ориентации в общественном сознании, порождают необходимости использования фольклора и этнологии в качестве своеобразной     модели социализации личности. На основании этого, предлагаемые технологииэтнологического ориентирования личности с целью адаптации всоциокультурном пространстве посредством включения механизмовэ зтнохудожественного образования имеют большую практическую 
значимость. Результаты исследования находят применение как в научных целях, так и в эмпирических практиках.

 

Подводя некоторый итог моей работы я хочу сказать. Что этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у учащихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа.

Что касается системы этнохудожественного образования, то опираясь на мнение П.Л Волка, систему ждёт два пути:

Первый связан с возможным восстановлением  структурного единства системы. Возможная  смена система образующего элемента – Министерства культуры на Министерство науки и образования – не   имеет принципиального значения в том случае, если при этом будет  верно определена та цель, которую  государство как источник финансовых ресурсов ( а система художественного образования не могла и не может существовать без государственных дотаций ) ставит перед этой системой. Здесь также есть определенные основания для оптимизма. На смену периода безоглядных рыночных ориентации, когда культура и искусство воспринимались исключительно как сфера развлечений, сегодня возвращается государственно-патриотический подход, реализация которого требует соответствующим образом подготовленных кадров.

Другой путь имеет в основе своей  ориентированность руководства  российского образования на европейские  стандарты. В Европе система художественного  образования как самостоятельная  система отсутствует. В России в  последние десятилетия наблюдаются  тенденции к копированию западных моделей. Специальности искусства  и культуры, прежде сосредоточенные  исключительно в специализированных учебных заведениях Министерства культуры, открываются в самых разных учебных  введениях, среди которых на первом  месте гуманитарные университеты.

В конечном счете, в России духовный компонент всегда играл особое значение в социальном бытии. Это нашло свое выражение и в том, что государственной религией было православие, и в том. Что государство было главным попечителем искусств, науки и образования. Это обстоятельство послужило основой для формирования той самой российской системы художественного образования, уникальность которой признавалась всем миром. Так же хочется добавить. Что разработка и реализация программ этнохудожественного образования необходима во всех типах и видах образовательных учреждений.Отрасль этнохудожественного образования является отраслью молодой и оставляет ещё много вопросов для дальнейшей работы.

 

  1. Список использованных источников: 
                      
    Аборигены Сибири: Проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тезисы международной научной конференции. Новосибирск, 1995. Т. 2 . Археология. Этнография. 287 с.
  2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.336 с.
  3. Акимова Л.А. Социология досуга.// Учеб. пособие. М., 2003. 123 с.

4. Альшевская Л.А. Формирование национального самосознания 
старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы: Дис....канд. 
пед. наук. М., 1993.185с.

  1. Анайбан З.В. Этносоциальные основы межэтнической напряженности в республике Тыва в 90-е годы. Автореф. дис... доктора исторических наук М., 1999.46с.
  2. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М. : Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. 350с.
  3. Арнольдов А.И. Культура: Современный портрет.   М., 1997.
  4. Арнольдов А.И. Статус культурологии // Культурология: Новые подходы: Альманах-ежегодник.  М.: МГУКИ, 1995. № 1 .С.6-24.
  5. Арнольдов А.И. Открытие мира культуры. М., 2003.

10. Асылханова Г.Ж. Развитие национальной культуры в школьном 
образовании: Дисс....канд. пед. наук. М., 1993.185с.

П.Афанасьев А. Поэтические  воззрения славян на природу. М.: Индрик, 1994.Т.1.800С

  1. Афанасьев А.Б. Традиционный танцевальный фольклор русской деревни. Автореф.дис... канд. искусствоведения. М.,1984. 19 с.
  2. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М.: 1993.

14. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в 
универсальной      гуманитарной      образовательной      системе      //

 

Культурология: Новые подходы: Альманах-ежегодник. №1.       М., 1995. С. 24-30.

  1. Балашов Д. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. Л., 1969. 168 с.
  2. Балашов Д. М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. Свадебный обряд на верхней и средней Кокшеньге и Устюге. М.: Современник, 1985.390 с.
  3. Барская И.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещени, 1993. 223 с.
  4. Барток Б. Исследование народной песни в Восточной Европе. Народная музыка Венгрии и соседних народов // Зарубежная музыка XX века.   М.: Музыка, 1975. С. 46-48.

19. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни. М.-Л.: Гос. муз. 
издательство. 1951. 110 с.

  1. Белик А.А. Психологическая антропология: История и теория. М., 1993. 190 с.
  2. Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1989.420 с.

22. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. М.: 
МГУК, 1995. 106 с.

23. Белоус Л.В. Художественное освоение культурно-природной 
среды учащимися 5-9 классов в условиях национальной сельской 
школы: Автореф. дис....канд. пед. наук. М., 1995. 16с.

  1. Бердяев Н.А. Судьба России.   М.,1990. 205 с.
  2. Бердяев Н.А. Смысл истории.   М.,1991. 173 с.
  3. Берулаев М.Н. Психология и педагогика менеджмента. Бийск. НИИ БиГПИ, 1995.116 с.
  4. Бершадская Т. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. Л.: Советский композитор, 1961. 156 с.

 

28. Бирженюк Г.М. Методология и технология региональной культурной 
политики: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора 
культурологии. Санкт-Петербург, 1999.

  1. Бирженюк    Г.М.     Основы     социокультурного     проектирования: Учеб.пособие.СПб., 1998.
  2. Блонский      П.П.      О      национальном      воспитании      //Вестник воспитания. 1915.N» 4.М.40с.
  3. Богатырев П.Т. Вопросы теории народного искусства.М.,1971. 542 с.

 

  1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Наука, 1993.320 с.
  2. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. 496 с.
  3. Бородкин Ф.М.. Коряк Н .М. Внимание: конфликт! Новосибирск. Наука. Сибирское отделение АН СССР, 1989. 190с.
  4. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975. 120 с.
  5. Бромлей Н., Темерина И. Русские народные песни. М.: Музыка, 1972.237 с.

 

  1. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы. М., 1987. 333 с.
  2. Брюсова И. Русская народная песня в русской классике и советской музыке. М.-Л.: Музгиз, 1948. 132 с.
  3. Бутенко Г.В. Взаимодействие семей и неправительственных организаций по оказанию помощи в процессе социально-культурной адаптации ребенка с ограниченными возможностями: Автореф дис....канд.пед.наук. М.: МГУК, 1995. 18 с.

 

  1. Бытие культуры: сакральное и светское / Ред. Медведева А.Р. Екатеринбург: Изд-во Уральского ГУ, 1994. 256 с.
  2. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 255 с.

42. Васеха Л.И. Этноэстетический центр как инновационная модель 
школы народной культуры // Бердск: прошлое, настоящее, 
будущее: Сб. материалов НПК. Новосибирск, 1996. Вып. 1. С. 19-22.

 

  1. Васеха Л.И. Актуализация этнокультурного образования в России на современном этапе // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI НПС Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Новосибирск, 1997.С. 149-152.
  2. Васеха Л.И. К вопросу о современном состоянии фольклорно-этнографической экспедиционной работы в вузах // Духовные ценности и молодое поколение: Тезисы науч. практ. конф. молодых ученых. М.: МГУК, 1998.   С. 228-230.
  3. Васеха Л.И. Культурологические и психолого-педагогические обоснования этнокультурного становления личности // Развитие личности в системе непрерывного образования: Тезисы докладов II международной конференции. Новосибирск, 1998 .   С. 10-14 .

 

  1. Васеха Л.И. Этнокультурная подготовка выпускников педагогических вузов как парадигма образовательной реформы (из опыта работы ФДПП НГПУ) // Человек в мире духовной культуры: Тезисы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. М.:МГУК, 1999.С 127-131 (в соавторстве с Пель B.C.).
  2. Васеха Л.И. Народное художественное творчество как базовый компонент современного образовательного пространства (культурологический аспект этнохудожественного образования)// "Традиционная культура в современном образовании". Сборник материалов межрегиональной науч.-практ. конф. Барнаул.2001.С.7-15.
  3. Васеха Л.И. Теория и история народной художественной культуры. // Программа курса для студентов специальности "Народное художественное творчество".Новосибирск: НГПУ, 2001.С.36-45.

 

  1. Васильев Л .С. Культы, религии, традиции в Китае. М. : Наука. ГРВЛ., 1970.483 с.
  2. Вебер М. Избранное. Образ общества.   М, 1994. 702 с.
  3. Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания // Хрестоматия по истории философии: В 2 т.

Информация о работе Становление и развитие этнохудожественного образования в России