Становление и развитие этнохудожественного образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:48, дипломная работа

Краткое описание

Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Становление и развитие этнохудожественного образования в России. 1.1 Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского…
1.2 Этнокультурный и Этнохудожественный компоненты в педагогических системах 20в. …………………………………………………
1.3 Система Современного Российского этнохудожественного образования…..
1.4 Цель, Задачи, Функции и принципы этнохудожественного образования…..
1.5 Формы и методы этнохудожественного образования
1.6 Формирование Этнохудожественной культуры в процессе обучения Декоративно-Прикладному искусству в Современной России………..
Глава 2. Теорико-методологические основы функционирования этнохудожественного образования в современной социокультурной ситуации. 2.1 Адаптивность личности как проблема культорологических теорий…………………………………………………………………………………………….
2.2 Экспериментальное исследование и моделирование социокультурной адаптации личности посредством этнохудожественного образования. Обрядность, праздничность, календарная циклизация и синкретическая полифункциональность как базовые параметры рассмотрения этнокультурной и социокультурной ситуации……………………………………………………..
2.3 Функционирование этнохудожественного образования в системе. ШКОЛА-УЧИЛИЩЕ-ВУЗ на современном этапе……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 156.80 Кб (Скачать)

4. Практическое освоение различных видов этнохудожественной деятельности. В эту группу задач входит также подготовка кадров к профессиональной действующей вузовской специальности народное художественное творчество, действующего направления высшего профессионального образования " Народная художественная культура"

5. В процессе этнохудожественного образования развиваются особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства.

6. Четвертая группа задач состоит в необходимости привлечения ресурсов этнохудожественного образования для профилактики и коррекции девиантного поведения личности, для профилактики болезненных зависимостей у детей и подростков, для их социализации и оздоровления посредством, например, современных методик фольклорной терапии и других видов арт-терапии на материале и средствами народной культуры и искусства.

Содержание и принципы этнохудожественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению этнокультурных потребностей и интересов личности и этносов, проживающих в России - подчеркивают Бакланова Т.И Шпикалова, Т.Я. и Ершова Л.В  и др.

Содержание этнокультурного образования  включает в себя монокультурный и  поликультурный компоненты. Первый из этих компонентов предполагает освоение учащимися только одной этнической культуры ( напримере, своего народа или народа, являющегося в данной стране государство образующим), а второй компонент - изучение и сравнительный анализ нескольких этнических культур, выявление в них общего и особенного.

Монокультурный компонент позволяет  раскрыть учащимся уникальность образа жизни того или иного народа, его  верований, этнических ценностей, жизненных  приоритетов, обусловленных географическими, историческими, психологическими особенностями  этноса. Поликультурный компонент этнокультурного  образования (или поликультурное образовании) позволяет показать народную культуру как "единство в многообразии" а культурные достижения любого этноса России как составную часть российской и мировой культур.

На основе изучения родной культуры и культур других народов формируется  личность. отличающаяся "мобильностью, открытость и толерантностью, развитым чувством ответственности за судьбу страну готовностью к межкультурному взаимодействию".

Содержание этнокультурного образования  в России должно включать в себя инвариативную и вариативные части.

  1. Культура и художественное творчество русского народа как Государствообразующей нации в РФ ( инвариативная часть содержания этнокультурного образования)

2.Культуры и художественное творчество других народов России (вариативная часть содержания этнокультурного образования)

3. Культура и художественное творчество народов зарубежных стран (вариативная часть содержания этнокультурного образования).

Первый из этих трех компонентов  содержания этнокультурного образования  должен найти отражение в федеральных  компонентах государственных образовательных  стандартов и базовых учебных  планов, а остальные - в национально-региональном и школьном (вузовском) компонентах данных стандартов учебных планов.

В содержании этнохудожественного образования выделяется несколько групп базовых единиц эстетических знаний и художественно-творческого опыта:

1.Содержание, раскрывающее специфику  художественного образа в народном  искусстве: видовой образ, образ  символ, знак, архетипические,  концептуальные образы.

2.Содержание,раскрывающее народное искусство как тип художественного творчества, как этническую культурную целость, которому присущи:

.коллективное начало, традиция - закон развития народного искусства;

.Устойчивость тем и образам;

.принципы народного творчества - -повтор, вариации, импровизации;

.универсальность языка, понятного всем народам мира;

.все человечность духовных ценностей, выражение этнического ядра народно  культуры и искусства.

3.Содержание,раскрывающее народное искусство во взаимосвязях с классическим и современным искусством, в диалектическом взаимодействии их неспециализированных и профессиональных форм.

Освоение разнообразия региональных стилевых примеров национального искусства  осуществляется с выявлением общих  конструктивных принципов и способов художественной реализации единой духовной сущности: единства жизни человека и природы (архетипы, народные календари и космология); жизни ( художественные традиции, семейно-обрядовое творчество, эпос, сказка). Через многовековые традиции быта, семейного уклада раскрываются основы формирования национального самосознания.

Сознание педагогических условий, по мнению Баклановой Т.И, для разнообразных  видов художественно-творческой деятельности учащихся определяются опорой на общие  принципы и способы художественной реализации единой духовной сущности во всех областях народного искусства:

. народная точка зрения на мир;

. синтетичность в переживании образа;

. народный идеал

. не приходящие духовные ценности. Содержание этнокультурного, в том числе - этнохудожественного образования должно транслироваться: во-первых, через все гуманитарные дисциплины (например, "Музыка", "изобразительное искусство", "Мировая художественная культура"," Литература" и др.), в качестве одного из компонентов их содержания;

во-вторых, через этнокультурные дисциплины федерального компонента государственных  образовательных стандартов и учебных  планов (например,в школах - Русская традиционная культура,"художественная культура народов России", в вузах - "Этнология", "Этнопедагогика", "Теория и история народной художественной культуры" и др.), а также через национально-региональные и школьные (вузовские) компоненты. в-третьих, через систему форм дополнительного образования социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (фольклорных ансамблей, этнографических театров, студий народного декаративно-прикладного творчества и др.); в-четвертых, в условиях семьи, на основе сочетания этнопедагогики с современными педагогическими технологиями семейного воспитания; в-пятых, средствами массовой информации.

Освоение содержания этнокультурного  образования осуществляется на основе следующих принципов:

. воспитательная и развивающая направленность этнокультурного образования;

. приоритет российских этнокультурных традиций по отношению к зарубежным в содержании этнокультурного образования;

. вариативность содержания этнокультурного образования, гибкое сочетание в нем монокультурного и поликультурного компонентов;

. непрерывность и преемственность различных уровней этнокультурного образования;

. взаимосвязь осуществляющих этнокультурное образование учебных заведений с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Вопрос о функциях этнохудожественной культуры, пожалуй, один из наиболее сложных и одновременно наименее разработанных и обьясненых фольклористикой, эстетикой, педагогикой, социологией. основываясь на утверждениях Каргина А.С., наметились приоритетные подходы в трактовке функций фольклора на основе его особой ритуально-сакральной природы. В художественной самодеятельности - налицо проведение параллелей с профессиональным искусством; в декаративно-прикладном сложное обьединение утилитарных и эстетических функций. направленность и смысл функций этнохудожественной культуры менялись на всём протяжении  ее истории в зависимости от того, какой социальный статус она занимала в общей структуре художественной культуры и какими чертами надеялась человеком, обществом, государством. Если на ранних этапах народная культура, т.е прафольклор, имела сакральных характер, то её функции можно обозначить как утилитарно сакральные. Народная культура на всем протяжении своего развития выступает как полифункциональное явление, но в пределах своей утилитарно-эстетической сущности. на всех стадиях -  от язычества до современности -  искусство оказывалось включённым в разнообразную социальную практику, выполняло в жизни человека различные роли: организатора, воспитателя, хранителя опыта, традиций, знаний, удовлетворяло эстетические запросы.

В связи с этим Каргин предлагает следующую систему функций:

Утилитарные функции: фольклор (ритуально-обрядовая, коммуникативная, этносоциализирующаая, сохранение и фиксация опыта) Неофольклор (отбор традиций, пропаганда ценностей традиционной культуры, игровая, коммуникативная)

Эстетические функции: фольклоризм, (сценическая модернизация моделей, эстетическая, гедонистическая, рекреационная)

Художественная самодеятельность (эстетическая, обучение исполнительским  навыкам, образовательная)

 

1.5 Формы и методы этнохудожественного образования.

Формы народной художественной культуры исторически изменяются. Она такова, каков человек, его образ жизни, философия, мироощущение, менталитет в частности, “структура фольклора любого социального коллектива, - по мысли Б.Н Путилова, - на данном историческом этапе соответствует структуре его быта”. Структуру, характер фольклора, других форм художественного творчества определяет культурно-историческая бытовая и социальная практика человека. Поэтому кажутся бессмысленными опоры о том, жив ли фольклор, жива ли традиция, жива ли народная культура. В фольклоре, как и в целом в жизни, постепенно отходит в прошлое то, что перестает соответствовать парадигме народной жизни, но нарождается и развивается то, что ей соответствует. Естественно, что

изменяются не только формы народной культуры, но и стилевые, социальные, эстетические черты ее существования. Она не означает отмену роли традиций в народной культуре Преемственность  – глубокая диалектичная, историческая закономерность эволюции народной художественной культуры. Это дает возможность, достаточно судит о принадлежности образцов народной культуры к конкретной эпохе, с другой – видеть неразрывность и диалектику в ее движении.

В народной художественной культуре очевидны два взаимодополняющих  слоя – традиционных и инновационных  образований, система образующих содержательных, жанровых, стилевых, функциональных ее элементов. Это касается фольклора, традиционного прикладного и изобразительного народного творчества, всех форм современного любительского творчества, художественной самодеятельности.  Безусловно, что соотношения традиционных и инновационных элементов в этих формах будут различными.

С учетом изложенного предлагается следующее определение основных структурных образований современной  художественной культуры фольклора, художественной самодеятельности, неофольклора,  фольклоризма, декаративно-прикладного и художественного искусства.

Фольклор(устно-поэтический, музыкально-драматический)бытовая традиционная для этноса духовная философско-эстетическая культура, отражающая его менталитет сложившийся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально личностных вариантов.

Художественная самодеятельность социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство  и развитие существующих образов (произведений, изделий) элитарной массовой или  фольклорной культуры посредством  специального обучения определенной части  населения художественным навыкам  и умениям.

Неофольклор – бытовое художественное творчество , творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью и выступающее “второй” волной в современной фольклорной культурой.

Фольклоризм, или вторичный фольклор сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

Традиционные формы:

1.Архаический фольклор:

. устно-поэтический

. Драматический

. художественно-изобразительный

. Декаративно-прикладное творчество

2.Неофольклор:

. Драматический

. Устно-поэтический

. Музыкальный

Инновационные формы:

Фольклоризм:

. Бытовой фольклоризм

Художественная самодеятельность

.  самодеятельное литературное творчество

. хореографическая самодеятельность

. самодеятельное изобразительное искусство

. художественно производство изделий прикладного искусства

Методы

К настоящему времени сложилось  несколько методологических подходов к развитию системы этнокультурного  образования и ее подсистемы – 

этнохудожественного образования;

Культурологический подход позволяет рассматривать процессы этнокультурного образования в русле-концепции культурогенеза (А.Я Флиер и др.) и этногенеза (Л.Н. Гумилев), выделяя в качестве предметов изучения этническую культуру личности, человеческих общностей (этносов) и в целом человеческой цивилизации (ее этносферы). Этот подход рассматривает человека и человеческие общности в разных этно-национальных и цивилизационных культурных системах, на разных стадиях истории развития человечества и отдельных народов.

Художественно-эстетический подход, позволяет соединить процесс этнохудожественного образования с воспитанием эстетической культуры личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства. В основе этого подхода лежит закон собственно человеческого отношения к миру вещей и миру людей, а также закономерности порождения смысла произведений искусства. Каждое произведение народного искусства, как и профессионального, всегда имеет определенную энергоинформационную структуру, ему присущ весь спектр знаков и символов, отражающих и характер функционирования произведения, и тип передаваемой информации.  Потому, любое произведение народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодирована богатейшая этнокультурная информация.

Информация о работе Становление и развитие этнохудожественного образования в России