Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:48, дипломная работа
Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского.
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Становление и развитие этнохудожественного образования в России. 1.1 Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского…
1.2 Этнокультурный и Этнохудожественный компоненты в педагогических системах 20в. …………………………………………………
1.3 Система Современного Российского этнохудожественного образования…..
1.4 Цель, Задачи, Функции и принципы этнохудожественного образования…..
1.5 Формы и методы этнохудожественного образования
1.6 Формирование Этнохудожественной культуры в процессе обучения Декоративно-Прикладному искусству в Современной России………..
Глава 2. Теорико-методологические основы функционирования этнохудожественного образования в современной социокультурной ситуации. 2.1 Адаптивность личности как проблема культорологических теорий…………………………………………………………………………………………….
2.2 Экспериментальное исследование и моделирование социокультурной адаптации личности посредством этнохудожественного образования. Обрядность, праздничность, календарная циклизация и синкретическая полифункциональность как базовые параметры рассмотрения этнокультурной и социокультурной ситуации……………………………………………………..
2.3 Функционирование этнохудожественного образования в системе. ШКОЛА-УЧИЛИЩЕ-ВУЗ на современном этапе……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….
бардовские, женские, ремесленно-промысловые объединения и клубы по интересам, а также религиозные и благотворительные общественные организации.
3) Государственный. В большинстве стран
мира организацией
досуга занимаются местные органы власти,
в распоряжении которых
находятся территории землепользования,
недвижимость данных
территорий (дворцы культуры, концертные
залы, спортивные и
парковые сооружения, танцевальные площадки
и т.д.),
укомплектованные штаты професс
Финансирование данного сектора осуществляется за счет федеральных и местных муниципальных бюджетов.
Таким образом, все три вышеперечисленные сферы социокультурной адаптации личности (семейная, институциональная и «по интересам») функционируют в трех секторах, различаясь большей или меньшей степенью мотивационности, интенсивности и закрепления полученной информации. И чем более тоталитарным является общество, тем более фальсифицированной становится картина востребования этнокультурных жанров, напрямую связанная с идеологизацией образовательного процесса и выхолащиванием бытовых жанров из семейного обихода. Следовательно, ведущим положением этнохудожественного образования в целом становится возвращение в обиход фольклорных жанров, успешно социализирующих ребенка; этнопедагогических методов воспитания, оказывающих благотворное влияние на психику человека. Эффективнее всего такая подготовка может осуществляться в системе дополнительного образования: школах народной культуры, этноэстетических и этнокультурных центрах, фольклорно-этнографических объединениях, этнохудожественных отделениях домов детского творчества, студиях и кружках. К сожалению, в современном юридически-правовом пространстве России деятельность этих учреждений до сих пор не имеет достойного статуса
вследствие отсутствия государственного типового положения.
Школы народной традиционной культуры с неимоверными трудностями завоевывают себе право на жизнь. И эти трудности отражают как специфику постсоветского общества, так и наследованную с застойных времен рутину институциональных структур советской системы образования и культуры. К примеру, школы традиционной культуры в Европе прекрасно функционируют с послевоенных 47-48 гг., не имея данных проблем, чем, вероятно, и объясняется столь яркие их достижения в деле сохранения и развития народной художественной культуры, этнографии и фольклора. Провозглашение значимости инновационной, так называемой альтернативной образовательной доктрины в начале 90-х г. в России оказалось в большой степени декларативным приемом, использованным в идеологических целях в угоду модным тогда демократическим лозунгам. Всплеск общественной эйфории того времени по поводу новой образовательной парадигмы был заявлен как актуализация "гуманизации, гуманитаризации и гоминизации" системы образования.
С 1991 г. данная парадигма проявляется в повсеместном открытии гуманитарных гимназий, лицеев, фольклорных, этноэстетических и национально-культурных центров, казачьих школ, отделений православной и других религиозных культур в Домах детского творчества, клубах и так далее. Данным структурам передается достаточно мощная материальная база, в основном, здания бывших Горкомов КПСС (правда, снова - "на паях" с судебными и юридическими органами, в соответствии с Указом Президента РФ), выделяются средства на открытие и развертывание работы. Но постепенно выявилась изначальная "запрограммированность" новых структур государством на минимальную результативность, а к 1996 г. -на свертывание и самоуничтожение деятельности. По статистике
Министерства
общего и профессионального
тысяч аналогичных учреждений по стране
удалось выжить нескольким
сотням,
среди которых основную массу составляют
организации,
имеющие постоянных спонсоров или сами
зарабатывающие на
осуществление уставной деятельности
посредством привлечения
дополнительных источников: фантов,
предпринимательской
деятельности, платных образовательных
услуг. Многие учреждения
этнокультурной ориентации столкнулись
с игнорированием
инновационности и специфичности работы
площадок, прессингом со
стороны управленцев, старающихся
свести особенное и
оригинальное к типовому и стандартному,
даже если эти стандарты
заведомо рутинны, негативны, не отражают
потребности
современного гуманитарного
образования, противоречат
общемировому культура творческому и культура охранительному процессу.
Заключение
Современная социокультурная ситуация характеризуется кризисными тенденциями и негативными явлениями в области этносоциальных и межличностных отношений, что вызывает необходимость поиска и внедрения в повседневную практику культуротворческих механизмов самореализации и адаптации личности. Фактически все переходные исторические эпохи актуализировали и оптимизировали этот процесс поиска, в разные времена были обнаружены или разработаны многие механизмы различной степени воздействия на человеческую психику, на формирование личностного статуса индивида или общности, а именно: через гармонизацию с природой, через воздействие средствами искусства, через религию, через возбуждение и использование архаических типов мышления (эффект "высвечивания"), через психотропные суггестивно-гипнотические методы, особенно усилившиеся в последние годы средствами "экранной" культуры. Приходится констатировать, что отсутствие регулярного рефлекторного отслеживания и игнорирование научных статистических прогнозов эффективности последних из перечисленных методов приводят к колоссальным разрушительным результатам как на уровне индивидуального, так и на уровне общественного сознания. Эти негативные явления сказываются на все ускоряющихся процессах падения культуры личности, развенчании общечеловеческих ценностей, своеобразной эстетизации и идеализации нравственно-этического криминала, в деструкции человеческой личности и ее маргинализации.
Ранняя социализация человека имеет как свои плюсы, так и свои минусы. С одной стороны, это - кажущееся преимущество более скоростного освоения механизмов адаптации через образовательные модели средствами декларативно-назидательного способа подачи информации. С другой, эта поверхностная эффективность на практике
оборачивается внешним прокламированием или перечислением инструктивного материала без глубокого его "присвоения" через умения, навыки и создание личностного потенциала и уровня притязаний относи тельно социального престижа.
На уровне социальных общностей, прежде
всего - этнических образований, в настоящее
время возобладали процессы ассимиляции
и унификации, стирания самобытности,
вымывания архаических
усредненного поведенческого уровня, стандартизированными штампами
"деперсонализации" и "деэтнизации". Этническое же и национальное во внешнем проявлении в лучшем случае приветствуется в качестве экзотического развлекательного начала, обрядовой декоративности.
В результате, большая часть аборигенных этнических общностей находится сейчас в состоянии усталости и утомления, аналогично состоянию депрессивной подавленности и стрессовой тревожности у человека, что провоцирует процессы эндо-экологического напряжения, опасные необратимым истощением генетических, регенераторных и репродуктивных резервов. Объективно то, что процессы ассимиляции этносов, наций необратимы, они наблюдаются повсеместно. Объективно также и то, что искусственное безответственное ускорение этих процессов средствами массового применения современных технологий нарушает естественный ход событий и не дает возможности формирования или восстановления компенсаторных адаптационных механизмов. В этой связи, поиск эффективных механизмов адаптации человеческой личности, ее коррекции, компенсации и развития, осуществляясь в разных сферах, приводит к убеждению в том, что именно фольклор и этнологический подход становления личности качестве своеобразной закодированной модели социализации способствует максимальной гармонизации человека и мира Этнокультурные ценности невозможно навязать извне ни человеку, ни социальной группе, ни общности. Неизбежно последует их отторжение как чуждых и даже враждебных, поэтому необходимы условия формирования этих ценностей самим образом жизни. В этой связи, факторами социокультурной адаптации личности и этноса провозглашаются этнологические факторы.
В культурологии пока не существует интегративного подхода к этой проблеме, есть параллельные теории социологического конфликта в социологическом разделе, и теория межличностных и микросоциальных конфликтов в конфликтологии и психологии. В обеих науках человек рассматривается как предмет своего внутреннего функционирования и саморегуляции. Этнологические теории, рассматривающие этнос как коллективную личность, также анализируют состояние функционирования этноса как манипулятивное или актуализированное, в зависимости от типов поселения и видов коммуникации с ино-этническим и инонациональным окружением. В этой связи представляется правомерным применение методов рефлексии и прогнозирования межэтнических взаимоотношений при рассмотрении межличностных, но в еще большей мере - межличностных при рассмотрении межэтнических и межнациональных.
Взаимодействие и
Антагонистические элементы в этнических общностях функционируют в качестве различных двигателей социального развития в периоды взаимоадаптации: сбрасывателя социального напряжения, интегратора (при необходимости объединения для борьбы с общим врагом), коммуникатора (при обмене информацией друг о друге). К методам адаптивности относятся также методы регулирования конфликтности, которые традиционны для межличностной методики, и представляют собой следующие способы: а)повышение уровня толерантности; б)повышение уверенности в себе, самооценки; в)минимизацию собственных претензий (именно собственных, а не оппонента). Таким образом, методология сводится к рационализации противоречий, переводу их в цивилизованные формы, что проявляется в выводе их из скрытого пространства в легитимные формы, в поиске компромиссов и достижении консенсуса.
Социально-культурная адаптация личности предполагает способность человека к физическому, нравственному и культурному выживанию в существующих и предстоящих экстремальных обстоятельствах при условии приспособления к ним без потери личностного потенциала. В то же время, прагматика обозначенного подхода проявляется в том, что неигнорирование этнического начала, национально-религиозного и идеологического сознания становятся важнейшими факторами самоидентификации личности в процессе терпимом отношении национального и этнического самосознания. Этнологический подход, реализующийся прежде всего средствами этнохудожественного образования, предполагает, в этой связи, предпочтение этноинтернациональных установок этноцентристским, фольклорных -фольклористским.
Как уже отмечалось, взаимодействие и адаптационность этносов друг к другу сопровождается двумя противоречивыми процессами: утратой и приобретением. Но есть и третий вариант результата -модификация, трансформация в новую этническую общность, которую,
по аналогии с музыкальными формообразующими процессами, можно назвать модуляцией в новое состояние этнического, как в новую "тональность", с закреплением в ней, как в достигнутом результате.
Функционирование основ этноадаптации имеет практическое предназначение в современной этнокультурной ситуации как механизм возрождения и повышения самосознания аборигенных культур средствами обращения к языку, фольклорной практике, календарной и семейно-бытовой обрядности, архаическим суггестивным жанрам, а также отказу от этноцентризма и этнодеструктивизма, предпочтения компромиссных моделей сосуществования в противовес разрушительным. В этой связи не случайно возрождение культур начинается с возрождения верований, обычаев и обрядов, что, в свою очередь, влечет за собой стремление к изучению мифологических кодов к проявлениям данного этноса, востребования архетипов сознания изучаемой общности как проявления коллективной памяти, или феномена национальной культуры и Несомненно, "групповая норма" в этнической или социальной общности, как и микрогруппе сплотившихся индивидов, является совокупностью оценок, привычек, традиций, которых придерживается данная организационная структура. К ним относятся идеи, адаптированные к толкованиям принятых в данной общности религиозных принципов и морали, и материализующиеся в бытовой, производственной, социально-преобразующей и научно-технической практике. Эти идеи формируются в сферах морали, политики, права, мифа, философии, науки и других областях ценностного мироотношения. Этнокультура, будучи сложной и внутренне противоречивой иерархией сакральных и профанных идеалов, солидаризирует людей, консолидирует их совокупную деятельность, представляя собой единое целое. Культура формирует человека как умелое разумное существо и как носителя религиозного и этнического смыслов. Механизмами инкультурации как вхождения в культуру своего народа и освоения ее, призвано именно этнохудожественное образование, функционируя как в семейном воспитании, так и в институциональных образовательных структурах.
Информация о работе Становление и развитие этнохудожественного образования в России