Становление и развитие этнохудожественного образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:48, дипломная работа

Краткое описание

Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Становление и развитие этнохудожественного образования в России. 1.1 Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского…
1.2 Этнокультурный и Этнохудожественный компоненты в педагогических системах 20в. …………………………………………………
1.3 Система Современного Российского этнохудожественного образования…..
1.4 Цель, Задачи, Функции и принципы этнохудожественного образования…..
1.5 Формы и методы этнохудожественного образования
1.6 Формирование Этнохудожественной культуры в процессе обучения Декоративно-Прикладному искусству в Современной России………..
Глава 2. Теорико-методологические основы функционирования этнохудожественного образования в современной социокультурной ситуации. 2.1 Адаптивность личности как проблема культорологических теорий…………………………………………………………………………………………….
2.2 Экспериментальное исследование и моделирование социокультурной адаптации личности посредством этнохудожественного образования. Обрядность, праздничность, календарная циклизация и синкретическая полифункциональность как базовые параметры рассмотрения этнокультурной и социокультурной ситуации……………………………………………………..
2.3 Функционирование этнохудожественного образования в системе. ШКОЛА-УЧИЛИЩЕ-ВУЗ на современном этапе……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 156.80 Кб (Скачать)

Произведение искусства – это  особое пространство личностных или  коллективных смыслов, символов, знаков. К ним относятся знаки, отражающие признаки принадлежности к культуре, рукотворности происхождения предмета, дающие зрителю установку на определенный тип восприятия; знаки, говорящие о его принадлежности к определенному виду искусства, о его назначении и типе социального функционирования; знаки, регулирующие поведение человека и содержащие этнические нормы отношений между людьми, связанные с обрядами, ритуалами, традициями трудовой, бытовой, праздничной культуры; знаки, несущие информации о принадлежности произведений к прошлому, настоящему, будущему, к вечности; знаки, несущие систему идей или целостную художественную концепцию мира и личности; знаки национальной принадлежности и знаки, выражающие космогонические взгляды людей, общемировоззречнеские представления о мире, о Вселенной. Прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, с помощью которых <<кодируется>> текст, ведет к присвоению личностью эстетики, духовности, гармонии и креативности, заложенных в глубинах содержания произведения искусства.

Интегративный подход обеспечивает качественно  новый  уровень в преподавании народной культуры. Необходимость такого подхода  обусловлена пониманием того, что в рамках конкретного исторического периода все уровни человеческой сущности переплескиваются, находя выражение в отдельной человеческой личности, <<как потенциальной вселенной>>. Потому в процессе образования и формирования целостной личности немаловажное значение приобретает интегрирующее начало, способное комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности   /психофизиологический, психический, личностный/. Такими универсальными качествами, как доказано научными исследованиями искусствоведов П.П Богатырев, Г.К Вагнер, В.С Воронов, В.Е Гусев, М.Л Некрасова и др. ,обладает синкретичная и полифункциональная традиционная художественная культура. Это позволяет рассматривать народное  искусство как явление, обладающего интегрирующими качествами, обеспечивающими внутри предметный художественно-эстетический синтез разных уровней, видов и типов художественного творчества, междисциплинарный гуманитарный синтез искусства, родного языка, фольклора, литературы, истории, необходимый в целостном освоении личностью  духовного содержания  культуры, универсальный синтез разных областей человеческого знания, в том числе естественно-научного и математического, в целостную систему на основе образов, тем, понятий и текстов, обладающих универсальным знанием.

Интегративный подход к этнокультурному  образованию предполагает согласованность, непрерывность. Преемственность ценностных ориентиров, концептуальных оснований, интегративность содержания образования, образовательных технологий в разных звеньях этнокультурной образовательной системы. Интегретивные связи в этнокультурном образовании можно представить в виде трех стержневых параметров: таких, как человек и природа, человек и семья, человек и история. Именно они организуют жизнедеятельность любого народа в его историческом прошлом, настоящем и будущем. Понимание того, как решались эти сущностные для каждого народа и человека проблемы предками, помогает потомкам восстановить преемственность культуры. Понять ее место в мировом культурном процессе, найти соответствующие традициям современные новации и решении нынешних острых социально-исторических, экологических, нравственно-эстетических и многих других проблем.

Личностно ориентированный  подход. Этот подход ставит растущую личность в центр учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего личности полноценное вхождение в культуру. Вхождение личности в культуру представляет собой двуединый процесс. Который, с одной стороны, предполагает вхождение индивида в конкретную форму культуры, освоение уже имеющихся культурных образцов, устойчивых моделей мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, суждений, и культурных формул и символов, специфически особенных для конкретной этнокультуры и передаваемых с помощью механизма традиции в процессе непосредственной межличностной коммуникации (инкультурация).  С другой стороны, личностью усваивается социально-актуальный культурный опыт, позволяющий включится личности в самостоятельное участие в культурных изменениях в пределах, установленных конкретным обществом (социализация). На этом уровне человек приобретает право личного участия в творческой интерпритации известных ему образцов, экспериментировать с ними, вместе с тем он принимает на себя ответственность за принимаемые решения.

Процессы социализации и инкультурации человека проходят одновременно и в равной степени важны для каждого человека. Благодаря единству этих процессов человек формируется, становится как личность, социально и культурно адекватная обществу. Однако именно инкультурация лежит в основе приобретения личностью качеств культурного своеобразия своего народа, обеспечивает не только воспроизводство <<культурного человека>>, сохранения стабильности культуры, но и содержит механизмы ее изменчивости, развития. Этот подход позволяет видеть  процесс развития личности в контексте концепции гуманизации образовательной системы в целом; рассматривать народную и искусство как явления, способные комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности и влиять на ее нравственно-эстетическое и творческое развитие.

 

Этнорегиональный подход обуславливает возможность органичного включения регионального компоненте в содержание дошкольного, школьного и вузовского образования.

И когда различия в этническом смысле начинают преобладать надподобием, обьединяющим  культурным началом служит совместная символическая среда. Для России – это символы исторической родины, географическое пространство, <<родная сторонка>>, (<<вмещающий ландшафт>>). Признаки этничности, отраженные в фольклоре былинах сказаниях, которые выступают ценностно норматывным регулятором поведения, содействуют культурной консолидации в пределах одного или нескольких этносов. Эта система общих значений (инкультурация), переживаясь на эмоционально-чувственном уровне, становится основой формирования патриотизма, нормального чувства национального достоинства. Формируя единую символическую среду, этничность выступает также в роли своеобразного информационного фильтра, позволяющего систематизировать и упорядочить хаосный поток противоречивой информации в соответствии с общепринятыми ценностями и идеалами. Этнорегиональный характер содержания учебной деятельности помогает идентифицировать субьективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, психологию этноса со спецификой национальных обычаев и традиций, с художественной культурой других народов. В конечном итоге это влияет не формирование национального самосознания, но и на уважительное, толерантностное отношение к иным культурам и народам.

Экологический подход – сохранение единства, связи человека с родной землей, с природой как основой художественного творчества. В народной культуре и искусстве природа – всегда выразитель красоты, добра, она слита с нравственным миром, поэтому природное выступает как критерий человеческих ценностей. Экология природы, экология культуры не может не включать экологию культуры и народного искусства. Этот подход предполагает включение в содержание этнокультурного образования широкого спектра народных художественных традиций разных регионов, общение с которым поможет сформировать у учащихся целостный многомерный художественный образ Родины, ценностное отношение к окружаещему природному миру единой планеты Земля Личность при таком подходе помещается в фокус рассмотрения высшего смысла бытия, безусловной ответственности, определяющий не права, а обязанность человека перед миром, что в конечном итоге должно привести к развитию природосберегающего <<чувства дома>>, воспитанию любви и уважения к родной природе во всех ее проявления, ко всей планете, формированию экоадекватных видов культуро-творческой активности.

Деятельностный подход – неразрывность теоритической и практической сторон обучения и воспитания на основе народных  традиций. Он помогает развивать единственную мотивацию учения и художественного творчества, способность личности понимать смысл поставленных задач, планировать и выполнять учебную работу, контролировать и оценивать ее результаты. Деятельностный подход позволяет педагогу выстраивать гибкую методику обучения, адаптированную к опыту сохранения и развития традиций народной культуры, имеющемуся в том или ином регионе. Учащимся данный подход позволяет самостоятельно осваивать локальную этнокультурную среду, непосредственно участвовать в различных программах и проектах возрождения и развития национально-культурных традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Формирование Этнохудожественной культуры в процессе обучения Декоративно-прикладному искусству в современной России.

В целом данное исследование призвано разрешить следующие противоречия между:

- традиционным подходом к процессу подготовки специалистов по основам декоративно-прикладного искусства в вузе и новыми требованиями к изменению его структуры, логики освоения, направленностью на формирование у студентов этнохудожественной культуры;

- требованиями общества к возрождению  национальных традиций, связанных  с необходимостью нравственного,  эстетического и трудового воспитания  будущих учителей, и недостаточностью  теоретической и  методологической  базы содержания обучения студентов  народному декоративно-прикладному  искусству;

- важностью и необходимостью  развития этнохудожественной культуры у будущих учителей технологии и недостаточным количеством учебных часов, отведённых для профилирующих предметов, предназначенных для формирования данного феномена как в вузе, так и в школе.

Актуальность  исследования, недостаточная разработанность темы, её

значимость  для современных социокультурных условий, а также указанные

противоречия  позволили сформулировать проблему исследования: каковы

педагогические  условия успешного формирования этнохудожественной

культуры  у студентов на основе изучения народного  декоративно-

прикладного искусства?

 

Цель исследования: теоретически обосновать содержание,

педагогические  условия и технологии формирования этнохудожественной

культуры.

 

Объект исследования: процесс обучения декоративно-прикладному

искусству.

 

Предмет исследования: формирование этнохудожественной культуры

в процессе обучения.

 

Гипотеза исследования: формирование этнохудожественной культуры у

студентов в  процессе обучения декоративно-прикладному искусству будет эффективным, если:

 

- выявлены функции, содержание и сущность формирования

этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-

прикладного искусства;

 

- разработана модель формирования этнохудожественной культуры у

студентов, характеризующая понятийные и процессуальные особенности

данного феномена;

 

- учтены психолого-педагогические условия формирования, развития и принципы реализации этнохудожественной культуры: опора на

межпредметную и внутрипредметную интеграцию; сочетание

индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебных занятий, совершенствование материально-технической базы обучения, стимулирующая направленность учебного процесса и др.;

- разработаны технологии, способствующие эффективному

формированию  этнохудожественной культуры у студентов в учебной и внеучебной деятельности;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были

определены  следующие задачи исследования:

1. На основе теоретико-методологического анализа проблемы уточнить сущностные характеристики этнохудожественной культуры студентов.

2. Выявить структуру и отобрать содержательные компоненты

декоративно-прикладной деятельности как средства формирования и

развития  у студентов этнохудожественной культуры.

3. Уточнить критерии и показатели для определения уровня

этнохудожественной культуры студентов в познавательной и практической деятельности.

4. Разработать комплекс технологий формирования этнохудожественной культуры в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования; 5. Разработать модель формирования этнохудожественной культуры у Студентов.

Методологическую основу исследования составили: философская

концепция связи  теории и практики, всеобщей связи процессов и явлений; концепция влияния национальной культуры на становление и развитие личности; диалектические идеи взаимообогащения этнической и общечеловеческой культуры; идеи гуманизации и регионализации образования; философские и психолого-педагогические положения о творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях её формирования и развития, о ведущей роли деятельности в её формировании; аксиологический подход к воспитанию и обучению, согласно которому личность рассматривается как высшая ценность в обществе, как самоцель

общественного развития; личностно-деятельностный подход,

рассматривающий личность как субъект деятельности и являющийся

условием  его полноценного развития и саморазвития; технологический подход, необходимый для разработки, внедрения и проверки инновационных технологий; культурологический подход, в основе которого лежат диахронический и синхронический подходы, рассматривающие содержание художественного процесса разных эпох не только с позиций самодостаточности, но и с позиций преемственности, обеспечивающий учёт социокультурных и этнорегиональных условий.

Теоретической основой исследования стали:

- психолого-педагогические концепции формирования и развития

личности  (Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Г. Емузова В.В. Корешков, В.С. Кузин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Р.С. Немов, Г. Олпорт, К. Роджерс, А.В. Петровский, Н.Н. Ростовцев, Л.Ф. Савинова, Э.Фромм, А.С. Хворостов, К. Хорни, Е.Н. Шиянов, Е.В. Шорохов, Д.Б.Эльконин и др.);

- обобщённая концепция содержания образования и сущности обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.А. Ситаров, М.Н. Скаткин и др.); - теории развития личности учителя в учебно-воспитательном процессе

(С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, А.М. Матюшкин, М.М. Левина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, В.А. Яковлев и др.);

- теоретические положения о сущности стимулирования в

формировании  личности студентов (Л.Ю. Гордин, В.Г. Пряникова, З.И.

Равкин, В.Н. Тарасюк);

- идеи народности в мировоззрении философов и педагогов прошлого

(Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, А.А. Мусин-Пушкин,Н.И. Пирогов, В.В. Розанов, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский, И.А.Сикорский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский);

- концепции философии культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С.

Коган, А.М. Лобок, В.М. Межуев, П.А. Сорокин);

- идеи интеграции национальных образовательных систем в единое

образовательное пространство (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева, Е.П.

Белозерцев, Г.Н. Волков, Б.С. Гершунский, К.Б. Семёнов, В.Ю. Троицкий,В.К. Шаповалов);

- интегративный подход в преподавании основ искусства и

Информация о работе Становление и развитие этнохудожественного образования в России