Становление и развитие этнохудожественного образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:48, дипломная работа

Краткое описание

Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Становление и развитие этнохудожественного образования в России. 1.1 Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского…
1.2 Этнокультурный и Этнохудожественный компоненты в педагогических системах 20в. …………………………………………………
1.3 Система Современного Российского этнохудожественного образования…..
1.4 Цель, Задачи, Функции и принципы этнохудожественного образования…..
1.5 Формы и методы этнохудожественного образования
1.6 Формирование Этнохудожественной культуры в процессе обучения Декоративно-Прикладному искусству в Современной России………..
Глава 2. Теорико-методологические основы функционирования этнохудожественного образования в современной социокультурной ситуации. 2.1 Адаптивность личности как проблема культорологических теорий…………………………………………………………………………………………….
2.2 Экспериментальное исследование и моделирование социокультурной адаптации личности посредством этнохудожественного образования. Обрядность, праздничность, календарная циклизация и синкретическая полифункциональность как базовые параметры рассмотрения этнокультурной и социокультурной ситуации……………………………………………………..
2.3 Функционирование этнохудожественного образования в системе. ШКОЛА-УЧИЛИЩЕ-ВУЗ на современном этапе……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 156.80 Кб (Скачать)

Глава 1. Становление и развитие этнохудожественного образования в России

1.1 Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского.

Хотя появление и развитие педагогических идей можно отнести к очень  давним временам, оформление педагогики как научной дисциплины произошло много позже. Педагогику самостоятельной отраслью знания сделал Я.А Каменский, он же стал зачинателем комплексного её освоения. Д.Локк и позже Ж.Ж Руссо выделили две крупные сферы-вопросы обучения и воспитания положили начало специальной разработке проблем воспитания. На рубеже 18-19 веков И.Г. Песталоцци привнёс в педагогику одну из великих идей эпохи просвящения - идею всеобщего образования- и явился первым теориком и первым практиком народной школы.

До Ушинского Россия довольствовалась зарубежными заимствованиями и  лишь изредка излучала проблески  собственной педагогической мысли. Основой для Педагогики Ушинского  послужили русские культурные традиции.  Обосновывая возможность.... воспитываться по чужой педагогической системе, писал, что "каждый народ в этом отношении должен пытать свои собственные силы". Именно Ушинский имел большое значение в деле развития национальной школы.

Задачу строительства отечественной  школы на прочном основании знания свои собственных потребностей, потребностей русской жизни Ушинский считал важнейшей  при проведении реформ, перед необходимостью, которой стояла русская школа  в середине 19 столетия. Центральным  преобразованием Ушинский считал народную школу. Программа преобразований вопросы как общих проблем школьного строительства, так и содержания образования и методов обучения.

У каждого народа, говорил Ушинский, своя особенная национальная система  воспитательных систем является невозможным. Опыт других народов в деле воспитания это неоценимое наследие для всех, но воспитывать по чужой педагогической системе нельзя, как бы она хорошо не была продумана.

На рубеже 18-19 веков, в период становления  и расцвета романтизма, который в  известном смысле реабилитирует  и идеализирует старину, возникает  интерес к народной культуре, к  фольклору. Наступает  время когда устно-поэтическое искусство синтезируют с народной культурой в одно целое. Тем не менее актуализация проблематик народной культуры явилась следствием пробуждения исторического и национального сознания. Через народную традиционную культуру происходило открытие национально-этнического своеобразия менталитета русской нации. Фундаментальные труды А.Н Афанасьева, М.Забылина, И.М Снегирева А.В Терещенко, других учёных как бы явились фактологическим, основанием разработки проблем народного искусства - утверждает Каргин. В большинстве работ не только описывался быт, бытовая культура, права и порядки, праздничное поведение, но и приводились художественные тексты сказок, поверий, песен, обрядов.

Именно в середине 19 в. развернулись первые дискуссии о русской идее, русском характере, особом пути исторического  развития России. Вся история 19 в. неотделима от поисков содержания понятий "народ","народность","этнос",”нация”,”национальное своеобразие”.

Активизация мысли о народном искусстве  своим следствием имела возникновение  специальных исследований по его  истории. Возникает флористика, появляются исследования по русской мифологии. Можно утверждать, что именно потребность  в изучении народного  искусства  стимулировала необходимость развертывания  культурологических исследований, которая  будет окончательна осознана в 20 в. Вопрос о генезисе народной культуры требовал изучение архаики, проявляющейся в мифе, религии, ритуале, празднике, обряде. Народная педагогика определяется в Российской педагогической энциклопедии как “........ совокупность знаний воспитаний, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве.

 

 

 

 

 

 

1.2 Этнокультурный и этнохудожественный компонеты в педагогических системах 20 в.

С.И. Гессен в начале 20 столетия в  “Основа педагогики”писал, что, только преумножая культурное достояние предков, можно его сохранить, ибо дела предков живут не в нашей пассивной памяти, но в наших творческих усилиях и достижениях.

Как автономная отрасль этнохудожественного образования выделилось сравнительно недавно - около десяти лет назад. тогда в научный оборот было впервые концептуальные обоснования преемственной системы этнохудожественного образования, началась разработка программ, учебных пособий и учебников по народной художественной культуре для различных уровней данной системы (дошкольного, школьного, вузовского)в 2002г. понятие Этнохудожественное образование” было закреплено в государственной концепции художественного образования в РФ.

В настоящее время можно  констатировать, что “этнохудожественное образование” вполне сложилась как целостная педагогическая система, имеющая свои специфические цели, задачи, содержание,  формы, методы этнохудожественного воспитания, обучения и развития личности на каждом из уровней образования.

Во многих городах и регионах образовательные учреждения активно  учавствуют в процессах изучения, сохранения и развития традиций народной художественной культуры.

В МГУКИ, при кафедре теории и  истории Народной художественной культуры в течении  десяти лет работает научная лаборатория непрерывного Этнохудожественного образования. Основными результатами данной научной лаборатории стали: комплексы интегрированных вариативных программ для дошкольных учреждений и школ по русской традиционной художественной культуре которые позволяют эффективно использовать педагогический потенциал народных сказок, песен, декаративно-прикладного и других видов народного творчества не только в художественно-эстетическом воспитании детей, но прежде всего в их духовно-нравственном развитии, в патриотическом воспитании, а также в целях психологической коррекции личности с использованием методов фольклорной арт-терапии.

Этнохудожественная педагогика, созданная в России  привлекает внимание зарубежных специалистов. Особое значение она приобретает в русле международных проектов и программ ЮНЕСКО, направленных на сохранения  культурного наследия народов мира.

Сложившееся в нашей стране уникальная многоуровневая модель этнохудожественного образования позволяет транслировать в современное мировое культурно-образовательное пространство самобытное культурное наследие каждого народа, обеспечивая тем самым решение выдвинутое ЮНЕСКО задачи сохранения и поддержки культурного многообразия человечества.

Специальность 053000 народное художественное творчество, открытая в 1994 году, на практике доказала свою значимость и перспективность, а в основе авторской программы  курса теория и история Народной художественной культуры-этнохудожественного сознания во всем многообразии его культурно исторических  и национальных типов и форм воплощения. Логически обоснована автором программы, профессором Т.И Баклановой, что такое сознание определяет этнические стереотипы коллективной и индивидуальной художественной деятельности и её предметные результаты. Оно отражает менталитет народа, народный характер, те или иные народные картины мира.

Концепция этнокультурного образования  в Российской Федерации опирается  прежде всего на “Национальную доктрину образования в Российской Федерации”которая устанавливает приоритет образования в государственной политике ,определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. концепция призвана обеспечить конструктивные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

Данная концепция отражает задачи, сформулированные в Государственной  программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг.",в федеральной целевой программе "Формирование установок толерантности сознания и профилактики эстетизма в Российском обществе",в концепции художественного образования в Российской федерации и в других государственных документах.

Концепция раскрывает роль этнокультурного  образования в современном российском обществе, предлагает стратегические направления государственной политики в этой сфере, намечает перспективы  развития этнокультурного образования  в единстве его развития.

Реализация Концепции способна явится одной из основ для преодоления  духовно-нравственного кризиса современного российского общества, для патриотического  воспитания граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной  культуры, для возрождения и развития самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве, а также для сохранения культурного многообразия страны и повышения ее международного статуса в условиях надвигающейся глобализации.

 

1.3 Система современного Российского этнохудожественного образования

Этнокультурное образование - целенаправленный непрерывный педагогический процесс  приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях  дошкольного, общего, дополнительного  или общего образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры средствами массовой информации.

Все выше перечисленные учреждения составляют несколько уровней системы этнохудожественного образования. В строго структурированную художественную систему художественное образование в России сложилось в 60-е годы 20 века. Первый уровень был представлен сетью детских музыкальных школ, художественных школ и школ искусств. Второй составляли учреждения среднего профессионального образования: музыкальные, художественные, хореографические училища, а также училища культуры. Наконец, третий, верхний уровень включал вузы искусства и культуры: консерватории, художественные, театральные институты, институты культуры. Регулятором порядка финансирования, а также система образующим элементом выступало Министерство культуры. В образовательном пространстве система художественного образования, благодаря своей целостности, представляла собой обособленное самодостаточное явление. В тоже время система была открытой. Она была связана со средой и взаимодействовала с ней. Целостность системы аргументирована тем, что система как целое обладает такими свойствами, которых нет и не может быть у составляющих её частей. Данная система существует как носитель новых свойств получивших название эмерджентности.  Эмерджментное свойство системы художественного образования проявляется в способности к подготовке высококвалифицированного специалиста от азов до высшей категории. Система художественного образования, будучи системой открытой и связанной со средой, входит в большую систему – образовательную систему России, является частью в этой большой системе. по мнению П.Л Волк, функция системы интерпретируется как проявление целеустремленности системы; структура системы выступает при этом как, перешедшего в ведении муниципалитетов. На внутрисистемных связях это незамедлительно сказалось самым негативным образом. школы теперь не обязаны вести до профессиональную подготовку, как следствие ВВУЗы лишились подготовленных абитуриентов. А вся сфера культуры осталась без гарантированных кадров, так как был отменён институт распределения выпускников средних и высших учебных заведений.

По утверждению Культуролога П.Л  Волка, сегодня процесс деструкции системы художественного образования  зашел настолько далеко, что каждое учебное заведение, лишившись большинства  существовавших прежде системных связей и взаимодействий, фактически представляет собой замкнутое внесистемное образование, озабоченное не столько исполнением  своей прежде совершенно ясной системой функции, столько самосохранением. Строгая системная порядочность сменилась рыночным расчётом. Следствием этого мы получили утрату системной эмерджментности. Единая система сегодня размыта по разным уровням управления, по различным ведомствам.

Система художественного образования  является отражением духовных оснований  национальной культуры. это обстоятельство даёт основания предполагать восстановление системы в ее преждней функциональности и эмерджентной ценности как системы, позволяющей осуществить неприрывную завершенную подготовку специалиста.

 

 

1.4 Цель, задачи, функции  и принципы этнохудожественного образования

Поскольку этнокультурное образование  нацелено на освоение учащимися тех  национально-культурных традиций, в  которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие  особую значимость для духовно-нравственного  воспитания и гражданского становления  современного человека, а также позитивного  развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. такое образование формирует, прежде всего, ценностное отношение к родине. к природе, к семье, родному дому и родителям. К труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов. исход из этого цель этнохудожественного образования определяется как: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной культуры и искусства.

Система этнокультурного образования  призвана содействовать решению  нескольких групп актуальных задач  воспитания, обучения, развития личности, а также ее социализации, социокультурной и этнокультурной адаптации и коррекции. Исходя из этого, что этнохудожественное образование является подсистемой этнокультурного образования, оно имеет свои группы задач. Отсюда задачи изучения народной художественной культуры не сводятся лишь к изучению народного изобразительного искусства или фольклора, прикладного творчества или современных форм любительского самодеятельного искусства.

Перечисленные явления предстают, как составные части народной культуры, но одновременно через них  выявляются ее основополагающие система  образующие элементы, которые образуют архитектонику этого типа культуры.

Задачи:

  1. Этнохудожественное образование призвано способствовать
  2. формированию в учащихся чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историе страны мира.

 

  1. Через умение видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте.

 

Информация о работе Становление и развитие этнохудожественного образования в России