Становление и развитие этнохудожественного образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:48, дипломная работа

Краткое описание

Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Становление и развитие этнохудожественного образования в России. 1.1 Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского…
1.2 Этнокультурный и Этнохудожественный компоненты в педагогических системах 20в. …………………………………………………
1.3 Система Современного Российского этнохудожественного образования…..
1.4 Цель, Задачи, Функции и принципы этнохудожественного образования…..
1.5 Формы и методы этнохудожественного образования
1.6 Формирование Этнохудожественной культуры в процессе обучения Декоративно-Прикладному искусству в Современной России………..
Глава 2. Теорико-методологические основы функционирования этнохудожественного образования в современной социокультурной ситуации. 2.1 Адаптивность личности как проблема культорологических теорий…………………………………………………………………………………………….
2.2 Экспериментальное исследование и моделирование социокультурной адаптации личности посредством этнохудожественного образования. Обрядность, праздничность, календарная циклизация и синкретическая полифункциональность как базовые параметры рассмотрения этнокультурной и социокультурной ситуации……………………………………………………..
2.3 Функционирование этнохудожественного образования в системе. ШКОЛА-УЧИЛИЩЕ-ВУЗ на современном этапе……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 156.80 Кб (Скачать)

этнохудожественных дисциплин (В.С. Кукушин, Б.Т. Лихачёв, П.И.

Пидкасистый, И.П. Подласый, Т.Я. Шпикалова, В.А. Яковлев);

- идеи эстетического воспитания средствами искусства (Ю.М. Алиев,

Ю.К. Беджанов, З.К. Герюгова, М.А. Ершова, Б.Т. Лихачёв, В.Б. Огузов, Б.Н.Тамбиев, Л.М. Чомаева и др.);

- теории этнорегионального подхода (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева,

Г.Н. Волков, А.А.-Дж. Койчуев, В.С. Кукушин, К.Б. Семёнов,

В.К. Шаповалов).

В процессе исследования применялись следующие методы:

теоретические – анализ и синтез философской, историографической и

психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,

моделирование учебно-воспитательного процесса в новых условиях,

обобщение результатов  исследования; эмпирические – прямое, косвенное и включенное наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);

статистические – обработка экспериментальных данных, графическое

представление результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- определены теоретические и методологические основы формирования этнохудожественной культуры у студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства

(принципы, признаки этнохудожественной культуры, её особенности,

движущие  силы, структура);

- выявлены научные основы процесса формирования и реализации

этнохудожественной культуры в условиях интегрального меж предметного этнорегионального и личностного взаимодействия (задачи, понятие направления содержания, стимулы, условия, технологии);

- разработана концептуальная модель формирования и реализации

этнохудожественной культуры на основе этнорегионального подхода;

- разработаны критерии и определены уровни сформированности

этнохудожественной культуры студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в обобщении и теоретическом обосновании психолого-педагогических особенностей формирования этнохудожественной культуры студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству;

- в теоретическом обосновании модели процесса формирования у

студентов этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства и её структуры: содержания, основных этапов, условий, критериев, принципов, средств, форм и методов учебной деятельности;

- в экспериментальном доказательстве, что позитивная динамика

формирования  этнохудожественной культуры на основе народных традиций и декоративно-прикладного искусства характеризуется определёнными особенностями и содержанием функционирования (взаимосвязью с другими

культурами, гуманистическими подходами, высоким межнациональным общением, толерантностью, личностной направленностью).

Практическая  значимость исследования состоит в том, что:

- внедрены и экспериментально проверены технологии, учитывающие

специфику национально-художественных традиций, этнохудожественной культуры и их использования на занятиях по декоративно-прикладному искусству;

- разработаны материалы (программы, методические рекомендации,

УМК и др.), которые могут иметь значение для деятельности учителей

технологии, преподавателей вузов, педагогических колледжей и институтов повышения квалификации, с позиций уточнения, конкретизации содержания предметов по декоративно-прикладному искусству национально-региональным компонентом.

 

Этнохудожественная культура – это совокупность этнохудожественных ценностей, а также исторически определённая система их воспроизводства и функционирования в обществе. Этнорегиональная художественная культура– это не только совокупность этнохудожественных, этнокультурных свойств, знаний, умений и представлений, но и овладение формами и методами

этнопедагогической работы в вузе и школе. Сущность её заключается в том, что студент, владея такой культурой, способен правильно оценивать своеобразие, достоинства и недостатки этнохудожественных ценностей ,находить их новые трактовки с учётом традиций, осуществлятьэтнохудожественную деятельность в полиэтническом сообществе.

Целевая направленность этнохудожественной культуры предполагает

наличие и  использование таких свойств, идей, этнохудожественных

представлений и умений, с помощью которых личность способна оценить реалии и ценности полиэтнической художественно-этнической среды, адаптироваться в ней.

Среди принципов  реализации и формирования этнохудожественной

культуры  в исследовании отмечаются всечеловечность, всенародность образов народного искусства, её действенность и сила воздействия, целостность в отражении действительности в национальной и общечеловеческой культурах, соответствие содержания образования этнофилософским взглядам и современному менталитету, этнопсихологическим особенностям народа, принцип соответствия форм и методов обучения этнопедагогическим традициям.

Как правило, источниками изучения этнохудожественной культуры, и

это также  отмечается в нашем исследовании, оказывается сама культура как совокупность ценностей, в особенности продукты этнохудожественной деятельности человека; витагенный опыт личности, этнорегиональный опыт семейного воспитания, фольклор, национальные языки, обычаи, традиции, книги, компьютерные художественные технологии.

Анализ понятия, структуры, целей и задач формирования

этнохудожественной культуры позволил обозначить её особенности. Среди её особенностей выделено: взаимосвязи с другими культурами, гуманистический подход в оценке и усвоении художественных народных ценностей, её большие возможности в оценке и усвоении межнационального общения, личную направленность произведений народного искусства и др.

Стимулами формирования этнохудожественной культуры в

исследовании обозначены, с одной стороны, социокультурные (влияние общечеловеческой, региональной и этнохудожественной среды, народность в этнохудожественной деятельности, её личностная гуманистическая направленность), а с другой – дидактические.

Для исследования имели значение выводы о характере

усваиваемых знаний как стимулах обучения: выявление ядра в современных педагогических теориях, структурирование, свёртывание их в модули;

включение в  предмет декоративно-прикладного искусства знаний, которые способны познакомить с инновациями, технологиями и творчеством в декоративно-прикладном искусстве; внедрение в процесс преподавания декоративно-прикладного искусства новых технологий; использование личного опыта преподавателя и студентов в излагаемом материале;

использование знаний, полученных при изучении других учебных

дисциплин; поиск рационализаторских находок; использование понятий этнохудожественного искусства в реальном педагогическом процессе; образное, эмоциональное изложение научной информации об этнохудожественном знании во время занятий;

самостоятельный перевод студентами базисного материала  по декоративно-прикладному искусству в знаково-символическую систему и др.

Исходя из целей и задач формирования этнохудожественной культуры, наибольшее значение для их решения могут иметь такие направления деятельности, как эстетическое, духовно-нравственное, практическое, предполагающее вооружение студентов специфическими этнохудожественными умениями и навыками. Более частными направлениями содержания формирования этнохудожественной культуры являются формирование у студентов готовности: осваивать этнохудожественные традиции, этнохудожественные знания, фольклор;

изучать различные  этнокультуры, понимать и постигать взаимовлияния этно и региональных культур; осмысливать, эмоционально оценивать этнохудожественные ценности культуру в своей жизнедеятельности.

Мы видим  по перечисленным компонентам, что в самом общем виде

структура этнохудожественной культуры включает в себя когнитивный, поведенческий и эмоционально-мотивационный компоненты. Говоря о месте этнохудожественной культуры, можно вслед за исследователями (Чомаева Л.М.) утверждать, что производная от этнической этнохудожественная культура рождается на понятиях, связанных с многообразием потребностей интересов представителей этнических общностей к самореализации, самосовершенствованию, а художественное рассматривается какформирование и развитие творческих способностей, вкусов и взглядов на основе образования и обучения тому или иному искусству. Разработана модель педагогических условий формирования этнохудожественной культуры. Основу модели составили результаты анализа психолого-педагогических источников по этой проблеме, благодаря чему все условия оказалось возможным сгруппировать в два блока: объективные и субъективные.

 

Положительные результаты, позволяют сделать следующие выводы:

1. Концептуальную основу формирования этнохудожественной культуры составляет совокупность методологических мировоззренческих подходов (личностный, культурологический, интегративный, художественно-эстетический, деятельностный, этнорегиональный). Они помогают направить личность к идеалу, ориентируют на понимание целостности, многообразия и

спектральности мировой и национальной художественной культуры.

 

2.Раскрыта «этнохудожественная культура» как педагогическая категория, включающая цель, задачи, принципы,

содержание, особенности, механизмы и формы проявления, критерии действенности и эффективности. Она формируется под влиянием различных условий и стимулов.

 

3. Определены необходимые условия успешного формирования

этнохудожественной культуры (опора на этнорегиональную информацию и витагенный опыт , интегративность содержания обучения, совершенствованиематериально-технической учебной базы для проведения занятий со студентами, стимулирующая направленность учебного процесса, сочетание индивидуальных и коллективных форм проведения учебных занятий и др.)

 

4. Одним из показателей результативности стала разработанная авторская модель формирования этнохудожественной культуры, включающая целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты.

Программа в  пределах поставленных задач завершена полностью.

 

 

Глава 2. Теоретико-методологические основы функционирования этнохудожественного образования в современной социокультурной ситуации.

 2.1Адаптивность личности как проблема культурологических теорий.

Современные условия развития экономики и  социокультурная ситуация оказывают воздействие практически не все стороны жизни общества. Отдельная личность, как и нация в целом, должна обладать многими качествами, среди которых на первые места мы выдвигаем адаптивность как свойство приспосабливаться к любым жизненным обстоятельствам без потери личностного потенциала индивида; высокую толерантность как терпимость к другим позициям; самодостаточность личности, ее высокую самооценку, понимаемую как отсутствие базальной тревожности, закомплексованности, подавленности, депрессивности и агрессивности; социальную мобильность личности, что в результате формирует особый образ жизни и особый принцип самореализации, принятый называться ТВОРЧЕСКИМ, в противовес ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ. В истории философской мысли данная сформулированная модель личности определенным образом находила отражение в различных авторских концепциях. Можно сослаться на теорию Л.Карсавина о "симфонизации личности", великий утопический идеал из "Города Солнца" Томазо Кампанеллы и другие примеры. Но все эти модели, описывая мечту-результат как идеал личности, к сожалению, не ставили задачу обнаружения и описания самого механизма "строительства" такой личности, видимо, отчасти и потому, что практика предлагала естественное эффективное получение достойного результата при НЕНАРУШЕНИИ баланса между развитием способностей и потребностей человека и его функционированием в взаимовлиянии его и всех компонентов окружающего пространства окружающей среде. 

Условимся считать  такой эффект в силу его диффузности и органичности - "этнопотоком" или "этнопространством". Именно его недооценка и игнорирование, или сознательное выключение приводит к деформированию результата строительства личности, причем, в грандиозных масштабах , когда трансформированным становятся не только этнические анклавы (большинство коренных или аборигенных этносов, но и поколения в развитых национальных культурах и даже целые нации (Германия конца 30-х г.  ).

Обратимся за доводом к  классику социальной психологии - Максу  Люшеру, который определяет 4 сферы потребностей и способностей человека, совокупность которых и создает феномен личности, - к ним относятся: физиологическая среда - как биосистемность; психоэмоциональная; собственно функционирование - как интеллектуальная способность ставить цели и задачи, прогнозировать, планировать и предвосхищать; и рефлекторная сфера, рефлексия как способность анализировать, отслеживать и делать выводы. И если первая и вторая сферы в зачаточном состоянии есть у животных, то третья и четвертая характеризуют исключительно человека. В то же время развитие какой-либо одной из двух сфер потребностей и способностей человека дают право определять, что личность состоялась. М.Люшер утверждает, что человек не может проявлять себя как личность в двух случаях - состоянии голода, состоянии стресса и несвободы, так как на первый план выдвигается его биосистемность как рефлекторность животного. Пафос данного тезиса в следующем - кризисы эпохи, проявляясь прежде всего в областях экономической, политической и социокультурной сфер, выключают человека из этнопотока или деформируют этнопространство, - условия нормального реализационного функционирования; характеризуются покушением на 3-ю   и   4-ю   сферы   человеческой   сущности,   при   котором   

искусственно приучается к существованию  бездумному, не затрагивающему душу и интеллект, то есть совершает преступление против самого себя, своего предназначения. Но подобный феномен обнаруживается в таких ситуациях, где в качестве модели взаимодействия этноса и среды, субэтноса и субэтноса, личности и этнопространства, и других типов оппонирующих компонентов в социокультурной ситуации избирается (или провоцируется) антагонистический исход взаимодействия ( уничтожение одного или обоих оппонентов).

Социологическая теория или  теория социальных конфликтов, сформировавшаяся в качестве доктрины на рубеже 50-60 г.г. XX в. Европе и в США, на самом деле лишь аккумулировала разбросанные в философских, социологических и этнологических теориях парадигмы прогрессивного сосуществования человека и окружающего мира, гармонизации человека и природы, человека как социального существа и социума. Общая этнология, в свою очередь разработала теорию поселений этноанклавов, классифицированных на:

Информация о работе Становление и развитие этнохудожественного образования в России