Становление и развитие этнохудожественного образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:48, дипломная работа

Краткое описание

Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Становление и развитие этнохудожественного образования в России. 1.1 Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского…
1.2 Этнокультурный и Этнохудожественный компоненты в педагогических системах 20в. …………………………………………………
1.3 Система Современного Российского этнохудожественного образования…..
1.4 Цель, Задачи, Функции и принципы этнохудожественного образования…..
1.5 Формы и методы этнохудожественного образования
1.6 Формирование Этнохудожественной культуры в процессе обучения Декоративно-Прикладному искусству в Современной России………..
Глава 2. Теорико-методологические основы функционирования этнохудожественного образования в современной социокультурной ситуации. 2.1 Адаптивность личности как проблема культорологических теорий…………………………………………………………………………………………….
2.2 Экспериментальное исследование и моделирование социокультурной адаптации личности посредством этнохудожественного образования. Обрядность, праздничность, календарная циклизация и синкретическая полифункциональность как базовые параметры рассмотрения этнокультурной и социокультурной ситуации……………………………………………………..
2.3 Функционирование этнохудожественного образования в системе. ШКОЛА-УЧИЛИЩЕ-ВУЗ на современном этапе……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 156.80 Кб (Скачать)

Предпочтительность данных механизмов в обучении и воспитании мотивируется целью гармонического становления личности через универсальное востребование всех типов модальности у обучающегося, синкретическим самовыражением через творчество. Кроме того, актуализация моделей школ народной культуры, центров народных ремесел и промыслов, краеведческих и регионоведческих историко-культурных объединений, специализированных по народному художественному творчеству учреждений дополнительного образования связана со стремлением минимизировать негативные тенденции социокультурного процесса, выражающиеся в усилении межнациональной напряженности, тенденций этноцентризма, мононационализма, ассимиляции и унификации этнической и национальной самобытности.

В этой связи, поиск эффективных механизмов адаптации  и социализации   личности,   ее   коррекции,   компенсации   и   развития,

 

осуществляясь в разных сферах, приводит к убеждению  в том, что именно этнологический подход в образовании и адаптации личности в качестве своеобразной закодированной модели ее социализации способствует максимальной гармонизации человека и мира естественно и органично. Этнокультурные ценности невозможно навязать извне ни человеку, ни социальной группе. Неизбежно последует их отторжение как чуждых и даже враждебных. Поэтому необходимы условия формирования этих ценностей самим образом жизни и педагогической практикой. Такие условия успешно формируются в учреждениях, реализующих этнохудожественное образование.

Для функционирования данных механизмов нужны специалисты универсального плана, обладающие набором культуротворческих навыков и умений, а также знаний психолого-педагогического и общекультурного блоков. Основной базой, на которой высшие учебные заведения стали разворачивать подготовку таких специалистов, стали вузы культуры и искусств, педагогические вузы и факульт ты дополнительных и общественных профессий. В системе работы этих факультетов накоплен позитивный опыт многообразной деятельности по удовлетворению, формированию и развитию этнокультурных потребностей молодежи. В практике их работы сложились интересные творческие коллективы, студии, секции, ансамбли, помогающие студентам овладевать дополнительной педагогической профессией «педагога-этнолога» или «руководителя фольклорно-этнографического объединения в школе», «мастера народного промысла» и т.д. с учетом их интересов и задачи профессионального роста.

Полученные на ФДПП знания, умения и практические навыки позволяют в дальнейшем выпускникам педвузов расширять сферу внеклассной и внешкольной работы с воспитанниками.

С другой стороны, на различных факультетах  складывается практика более  углубленного  изучения  определенных   предметных   и   учебных

 

дисциплин через научно-практическую, методическую работы 
специализированных кафедр. Такая работа способствует углублению 
знаний будущих специалистов, совершенствует их профессиональное 
мастерство, растет уровень общей и этнокультурной компетентности 
начинающего педагога в избранной им предметной области. Именно 
такие специалисты оказываются востребованными как системой общего, 
так и системой дополнительного образования, находят применение св«им 
знаниям в сфере культуры и социальной защиты. Особую значимость в 
деле подготовки кадров в сфере этнохудожественного образования имеют 
учебные заведения, реализующие подготовку преподавателей и 
руководителей по специальности "социально-культурная деятельность и 
народное художественное творчество" в ССУЗах культуры и "народное 
художественное творчество" в высших учебных заведениях, преде всего, 
педагогического профиля. Так, например, в учреждениях образования 
Новосибирской области при научно-методической поддержке со стороны 
профессорско-преподавательского состава НГПУ и студентов 
специальности "НХТ" эффективно развивается школьная археология, 
экологическая, краеведческая, фольклорно этнографическая, экспедиционная, обрядовая,  этнопедагогическая деятельность учащихся, что и реализует в совокупности, этнохудожественное образование.

Таким образом, реформируемая  в интересах развития личности система образования, наличие имеющегося положительного опыта работы и традиций педагогического вуза, его программно-методический потенциал и кадровый состав создают реальные условия для успешной реализации Государственного стандарта специальности 053000 «Народное художественное творчество», традиционно функционирующей в вузах культуры и искусства. Ведущими теоретическими положениями в отборе содержания по подготовке специалистов в области народного художественного творчества и этнохудожественного образования в педагогических университетах являются следующие:

 

1. Этнохудожественное образование рассматривается как са 
мостоятельный творческий непрерывный процесс, который не может быть 
заменен общеобразовательной школой, не является «добавкой к ней», а вы 
ступает самоценным видом образования, обеспечивающим гармо 
ническое развитие личности, формирование адаптационных механизмов и 
способы социализации. Оно не имеет фиксированных сроков обучения. 
Речь идет о стадиях его развития. Сначала создается почва, 
благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем 
обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих с 
теми, кто уже в какой-то мере освоил, к примеру, через «погружение» 
обрядность календарной и семейно-бытовой традиции; за сотворческой 
деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире, а также самореализацию через культуротворческую практику. Следовательно, этнохудожественное образование может успешно реализовываться как в семейной педагогике, так и в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (начального, среднего и высшего).

2.Создаваемые в рамках традиционной системы инновационные 
учреждения дополнительного образования (школа народной 
культуры, детско-юношеские этнокультурные и этноэстетические 
центры, школы народных ремесел) ориентированы на сотрудничество со 
школой. Одним их важнейших принципов их деятельности должен 
стать принцип единства и комплиментарности. Это поможет компенси 
ровать недостатки и противоречия школьного образования для 
значительной части обучающихся и вместе с тем создать структуры 
элитарного характера, в которых возможно наиболее полное развитие 
природных задатков и познавательных интересов личности, 
национально-патриотическое воспитание, формирование нравственно- 
этического комплекса и оснащение утилитарно-прикладными способами

 

бытового самообслуживания и творческого самовыражения.

 

3.Деятельность педагога  в области народного художественного  творчества опирается на законы этнопедагогики и идеи личностно-ориентированной педагогики, позволяющей удовлетворить интересы и потребности конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Педагог и ребенок находятся в постоянном совместном поиске, который помогает накапливать ребенку интеллектуальный, культуротворческий и утилитарно - прагматический потенциал, выражая его через различные формы самореализации, в том числе во внешкольном и семейно-бытовом общении и жизнедеятельности.

  1. Развитие познавательной мотивации, задатков и способностей ребенка, приобщение его к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, к общечеловеческим, этническим и национальным ценностям и его творческий рост и уровень социокультурной адаптации обеспечивают формирование базисной культуры личности воспитанника, а ее формирование в значительной степени зависит от уровня базисной культуры педагога, его педагогической позиции, степени оснащенности этнокультурными и профессиональными психолого-педагогическими навыками.

5 . Теоретическая подготовка специалиста осуществляется на основе новой педагогической парадигмы, ориентированной на приоритет личностного развития и особенности национальной школы. Особое место занимает процесс осмысления этнопедагогическои системы принципов воспитания. Принятие этих принципов в теорию и практику общего, дополнительного и вузовского образования позволит привести каждый элемент педагогического процесса в соответствие с закономерностями индивидуального и возрастного развития личности. Принцип культуросообразности ориентирует педагогов на иерархичность духовных ценностей и социокультурных норм с ценностно-смысловым равенством      субъектов      воспитательного      процесса.       Принципы

 

комплиментарности и креативности отражают многосторонность и полноту развития личности и обусловливают самодеятельно -творческие способы организации жизнедеятельности временных детских сообществ в учреждениях дополнительного образования этнокультурной ориентации, поскольку именно в них актуализируются и развиваются личностные смыслы субъектов педагогического процесса. Особое внимание в теоретических курсах обращается на восстановление статуса принципа коллективного воспитания, отход от которого в значительной степени обедняет образовательно-воспитательное пространство школ народной традиционной культуры системы дополнительного образования и внеклассной работы школ общего профиля.

б. Принимая во внимание, что система работы учреждений народного художественного творчества, в том числе структуры этнохудожественного образования, находятся в стадии активного поиска и самоопределения, значительное место при формировании инновационных программ и учебных планов специальности "НХТ" в педагогическом вузе занимают различные виды и формы культуротворческой практической деятельности (обрядовой, экспедиционной, музейной, декоративно-прикладной). Они позволят будущим специалистам апробировать полученные знания, умения и навыки в преподавательской деятельности эффективно их использовать, в том числе и в качестве личного социокультурного адаптационного комплекса.

Таким образом, в условиях реформирования системы общего и дополнительного образования решение задачи подготовки кадров в условиях педагогического вуза и этнохудожественное направление в целом является фактором оптимизации и углубления содержания образования в соответствии с требованиями современной национальной педагогической доктрины Высшее образование предполагает подготовку носителей и хранителей традиций фольклорно-этнографической или художественно-

 

эстетической ориентации с целью  последующего осуществления преемственности  конструктивных традиций. Педагогика и культурологическая наука доказывают, что в обществе нет ничего, что не было бы опосредовано культурной жизнью. Культура есть феномен социальной природы и единственный механизм передачи традиций, прежде всего воспитательных нравственно-этических и поведенческих. В таком аспекте культура личности означает и выражает степень освоения ею социальных нормативов жизнедеятельности. Эти нормативы -рекреационные, реабилитационные и адаптационные. То есть, во всех смыслах являющиеся социальными кодами, разрабатываемые и тиражируемые поколениями и далее наследуемые потомками. Следовательно, именно образование в качестве механизма преемственности и трансляции культуры имеет исключительно социальную роль , а образование в сфере этнокультуры, как наиболее приближенное к бытовому функционированию, является приоритетным в качестве инструмента социокультурной адаптации личности, привития социальной наследственности.

Образование и воспитание условно имеют три  круга или системы воздействия на человека. Ядерный, основной круг, - это семья и ближайшее окружение. Для данного круга общения характерна наибольшая частота включений в совместную деятельность и интенсивность. Второй круг - институциональные структуры , в которых люди организованы в формальные коллективы (дошкольные учреждения, школы, производственные объединения). Тип общения и , как следствие, принцип подачи и освоения информации - официальный, добровльно-принудительный, менее мотивированный, чем первый. И третий круг, рассредоточенный наиболее широко и произвольно,- структуры неформального общения, где участники процесса осуществляют коммуникативную деятельность в силу общих интересов, доставляющих эстетическое наслаждение, связанных с приобретением духовного опыта,

 

совместными переживаниями. К данному кругу структур относятся учреждения, осуществляющие художественно-эстетическое просвещение в сфере искусства, религиозное, а также культуротворческую этнохудожественную деятельность в культурно-досуговой, культурно-просветительной и образовательной сферах.

Вымывание и ассимиляция  этнокультурных образцов достаточно сильно происходили во всех трех сферах, и в каждой из них наблюдалась формализация, упрощение, подмена истинного проживания лозунговыми декларациями. С 60-х годов XX в. западный мир установил и через развитие индустрии развлечений и досуга стал воплощать в жизнь принцип «чем лучше человек отдыхает, тем он лучше работает». С течением времени интерес к этой сфере только увеличивается , что объясняется техническим прогрессом, неуклонно осуществляющим высвобождение рабочего времени, что, в свою очередь, объясняет необходимость постоянного повышения уровня культурного и профессионального роста населения, его заинтересованности в более научной организации культурно-досуговой и культурно-просветительной деятельности.

Традиционно сфера досуга подразделяется на три сектора:

1) Коммерческий. К нему относятся как организации, 
непосредственно занятые устроительством досуга (туристиче 
ские фирмы, художественные галереи, парки, дискотеки, клу 
бы) , так и предприятия, которые изготавливают товары для до 
суга (спортинвентарь, аудио и видеотехника, игрушки, костю 
мы, декорации и другие атрибуты).

2) Добровольный. К этому сектору традиционно относят 
организации, которые возникают благодаря инициативе граждан, но не 
ставят перед сробой коммерческих целей. Обычно со временем такого 
рода учреждения могут превратиться в коммерческие или слиться с 
государственными  структурами.   Это  -  молодежные,        спортивные,

Информация о работе Становление и развитие этнохудожественного образования в России