Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:48, дипломная работа
Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского.
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Становление и развитие этнохудожественного образования в России. 1.1 Истоки формирования этнокультурных подходов в педагогике 19 века. У каждой науки есть исток, из которого она берёт своё начало. Для русской педагогики этот исток-творчество К.Д Ушинского…
1.2 Этнокультурный и Этнохудожественный компоненты в педагогических системах 20в. …………………………………………………
1.3 Система Современного Российского этнохудожественного образования…..
1.4 Цель, Задачи, Функции и принципы этнохудожественного образования…..
1.5 Формы и методы этнохудожественного образования
1.6 Формирование Этнохудожественной культуры в процессе обучения Декоративно-Прикладному искусству в Современной России………..
Глава 2. Теорико-методологические основы функционирования этнохудожественного образования в современной социокультурной ситуации. 2.1 Адаптивность личности как проблема культорологических теорий…………………………………………………………………………………………….
2.2 Экспериментальное исследование и моделирование социокультурной адаптации личности посредством этнохудожественного образования. Обрядность, праздничность, календарная циклизация и синкретическая полифункциональность как базовые параметры рассмотрения этнокультурной и социокультурной ситуации……………………………………………………..
2.3 Функционирование этнохудожественного образования в системе. ШКОЛА-УЧИЛИЩЕ-ВУЗ на современном этапе……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….
Предпочтительность данных механизмов в обучении и воспитании мотивируется целью гармонического становления личности через универсальное востребование всех типов модальности у обучающегося, синкретическим самовыражением через творчество. Кроме того, актуализация моделей школ народной культуры, центров народных ремесел и промыслов, краеведческих и регионоведческих историко-культурных объединений, специализированных по народному художественному творчеству учреждений дополнительного образования связана со стремлением минимизировать негативные тенденции социокультурного процесса, выражающиеся в усилении межнациональной напряженности, тенденций этноцентризма, мононационализма, ассимиляции и унификации этнической и национальной самобытности.
В этой связи, поиск эффективных механизмов адаптации и социализации личности, ее коррекции, компенсации и развития,
осуществляясь в разных сферах, приводит к убеждению в том, что именно этнологический подход в образовании и адаптации личности в качестве своеобразной закодированной модели ее социализации способствует максимальной гармонизации человека и мира естественно и органично. Этнокультурные ценности невозможно навязать извне ни человеку, ни социальной группе. Неизбежно последует их отторжение как чуждых и даже враждебных. Поэтому необходимы условия формирования этих ценностей самим образом жизни и педагогической практикой. Такие условия успешно формируются в учреждениях, реализующих этнохудожественное образование.
Для функционирования данных механизмов
нужны специалисты универсально
Полученные на ФДПП знания, умения и практические навыки позволяют в дальнейшем выпускникам педвузов расширять сферу внеклассной и внешкольной работы с воспитанниками.
С другой стороны, на различных факультетах складывается практика более углубленного изучения определенных предметных и учебных
дисциплин через научно-практическую,
методическую работы
специализированных кафедр. Такая работа
способствует углублению
знаний будущих специалистов, совершенствует
их профессиональное
мастерство, растет уровень общей и этнокультурной
компетентности
начинающего педагога в избранной им предметной
области. Именно
такие специалисты оказываются востребованными
как системой общего,
так и системой дополнительного образования,
находят применение св«им
знаниям в сфере культуры и социальной
защиты. Особую значимость в
деле подготовки кадров в сфере этнохудожественного
образования имеют
учебные
заведения, реализующие подготовку преподавателей
и
руководителей по специальности "социально-культурная
деятельность и
народное художественное творчество"
в ССУЗах культуры и "народное
художественное творчество" в высших
учебных заведениях, преде всего,
педагогического профиля. Так, например,
в учреждениях образования
Новосибирской области при научно-методической
поддержке со стороны
профессорско-
специальности "НХТ" эффективно
развивается школьная археология,
экологическая, краеведческая, фольклорно этнографическая,
экспедиционная, обрядовая, этнопедагогическая
деятельность учащихся, что и реализует
в совокупности, этнохудожественное образование.
Таким образом, реформируемая в интересах развития личности система образования, наличие имеющегося положительного опыта работы и традиций педагогического вуза, его программно-методический потенциал и кадровый состав создают реальные условия для успешной реализации Государственного стандарта специальности 053000 «Народное художественное творчество», традиционно функционирующей в вузах культуры и искусства. Ведущими теоретическими положениями в отборе содержания по подготовке специалистов в области народного художественного творчества и этнохудожественного образования в педагогических университетах являются следующие:
1. Этнохудожественное образование рассматривается
как са
мостоятельный творческий непрерывный
процесс, который не может быть
заменен общеобразовательной школой,
не является «добавкой к ней», а вы
ступает самоценным видом образования,
обеспечивающим гармо
ническое развитие личности, формирование
адаптационных механизмов и
способы социализации. Оно не имеет фиксированных
сроков обучения.
Речь идет о стадиях его развития.
Сначала создается почва,
благоприятная для творческой деятельности
ребенка, затем
обеспечивается сотрудничество в творческом
процессе начинающих с
теми, кто уже в какой-то мере освоил, к
примеру, через «погружение»
обрядность календарной и семейно-бытовой
традиции; за сотворческой
деятельностью следует самостоятельное
творчество, которое сопровождает человека
всю жизнь, формируя потребность в творческом
восприятии мира и осмыслении самого себя
в этом мире, а также самореализацию через
культуротворческую практику. Следовательно,
этнохудожественное образование может
успешно реализовываться как в семейной
педагогике, так и в учреждениях дошкольного,
общего, дополнительного и профессионального
образования (начального, среднего и высшего).
2.Создаваемые в рамках традиционной
системы инновационные
учреждения
дополнительного образования (школа народной
культуры, детско-юношеские этнокультурные
и этноэстетические
центры, школы народных ремесел) ориентированы
на сотрудничество со
школой. Одним их важнейших принципов
их деятельности должен
стать принцип единства и комплиментарности.
Это поможет компенси
ровать недостатки и противоречия
школьного образования для
значительной части обучающихся и вместе
с тем создать структуры
элитарного характера, в которых возможно
наиболее полное развитие
природных задатков и познавательных
интересов личности,
национально-патриотическое воспитание,
формирование нравственно-
этического комплекса и оснащение утилитарно-прикладными
способами
бытового самообслуживания и творческого самовыражения.
3.Деятельность педагога
в области народного
5 . Теоретическая подготовка специалиста осуществляется на основе новой педагогической парадигмы, ориентированной на приоритет личностного развития и особенности национальной школы. Особое место занимает процесс осмысления этнопедагогическои системы принципов воспитания. Принятие этих принципов в теорию и практику общего, дополнительного и вузовского образования позволит привести каждый элемент педагогического процесса в соответствие с закономерностями индивидуального и возрастного развития личности. Принцип культуросообразности ориентирует педагогов на иерархичность духовных ценностей и социокультурных норм с ценностно-смысловым равенством субъектов воспитательного процесса. Принципы
комплиментарности и креативности отражают многосторонность и полноту развития личности и обусловливают самодеятельно -творческие способы организации жизнедеятельности временных детских сообществ в учреждениях дополнительного образования этнокультурной ориентации, поскольку именно в них актуализируются и развиваются личностные смыслы субъектов педагогического процесса. Особое внимание в теоретических курсах обращается на восстановление статуса принципа коллективного воспитания, отход от которого в значительной степени обедняет образовательно-воспитательное пространство школ народной традиционной культуры системы дополнительного образования и внеклассной работы школ общего профиля.
б. Принимая во внимание, что система работы учреждений народного художественного творчества, в том числе структуры этнохудожественного образования, находятся в стадии активного поиска и самоопределения, значительное место при формировании инновационных программ и учебных планов специальности "НХТ" в педагогическом вузе занимают различные виды и формы культуротворческой практической деятельности (обрядовой, экспедиционной, музейной, декоративно-прикладной). Они позволят будущим специалистам апробировать полученные знания, умения и навыки в преподавательской деятельности эффективно их использовать, в том числе и в качестве личного социокультурного адаптационного комплекса.
Таким образом, в условиях реформирования системы общего и дополнительного образования решение задачи подготовки кадров в условиях педагогического вуза и этнохудожественное направление в целом является фактором оптимизации и углубления содержания образования в соответствии с требованиями современной национальной педагогической доктрины Высшее образование предполагает подготовку носителей и хранителей традиций фольклорно-этнографической или художественно-
эстетической ориентации с целью последующего осуществления преемственности конструктивных традиций. Педагогика и культурологическая наука доказывают, что в обществе нет ничего, что не было бы опосредовано культурной жизнью. Культура есть феномен социальной природы и единственный механизм передачи традиций, прежде всего воспитательных нравственно-этических и поведенческих. В таком аспекте культура личности означает и выражает степень освоения ею социальных нормативов жизнедеятельности. Эти нормативы -рекреационные, реабилитационные и адаптационные. То есть, во всех смыслах являющиеся социальными кодами, разрабатываемые и тиражируемые поколениями и далее наследуемые потомками. Следовательно, именно образование в качестве механизма преемственности и трансляции культуры имеет исключительно социальную роль , а образование в сфере этнокультуры, как наиболее приближенное к бытовому функционированию, является приоритетным в качестве инструмента социокультурной адаптации личности, привития социальной наследственности.
Образование и воспитание условно имеют три круга или системы воздействия на человека. Ядерный, основной круг, - это семья и ближайшее окружение. Для данного круга общения характерна наибольшая частота включений в совместную деятельность и интенсивность. Второй круг - институциональные структуры , в которых люди организованы в формальные коллективы (дошкольные учреждения, школы, производственные объединения). Тип общения и , как следствие, принцип подачи и освоения информации - официальный, добровльно-принудительный, менее мотивированный, чем первый. И третий круг, рассредоточенный наиболее широко и произвольно,- структуры неформального общения, где участники процесса осуществляют коммуникативную деятельность в силу общих интересов, доставляющих эстетическое наслаждение, связанных с приобретением духовного опыта,
совместными переживаниями. К данному кругу структур относятся учреждения, осуществляющие художественно-эстетическое просвещение в сфере искусства, религиозное, а также культуротворческую этнохудожественную деятельность в культурно-досуговой, культурно-просветительной и образовательной сферах.
Вымывание и ассимиляция этнокультурных образцов достаточно сильно происходили во всех трех сферах, и в каждой из них наблюдалась формализация, упрощение, подмена истинного проживания лозунговыми декларациями. С 60-х годов XX в. западный мир установил и через развитие индустрии развлечений и досуга стал воплощать в жизнь принцип «чем лучше человек отдыхает, тем он лучше работает». С течением времени интерес к этой сфере только увеличивается , что объясняется техническим прогрессом, неуклонно осуществляющим высвобождение рабочего времени, что, в свою очередь, объясняет необходимость постоянного повышения уровня культурного и профессионального роста населения, его заинтересованности в более научной организации культурно-досуговой и культурно-просветительной деятельности.
Традиционно сфера досуга подразделяется на три сектора:
1) Коммерческий. К нему относятся как
организации,
непосредственно занятые устроительством
досуга (туристиче
ские фирмы, художественные галереи,
парки, дискотеки, клу
бы) , так и предприятия, которые изготавливают
товары для до
суга (спортинвентарь, аудио и видеотехника,
игрушки, костю
мы, декорации и другие атрибуты).
2) Добровольный. К этому сектору традиционно
относят
организации, которые возникают благодаря
инициативе граждан, но не
ставят перед сробой коммерческих целей.
Обычно со временем такого
рода учреждения могут превратиться в
коммерческие или слиться с
государственными структурами.
Это - молодежные,
спортивные,
Информация о работе Становление и развитие этнохудожественного образования в России