Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:17, реферат
Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. В научной литературе термин "Арабская культура" употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие "Арабская культура" иногда отождествляют с понятием "мусульманская культура" (т. е. культура мусульманских народов) и его употребление является условным.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Специфика арабской культуры. Ислам……………………………………….4
2. Наука и образования арабов……………………………………………….…..6
3. Литература арабов…………………………………………………………….10
4. Изобразительное искусство арабов……………………………………….…13
5. Архитектура арабов………………………………………………………...…16
Список использованных источников…………………………………………...19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ
Кафедра:
РЕФЕРАТ
на тему:1 Специфика арабской культуры средних веков
2 Наука и образование арабов в средние века
3 Литература, изобразительное искусство и архитектура
арабов
в средние века
Реферат выполнила:
студентка 1-го курса гр. 308021-11
Буховец
А.М.
Преподаватель:
Киселева
С.А.
Минск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Специфика арабской культуры. Ислам……………………………………….4
2. Наука и образования арабов……………………………………………….…..6
3. Литература арабов…………………………………………………………….
4. Изобразительное искусство арабов……………………………………….…13
5. Архитектура арабов………………………………………………………...
Список использованных
источников…………………………………………...
Введение
Арабская
культура, средневековая культура, сложившаяся
в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе
культурного взаимодействия арабов и
завоёванных ими народов Ближнего и Среднего
Востока, Северной Африки и Юго-Западной
Европы. В научной литературе термин "Арабская
культура" употребляется как для обозначения
культуры собственно арабских народов,
так и в применении к средневековой арабоязычной
культуре ряда других народов, входивших
в состав Халифата. В последнем значении
понятие "Арабская культура" иногда
отождествляют с понятием "мусульманская
культура" (т. е. культура мусульманских
народов) и его употребление является
условным.
1.
Специфика арабской культуры. Ислам
Определенное
влияние на развитие средневекового
искусства арабов, как и других
народов, исповедовавших ислам, оказала
религия. Распространение ислама знаменовало
отказ от старых, дофеодальных религий,
утверждение монотеизма — веры в
единого бога. Мусульманское представление
о мире как о созданном богом
едином целом имело важное значение
для формирования характерной в
средневековую эпоху
2.
Наука и образование арабов
Центром
развития естественных наук в Халифате
первоначально была территория Сирии
и частично Юго-Запад Ирана. Здесь
было положено начало переводам на
арабский язык и комментированию
сочинений античных авторов. Переводы
с греческого и сирийского, ознакомившие
учёных стран ислама со значительной
частью античной научной литературы,
во многих случаях были единственными
источниками, по которым Западная Европа
могла познакомиться с античной
наукой. Например, только в арабском
переводе дошли до нас "Механика"
Герона и многие трактаты Архимеда.
Через носителей Арабской культуры
в европейский обиход вошли многие технические
новшества (компас, косой парус и др.), часть
из них была воспринята из Китая и Индии.
9-11 вв. - период бурного развития науки
в Халифате. Багдад превращается в крупный
научный центр со школами и библиотеками.
Наряду с созданием огромной переводной
литературы и комментариев к ней здесь
уже начинает складываться научное направление,
тесно связанное с решением прикладных
проблем и практических задач строительства,
землемерия, торговли. Интенсивно развиваются
астрономия и математика, минералогия,
описательная география. В связи с распадом
Халифата на отдельные государства (10
в.) наряду с Багдадом возникают новые
научные центры: Дамаск и Халеб (Алеппо)
в Сирии, Каир в Египте, Марага в Азербайджане,
Самарканд в Ср. Азии, Газни в Афганистане,
а также центры испано-арабской культуры
- Кордова, а затем Севилья и Гранада. В
разное время крупными научными центрами
были Бухара, Исфахан, где с конца 11 в. в
обсерватории трудился персидский и таджикский
поэт и учёный Омар Хайям (около 1048 - после
1122), писавший свои научные трактаты на
арабском языке. В Каире с начала 11 в. функционировал
"Дом знания", в котором работали
астроном Ибн Юнус (950--1009) и математик и
физик Ибн аль-Хайсам (около 965-1039); в 1004
здесь была построена обсерватория. На
формирование математики в странах ислама,
помимо греческого наследия, большое влияние
оказала и индийская научная традиция.
Получила распространение десятичная
позиционная система счисления с применением
нуля, ведущая своё происхождение от индийской
математики. Первое сочинение на арабском
языке, посвященное арифметике, - трактат
крупнейшего представителя багдадской
школы аль-Хорезми (9 в.). В 15 в. самаркандский
учёный аль-Каши ввёл в употребление десятичные
дроби и описал правила действий над ним.
В сочинениях Абу-ль-Вефы (940-998), среднеазиатского
учёного аль-Бируни (973-1048, по другим данным
- после 1050), Омара Хайяма, Насирэддина
Туей (1201-80, по другим данным - 1274 или 1277),
Каши были разработаны и систематизированы
методы извлечения корней с натуральными
показателями. Чрезвычайно велика роль
Хорезми и Омара Хайяма в создании алгебры
как самостоятельной математической дисциплины.
Алгебраический трактат Хорезми содержит
классификацию квадратных уравнений и
приёмы их решений; трактат Омара Хайяма
- теорию и классификацию кубических уравнений.
Существенно усовершенствовали вычислительные
приёмы Вируни, Каши и др. Большой интерес
представляют геометрический трактат
братьев "сыновей Мусы" ("бану Муса")
9 в., сочинения Абу-ль-Вефы по практической
геометрии, трактаты Ибн Курры (около 836-901),
трактат Ибн аль-Хайсама о квадратурах
конических сечений и кубатурах тел, полученных
от их вращения, исследования ан-Найризи
(9-10 вв.), Ибн Курры, Ибн аль-Хайсама, Омара
Хайяма, Туей и др. по теории параллельных
линий. Математики стран ислама превратили
плоскую и сферическую тригонометрию
из вспомогательного раздела астрономии
в самостоятельную математическую дисциплину.
В трудах Хорезми, аль-Марвази, аль-Баттани,
Бируни, Насирэддина Туей были введены
все шесть тригонометрических линий в
круге, установлены зависимости между
тригонометрическими функциями, исследованы
все случаи решения сферических треугольников,
получены важнейшие теоремы тригонометрии,
составлены различные тригонометрические
таблицы, отличавшиеся большой точностью.
Значительных успехов достигла астрономия.
Вначале были выполнены перевод и комментирование
трудов Птолемея и индийских астрономических
сочинений - сиддхант. Центром переводческой
деятельности был "Дом мудрости"
и обсерватория при нём в Багдаде. Переводы
индийских астрономических трактатов
были сделаны аль-Фазари - отцом (умер около
777) и сыном (умер около 796), и Якубом ибн
Тариком (умер около 96). Отправляясь от
греческих методов моделирования движения
небесных тел и индийских расчётных правил,
арабские астрономы разработали способы
определения координат светил на небесной
сфере, а также правила перехода от одной
из трёх употребляемых систем координат
к другой. Даже в трактатах по астрологии
содержались элементы важных естественно-научных
знаний. Широкое распространение получили
зиджи - собрания таблиц и расчётных правил
сферической астрономии. До нас дошло
около 100 зиджей 13-15 вв.. Около 20 из них составлены
на основании собственных наблюдений
авторов в обсерваториях многих городов:
Бируни в Газни, Баттани в Ракке, Ибн Юнуса
в Каире, Насирэддина Туей в Мараге, Каши
в Самарканде и др. Значительной точности
добились арабские астрономы в измерении
наклона эклиптики. При халифе Мамуне
(9 в.) было проведено измерение градуса
меридиана для определения размеров земного
шара. Продолжалась дальнейшая разработка
наследия античной механики [трактат Ибн
Курры о рычажных весах - корастуне; трактаты
Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини (12 в.)
об определении удельных весов металлов
и минералов]. Цикл работ по общим вопросам
механики ведёт начало от перевода и комментирования
трудов Аристотеля. Среди комментаторов
естественнонаучных сочинений Аристотеля
были Бируни и Ибн Сина. Многие учёные
работали в области минералогии [сочинения
Бируни, Хазини, учёного и врача ар-Рази].
Сведения по физике, в частности физике
атмосферы и геофизике, содержатся в "Каноне
Масуда", "Минералогии" Бируни,
в "Книге знания" Ибн Сины. "Оптика"
Ибн аль-Хайсама была широко известна
в Западной Европе. Большие успехи были
достигнуты в медицине. "Канон врачебной
науки" Ибн Сины долго был основным
руководством в медицинской практике
как на средневековом Востоке, так и в
Западной Европе. Среди сочинений Бируни
имеется трактат по фармакологии. Известен
свод медицинских знаний ар-Рази (864-925).
Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии,
терапии, психиатрии. Некоторое развитие
получили химия и ботаника.
3.
Литература арабов
В
первые века ислама искусство рифмовать
становится в больших городах
придворным ремеслом. Поэты выступали
и как литературоведы. В VIII--X вв. были
записаны многие произведения доисламской
арабской устной поэзии. Так, в IX в. были
составлены два сборника "Хамаса"
("Песни доблести"), в которые
вошли стихотворения более 500 староарабских
поэтов. В X в. писателем, ученым, музыкантом
Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена
многотомная антология "Китаб
ал-Агани" ("Книга песен"), включающая
произведения и биографии поэтов,
а также сведения о композиторах,
исполнителях. Отношение арабов к
поэтам, при всем их восхищении поэзией,
не было однозначным. Они верили, что
вдохновение, помогающее писать стихи,
дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают
разговоры ангелов, а затем рассказывают
о них жрецам и поэтам. Кроме
того, арабов почти совсем не интересовала
конкретная личность поэта. Они считали,
что о поэте следует знать
немногое: велико ли было его дарование
и сильна ли его способность к
ясновидению. Поэтому не обо всех
великих поэтах Арабского Востока
сохранились полные и достоверные
сведения. Выдающимся поэтом был Абу
Нувас (между 747--762 -- между 813--815), виртуозно
владеющий формой стиха. Для него
были характерны ирония и ветреность.
он воспевал любовь, веселые пиры и
подсмеивался над модным тогда увлечением
старыми стихами бедуинов. Абу
ль-Атахия искал опору в аскетизме
и вере. Его перу принадлежат нравственные
стихи о суетности всего
4.
Изобразительное искусство арабов
Специфика
средневекового искусства стран
Арабского, как и всего Ближнего
и Среднего Востока очень сложна.
Оно отражало живое содержание действительности,
но, как и вся культура средневековья,
глубоко проникнутая
Информация о работе Специфика арабской культуры средних веков