Специфика арабской культуры средних веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:17, реферат

Краткое описание

Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. В научной литературе термин "Арабская культура" употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие "Арабская культура" иногда отождествляют с понятием "мусульманская культура" (т. е. культура мусульманских народов) и его употребление является условным.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Специфика арабской культуры. Ислам……………………………………….4
2. Наука и образования арабов……………………………………………….…..6
3. Литература арабов…………………………………………………………….10
4. Изобразительное искусство арабов……………………………………….…13
5. Архитектура арабов………………………………………………………...…16
Список использованных источников…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 34.92 Кб (Скачать)

 

     5. Архитектура арабов 

     Общие для многих народов Ближнего и  Среднего Востока особенности архитектуры  были связаны с природно-климатическими условиями стран и возможностями  строительной техники. В архитектуре  жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними  дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника  породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени  создали разнообразные формы  арок — подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы  сводчатых перекрытий. Исключительного  мастерства и художественной выразительности  достигли они в кладке больших  куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период). Средневековые архитекторы Арабского Востока создали новые типы монументальных культовых и светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты — башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе — здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями. Арабские зодчие, авторы многих шедевров средневекового искусства, большое внимание уделяли декоративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то монохромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий. Широкое применение в архитектуре Арабского Востока получили сталактиты (мукарны) — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.

     Типы  архитектурных сооружений отличались разнообразностью. Самыми знаковыми  памятниками зодчества являлись: мечети, минареты, дворцы, медресе, каравансараи, мавзолеи (тюрбе) – гробницы, увенчанные куполом. К У11 веку сложился специфический тип колонной арабской мечети (мусульманский храм). Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами, в которых пробиты входы без обозначения главного входа. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, которая бы направляла движение молящихся к святилищу. Наоборот, войдя в зал мечети, нужно остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды опор, расположенные поперек движения к михрабу (богато украшенная ниша в стене, обозначающая направление к Мекке). С древности рядом с мечетью воздвигался минарет (высокая башня, с которой муэдзин – специальный служащий при мечети – созывает мусульман на молитву). Минарет непосредственно примыкает к мечети, реже располагается отдельно. Он объединяет мечеть с другими городскими застройками, с пространством окружающего мира и с бесконечностью неба. В исламском мире создано множество оригинальных и непохожих между собой форм минаретов. Так, на Ближнем и Среднем Востоке доминировала круглая, слегка сужающаяся кверху форма минарета. Своеобразным силуэтом отличались минареты османской Турции, очень высокие, многогранные и многоярусные; с виду напоминающие остро отточенные гигантские карандаши, устремленные в бездонное небо. Одним из самых прославленных памятников арабского зодчества стала Большая мечеть династии Омейядов, воздвигнутая в 705-715 гг. по приказу халифа Валида в Дамаске (столица Сирии). Эта мечеть производила ошеломляющее впечатление на современников изысканными и богатыми инкрустациями из мрамора; великолепными мозаиками и позолотой капителей колонн. Стремление к замкнутости пространства здания – одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Стены архитектурных сооружений представляли собой преграду, скрывавшую то, что за ней находится. Тем самым смысл здания сосредотачивался внутри. 
 
 

 

     Список  использованных источников 

1) Р.Г. Апресян,  Б.А. Ботвинник и др. Культурология: учебник для вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Издательство Оникс, 2007. - 480 с.

2) Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: - Питер, 2004. - 245 с.

3) Васильев Л.С.  История религий Востока. Учебное  пособие для вузов. – М., 1999.

Информация о работе Специфика арабской культуры средних веков