Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 20:32, реферат
В смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов, к утверждению действительности у акмеистов и преобразованию ее у футуристов. Если для символистов культура – средство преображения жизни, для акмеистов – цель, то футуристы ценят ее в меру материальной полезности. Символизм выносил часть значения слова в сферу интуитивного познания, акмеизм решил вернуть словам первоначальную конкретность, а футуризм провозгласил свободу слова как такового.
Поэты «серебряного века» творили в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в Росси в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Им пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Творчество стало спасением и выходом, может даже бегством от окружавшей их советской действительности. Источником вдохновения стали Родина, Россия.
Многие поэты были высланы за пределы страны, сосланы на каторжные работы, других попросту расстреливали. Но несмотря на все эти обстоятельства поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.
В конце 19 века русская культура вступила в новый, сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный яркими художественными явлениями этап. В течение примерно четверти века – с начала 1890-х гг. до октября 1917г. – радикально обновились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Не менее интенсивно развивалась и литература и в частности поэзия.
Переход
от эпохи классической русской литературы
к новому литературному времени
отличался далеко не мирным характером
общекультурной и внутрелитературной
жизни, стремительной – по меркам
19 века – сменой этнических ориентиров,
кардинальным обновлениям литературных
приемов. Особенно динамично в это
время обновлялась русская
Главные художественные достижения в поэзии на рубеже 19 и 20 вв. были связаны деятельностью художников модернистических течений – символизма, акмеизма и футуризма
Символизм устремлен в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, а футуризм смело смотрит в будущее.
В смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов, к утверждению действительности у акмеистов и преобразованию ее у футуристов. Если для символистов культура – средство преображения жизни, для акмеистов – цель, то футуристы ценят ее в меру материальной полезности. Символизм выносил часть значения слова в сферу интуитивного познания, акмеизм решил вернуть словам первоначальную конкретность, а футуризм провозгласил свободу слова как такового.
Модерн
(франц. moderne — новейший, современный)
— художественный стиль в eвpoпeйcкoм
иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. В разных странах
получил различные названия: в
России — «модерн», во Франции, Бельгии,
Англии — «ар нуво», в Германии
— «югендстиль», в Австро-Венгрии
— «сецессион», в Италии — «либерти».
Эстетико-философской основой модерна
стал символизм.
Несмотря на свою изысканность и утонченность,
модерн был ориентирован на массового
потребителя, при этом он выступил одновременно
и против утилитаризма в подходе к искусству,
и против академизма. Считал, что при утилитаризме
искусство растворяется в какой-либо внехудожественной
и внеэстетической полезной функции: оно
должно просвещать, воспитывать, обучать,
вдохновлять на великие дела и поступки
и тем самым оправдывать свое существование;
а модернизм был призван для того, чтобы
искусство уходило от этих двух крайностей.
Оно должно быть "искусством для искусства",
"чистым" искусством.
Назначение модернизма заключается в решении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приёмов и средств самовыражения. Модернизм способен отразить весь внутренний духовный мир человека, всю сферу его чувств и страстей, его интимные переживания и мысли. Русский модернизм — явление закономерное, вызванное глубинными процессами русской культуры. Зрели вопросы дальнейшего развития русской литературы, необходимо было решить, как минимум, три важнейшие проблемы: отношение к традициям русской литературы, определение новизны содержания и формы, определение общего эстетического мировоззрения. Появилась необходимость, цитируя Валерия Брюсова, «найти путеводную звезду в тумане». В особенности это касается русского символизма, возникшего под прямым влиянием западного символизма. Как и западный, русский модернизм отмечен декадансом, упадничеством. Многие его представители увлекались мистикой, магией, оккультизмом, модными религиозными сектами.
В
целом русский модернизм
Русский модернизм имеет своих отечественных предшественников. Первым и главным среди них является А. С. Пушкин - родоначальник русской классической словесности, выдвинувший в свое время четкую установку: "Цель поэзии - поэзия". Сам он не слишком строго следовал данной установке, его творчество органически сочетало в себе высокую художественность с активной вовлеченностью в реальную жизнь.
Первым течением модернизма, возникшим на русской почве был символизм. По внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа – старших символистов 1890-х годов (Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, Ф.Сологуб, К.Бальмонт) и «младосимволистов» 1900-х годов (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, И.Анненский).
Оно проявились больше всего в творчестве как раз таки этих самых «младших символистов» Именно в их творчестве художественный метод символистов получает объективно-идеалистическую направленность. Материальный мир — это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски и маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символистов. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как ничтожная реальность по сравнению с миром идей и мыслей. Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок. Русские поэты-символисты с мучительной напряженностью переживали проблему личности и истории, их «таинственную связь» с вечностью, с сутью вселенского «мирового процесса». Внутренний мир человека для них — показатель общего трагического состояния «страшного мира» российской действительности, обреченного на гибель. Более сложным и многомерным становится сам символ, его сфера значительно расширяется. Искусство при этом упрочивает свою связь с реальной жизнью, наделяется жизнеутверждающей и преобразующей силой. Происходит понимание искусства как высшего способа познания. Однако, было значительно ослаблено прежнее противопоставление идеала и действительности, земного и небесного. Их антитеза сохранялась, но одновременно уже допускалось установление между ними единства и гармонии.
Мистическая и религиозно-философская стороны символизма по-особому, необыкновенно проявилась в творчестве Вяч. Иванова, который подчеркивал многомерность символа, считал, что подлинный символ всегда беспределен, неисчерпаем и многолик. Похожие идеи развивает А. Белый.
Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Среди первых его произведений самым лучшим стали "Стихи о Прекрасной Даме". Образ идеальной и божественной Софии воплощается в конкретные и живые черты возлюбленной, будущей жены поэта.
Русскую художественную литературу первого десятилетия характеризуют не только символизм. Поиски новых форм выражения внутреннего мира человека воплотились в два новых постсимволических течения: акмеизм и футуризм.
Акмеизм (от греческого akme - высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие)
Акмеизм вырос из символизма. В 1909 году молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта Вяч.Иванова, создали «Поэтическую академию», где изучали теорию стихосложения. В 1911 году посетители «Поэтической академии» основали новое литературное объединение – «Цех поэтов», название, которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководителями «цеха» стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Осенью 1912 года на заседании «цеха» было принято создать новое поэтическое течение – акмеизм (от греч. «акма» - высшая степень чего-либо). В названии подчеркивалось стремление к вершинам искусства. Акмеистами стали Н.Гумилев, А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут.
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, "радостного любования бытием";
стремление придать слову определенное точное значение , основывать произведения на конкретной образности, требование "прекрасной ясности";
обращение к человеку к "подлинности его чувств";
поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно - биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.
Акмеизм был попыткой преодолеть крайности символизма: восстановить равновесие мира земного и запредельного. Акмеизм по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое. Акмеизм утверждает земной мир в эго зримой конкретности, звучности, красочности. Доверие к предметному миру проявилась у акмеистов в увлечении предметностью. Высшее место в иерархии ценностей у акмеистов занимала культура. «Тоской по мировой культуре» называл акмеизм Мандельштам. Утверждая самоценность предметного, зримого мира, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывается непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера «материализации» переживаний характерна для многих стихотворений Ахматовой.
Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера "материлизации" переживаний была характерна, например, для многих стихотворений А. Ахматовой.
Пристальное внимание акмеистов к материальному, вещному миру не означало их отказа от духовных поисков. Со временем, особенно после начала Первой мировой войны, утверждение высших духовных ценностей стало основой творчества бывших акмеистов. Настойчиво зазвучали мотивы совести, сомнения, душевной тревоги и даже самоосуждения (стихотворение Н. Гумилева "Слово", 1921). Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. "Тоской по мировой культуре" назвал акмеизм О. Мандельштам. Если символисты оправдывали культуру внешними по отношению к ней целями, (для них она - средство преображения жизни), а футуристы стремились к ее прикладному использованию (принимали ее в меру материальной полезности), то для акмеистов культура была целью себе самой.
С
этим связано и особое отношение
к категории памяти. Память - важнейший
этический компонент в
Акмеистическая программа ненадолго сплотила самых значительных поэтов этого течения. К началу Первой мировой войны рамки единой поэтической школы оказались для них тесны, и каждый из акмеистов пошел своим путем. подобная эволюция, связанная с преодолением эстетической доктрины течения, была характерна и для лидера акмеизма Н. Гумилева. На раннем этапе формирования акмеизма существенное влияние на новое поколение поэтов оказывали взгляды и творческая практика М.А. Кузмина, ставшего, наряду с И.Ф. Анненским, одним их "учителей" акмеистов. Ощутить существо стилистической реформы, предложенной акмеистами, поможет последовательное обращение к творчеству лидера нового течения Н. Гумилева.
Футуризм (от лат. futurum-будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 году, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи" (Гилея- древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты новой группировки). Помимо "Гилеи" футуризм был представлен тремя другими группировками - эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и другие), группой "Мезонин поэзии" (В. Шершеневич, Хрисанф, Р.Ивнев и другие) и объединением "Центрифуга" (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и другие).Фактически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов ("Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Союз молодежи"). Многие футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью (братья Бурлюки , Е. Гуро, А. Крученых, В. Маяковский и другие). Вслед за художниками-авангардистами поэты "Гилеи" обратились к формам художественного примитива, стремились к утилитарной "полезности" искусства и в то же время попытались освободить слово от внелитературных задач, сосредоточившись на формальных экспериментах.