Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 20:32, реферат
В смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов, к утверждению действительности у акмеистов и преобразованию ее у футуристов. Если для символистов культура – средство преображения жизни, для акмеистов – цель, то футуристы ценят ее в меру материальной полезности. Символизм выносил часть значения слова в сферу интуитивного познания, акмеизм решил вернуть словам первоначальную конкретность, а футуризм провозгласил свободу слова как такового.
Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своем эстетическом проектировании футуристы опирались на новейшие научные и технологические достижения. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки - физику, математику, филологию - отличало футуризм от других модернистских течений. Так, например, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".
Мироздание
во всей безбрежности пространства и
времени воспринималось футуристами
как аналог грандиозной сценической
площади. Грядущая революция (а футуристы
сочувствовали левым
Программным для футуристов стал эпатаж обывателя ("Пощечина общественному вкусу "-название футуристического альманаха ). Как любое авангардное художественное явление, футуризм более всего страшился равнодушия и "профессорской" сдержанности. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала, освистывания и осмеяния. Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество была не похвала и не сочувствие, но агрессивное неприятие, истерический протест. Именно такую реакцию со стороны публики провоцировали намеренные крайности в поведении футуристов. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский - в "женской" по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку.
В
формально-стилевом отношении поэтика
футуризма развивала и
Синтаксические
смещения проявлялись у футуристов
в нарушении законов
Со смертью футуризма и скорой агонией имажизма полотно серебряного века было окончено. Оно получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Оно отразило не только поэзию поколения, но и существующую действительность. Всякое изменение социальных взаимоотношений в стране неизбежно сопровождается теми или иными переменами на фронте искусства. Литературное течение, не отражающее социальных фаз, есть только группировка. Если течение предшествует социальным катастрофам, возвещает эти последние, помогает им родится, то течение делается социально нужным и входит в историю литературы. Если течение последует за социальной переменой и просто резонирует, фотографически отображает, констатирует, но при этом не организует читателя, то такое течение так же входит в историю, но под кличкой эпигонства. Глубоко ошибаются те, которые считают искусство только писарем в штабе истории. Поэт – не пророк. Искусство – это фанфары, возвещающие о новом социальном сдвиге. Искусство не только сейсмограф, сообщающий о землетрясении. Искусство само должно вызывать и вызывает потрясение. Серебряный век стал именно той вехой, которая предрекла грядущие изменения в государстве и отошла в прошлое с приходом кроваво-красного 1917года, неузнаваемо изменившего людские души, перевернувшего песочные часы времени, как тогда мерещилось, навсегда. Особенно высоко сияли тогда в небе две звезды: пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс. И как сегодня ни хотели нас уверить в обратном, но все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция (расцвет имажинизма), ибо такая широкая и могучая волна, каким был русский серебряный век, не могла двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Если живы были большинство поэтов, писатели, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был серебряный век, но сама эпоха закончилась. Каждый ее активный участник осознавал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности – каждый в отдельно замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались еще и некоторые объединения (Дом искусств, Дом литераторов, "Всемирная литература"), но этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева. Серебряный век эмигрировал в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж. Но возродиться на чужбине ему не было суждено. Эмигранты увезли с собой и бережно сохранили в памяти для потомков воспоминания о серебряном веке, который захлебнулся в крови невинных жертв революции, который стал лишь бледной тенью навсегдаушедшего "старого" века. Поистине, это была самая творческая эпоха
1.Вершилина,Н.Л.
История русской литературы 9-20вв./Л.
Вуколов, П. Долженков, Л.
2.Гаричева,Е.В.
Обзорный урок по поэзии
3.Карчевский,К.Б. Серебряного века силуэт [Электронный ресурс]/К.Б.Карчевский, Н.А. Доля – Режим доступа: http://www.silverage.ru/
4.Носков,А.П.
Культорология: Практикум/А.П.
Сравнительная таблица поэтических течений
КРИТЕРИИ ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ | СИМВОЛИСТЫ | АКМЕИСТЫ | ФУТУРИСТЫ |
Цель творчества | Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество | Возвращение поэзии ясности, вещности. | Вызов традиции |
Отношение к миру | Стремление создать картину идеального мира , существующего по законам вечной красоты. | Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков. | Одержимость идеей разрушения старого мира. |
Отношение к слову | Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи | Стремление придать слову определенное, точное значение | Интерес к "самовитому слову", словесным деформациям, создание неологизмов. |
Особенности формы | Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога. | Конкретная образность, "прекрасная ясность". | Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа. |
Введение 1
1. Модернизм 3
Сущность модернизма 3
2. Символизм 5
Своеобразие русского символизма 5
3. Акмеизм 7
Принципы акмеизма 7
Отличительные особенности акмеизма 8
4. Футуризм 10
Особенности футуризма 11
Заключение 14
Библиографический список 16
Приложение 1 16