Арабская средневековая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:43, реферат

Краткое описание

Ученые признают, что ислам возник из соединения элементов иудейства, христианства, а также некоторых обрядных традиций староарабских домусульманских культов природы: большинство арабов VI -- начала VII вв. были язычниками, политеистами в их среде существовало и множество иудейских и христианских сект. Однако синтез этих элементов был оригинальным, и мусульманство является самостоятельной религией. Основные положения ислама сводятся к следующему.

Файлы: 1 файл

Арабская средневековая культура.docx

— 21.48 Кб (Скачать)

Ислам

Ученые признают, что ислам возник из соединения элементов  иудейства, христианства, а также  некоторых обрядных традиций староарабских домусульманских культов природы: большинство арабов VI -- начала VII вв. были язычниками, политеистами в их среде существовало и множество иудейских и христианских сект. Однако синтез этих элементов был оригинальным, и мусульманство является самостоятельной религией. Основные положения ислама сводятся к следующему.

Мусульмане  верят в единого Бога -- Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека. Для того чтобы рассказать человечеству правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди -- пророки, последним из которых и был Мухаммед. Другими, более ранними пророками были Адам, Ной, Авраам, Лот, Моисей, Давид, Соломон, Иисус Христос и др., чьи учения были затем во многом искажены последователями, за исключением, разумеется, оставшегося истинным учения Мухаммеда. Таким образом, ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другую религию, считая их «людьми писания».

Основу его  составляют заповеди, проповеди, обрядовые  и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать, и его речи-откровения первоначально записывались его  сподвижниками даже на пальмовых  листьях и камнях). Ученики Мухаммеда  также выучивали их наизусть и  декламировали наподобие старинной  арабской поэзии. Коран написан рифмованной  прозой и ритмическими предложениями; арабисты считают рифму изысканной, а ритм -- четким.

Все изречения, в которых говорящим лицом  является не Мухаммед, а Аллах, относят  к числу откровений, все прочие к числу преданий. Полный текст  Корана был собран уже после смерти Мухаммеда, а затем, в середине VII в., при халифе Османе, который был  сподвижником и зятем Мухаммеда, этот текст был объявлен каноническим. Вскоре были составлены и комментарии  к Корану.

В Средние  века было немало людей, которые знали  Коран наизусть. Коран было запрещено  переводить с арабского на другие языки, и именно на Коране было основано обучение арабскому языку. Исламизация предполагала непременное чтение и знание этой великой книги, что приводило к распространению арабского языка. Арабизация в Средние века была одним из важнейших элементов создания мусульманской культуры.

 

Арабский  язык

Таким образом, роль арабского языка в становлении  культуры Арабского Востока огромна: наряду с исламом он быт мощным фактором, объединяющим все арабские страны

Принято считать, что классический литературный арабский язык сложился в эпоху Раннего  Средневековья на базе староарабской поэзии и Корана.

Арабская  письменность расценивается арабами  как величайшая культлрная ценность, а ее авторство приписывается легендарному родоначальнику арабов -Исмаилу.

 

Арабская  культура

Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые  фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное  сравнение, к месту произнесенную  поговорку. У каждого племени  Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной  прозой, ритмов было множество. Полагают, что они родились в верблюжьем седле, когда бедуин пел в пути, приноравливаясь к ходу своего «корабля пустыни».

 

Литература

В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как  литературоведы. В VIII--X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В X в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях.

Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а  затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти  совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте  следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.

Поэтому не обо  всех великих поэтах Арабского Востока  сохранились полные и достоверные  сведения.

Выдающимся  поэтом был Абу Нувас (между 747--762 -- между 813--815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность. он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.

Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - «не знающий чувства меры».

Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы.

Творчество  Абу-ль-Ала аль Маари (973--1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему Коран, богословие, мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики «Обязательность необязательного», «Послание о прощении», «Послание об ангелах»). В X--XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.

Непреходящую  мировую славу принесли Омару  Хайяму (1048--1122), персидскому поэту, ученому, его стихи -- философские, гедонические и вольнодумные рубаи.

В средневековой  арабской культуре поэзия и проза  были тесно переплетены: стихи самым  естественным образом включались и  в любовные повествования, и в  медицинские трактаты, и в героические  истории, и в философские и  исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых  правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой  и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом  приходится на VIII--IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских ученых относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.

 

Наука

Значителен  был вклад арабов в математическую науку. Живший в X в. Абу-а-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.

Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» -- выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.

Выдающимся  ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Больших успехов  достигла медицина - она развивалась  более успешно, чем в Европе или  на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую  медицину прославил Ибн-Сина -- Авиценна (980--1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством. Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.

Арабская  философия во многом развивалась  на базе античного наследия. Учеными-философами были Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления». Ученые активно  переводили сочинения античных авторов.

Известными  философами были Аль-Кинди, живший в IX в., и аль-Фараби (870--950), называемый «вторым учителем», т. е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал. Ученые, объединившиеся в философский кружок «Братья чистоты» в городе Басра, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII--VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений  и существовало просто множество  преданий о Мухаммеде, походах и  завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки  были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, алъ-Накуби, ат-Табари и ал-Масуди, авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII--XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV -- XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибн-Халдун, первый из арабских историков попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

Арабская  словесность также пользовалась вниманием ученых: на рубеже III--IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих  грамматик.

Центрами  средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» -- своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков.

К X в. во многих городах появились средние и  высшие мусульманские школы - медресе. В X--XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».


Информация о работе Арабская средневековая культура