Культура Западной Европы в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:50, реферат

Краткое описание

Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом определяется различием взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропейских стран, культуру их народов. Так, до настоящего времени еще сохраняется взгляд на Средние века как период некого провала в культурном развитии между античностью и Новым временем.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………….3
2. Общая характеристика Раннего Средневековья………….4
2.1 Укрепление и распространение христианства………………4
2.2 Влияние религии на культурную жизнь……………………...7
2.2.1 Богословие. Еретизм………………………………….8
2.2.2 Философия……………………………………………10
2.2.3 Институт монашества………………………………..11
2.2.4 Литература……………………………………………12
2.2.5 Городская культура………………………………… 13
2.2.6. Искусство……………………………………………13
а) Полихромный стиль………………………..14
б) «Абстрактный звериный орнамент»………14
в) Изображение человека……………………..14
г) Искусство Ирландии и Англии……………15
д) Искусство каролингской эпохи……………15
е) Искусство оттоновской эпохи……………..17
ж) Романский стиль…………………………...19
з) Готический стиль…………………………..20
3. Заключение…………………………………………………22
4. Список использованной литературы……………………..23

Файлы: 1 файл

реферат 2.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Период  развития культуры и искусства Западной Европы со времени падения Римской  империи (V в.) до начала эпохи Возрождения (XV в.) впервые был назван «средним веком» итальянскими писателями-гуманистами. Они считали это время диким  и варварским в противоположность античности и культуре их времени.

     Позднее ученые пересмотрели эту негативную оценку. Подробное изучение художественных памятников, документов, произведений литературы позволило сделать вывод, что средневековье было важнейшим  этапом в развитии мировой культуры.

     Определяющей  чертой этой тысячелетней эпохи человеческой истории было господство феодального  строя. Судьба европейской культуры в этот период обусловлена сложными процессами, происходившими на континенте, в связи с падением Римской  империи в результате кризиса рабовладельческого способа производства и нашествий варварских племен, а также со становлением и развитием варварских государств.

     В целом для большей части Европы раннее средневековье характеризуется  низким уровнем производительных сил, господством натурального хозяйства, слабым развитием общественного разделения труда. Социокультурную ситуацию усложняли также такие факторы, как великое переселение народов, бесконечные войны между государствами, вторжение кочевников (гунны, авары, половцы и др.), распространение и упрочение христианства, борьба против арабских захватов. Могучая арабская держава завоевала в VII в. большую часть византийских владений, а в начале VIII в. — Испанию (королевство вестготов).

     После окончательного распада Римской  империи временно были утеряны наивысшие достижения цивилизации. Теоретические и прикладные науки, литература и искусство преданы забвению. Только на отдельных небольших территориях их хранили в «законсервированном» виде, чтобы затем передать для блага людей. Кстати, в арабских землях, благодаря переводам и переписчикам, накоплен и сохранен богатейший опыт античной культуры.

     Вот почему многие историки культуры, увлекаясь  только негативной стороной развития цивилизации, считали средние века мрачной эпохой, которая привела к гибели цивилизации, и на протяжении которой почти не было никакого прогресса, пока в период Возрождения люди повторно не открыли изящные искусства, литературу и науки Древней Греции и Рима, чтобы на их основе вернуться в лоно цивилизации. Однако это не совсем так.

     Необходимо  помнить, что в древнем мире искусство, литература и наука были привилегией  лишь небольшого числа состоятельных  людей. Однако уровень культуры нельзя определять только по вершинам интеллектуальных достижений, необходимо учитывать и уровень культурного развития народных масс. И с этой точки зрения средневековье было временем дальнейшего прогресса.

     Как известно, классический мир не сумел  воспользоваться должным образом  передовыми средствами производства, находящимися в его распоряжении, например, колесный плуг, водяное колесо, которые значительно повышали производительность труда.

     Средневековье же началось с широкого распространения  машин, применение которых раньше сдерживалось наличием подневольного труда. За несколько  столетий до этой эпохи был сделан ряд открытий, заложивших фундамент современного мира. Это происходило на основе широкого использования технических изобретений, сделанных в разных частях планеты, особенно в Китае (бумага, порох, компас), и их творческого развития.

     Необходимо  отметить, что начало средневековья  сопровождалось острой нехваткой рабочих  рук. Если раньше все тяжелые работы выполняли массы рабов, то в средние  века начали искать иные источники  двигательной силы, помимо силы мускулов человека. Особенно распространилось водяное колесо.

     Первые  ветряные мельницы появляются в исламских  странах с VII в. В Европе они появились лишь в XII в., но зато были устроены более эффективно и производительно.

     Крупнейшие  сдвиги произошли в сфере транспорта. В VIII в. в Китае и в XIII в. в Европе появилось рулевое управление современной конструкции. Это позволило улучшить оснастку судов и строить более крупные корабли. В период с XIII по XV вв. мореплавателями было сделано больше открытий, чем за предшествующие четыре тысячелетия.

     С момента появления первых парусников до эпохи Средних веков навигация  в основном развивалась от речного  плавания лишь до пересечения Средиземного моря и каботажного мореходства  вдоль побережий континентов. И  только спустя два столетия после  появления рулевого управления в 1492 г. Колумбу удалось пересечь Атлантический океан.

     И все же рост промышленности, развитие машин, совершенствование хозяйственной  деятельности в значительной степени  способствуют появлению нового мировоззрения. Известно, что предпосылки средневекового мировоззрения вызревали еще в недрах Римской империи вместе с тенденциями феодализма и усилением христианства, превратившегося в IV в. в господствующую религию. Именно в это время формировались многие концепции средневековой философии и эстетики, передававшиеся из века в век. 

     В центр мироздания христианство поставило  единого Бога, не создателя, а творца всего мироздания. Разделив мир на невидимый (божественный) и видимый (материальный), христианство в центр  последнего поставило человека. Никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцентрических представлений о мире, как христианство.

     В средние века христианство определило набор ценностных ориентаций, сформулировало основы морально-этического поведения  человека. Согласно христианскому учению, целью жизни человека является спасение.

     Достигается это каждым человеком при условии  непрерывного духовного совершенствования, требующего аскетического подвига. Человек должен стать подобием Бога, а для этого человек должен бороться против греха. Борьба со страстями и победа над ними составляет необходимую обязанность, задачу и цель земной жизни человека.

     Как наиболее успешный путь осуществления  евангельских норм жизни, христианство предложило монашество. Родиной монашества был Египет. Оттуда оно проникло в Восточную часть Римской империи. А на Западе монашество возникло позже. Его основателем стал Бенедикт Нурсийский, который в VI в. основал Бенедиктинский Орден централизованное объединение монастырей с единым уставом. Во главу угла была поставлена дисциплина по воинскому образцу.

     Бенедикт  требовал, чтобы монашеская община полностью содержала себя и по возможности и округу, являясь  примером практического христианского  милосердия. Главными особенностями  монахов-бенедиктинцев было не только воздержание, молитва, но и возделывание земли, разведение садов и т.д. При этом время, отводимое для труда, вдвое больше того, что предписывалось, для молитвы. 

     В VI в. также создана обитель Флавия Кассиодора, которая сыграла важную роль в становлении средневековой культуры. Кассиодор ставил монахам задачу практического милосердия, которую он связывал с просветительством. Именно здесь сложилась та трехчастная структура монастыря как просветительского центра, которая стала традиционной для всего Средневековья: библиотека, книжная мастерская (где книги писались не только для себя, но и на продажу) и школа. 

     Безусловно, сыграв выдающуюся роль в утверждении  христианских ценностей, монашество, однако, постоянно менялось в направлении  обмирщения. Зачастую монастыри и церкви превращались в доходные предприятия, где торговали чем можно: должностями, индульгенциями, реликвиями и т.д.

     Довольно  противоречивую роль в истории христианской культуры сыграли крестовые походы в Святую землю. Финансирование крестовых  походов стало причиной или предлогом для увеличения бремени папских поборов и появления опрометчивой практики продажи индульгенций, а духовно-рыцарские ордена, оказавшиеся неспособными защитить и сохранить Святые земли, осели на Западе, чтобы предаваться там военным и финансовым злоупотреблениям.

     Таким образом, христианский образ человека в целом остался нереализованным  даже у монахов и главная причина  этого — логика самой реальной жизни, включения монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую власть. В этих условиях интересы и функции самой церкви и духовенства требовали от монахов деятельности весьма далекой от христианского идеала.

     И все же, следует отметить, что  религия как бы насквозь пронизывала всю культуру средневековья. Литература была основана на символах христианской веры. Живопись выражала сюжеты на библейские темы в линии и цвете, также и архитектура являла собой «Библию в камне», наука была лишь прислужницей религии.

     Этика и право представляли собой дальнейшую разработку заповедей христианства. Другими словами, культура была единым целым, все части которого выражали один и тот же принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога.Такая унифицированная система культуры называется идеациональной. Такие же идеи лежат в основе индуистской, буддийской и даоистской культуры.

     Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в  конце XII в., когда появился зародыш нового основного принципа, заключавшегося в том, что только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, — реально и имеет смысл.

     Такая система называется идеалистической. Эти новые принципы столкнулись с приходящей в упадок идеациональной системой и их слияние в органическое целое создало совершенно новую культуру в XIII—XIV столетиях, положившую начало эпохи Возрождения.

     Говоря  о просвещении, следует отметить, что в V—IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Главная их задача — воспитание служителей церкви. Церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности — так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

     Античные  тексты все-таки иногда уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался  для монастырских хроник. Кроме монашеских школ, существовали также «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Особенно много школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.

     В XI в. в Италии на базе Болонской юридической  школы был открыт первый университет (1088 г.). Он способствовал возрождению  норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. университеты появляются и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167 г.), затем — университет в Кембридже (1209 г.). Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160 г.).

     Он  объединял четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Нужно отметить, что сюда, как  и в другие крупные университеты, стекались студенты из всех европейских  стран. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни. Языком науки латынь являлась до XVII в.

     Средневековая университетская наука называлась схоластикой (то есть школьной наукой). Ее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего  церковные, недооценка роли опыта как метода познания, соединения теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. В целом влияние церкви на университеты было огромным.

     Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего средневековья развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что характерно, прежде всего, для Англии и Скандинавских стран. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англосаксов большим уважением. Крупнейшим произведением англосакского героического эпоса считается поэма «Беовульф» (около 700 г. н.э.).

     Специалисты считают, что во всей западноевропейской литературе этого периода эпическая  народная поэзия Скандинавии не имеет  себе равных по своему содержанию и силе. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда» — сборник норвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Записана «Эдда» была в XII в. с появлением в этих странах латинской письменности, но создана значительно раньше.

     В это же время возникает так  называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений — величайший памятник французского народного героического эпоса —  «Песнь о Роланде», в которой воспевается военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию.

     Следует обратить внимание, что в XI—XII вв. в  культурной жизни Западной Европы зарождается  городская культура, сыгравшая очень  большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Информация о работе Культура Западной Европы в средние века