Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:50, реферат
Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом определяется различием взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропейских стран, культуру их народов. Так, до настоящего времени еще сохраняется взгляд на Средние века как период некого провала в культурном развитии между античностью и Новым временем.
1. Введение…………………………………………………….3
2. Общая характеристика Раннего Средневековья………….4
2.1 Укрепление и распространение христианства………………4
2.2 Влияние религии на культурную жизнь……………………...7
2.2.1 Богословие. Еретизм………………………………….8
2.2.2 Философия……………………………………………10
2.2.3 Институт монашества………………………………..11
2.2.4 Литература……………………………………………12
2.2.5 Городская культура………………………………… 13
2.2.6. Искусство……………………………………………13
а) Полихромный стиль………………………..14
б) «Абстрактный звериный орнамент»………14
в) Изображение человека……………………..14
г) Искусство Ирландии и Англии……………15
д) Искусство каролингской эпохи……………15
е) Искусство оттоновской эпохи……………..17
ж) Романский стиль…………………………...19
з) Готический стиль…………………………..20
3. Заключение…………………………………………………22
4. Список использованной литературы……………………..23
Городская культура зародилась во Франции. Она была представлена творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадках как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглеры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе.
Даже литургическая драма, то есть инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви ее служителями, по мере развития городов становится все более светской. А с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни.
Непосредственно театральное искусство активно развивается в Англии, где с XIII в. представления велись на английском языке. Здесь же начинает развиваться и особый драматический жанр — моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу
Новым и важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви независящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.
В
X–XII столетиях в Западной Европе
утвердился романский стиль искусства.
Романское искусство
Всех их как бы пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты, неудивительный в условиях постоянной вражды феодалов друг с другом. Основное, что создало романское искусство — это замок-крепость, или храм-крепость. Замок — крепость рыцаря, церковь — крепость Бога.
В XII в. зарождается новый стиль,
получивший название
готики являются соборы. Они представляли собой подлинный синтез искусств под эгидой архитектуры, несли в себе двойной смысл — религиозный и светский. С одной стороны, устремленность линий к небу, дематериализация камня — должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в неком ином по отношению к земному миру.
С
другой стороны, собор, ставший центром
и украшением города, являлся символом
его процветания и богатства. Красота
церковной утвари показывала богатство
дарителей — городских патрициев. Кроме
того, произведения искусства, собранные
в соборе, имели и другие функции. Конструкция
здания и логика соединения в нем разных
искусств должны были отображать менталитет
средневекового человека.
Все имело символический характер и многозначность, но одновременно наполнялось таким жизненным содержанием, что позже стало называться «готическим натурализмом». В нем было смешано и мистическое учение о числах и научные расчеты, религиозная одухотворенность и земная красота, абстрактные узоры, растительный орнамент и живые образцы цветов, животных, птиц.
В XIII—нач. XIV вв. в искусстве европейских стран появляется все больше черт новой эпохи. Прежде всего, растет интерес к человеческим переживаниям, чувствам и характерам, и этот интерес становится все более индивидуализированным и связанным с конкретными личностями.
Признаком проторенессанса является стремление передавать житейские подробности, обстановку, костюмы и так далее в реальной стране, пространстве, с учетом перспективы и анатомии.
Кроме
того, меняется роль личности художника.
Касаясь XIII—XIV вв., мы уже называем имена,
и с этими именами связываются
главные явления в искусстве. Средневековая
стихийность и безымянность художника
остаются в прошлом.
Таким
образом, позднеготическая художественная
культура является одновременно и прото-ренессансной.
Европа медленно, но верно созревала
для Возрождения.
Р Е Ф Е Р А Т
по
культурологии
на
тему: «Культура Западной Европы в
средние века»
Содержание.
1. Введение…………………………………………………….3
2.
Общая характеристика Раннего
Средневековья………….4
2.1 Укрепление и распространение
христианства………………4
2.2 Влияние религии на культурную жизнь……………………...7
2.2.1 Богословие. Еретизм………………………………….8
2.2.2 Философия……………………………………………10
2.2.3 Институт монашества……………………………
2.2.4 Литература……………………………………………12
2.2.5 Городская культура………………………………
2.2.6. Искусство……………………………………………13
а) Полихромный стиль……………………….
б) «Абстрактный звериный
в) Изображение человека…………………
г) Искусство Ирландии и
д) Искусство каролингской
е) Искусство оттоновской
ж) Романский стиль…………………………..
з) Готический стиль………………………….
3.
Заключение…………………………………………………
4.
Список использованной
Введение.
Крупный
исторический период, именуемый «Средними
веками», не имеет общепринятых хронологических
рамок. Во многом определяется различием
взглядов на своеобразие и место данной
эпохи в истории западноевропейских стран,
культуру их народов. Так, до настоящего
времени еще сохраняется взгляд на Средние
века как период некого провала в культурном
развитии между античностью и Новым временем.
Этот взгляд был сформирован еще эпоху
Возрождения и получил более полное обоснование
в творчестве просветителей (однако подобную
распространенную оценку, например, опровергала
историко-культурологическая литература
романтиков). Лишь в условиях кризисных
явлений, поразивших западную цивилизацию
на рубеже XIX-XX столетий, ученые-культурологи
стали постепенно отходить от господствовавшей
в науке (впрочем, как и в обыденном сознании)
оценки на основе более всестороннего
изучения несомненно, противоречивой
и многообразной культуры Средневекового
мира.
Во всяком случае, сегодня можно с известной долей вероятности считать, что период культуры Раннего и Классического Средневековья охватывает, по меньшей мере, десять веков, с V в. по конец XIV в., то есть с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего Средневековья занимает период V в. – XI вв., а Классического – XII – XIV вв.
Общая
характеристика Раннего Средневековья.
Основными
чертами Раннего Средневековья
являются процесс формирования европейской
общности народов, складывание феномена
западноевропейского
Укрепление
и распространение
Христианство
возникло в условиях тяжелого социально-экономического
кризиса, охватившего рабовладельческие
устои Римской империи и на
ее излете в IV в. становится государственной
религией в Риме. Первоначально в I в. н.
э. Христианство еще не знало церковной
организации. Институт священства заменяли
пророки, учителя, апостолы, проповедники.
По
мере сосредоточения руководства в
христианских общинах в руках
пресвитеров, диаконов, а затем епископов
формируется институт священства. Епископы
становятся блюстителями веры, пастырями.
По мере роста отдельных общин епископы
окружали себя должностными лицами, в
круг обязанностей которых входила проповедническая
деятельность наряду с финансовой, судебной
и пр. На фоне упадка городского самоуправления,
ослабления института светской власти
епископы становятся первыми лицами в
городах и городских округах. Столица
дряхлеющей Римской империи, тем не менее,
оставалась центром христианства, а ее
христианская община стремилась придать
римскому епископу особое значение. Так,
получает распространение версия о том,
что основателем римской общины и первым
ее епископом был сам апостол Петр, а, начиная
с IV в. римский епископ стал именоваться
папой римским.
Укреплению
и распространению христианства и формирующейся
церкви способствовали Никейский (325 г.)
и Константинопольский (381 г.) Вселенские
соборы, на которых были приняты основополагающие
положения христианского вероучения,
сформулированные в 12 пунктах «Символа
веры». Они-то и становятся обязательными
для всех христиан. Никейский собор принял
догмат о троичности Бога: «Сын Божий есть
истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде
всех веков и так же вечен, как Бог Отец;
Он рожден, а не сотворен, и единодушен
с Богом Отцом». Константинопольский собор
утвердил догма о равенстве и «единосущности»
Божественной Троицы. Вера в воскресение
Христа, в воскресение мертвых, в Божественную
Троицу стала основой христианского учения.
Вместе с тем христианство учило, что человек
является земным воплощением Бога, любовь
которого к человеку всеобъемлюща, зло
же – результат первородного греха и нарушения
заповедей. Слабый и склонный к греху человек
может получить спасение помощью церкви.
Христианство все более
Однако
столь однозначно позитивная оценка
новой религии не отвечает на вопрос
о том, почему на протяжении всего
существования христианство было вынуждено
бороться с многочисленными враждебными
ему доктринами, и более того, претерпевать
по воздействием этой борьбы изменения,
модернизации как в отношении содержательной
части вероучения, так и организационных
его форм. По всей видимости, следует обратить
внимание на то, что христианство, как
и любой тип культуры, претендующий на
господство, по-своему сформулировало
главное противоречие, лежащее в основе
мира. Это противоречие между земным и
небесным, телом и духом бескомпромиссно
решалось христианством в пользу последнего.
Христиане были призваны таким образом
отрицать a priori проявления земной жизни,
что вело на практике к жесткой регламентации
человека со стороны церкви. Отсюда берут
корни многочисленные ереси и прочие виды
сопротивления, столь жестоко подавлявшиеся
церковью в рассматриваемый период.
Положение
римско-католической церкви с момента
падения Рима отличалось от положения
греко-католического