Культура Западной Европы в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:50, реферат

Краткое описание

Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом определяется различием взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропейских стран, культуру их народов. Так, до настоящего времени еще сохраняется взгляд на Средние века как период некого провала в культурном развитии между античностью и Новым временем.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………….3
2. Общая характеристика Раннего Средневековья………….4
2.1 Укрепление и распространение христианства………………4
2.2 Влияние религии на культурную жизнь……………………...7
2.2.1 Богословие. Еретизм………………………………….8
2.2.2 Философия……………………………………………10
2.2.3 Институт монашества………………………………..11
2.2.4 Литература……………………………………………12
2.2.5 Городская культура………………………………… 13
2.2.6. Искусство……………………………………………13
а) Полихромный стиль………………………..14
б) «Абстрактный звериный орнамент»………14
в) Изображение человека……………………..14
г) Искусство Ирландии и Англии……………15
д) Искусство каролингской эпохи……………15
е) Искусство оттоновской эпохи……………..17
ж) Романский стиль…………………………...19
з) Готический стиль…………………………..20
3. Заключение…………………………………………………22
4. Список использованной литературы……………………..23

Файлы: 1 файл

реферат 2.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Городская культура зародилась во Франции. Она  была представлена творчеством жонглеров, которые выступали на городских  площадках как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглеры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе.

     Даже  литургическая драма, то есть инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви ее служителями, по мере развития городов становится все более светской. А с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни.

     Непосредственно театральное искусство активно  развивается в Англии, где с XIII в. представления велись на английском языке. Здесь же начинает развиваться и особый драматический жанр — моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу

     Новым и важным явлением, свидетельствующим  об углублении процесса развития городской  культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви независящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

     В X–XII столетиях в Западной Европе утвердился романский стиль искусства. Романское искусство принадлежит  эпохе феодальной раздробленности, наступившей после распада империи  Карла Великого, и само распадается  на много самостоятельных, даже изолированных  друг от друга художественных школ. Однако общее понятие романского стиля без натяжки приложимо ко всем этим школам. 

     Всех  их как бы пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты, неудивительный в условиях постоянной вражды феодалов друг с другом. Основное, что создало романское искусство — это замок-крепость, или храм-крепость. Замок — крепость рыцаря, церковь — крепость Бога.

       В XII в. зарождается новый стиль,  получивший название готического.  Это название условно: оно появилось  в эпоху Возрождения и означало «искусство готов», то есть варваров. Позднее, однако, оно потеряло свою оценочную характеристику.

     готики  являются соборы. Они представляли собой подлинный синтез искусств под эгидой архитектуры, несли в  себе двойной смысл — религиозный и светский. С одной стороны, устремленность линий к небу, дематериализация камня — должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в неком ином по отношению к земному миру.

     С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства. Красота церковной утвари показывала богатство дарителей — городских патрициев. Кроме того, произведения искусства, собранные в соборе, имели и другие функции. Конструкция здания и логика соединения в нем разных искусств должны были отображать менталитет средневекового человека. 

     Все имело символический характер и  многозначность, но одновременно наполнялось  таким жизненным содержанием, что  позже стало называться «готическим  натурализмом». В нем было смешано и мистическое учение о числах и научные расчеты, религиозная одухотворенность и земная красота, абстрактные узоры, растительный орнамент и живые образцы цветов, животных, птиц.

     В XIII—нач. XIV вв. в искусстве европейских  стран появляется все больше черт новой эпохи. Прежде всего, растет интерес к человеческим переживаниям, чувствам и характерам, и этот интерес становится все более индивидуализированным и связанным с конкретными личностями.

     Признаком проторенессанса является стремление передавать житейские подробности, обстановку, костюмы и так далее в реальной стране, пространстве, с учетом перспективы и анатомии.

     Кроме того, меняется роль личности художника. Касаясь XIII—XIV вв., мы уже называем имена, и с этими именами связываются  главные явления в искусстве. Средневековая стихийность и безымянность художника остаются в прошлом. 

     Таким образом, позднеготическая художественная культура является одновременно и прото-ренессансной. Европа медленно, но верно созревала  для Возрождения. 

     Р Е Ф Е Р А Т

      

     по  культурологии 

     на  тему: «Культура Западной Европы в  средние века» 

     Содержание. 

     1. Введение…………………………………………………….3

     2. Общая характеристика Раннего  Средневековья………….4 

            2.1 Укрепление и распространение  христианства………………4 

            2.2 Влияние религии на культурную жизнь……………………...7 

                      2.2.1 Богословие. Еретизм………………………………….8 

                      2.2.2 Философия……………………………………………10 

                      2.2.3 Институт монашества………………………………..11  

                      2.2.4 Литература……………………………………………12   

                      2.2.5 Городская культура…………………………………  13  

                      2.2.6. Искусство……………………………………………13 

                             а) Полихромный стиль………………………..14 

                             б) «Абстрактный звериный орнамент»………14 

                             в) Изображение человека……………………..14 

                             г) Искусство Ирландии и Англии……………15 

                             д) Искусство каролингской эпохи……………15 

                             е) Искусство оттоновской эпохи……………..17 

                             ж) Романский стиль…………………………...19 

                              з) Готический стиль…………………………..20 

     3. Заключение…………………………………………………22 

     4. Список использованной литературы……………………..23

     Введение. 

     Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом определяется различием взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропейских стран, культуру их народов. Так, до настоящего времени еще сохраняется взгляд на Средние века как период некого провала в культурном развитии между античностью и Новым временем. Этот взгляд был сформирован еще эпоху Возрождения и получил более полное обоснование в творчестве просветителей (однако подобную распространенную оценку, например, опровергала историко-культурологическая литература романтиков). Лишь в условиях кризисных явлений, поразивших западную цивилизацию на рубеже XIX-XX столетий, ученые-культурологи стали постепенно отходить от господствовавшей в науке (впрочем, как и в обыденном сознании) оценки на основе более всестороннего изучения несомненно, противоречивой и многообразной культуры Средневекового мира. 

     Во  всяком случае, сегодня можно с  известной долей вероятности  считать, что период культуры Раннего  и Классического Средневековья охватывает, по меньшей мере, десять веков, с V в. по конец XIV в., то есть с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего Средневековья занимает период V в. – XI вв., а Классического – XII – XIV вв.

     Общая характеристика Раннего Средневековья. 

     Основными чертами Раннего Средневековья  являются процесс формирования европейской  общности народов, складывание феномена западноевропейского христианского  типа культуры на основе повсеместного  распространения христианства. 

     Укрепление  и распространение христианства. 

     Христианство  возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие  устои Римской империи и на ее излете в IV в. становится государственной  религией в Риме. Первоначально в I в. н. э. Христианство еще не знало церковной организации. Институт священства заменяли пророки, учителя, апостолы, проповедники. 

     По  мере сосредоточения руководства в  христианских общинах в руках  пресвитеров, диаконов, а затем епископов формируется институт священства. Епископы становятся блюстителями веры, пастырями. По мере роста отдельных общин епископы окружали себя должностными лицами, в круг обязанностей которых входила проповедническая деятельность наряду с финансовой, судебной и пр. На фоне упадка городского самоуправления, ослабления института светской власти епископы становятся первыми лицами в городах и городских округах. Столица дряхлеющей Римской империи, тем не менее, оставалась центром христианства, а ее христианская община стремилась придать римскому епископу особое значение. Так, получает распространение версия о том, что основателем римской общины и первым ее епископом был сам апостол Петр, а, начиная с IV в. римский епископ стал именоваться папой римским. 

     Укреплению и распространению христианства и формирующейся церкви способствовали Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.) Вселенские соборы, на которых были приняты основополагающие положения христианского вероучения, сформулированные в 12 пунктах «Символа веры». Они-то и становятся обязательными для всех христиан. Никейский собор принял догмат о троичности Бога: «Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единодушен с Богом Отцом». Константинопольский собор утвердил догма о равенстве и «единосущности» Божественной Троицы. Вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу стала основой христианского учения. Вместе с тем христианство учило, что человек является земным воплощением Бога, любовь которого к человеку всеобъемлюща, зло же – результат первородного греха и нарушения заповедей. Слабый и склонный к греху человек может получить спасение  помощью церкви. 

       Христианство все более становится  универсальным учением, охватывая огромные массы людей, занимавших различное социальное положение. Этому способствовал, прежде всего, его мировоззренческий аспект, трактующий человека вне зависимости от социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремится к совершенству тернистым путем отказа от бренного, земного и бесконечной любви к Создателю и любви к ближнему по примеру Иисуса Христа. Одновременно христианство вовсе не отбрасывало, а на первоначальном этапе скорее синтезировало культурные достижения предшествовавших эпох, что облегчало обращение в него различных народов. Кроме того, идея единого происхождения рода человеческого как нельзя лучше отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, получив воплощение в Вестготском королевстве, королевствах бургундов, франков и наиболее ярко – в империи Карла Великого (конец VIII – первая треть IX вв.). 

     Однако  столь однозначно позитивная оценка новой религии не отвечает на вопрос о том, почему на протяжении всего  существования христианство было вынуждено бороться с многочисленными враждебными ему доктринами, и более того, претерпевать по воздействием этой борьбы изменения, модернизации как в отношении содержательной части вероучения, так и организационных его форм. По всей видимости, следует обратить внимание на то, что христианство, как и любой тип культуры, претендующий на господство, по-своему сформулировало главное противоречие, лежащее в основе мира. Это противоречие между земным и небесным, телом и духом бескомпромиссно решалось христианством в пользу последнего. Христиане были призваны таким образом отрицать a priori проявления земной жизни, что вело на практике к жесткой регламентации человека со стороны церкви. Отсюда берут корни многочисленные ереси и прочие виды сопротивления, столь жестоко подавлявшиеся церковью в рассматриваемый период. 

     Положение римско-католической церкви с момента  падения Рима отличалось от положения  греко-католического христианства. Так, уже в V в. византийские императоры добились существенного подчинения церкви своей власти, включения ее в политическую систему. Несмотря на то, что высшим органом греко-католической церкви являлись соборы, решение об их созыве принимал византийский император. На Западе Европы положение церкви было иным. Она не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохранила практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических вопросов, начиная с IV в., с момента оформления института папства. Впрочем, история папства знала и период резкого ослабления (X – сер. XI вв.), когда в условиях обострившейся междоусобицы папский престол был временно подчинен светской власти германских императоров. Но уже с середины XI в. могущество и независимость пастырей римско-католической церкви были восстановлены. А в последующий период Классического Средневековья (XII – XIII вв.) влияние католической церкви и папства на все сферы общественной жизни еще более возросло. Достаточно упомянуть о самом могущественном главе католической церкви папе Иннокентии III (1198 – 1216). Если его предшественнику Григорию VII (1073 – 1085) пришлось бороться за разграничение власти духовной от светской, то спустя сто лет Иннокентию III уже удалось не только получить практическую независимость от Ватикана. Преемник Григория VII имел уже полное основание сравнивать власть духовную и светскую с солнцем и луной: подобно тому как луна получает свой свет от солнца, так и королевская власть получала при Иннокентии III свой блеск и величие в международные дела, расширилась миссионерская деятельность, возросло ее экономическое могущество. 

Информация о работе Культура Западной Европы в средние века