Культура в Средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:56, реферат

Краткое описание

Средневековая культура — культура христианская, она хотя и отрицала языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры. Политеизму она противопоставляет монотеизм; натурализму— духовность; культу удовольствий — аскетический идеал; познанию через наблюдение и логику — книжное знание, опирающееся на Библию

Оглавление

1) Введение 3
2) Культура Европейского Средневековья 4
§1. Материальная культура Европы в Средние века 4
§2. Социальная культура Европы в Средние века 5
§3. Духовная жизнь средневековой Европы 8
3) Заключение 10
4) Список Литературы 11

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 52.42 Кб (Скачать)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




БАЛТИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

"Военмех"

 

 

 

 

Реферат по культурологии  на тему:

"Культура  в Средние века"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил студент гр.А-102

Обидин Е.В.

Работу принял преподаватель 

кафедры культурологии

Снесарь В.И.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1) Введение 3

2) Культура Европейского Средневековья 4

§1. Материальная культура Европы в Средние века 4

§2. Социальная культура Европы в Средние века 5

§3. Духовная жизнь  средневековой Европы 8

3) Заключение 10

4) Список Литературы 11

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Средневековая культура — культура христианская, она хотя и отрицала языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры. Политеизму она противопоставляет монотеизм; натурализму— духовность; культу удовольствий — аскетический идеал; познанию через наблюдение и логику — книжное знание, опирающееся на Библию. Пристально вглядываясь в глубины собственной души, средневековый человек обнаружил неповторимость, уникальность и неисчерпаемость личности. Это вело к признанию  божественной личности, сделав возможным переход от политеизма к монотеизму.В средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. По мнению ученых, на умы и души людей Средневековья влияло владеющее ими чувство неуверенности, связанное с низким материальным достатком, ожиданием различного рода земных бедствий, войн и Страшного суда. Будущее блаженство не было никому гарантировано, несмотря на благочестивый образ мыслей и жизни, поскольку козни дьявола были весьма хитроумны и зловредны. Античный же человек черпал свою уверенность в созерцании неизменного, вечного космоса и, прежде всего, природы. Из благоговейного созерцания вырастала уверенность в том, что «из ничего ничего не происходит». С потерей уверенности в прочности социоприродного порядка отбрасывается эта основная посылка античного самосознания и утверждается принцип сотворенности мира «из ничего», «по божественной воле». Ликвидируется пантеистическое признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм  Бога и мира.

Единый и вездесущий Бог действует  на основе собственной воли, и люди не могут понять природы его действий и осознать их результаты. Фатализм являлся одной из ведущих черт миросозерцания средневекового индивида, поскольку считалось, что как жизнь природы, так и жизнь человека полностью зависели от Бога. Средневековая культура носила символический, зашифрованный характер, природа виделась неким хранилищем символов, поскольку являлась творением божественного духа. Оказавшийся перед лицом необозримого мира человек увидел, что в нем действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму, но тем с большей радостью и надеждой он осознал, что в нем есть Высший Разум и Высшая Справедливость. Отмечая универсальность средневекового символизма, исследователи обычно подчеркивают особую роль книги, и в частности, Библии. Культура сознания и самосознания приобрела книжный характер; появился, осознавался и культивировался интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры. Вместе с тем человек, вчитываясь в слово Божие, прислушиваясь к тому, как оно отзывалось в глубинах его «Я» и структурировало его действия, наполнял моральным смыслом свою жизнь, свои поступки и помыслы.

Перед человеком открылся ранее  невидимый мир: Бог вездесущий заботится  о нем и любит его. Для спасения человека он послал на муки своего Сына Единородного. Это была область иного  видения мира — через любовь, любовь к ближнему. В познании человека рациональность, была далеко не главным , в нем  открылись такие  пространства, как вера, надежда, любовь. Перед  лицом Божественного провидения человек осознавал свою слабость и зависимость.Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу. Счастье не в познании себя, а в познании Бога. Культура начала пониматься не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование.

Культура Европейского Средневековья

§1. Материальная культура Европы в Средние века

Средние века — это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец — с ее возрождением. Он охватывает более тысячелетия с V по XVI в., и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. Соответственно выделяют этапы раннего (V-IХ вв.), зрелого (Х-ХIII вв.) и позднего (ХIV-ХVI вв.) Средневековья. В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: собственной культуры «варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало) и культурных традиций Западной Римской империи (романское начало). К этим традициям относят мощную государственность, право, науку и искусство, а также христианство. Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо-Западной Европы.

Западноевропейская культура формировалась как целостность:

1) на базе феодальной формы собственности, основанной на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой, на договоре и т. п.);

2) в условиях сословно-иерархической структуры общества, пронизанной сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сюзерену;

3) в процессе бесконечных войн, которые несли голод, разрушение, смерть и ощущение трагизма человеческой жизни;

4) в духовной атмосфере эпохи, где своеобразно переплетались традиции «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен, чей героический эпос сохранял свою привлекательность и влияние вплоть до Нового времени. Рассмотрим эти грани средневековой культуры. Ее материальную основу составляли феодальные отношения, главной особенностью которых были:

    5)условность собственности на землю: феодал «держал» феод — землю с крестьянами на правах владения, получаемого от вышестоящего феодала (сеньора), который в свою очередь также являлся вассалом феодала, занимающего более высокую ступень в политической иерархии;

   6) личное и экономическое подчинение крестьян «держателям» земли.

Средневековая культура формировалась  в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского  поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становились городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.

Каковы же средневековые взгляды  на экономическую деятельность? Материальное богатство необходимо, поскольку  без него люди не могут жить и  помогать друг другу, но значение его  второстепенно, оно существует для человека, а не человек для богатства.

Человек должен был быть уверен в  том, что занимается делом ради всеобщей пользы и что прибыли, которые  он извлекает, не превышают справедливой оплаты его труда. Имущество, даже в  наилучшем случае, представляло собой  некоторое бремя. Оно должно быть добыто законным путем; принадлежать как можно большему числу людей; давать средства для помощи бедным. Пользоваться им нужно по возможности сообща. Его обладатели должны быть готовы делиться с теми, кто в нужде, даже если нужда их не достигает нищеты.

Труд был разделен между различными классами социальной пирамиды отнюдь не равномерно. Существовал конкретный спрос, и человек работал для того, чтобы заработать себе на жизнь и поддерживать свое существование. Во времена Средневековья, а впрочем, и до него, как показал Макс Вебер, не существовало никакого стимула работать больше, чем необходимо для поддержания своего традиционного жизненного уровня.

Исходной точкой всякой хозяйственной  деятельности в этот период является естественное ограничение потребностей: сколько благ потребляет человек, столько и должно быть произведено (такое хозяйствование В. Зомбарт называет «расходным»). Размеры и характер потребностей были вполне определенными для каждой социальной группы. В частности, для дворянства это положение и определяло меру хозяйственной активности: вести жизнь сеньора — означало жить «полной чашей» (охота, турниры, балы) и «давать жить многим», одновременно презирая деньги, существовавшие для того, чтобы их тратить.

Для массы простого народа было принято  просто приводить доходы в соответствие потребностям. Каждая семья получала такое количество усадебной земли, выгона, леса, в каком она нуждалась для своего «нормального» существования. У крестьян и ремесленников были различия в понимании существа «пропитания»: если для крестьянина являлись достаточными размеры его владений, то для ремесленника достаток определялся возможностями сбыта изделий. Но основная идея была одной и той же — покрытие потребностей.

 

Экономическая организация городов  бьла сравнительно статичной. В конце Средних веков ремесленники были объединены в цехи. Несмотря на то, что среди членов цеха всегда был кто-то, кто с трудом сводил концы с концами, в общем, мастера всегда могли быть уверены в том, что работа их прокормит и они не останутся босыми и голодными. Если мастер изготавливал хорошие товар, то этого было вполне достаточно, чтобы обеспечить ему жизненный уровень, положенный его сословию.

Накопление капитала до конца XV в. происходило очень медленно. Люди копали рудники, искали клады, разбойничали, занимались алхимией, принципиально  не стремясь добыть большие и быстрые  деньги в рамках обычного хозяйствования.

Другой важной особенностью средневекового хозяйства являлся сам характер труда — и для крестьян, и  для ремесленников он был «одиноким творчеством»: люди жили своим трудом, вкладывали в них душу, чуть ли не со слезами расставались с продуктами труда, ручались за них своей честью. Работа приносила определенное удовлетворение труженикам, но все таки они трудились только потому, что им приходилось работать, чтобы пропитаться.

Человек мог состояться лишь как член своей профессиональной группы. Поэтому он стремился культивировать лишь характерные для нее навыки, довести до совершенства старое, а не искать новое в организации труда, технологиях.

Традиционная экономика опиралась  на старый опыт, не любила новшеств, производила  разнообразную, а не стандартную  продукцию. Ее главная идея — покой  и уверенность в возможности  человека обеспечить свое существование  без трудовых сверхусилий. И по мере развития производительных сил эта уверенность росла, сопровождаясь неразвитостью навыка к расчету, количественному учету в хозяйствовании, ориентацией на качество, на производство как акт творения («ремесленник творил вещь, как Бог творил мир»).

Одновременно с этим шло накопление практических знаний, которые в форме рецептов для воспроизведения сохранялись в ремесленных цехах и передавались среди мастеров из уст в уста. В такой же своеобразной форме шел и процесс технического развития: применение водяных и ветряных мельниц, изобретение хомутов и подков, подъемников для строительства храмов и т. д. Машины получали все большее распространение, подготавливая возникновение «новой» Европы.

Итак, традиционный (добуржуазный) культурно-экономический тип был основан на «межличностных» (коммунократических) отношениях, когда человек участвовал в экономической деятельности как член определенной социальной группы, его роль в конкретном труде и распределении, отношение к ним определялись принадлежностью к группе. Экономическая деятельность не была связана с накоплением, а имела целью непосредственное потребление.

 

§2. Социальная культура Европы в Средние века

Социальная культура западноевропейского Средневековья характеризуется идеалами сословной иерархии и служения. Эту сферу культуры отличает иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. Во многом это было обусловлено влиянием христианства, которое освятило структуру феодального общества. Идея сословного разделения насквозь пронизывала в Средневековье все теологические и политические рассуждения. Однако в средневековой картине мира центральное место занимали социальные группы, которые дробились по иерархии : три главных сословия феодального общества, представленных прежде всего горожанами: духовенство, рыцарство, народ, каждое из них имело свое иерархическое членение, за каждым признавалась не просто полезная для общества функция, но, что значительно важнее в богоустановленном мире, — священная обязанность.

Все заботы о духовной жизни («дела  небесные») — удел духовенства. Поэтому духовенство считалось первым, высшим сословием. Оно разделялось на клир (священнослужители, деятели церкви) и монашество, которое олицетворяло переход от общинного ожидания царства Божия на земле к достижению индивидуального спасения путем совместной святой жизнедеятельности. Одним из первых орденов западной церкви является Бенедиктинский (VI в.). Характерной особенностью бенедиктинцев было практическое милосердие, высокая оценка труда, активное участие в экономической жизни общества. Главной целью Доминиканского ордена (XIII в.) являлась борьба с еретиками. Монахи Францисканского ордена (XIII в.) стремились подражать нищенской жизни Христа на земле.

Религиозность как доминанта духовной жизни. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь «обмирщаясь», а развивать культуру можно было только углубляя ее религиозность. Эта противоречивость была высказана Августином в его работе «О граде Божьем» (410 г.), где он показал историю человечества как извечную борьбу двух градов — града Земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе, доведенной до презрения к Богу) и града Божьего (духовной общности, построенной на любви к Богу и доведенной до презрения к себе).

Информация о работе Культура в Средние века