Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:56, реферат
Средневековая культура — культура христианская, она хотя и отрицала языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры. Политеизму она противопоставляет монотеизм; натурализму— духовность; культу удовольствий — аскетический идеал; познанию через наблюдение и логику — книжное знание, опирающееся на Библию
1) Введение 3
2) Культура Европейского Средневековья 4
§1. Материальная культура Европы в Средние века 4
§2. Социальная культура Европы в Средние века 5
§3. Духовная жизнь средневековой Европы 8
3) Заключение 10
4) Список Литературы 11
Богословские знания доминировали и в светском образовании (городские школы), а также в университетах, появившихся в XI в. Однако к XV в., когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них кроме богословия изучали право, медицину, искусство, а в дальнейшем — и естественные науки.
Главное внимание художники Средневековья уделяли миру потустороннему, божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения его сущности.
Переход из пространств внешнего мира во внутреннее «пространство» человеческого духа — вот главная цель искусства. Она выражена знаменитой фразой Августина «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Этот переход нагляден в храмовом зодчестве. Если античный храм был местом для Бога, а грек молился рядом, то средневековый собор принимал в себя верующего, воздействовал на него не столько внешним обликом, сколько внутренним убранством.
С конца XIII в. ведущим становится рожденный городской европейской жизнью готический стиль. За легкость и ажурность его называли застывшей или безмолвной музыкой, «симфонией в камне. Шедевры этого стиля — соборы Парижской богоматери, Реймский, Кельнский.
В эпоху, когда подавляющему большинству было недоступно непосредственное обращение к Библии, главным языком христианства являлись изобразительные виды искусства, в цельной, образной форме дающие представления о красоте божественного: живопись выступала как немая проповедь. Главным жанром была иконопись. Иконы рассматривались как эмоциональная связь с Богом, доступная неграмотным массам. Главным в изображении являлись глаза (зеркало души), фигуры часто были оторваны от земли. Кроме икон, изобразительное искусство Средневековья представлено также росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами.
Средневековая литература носила религиозный характер, преобладали произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их писали на латинском языке. Светская литература выступала не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. Основные виды — героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов.
Особым явлением была рыцарская литература, воспевающая дух войны, вассальное служение, поклонение прекрасной даме
При всей устремленности к потустороннему миру набирала силу тенденция обращения к земной жизни. Основу музыкальной культуры составляло литургическое пение, восславляющее Бога в напевах, а потом и гимнах, соединяющих стихотворный текст с песенной мелодией.
В целом для средневекового искусства характерны искреннее почитание божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства внеэстетическим (религиозным) идеалам, воплощение идеи иерархии. В произведениях искусства, прежде всего в зодчестве, а также скульптуре, отразилось изменение основ культуры человечества. Искусство Средневековья характеризуется традиционализмом, неразвитостью личного начала, но вместе с тем оно показывает, что средневековая культура выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а подлинное живое движение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги всему сказанному, важно подчеркнуть, что средневековая культура обладала несомненной целостностью, обеспечиваемой феодализмом и христианством. Основная черта идет роли идей теоцентризма Для культуры Средних веков характерен также догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость.
Средневековая культура глубоко противоречива, в ней сочетаются раздробленность бытия, когда каждый народ имеет свой уклад жизни, и тяга к Всеединству (град Божий на земле); прикрепленность человека к земле, своей общине, поместью — и христианская универсальность человека, чуждая идее национально-сословной ограниченности; страдальческое отречение от мира — и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы). Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начал обращаться к самому себе, а не только к Богу. Однако для того, чтобы это действительно произошло, нужен был переворот в мироощущении людей, величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством — переворот Возрождения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Драч Г. В. и др. Культурология / Г. В. Драч, О. М. Штомпель, Л. А. Штомпель, В. К. Королев . - СПб.: Питер, 2011. - 384 с.
Электронные ресурсы:
Культура и культурология справочник
Web: http://www.artap.ru/cult/
Культура средневековой западной европы: особенности, ценности, идеалы
Web: http://avt.miem.edu.ru/
Средневековье Web: http://www.davidsbuendler.kz/