Культура Европы XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:52, реферат

Краткое описание

Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличали индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем, западная культура XX века была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Культурология 
 

КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XX ВЕКА 
 

 Социокультурная  ситуация XX века. Основные тенденции  развития общественного сознания. Кризисные состояния XX в.: становление, 

 развитие  и преодоление тоталитаризма  как социокулътурного 

 феномена; глобальные  проблемы. Художественный вклад модернизма. 

 Постмодернизм  как форма существования современной  культуры 

 и его основные  черты. 

 В уходящем  веке культура европейского типа  распространилась и на другие  континенты - в страны Азии и  Америки, а также в Австралию  и Новую Зеландию. В течение XX-го века сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. В. И. Вернадский писал в своей программной работе «Научная мысль как планетное явление» (1938): «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым» //Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. -М, 1991.-С. 240. 

 Действительно,  человеческая деятельность, опирающаяся  на сферу разума, сформировала  в уходящем столетии единую  общечеловеческую культуру, которая  включила в себя: 

- индустриализацию  производства и массовое потребление; 

- единые средства  передвижения и передачи информации; 

- интернациональную  науку и доступное, практически  всем, образование; 

- стилевое и  жанровое разнообразие в искусстве. 

 Западная  культура XX в., основанная на предпринимательстве,  исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличали индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем, западная культура XX века была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой. 

 В общественном  сознании XX в. появляются новые  взгляды и течения, среди которых  теоретически оформляются следующие: 

- фрейдизм - общее  обозначение школ и теорий, стремящихся  применить психологическое учение  австрийского философа 3. Фрейда  о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе; 

- феноменология  - наука об исследовании сознания, согласно результатам которой  достоверность теоретических предположений  основывается на опыте самого  сознания; 

- экзистенциализм  - поставивший в качестве анализа  сугубо человеческие проблемы, связанные  с бытием личности в ее специфичности,  которая очень часто обнаруживала  себя в т. н. «пограничных  ситуациях», связанных с необходимостью  выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека. 

 Практически  все, кто отслеживал и описывал, анализировал и прогнозировал  функционирование западной культуры XX века едины в том, что она  страдала серьезными недугами, ей  были свойственны кризисные состояния, которые способны были свести на нет все ее достижения. В ряде западноевропейских стран (Италия, Германия) в 20х гг. XX в. складывались тоталитарные государственные режимы. 

 Тоталитаризм (латан, totalitas - целый, полный) представляет собой антигуманную общественно-политическую систему, которая ради целей своих создателей нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя при этом полный (тотальный) контроль над жизнью общества и судьбой отдельного человека. 

 Слово «тоталитарный»  было впервые употреблено в Италии, когда Муссолини утверждал однопартийную систему в стране и провозглашал своей целью создание «тоталитарного государства» (siato totalitario). Позднее термин «тоталитарное государство» стали употреблять нацистские правители при создании фашистского режима в Германии. Главными признаками тоталитарного государства являются: 

- сращивание  партийного и государственного  аппарата; 

- ликвидация  гражданских свобод; 

- полный контроль  государства над всеми областями  человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, политической, семейной); 

- создание в  стране активно действующего  механизма репрессий. 

 После второй  мировой войны, в условиях «холодной  войны» между Западом и Востоком  происходит более расширенное  употребление понятия «тоталитаризм», которое содержит как политологическую, так и социологическую характеристику данного явления. Однако социокультурный опыт XX века показал не только несостоятельность тоталитарных режимов, но и выработал у западноевропейцев устойчивое неприятие насилия и репрессий. Развитие демократии, признание прав человека определяющими в жизни общества, гуманизация всех сфер общественной жизни создают фундамент для самого главного социокультурного завоевания Западной Европы XX века - свободы человека. 

 Не менее  сложной проблемой ушедшего столетия стала и возможность самой жизни человека на Земле. XX век, с его большими и малыми войнами, революциями, слепой верой в научно-технический прогресс - не только стал временем массового уничтожения людей, но и исподволь подготовил сознание оставшихся в живых к разрушению цивилизации в целом. После окончания второй мировой войны стало ясно, что международное сообщество должно совместно, согласованно разрешить ряд глобальных проблем (от франц. global – всеобщий; лат. globus - шар), затрагивающих его жизненные интересы, К первоочередным из них относятся: 

- предотвращение  угрозы войны с применением  оружия массового поражения, сохранение  и упрочение мира; 

- установление  справедливого порядка в экономических  отношениях между народами; 

- преодоление  экологического кризиса, связанного  с катастрофическими последствиями  человеческой деятельности; 

- обеспечение  сбалансированного роста народонаселения; 

- защита здоровья  людей от особо опасных массовых  заболеваний и от негативных  последствий научно-технического прогресса; 

- обеспечение  растущих потребностей мирового  хозяйства в энергии и природных  ресурсах и т. д. 

 Чтобы предотвратить  глобальные катастрофы и сохранить  положительные тенденции в развитии  современной цивилизации, в 1968 году была создана международная организация, объединившая ученых разных стран и получившая название – Римский Клуб. Он стал ведущим в глобальном моделировании перспектив развития человечества. Среди представленных исследований и разработок был и проект американского ученого О. Тоффлера. В ряде своих сочинений и, прежде всего, в книге «Future Shake» (1970), Тоффлер пишет, что человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации. По мысли ученого, в эпоху супериндустриализма будут применены такие высокие технологии, которые изменят не только лицо планеты, но и саму суть человека как социального существа. В эпоху супериндустриальной цивилизации любой дефицит материальных благ будет устранен и общество столкнется с прежде невиданным, гипертрофированным выбором материальных и духовных благ, который в сочетании с колоссально высоким темпом социально-экономических, политических и культурных изменений грозит сломать саму способность индивида адаптироваться к ним. Разрешению этой проблемы и посвящена работа О. Тоффлера. 

 В послевоенный  период японцем Е. Масудой и  канадцем М. Маклюэном разрабатывается  концепция информационного общества, основой которого станут материальные  ценности. В своих книгах «Галактика  Гутенберга» (1962), «Понимание средств связи» (1964), «Культура - наше дело» (1970) Маклюэн утверждал, что смена культурных эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникации: языком, печатью, компьютером, телевидением и т. д. Динамично развивающаяся в конце XX века компьютеризация всех сторон жизни современных высокоразвитых стран на практике вновь и вновь подтверждает многие аспекты культурологической теории Маклюэна. Формирование информационной культуры значительно меняет представления человека о природе, обществе и о самом себе. 

 Панорама  художественной культуры XX века  весьма разнообразна. Ее специфической  особенностью явилось наличие  двух художественных систем: модернизма  и постмодернизма. 

 Модернизм  (от франц. modern - новейший, современный) - общее условное обозначение направлений искусства XX века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития: 

- декадентством (dekadentia - упадок) - т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем; 

- авангардом (франц. - avantgarde - передовой отряд) - манифесты  которого призывали порвать с  наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам. 

 Основные  направления и течения модернизма  либо отвергли, либо до неузнаваемости, преобразили всю систему художественных  средств и приемов. Конкретно,  в различных видах искусства это выразилось: 

- в изменении  пространственных изображений и  отказе от художественно-образных  закономерностей в изобразительном  искусстве; 

- в пересмотре  мелодической, ритмической и гармонической  организованности в музыке; 

- в появлении  «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д. 

Наиболее яркие  направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX века: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм. 

 Большое влияние на практику модернизма оказали: 

- идеи иррационалистического  волюнтаризма А. Шопенгауэра и  Ф. Ницше; 

- учение об  интуиции А. Бергсона и Н.  Лосского; 

- психоанализ  3. Фрейда и К. Г. Юнга; 

- экзистенциализм  М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и  А. Камю; 

- теории социальной философии Франкфуртской школы: Т. Адорно и Г. Маркузе. 

 Общее эмоциональное  настроение модернизма можно  выразить следующей фразой: хаос  современной жизни, ее дезинтеграция  способствуют неустроенности и  одиночеству человека, его конфликты  неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы. 

 Характерными  чертами стиля модерн были: 

- стремление  к эстетизации окружающей человека  среды; 

- подчеркнутая  активность воздействия на жизненные  процессы; 

- зрелищность  и декоративность. 

 Стиль модерн  реализовал себя в различных  видах искусства, проявив достаточную  гибкость и многоликость, принимая  при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам  упрекать модернизм в отсутствии  стилевого единства и даже в праве именоваться стилем. 

 В архитектуре  диапазон средств выразительности  модерна простирался от подчеркнуто  декоративных, раскованных и изощренных  пластических архитектурных форм  до строгих, чисто геометрических  решений, воплотивших представления  об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн - X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России. 

 В театральном  модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмагорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX века. 

 Живопись  стиля модерн была наполнена  поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном. Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение; сюжеты, показывающие объединение душ и тел: объятия и поцелуи. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова. 

Информация о работе Культура Европы XX века