Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:52, реферат
Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличали индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем, западная культура XX века была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.
Культурология
КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ
XX ВЕКА
Социокультурная
ситуация XX века. Основные тенденции
развития общественного
развитие
и преодоление тоталитаризма
как социокулътурного
феномена; глобальные
проблемы. Художественный вклад модернизма.
Постмодернизм
как форма существования
и его основные
черты.
В уходящем
веке культура европейского
Действительно,
человеческая деятельность, опирающаяся
на сферу разума, сформировала
в уходящем столетии единую
общечеловеческую культуру, которая
включила в себя:
- индустриализацию
производства и массовое
- единые средства
передвижения и передачи
- интернациональную
науку и доступное,
- стилевое и
жанровое разнообразие в
Западная
культура XX в., основанная на
В общественном
сознании XX в. появляются новые
взгляды и течения, среди
- фрейдизм - общее
обозначение школ и теорий, стремящихся
применить психологическое
- феноменология
- наука об исследовании
- экзистенциализм
- поставивший в качестве
Практически
все, кто отслеживал и
Тоталитаризм
(латан, totalitas - целый, полный) представляет
собой антигуманную общественно-политическую
систему, которая ради целей своих создателей
нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя
при этом полный (тотальный) контроль над
жизнью общества и судьбой отдельного
человека.
Слово «тоталитарный»
было впервые употреблено в Италии,
когда Муссолини утверждал однопартийную
систему в стране и провозглашал своей
целью создание «тоталитарного государства»
(siato totalitario). Позднее термин «тоталитарное
государство» стали употреблять нацистские
правители при создании фашистского режима
в Германии. Главными признаками тоталитарного
государства являются:
- сращивание
партийного и государственного
аппарата;
- ликвидация
гражданских свобод;
- полный контроль
государства над всеми
- создание в
стране активно действующего
механизма репрессий.
После второй
мировой войны, в условиях «
Не менее
сложной проблемой ушедшего столетия
стала и возможность самой жизни человека
на Земле. XX век, с его большими и малыми
войнами, революциями, слепой верой в научно-технический
прогресс - не только стал временем массового
уничтожения людей, но и исподволь подготовил
сознание оставшихся в живых к разрушению
цивилизации в целом. После окончания
второй мировой войны стало ясно, что международное
сообщество должно совместно, согласованно
разрешить ряд глобальных проблем (от
франц. global – всеобщий; лат. globus - шар), затрагивающих
его жизненные интересы, К первоочередным
из них относятся:
- предотвращение
угрозы войны с применением
оружия массового поражения,
- установление
справедливого порядка в
- преодоление
экологического кризиса,
- обеспечение
сбалансированного роста
- защита здоровья
людей от особо опасных
- обеспечение
растущих потребностей
Чтобы предотвратить
глобальные катастрофы и
В послевоенный
период японцем Е. Масудой и
канадцем М. Маклюэном
Панорама
художественной культуры XX века
весьма разнообразна. Ее специфической
особенностью явилось наличие
двух художественных систем: модернизма
и постмодернизма.
Модернизм
(от франц. modern - новейший, современный)
- общее условное обозначение направлений
искусства XX века, для которых характерен
отказ от традиционных методов художественного
отображения мира. Модернизм как художественная
система был подготовлен двумя процессами
своего развития:
- декадентством
(dekadentia - упадок) - т. е. бегством, неприятием
реальной жизни, культом красоты как единственной
ценности, отторжением социальных проблем;
- авангардом (франц.
- avantgarde - передовой отряд) - манифесты
которого призывали порвать с
наследием прошлого и создать нечто новое,
противоречащее традиционным художественным
установкам.
Основные
направления и течения
- в изменении
пространственных изображений
- в пересмотре
мелодической, ритмической и гармонической
организованности в музыке;
- в появлении
«потока сознания», внутреннего монолога,
ассоциативного монтажа в литературе
и т. д.
Наиболее яркие
направления модернизма, проявившие
себя наиболее динамично в первой
половине XX века: дадаизм, сюрреализм,
экспрессионизм, фовизм, супрематизм.
Большое влияние
на практику модернизма оказали:
- идеи иррационалистического
волюнтаризма А. Шопенгауэра и
Ф. Ницше;
- учение об
интуиции А. Бергсона и Н.
Лосского;
- психоанализ
3. Фрейда и К. Г. Юнга;
- экзистенциализм
М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и
А. Камю;
- теории социальной
философии Франкфуртской школы: Т. Адорно
и Г. Маркузе.
Общее эмоциональное
настроение модернизма можно
выразить следующей фразой: хаос
современной жизни, ее
Характерными
чертами стиля модерн были:
- стремление
к эстетизации окружающей
- подчеркнутая
активность воздействия на
- зрелищность
и декоративность.
Стиль модерн
реализовал себя в различных
видах искусства, проявив
В архитектуре
диапазон средств
В театральном
модерне наблюдается тяга к линии,
узору, к своего рода визуализации музыки,
превращению игры актеров в фантасмагорическую
симфонию линий и красок. Такими были постановки
В. Мейерхольда в начале XX века.
Живопись
стиля модерн была наполнена
поэтикой символизма, сочетая характерные
для него образы со сложным ритмом, линейной
композицией в союзе с декоративным цветовым
пятном. Модерн обнаруживает пристрастие
к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические
мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы,
выражающие импульсивные проявления страсти:
трепет, игру, вихревое движение; сюжеты,
показывающие объединение душ и тел: объятия
и поцелуи. Всю эту гамму тем и сюжетов
олицетворяло творчество К. Сомова, М.
Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.