Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:52, реферат
Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличали индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем, западная культура XX века была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.
Первым в
XX столетии течением
Фовисты не
имели собственной теории, манифеста.
Участников группы объединяло
только стремление к
Другим направлением
модернизма стал дадаизм (
Дадаизм возник
в Швейцарии в среде
В 1919 г.
во Франции образовалась
Сюрреализм
(от франц. surrealisme - надреализм, сверхреализм)
– авангардистское направление в художественной
культуре XX в., провозгласившее изображение
сферы бессознательного главной целью
искусства. Как самостоятельное художественное
направление сюрреализм возник в 20-х годах
XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован
«Первый манифест сюрреализма». Его автор
французский поэт А. Бретон провозгласил
исходную модель сюрреализма, опираясь
на психоанализ 3. Фрейда и К. Г. Юнга.
В литературе
данного направления
Очень ярко,
эффектно сюрреализм проявил
себя в живописи. Сам принцип
соединения несоединимого
На современном
этапе сюрреализм как
Экспрессионизм
(от лат. expressio - выражение) - художественное
направление в искусстве Германии, сложившееся
в первой четверти XX в. Начало новому направлению
положила деятельность художников Дрезденской
группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер,
Э. Хеккель, О. Мюллер и др. В культурологических
трактатах экспрессионистов речь шла
о преображении мира силой человеческого
духа и делались попытки найти общее для
всех в сфере духовной и общественной
жизни. Согласно их представлениям художественное
творчество выступало как напряженная
субъективность, основанная на эмоциональных
состояниях, импровизации и смутных настроениях
художника. И как следствие этого, живопись
О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Марка
искажала реальные пропорции, пьесы Г.
Кайзера превращались в публицистические
драмы - в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля
и Й. Бехера напоминала памфлеты и воззвания.
Мир воспринимался экспрессионистами
двояко: и как истерзанный, изживший себя,
и как способный к обновлению, к пересозданию
самого себя. Живописцы-экспрессионисты
с энтузиазмом продолжили эксперименты
в области цвета, которые начали французские
фовисты (Матисс, Дерен и др.). Так же, как
и для фовистов, для экспрессионистов
цвет стал основой организации художественного
пространства. Экспрессионизм как художественное
направление просуществовал до середины
20-х годов XX века. Однако, главная его черта
-' обостренно-контрастное видение мира
- серьезно повлияла на художественную
культуру многих стран Европы и Америки.
Супрематизм
(от лат. supremus - высший) - разновидность
абстрактной живописи, основу которой
составляет комбинация из простейших
геометрических элементов. Основоположником
супрематизма считается К. Малевич. Его
знаменитая картина-тезис «Черный квадрат»
стала своеобразным манифестом супрематизма.
Текстовый вариант своего манифеста он
назвал «От разума и футуризма к супрематизму»,
тем самым подчеркнув, что рассматривает
новое направление как необходимое звено
в эволюции мировой живописи и как продолжение
«всеобщего движения к освобождению искусства
от действительности и возобладанию в
нем функций жизнестроения».
Будучи свидетелем
проявлений различных
Модерн помог
стать одним из видов
Постмодернизм
– понятие, обозначающее новый,
Возникновение
постмодернистских тенденций в
культуре связано с осознанием
ограниченности социального
- поиски универсального
художественного языка;
- сближение и
сращивание различных
«анархизм»
стилей, их бесконечное многообразие,
эклектизм, коллажность,
Характерными
чертами постмодернизма являются:
- ориентация
постмодернистской культуры на
все слои общества (т. е. и
на «массу» и на «элиту»);
- существенное
влияние искусства на
- стилевой плюрализм;
- широкое цитирование
в постмодернистских творениях
произведений искусства
- иронизирование
над художественными
- использование
приема игры при создании
В постмодернистском
художественном творчестве происходит
сознательная переориентация с творчества
на компиляцию и цитирование. Для постмодернизма
творчество неравно творению. Если в допостмодернистских
культурах работает система «художник
- произведение искусства», то в постмодернизме
акцент переносится на отношение «произведение
искусства - зритель», что свидетельствует
о принципиальном изменении самосознания
художника. Он перестает быть «творцом»,
так как смысл произведения рождается
непосредственно в акте его восприятия.
Постмодернистское художественное произведение
должно быть обязательно увидено, выставлено
напоказ, без зрителя оно существовать
не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме
осуществляется переход от «художественного
произведения» к «художественной конструкции».
Постмодернизм
как теория получил
В заключение
следует подчеркнуть, что на протяжении
XX века культура Западной Европы накопила
огромный ценностный потенциал, состоящий
из следующих достижений:
- сохранение
среды обитания человека;
- создание благоприятных
условий для развития личности;
- формирование
достойного качества жизни людей;
- реализация
творческого потенциала во
Задача на
будущее состоит в том, чтобы
использовать на практике в
форме диалога и
Темы к практическим
занятиям.
1. Термин «культура»
и как менялось его понимание
в разные эпохи.
2. Природа и
культура: их взаимоотношение.
3. Роль языка
в культуре.
4. Основные тенденции
и ключевые моменты в
5. Религиозно-философские
учения Древнего Китая.
6. Особенности
католицизма как формы
7. Достижения
и памятники Московской Руси.
8. Западничество и славянофильство.