Культура Европы XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:52, реферат

Краткое описание

Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличали индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем, западная культура XX века была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

 Первым в  XX столетии течением модернистского  искусства считается фовизм (от  франц. fouves — дикие). Фовистами назвала  французская критика группу молодых  художников, в которую входили  А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк,  А. Марке и другие. Их совместная  выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902-1907гг. 

 Фовисты не  имели собственной теории, манифеста.  Участников группы объединяло  только стремление к изобразительным  экспериментам с цветом. Для фовистов  характерно стремление к яркому  открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа. Максимальная выразительность цвета, организация с его помощью художественного пространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношение частей художественного произведения - все это и является характерными признаками фовизма. Цветовые эксперименты художников - фовистов оказали определенное влияние на формирование изобразительного искусства XX века. 

 Другим направлением  модернизма стал дадаизм (франц. dadaisme от dada – лошадка, конек; в переносном смысле – бессвязный детский лепет) – авангардистское направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во время 1-й мировой войны (1916). 

 Дадаизм возник  в Швейцарии в среде интеллигенции,  склонной в своем протесте против войны к своеобразному художественному эпатажу. Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара и Р. Гюльзенбек, художник Г. Арп и другие. Дадаисты выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер» (1916-1917), своими импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства. 

 В 1919 г.  во Франции образовалась группа  так называемых «абсолютных дадаистов», в которую входили Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар и др. Группа выпускала литературные журналы «Дада», «Литература», «Поговорка», «Каннибал», в которых выступала за «чистое», лишенное социальных функций, искусство. В Германии появились так называемые «политические дадаисты» - Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман, В. Меринг, выступавшие против буржуазного строя и военной угрозы. Характерный для всех группировок дадаистов протест против буржуазного искусства вылился в отрицание искусства вообще и его художественно-образной природы, в частности. Основой творческого процесса становится алогизм, случайные процессы, импровизация, фотомонтаж, набор звуков. Среди живописцев-дадаистов лидером стал М. Дюшан, пытавшийся ввести в художественную культуру так называемую ready - made (англ, «вещь промышленного производства») - например, экспонировать на выставке сушилку для посуды или велосипед и тем самым, по его мнению, стереть грань между искусством и жизнью. В 20-е годы во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а в Германии - к экспрессионизму. 

 Сюрреализм (от франц. surrealisme - надреализм, сверхреализм) – авангардистское направление в художественной культуре XX в., провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х годах XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Бретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К. Г. Юнга. 

 В литературе  данного направления определяющим стал принцип «автоматического письма», то есть скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или «сны» (Л. Арагон «Волна грез» - эссе, 1924). Сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения - весь этот опыт бессознательного выражения духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма - это господство чистой случайности при его возникновении. Весьма популярны были произведения А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара. 

 Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил  себя в живописи. Сам принцип  соединения несоединимого нагляден, а следовательно, живописен. Полотна  сюрреалистов в одно мгновение  вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали. 

 На современном  этапе сюрреализм как творческое  направление во многом себя  исчерпал. Однако его художественные  приемы используются в кинематографе  (Л. Бунюэль, А. Сокуров), театре  абсурда (С. Бек-кет, Э. Ионеско), книжной графике, на телевидении и т. д. Сюрреализм вошел в опыт искусства XX век как его неотъемлемая составная часть, мобилизовав мощные силы человеческого подсознания как одного из источников художественного творчества. 

 Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) - художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность художников Дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хеккель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Марка искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались в публицистические драмы - в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и Й. Бехера напоминала памфлеты и воззвания. Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матисс, Дерен и др.). Так же, как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х годов XX века. Однако, главная его черта -' обостренно-контрастное видение мира - серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки. 

 Супрематизм  (от лат. supremus - высший) - разновидность  абстрактной живописи, основу которой  составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом супрематизма. Текстовый вариант своего манифеста он назвал «От разума и футуризма к супрематизму», тем самым подчеркнув, что рассматривает новое направление как необходимое звено в эволюции мировой живописи и как продолжение «всеобщего движения к освобождению искусства от действительности и возобладанию в нем функций жизнестроения». 

 Будучи свидетелем  проявлений различных направлений  и течений в искусстве начала XX века, Малевич был одержим идеей  создать единый стиль эпохи.  И решение этой проблемы художнику  виделось главным образом в  распространении принципов супрематизма  на новые сферы культуры: архитектуру, кинематограф, оформление быта. При этом стройность и чистота супрематических геометрических линий соединяется с отвергнутой им ранее предметной живописью. Постепенно в творчество супрематистов, в их картины возвращается и человек. 

 Модерн помог  стать одним из видов искусства  кинематографу. Весь сложный состав  художественных приемов, который  сформировался к началу нашего  века, модерн реализовал и в  новом виде искусства, разгадав  тайну светописи, создав кинокадр  и тем самым собственно кино, как искусство по преимуществу изобразительное. Модернистским, по сути, был дореволюционный кинематограф русского режиссера Е. Бауэра, чьи фильмы можно поставить в один ряд с творениями Ф. Шехтеля, с полотнами В. Борисова - Мусатова, с современными им театральными постановками начала XX века. 

 Постмодернизм  – понятие, обозначающее новый,  последний на сегодняшний день  сверхэтап в цепи закономерно  меняющих друг друга на протяжении  истории направлений культуры. Постмодернизм  как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е годы XX века. 

 Возникновение  постмодернистских тенденций в  культуре связано с осознанием  ограниченности социального прогресса  и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны: 

- поиски универсального  художественного языка; 

- сближение и  сращивание различных художественных  направлений; 

 «анархизм»  стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство  субъективного монтажа. 

 Характерными  чертами постмодернизма являются: 

- ориентация  постмодернистской культуры на  все слои общества (т. е. и  на «массу» и на «элиту»); 

- существенное  влияние искусства на внехудожественные  сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику  и т. д.); 

- стилевой плюрализм; 

- широкое цитирование  в постмодернистских творениях  произведений искусства предшествующих  эпох; 

- иронизирование  над художественными традициями  прошлых культур; 

- использование  приема игры при создании произведений  искусства. 

 В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование. Для постмодернизма творчество неравно творению. Если в допостмодернистских культурах работает система «художник - произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства - зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника. Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от «художественного произведения» к «художественной конструкции». 

 Постмодернизм  как теория получил существенное  обоснование в работах Ж. Бодрийяра  «Система вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара  «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное  дерево» (1985) и другие. 

 В заключение  следует подчеркнуть, что на протяжении XX века культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих достижений: 

- сохранение  среды обитания человека; 

- создание благоприятных  условий для развития личности; 

- формирование  достойного качества жизни людей; 

- реализация  творческого потенциала во всех  сферах человеческой деятельности. 

 Задача на  будущее состоит в том, чтобы  использовать на практике в  форме диалога и сотрудничества  все ценности западноевропейской  культуры, с учетом меняющихся исторических условий. 

Темы к практическим занятиям. 

1. Термин «культура»  и как менялось его понимание  в разные эпохи. 

2. Природа и  культура: их взаимоотношение. 

3. Роль языка  в культуре. 

4. Основные тенденции  и ключевые моменты в древнеегипетской культуре. 

5. Религиозно-философские  учения Древнего Китая. 

6. Особенности  католицизма как формы христианства. 

7. Достижения  и памятники Московской Руси. 

8. Западничество  и славянофильство.

Информация о работе Культура Европы XX века