Музейный менеджмент и маркетинг в экспозиционно-выставочной деятельности музеев Украины и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать новые подходы к управлению в экспозиционно-выставочной работе в музеях России и Украины, результаты их использования. Для достижения цели ставлю перед собой такие задачи:
Раскрыть содержание, особенности, цели, задачи в маркетинговой деятельности в социально-культурной сфере;
Изучить и проанализировать тенденции экспозиционно-выставочной деятельности в музеях Украины и России;
На примерах успешных зарубежных музеев предложить свои подходы в организации управленческой и маркетинговой деятельности с учётом ресурсов и потенциалов украинских и российских музеев.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Концепция музейного менеджмента и маркетинга
1.1 Особенности маркетингового подхода в музейной и экспозиционно-выставочной деятельности…………………………………………………………6
1.2 Менеджеры культуры………………………………………………………….12
Раздел 2. Музейный менеджмент и маркетинг в музеях Украины и России.
2.1. Современное состояние экспозиционно-выставочной деятельности отечественных музеев………………………………….……..……………………18
2.2 Проблемы экспозиционно-выставочной деятельности музеев Украины и России……………………………………………………………………….……….22
2.3 Предложения и рекомендации по развитию музеев через организацию экспозиционно-выставочной деятельности.............................................................27
Заключение……………………………………………………………………....….29
Список использованной литературы………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Заключение

В этой работе были даны понятия музейного менеджмента  и маркетинга и проанализировано современное состояние экспозиционно-выставочной деятельности музеев в Украине и России в частности.

 Было раскрыто содержание, особенности, цели, задачи маркетинговой деятельности в социально-культурной сфере: вышеперечисленные системные подходы – необходимое условие существования музеев в условиях рыночной экономики. Музейный менеджмент представляет собой систему методов управления музеем и музейным персоналом, таких как планирование, управление проектами, маркетинг, информатизация, реклама и другие. Маркетинг – более узкое понятие, это способ организовать деятельность музея таким образом, чтобы музей был привлекателен для посетителей. Такая привлекательность достигается через изучение вкусов и интересов целевой аудитории, обработки этой информации и реализацию условий, способных удовлетворить потребности этой публики.

В ходе работы были изучены и проанализированы тенденции экспозиционно-выставочной деятельности в музеях Украины и России: если в музеях Европы и Америки менеджмент и маркетинг уже выработаны и успешно работают, то в музеях такие стратегии Украины и России только получают развитие. В этих странах действуют большое количество музеев. По характеру музейных экспонатов, силе экспозиции эти страны являются одними из богатейших государств в Европе. Но, к сожалению, музейная система сейчас переживает глубокий кризис (как экономика, социальная система и т.д.). Недостаточный уровень информатизации (отсутствие web-сайтов, электронной почты, телефонной связи и др.), ограниченное количество специализированных музейных изданий, несовершенство музейного маркетинга негативно влияют на популяризацию отечественных музеев, сужают их роль в культурном пространстве Украины, России и мира. Из-за недостатка профессиональных работников, способных грамотно и в соответствии с современными стандартами организовать экспозиционно-выставочную деятельность, страдает и эта сфера работы музея. Но в то же время музейщики этих стран осознают эти проблемы и недоработки и пытаются повысить уровень и имидж музеев в стране путём проведения проектов разных уровней по повышению квалификаций работников и привлечению инвестиций.

На примере зарубежных музеев можно поучиться вести управленческую и маркетинговую деятельность так, чтобы она давала положительный результат, приводила в музеи новых посетителей и приносила учреждению культуры доход. Те западные музеи, которые хотят жить, а не выживать, разрабатывают концепции привлечения посетителей, инвесторов, спонсоров. Главным условием привлечения является современная, интересная, грамотно составленная экспозиция. Такие экспозиции и выставки появляются и в Украине и России. Также по инициативе общественных организаций проходят мероприятия, направленные на обучение персонала музеев новым подходам в организации экспозиционно-выставочной деятельности. Кроме этого, нужно существенно поменять структуру управления музеем: руководство должно заняться распределением некоторых  административных функций и формированием подразделения, которое будет заниматься формированием, актуализацией и презентированием внешнего и внутреннего информационно-ресурсного блока. Необходимым условием успешной работы музея должно стать подключение к Интернету и обновление технических условий.

 

 

Список использованной литературы

  1. Бернд Шмит, Дэвид Роджерс, Карен Вроцос.  Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений. //  http://lib.rus.ec/b/100388/read
  2. Волькович А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов. //Музей в современной культуре. - Спб,1997 – 220с.
  3. Востряков Л. Современный музейный менеджмент // http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2004-3/01.pdf
  4. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования //Музейное дело: Музей - культура - общество. - М.,1992. - С.7. (Сб.науч.тр./Музей революции).
  5. Калякина, А.В. Маркетинг в музее: Основные этапы разработки и осуществления маркетинговой политики //Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - № 2. - C.60 - 66.
  6. Лагутин А. Музейный менеджмент  в  постиндустриальном  обществе//  Top-Manager, октябрь 2001г. - с.93
  7. Лорд Б., Лорд Г.Д . Менеджмент в музейном деле. - М., 2002
  8. Международный благотворительный фонд «Украина 3000» // http://www.ukraine3000.org.ua/rus/yesterday/yesnews/8078.html
  9. Музеи России // http://www.museum.ru
  10. Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997
  11. Общероссийская общественная организация историков искусства и художественных критиков. // http://www.ais-aica.ru/ais-aica/index.php
  12. Поляков Т. Образно-сюжетный метод в контексте традиционных методов построения музейной экспозиции. // Музееведение: проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. – М., 1989.
  13. Федоров-Давыдов Л.А. Русское и советское искусство. - М.: Искусство, 1975.
  14. Шекова Е.Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры (на примере музеев) http://www.cfin.ru/press/marketing/2002-2/08.shtml?printversion
  15. Швейцарская культурная программа  // http://www.prostir.museum



Информация о работе Музейный менеджмент и маркетинг в экспозиционно-выставочной деятельности музеев Украины и России