Особенности музейного маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:21, реферат

Краткое описание

Сокращение государственного финансирования и снижение количества посетителей в связи с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны, повлекли за собой потерю музеями уверенности в завтрашнем дне.
Постепенно музеи осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как перенять некоторые из методов, практикуемые коммерческим сектором.

Оглавление

Введение
1. Общие функции, задачи и принципы маркетинга
2. Концепция развития музейного маркетинга
3. Особенности маркетингового подхода в музейной деятельности
4. Маркетинговая работа в музее: функции, задачи и принципы
5. Особенности применения принципов маркетинга в музейной работе
6. Проблемы и пути решения музейного маркетинга
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

к 1 вопр Особенности музейного маркетинга.docx

— 37.14 Кб (Скачать)

Особенности музейного маркетинга

 

Содержание

Введение

1. Общие функции,  задачи и принципы маркетинга

2. Концепция  развития музейного маркетинга

3. Особенности  маркетингового подхода в музейной  деятельности

4. Маркетинговая  работа в музее: функции, задачи  и принципы

5. Особенности  применения принципов маркетинга  в музейной работе

6. Проблемы и  пути решения музейного маркетинга

Заключение

Список литературы

 

Введение

Сокращение государственного финансирования и снижение количества посетителей в связи с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны, повлекли за собой потерю музеями  уверенности в завтрашнем дне.

Постепенно музеи  осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать  на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у  них не остается иного выбора, как  перенять некоторые из методов, практикуемые коммерческим сектором.

Музеи становятся интерпретаторами и хранителями  ресурсов, которые, приходя из прошлого, часто помогают людям найти вдохновение  в настоящем, вселяют уверенность в будущее.

Учитывая традиции, музеи адаптируются к требованиям XXI столетия. Новые факторы начинают определять условия деятельности музеев. Музеям необходимо пережить те кардинальные перемены, которые произошли в  сфере культуры в целом, научиться  проявлять предприимчивость и самостоятельность  в добывании дополнительных средств к государственному финансированию. Чтобы избежать финансовых неудач, эффективно конкурировать на рынке досуга, привлекать внимание туристов, создавать дополнительные возможности для образования, музеям необходимо использовать технологии деловой активности. Новая стратегия выживания принесла в традиционный музейный язык новые понятия: менеджмент и маркетинг, которые способствуют организации современного музейного дела и управлению музейной деятельностью, что относится к прикладному музееведению.

Многие специалисты  и руководители музеев, также как  и посетители, весьма неоднозначно воспринимают термин «музейный маркетинг». Естественно, что многие опасаются, что результатом музейного маркетинга может стать голый меркантилизм, отход от ценностей и снижение музейных стандартов.

Актуальность  поставленной проблемы определяется:

- объективной  потребностью утверждения в новых  рыночных условиях новой социально-культурной  роли современного музея;

- недостаточностью  изученности специфики музейного  маркетинга, призванного укрепить  традиционные формы управления  музеем;

- сложностью  построения взаимосвязей внутренней  и внешней среды музея, влияющих  на продвижение его услуг и  повышения культуры потребителя; 

- отсутствием  оценки внутренних ресурсов музея  с учетом восприятия его потребителем.

Целью работы является исследование роли маркетинга в оптимизации  деятельности современного музея и  разработка теоретических основ  внедрения маркетинговой стратегии  в развитии музея.

При написании  работы были поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание, особенности, цели, задачи и перспективы  развития маркетинговой деятельности  в социально-культурной сфере;

- определить  роль, содержание и функции музейного  маркетинга в процессе создания  и продвижения услуг музея  с целью повышения его конкурентоспособности.

Таким образом, рассмотрение особенностей музейного  маркетинга становится на сегодняшний  день весьма актуальным не только с  теоретической, но и с практической точки зрения. И основой для  такого рода рассмотрения должны стать  принципы и организационные задачи музейного маркетинга, которые я  избрала темой данной работы.

1.  
Общие функции, задачи и принципы маркетинга

Маркетинг прочно вошел в деловую жизнь развитых стран. В последние годы, в нашей  стране, при переходе к рыночной экономике многие организации часто  стали обращаться к маркетингу и  приемам его использования в  российских условиях.

Для выдвижения идеи маркетингового управления в сфере  культуры объединим принципы функционирования классического маркетинга со спецификой управленческой и производственно-хозяйственной  деятельности учреждений культуры, так  как подходы к управлению деятельностью  учреждений культуры на основе функциональных задач классического маркетинга способны решить многие существующие административные и организационно-экономические  проблемы на данном этапе.

Поэтому, экономисты разных стран и взглядов дают различные  толкования понятия «маркетинг». По этой причине, основное понятие маркетинга имеет множество формулировок.

К настоящему времени известно более двух тысяч определений маркетинга, в которых даются общие характеристики его сущности. При анализе основной сущности формулировок маркетинга, которые предлагают различные специалисты в этой области, наблюдается их идентичность и адекватность.

В экономической  литературе последних лет имеется  множество формулировок, хотя все  они замыкаются на одинаковом содержании и единой сущности.

Существуют широкие  и узкие, краткие и полные определения  понятия «маркетинг».

Маркетинг - это:

- наука руководить  предприятием так, чтобы достичь  высоких результатов, удовлетворить  потребность с наименьшими затратами;

- средство ликвидации  дефицита, т.е. потребности в чём-либо.

- выражение ориентированного  на рынок управленческого стиля  мышления, для которого характерен  творческий, комплексный и нередко  агрессивный подход;

- вид деятельности;

- функция управления  фирмой;

- философия деятельности  фирмы;

- наука;

- учебная дисциплина;

- ориентация  продавца-изготовителя на рынок,  на потребителя;

- деятельность  по обеспечению наличия товаров  в нужном месте в нужное  время по подходящей цене.

В функциях проявляется  содержание маркетинговой деятельности. Множество функций сводятся в  четыре блока:

1) Аналитическая  функция:

- изучение рынка  в целом, общей ситуации в  стране, регионе, отрасли;

- изучение потребителей;

- изучение конкуренции  и конкурентов;

- изучение поставщиков  и партнёров;

- изучение посредников  по сбыту;

- изучение товара  и спроса;

- изучение внутренней  среды предприятия.

2) Производственная  функция:

- участие в  создании новых товаров;

- участие в  производстве;

- участие в  МТ снабжении;

- участие в  управлении качеством и конкурентоспособностью  новой продукции.

3) Сбытовая функция:

- организация  системы товародвижения;

- организация  сервиса;

- формирование  спроса и стимулирование сбыта;

- проведение  товарной политики;

- проведение  ценовой политики.

4) Управление  и контроль:

- организация  маркетинговой службы;

- информационное  обеспечение маркетинга;

- организация  оперативного стратегического планирования  на предприятии с ориентацией  на рынок;

- организация  управленческих связей службы  маркетинга;

- организация  контроля в области маркетинга.

Перечисленные функциональные задачи делятся на группы:

- аналитикооценочные;

- планово-стратегические;

- исполнительские.

Выполняются службами маркетинга в полном объёме или в  кооперации с другими службами. Эффективно выполнять все функции маркетинга не в состоянии ни одно предприятие, поэтому обращается к услугам  других специализированных фирм.

Принципы маркетинга частично содержаться в его определениях:

- производство  продукции на основе изучения  потребностей для удовлетворения  реальных потребностей конкретных  потребителей;

- объединение  деятельности всех звеньев предприятия  в одну систему с нацеленностью  всех их на конечный результат,  на то, что нужно потребителю;

- достижение  долговременной эффективности предприятия,  за счёт создания своевременных  производственных заделов;

- активная адаптация  производителя к меняющимся условиям  среды;

- стимулирование  потребностей и воздействие на  них;

- постоянная  рентабельность предприятия за  счёт сочетания оперативных и  стратегических решений и управление  заделами.

В области маркетинга действуют два принципа менеджмента:

- целевая ориентация  деятельности;

- комплексность,  т.е. максимально возможный учёт  всех факторов и последствий  принимаемых решений, и использование  всех инструментов маркетинга  в комплексе.

2. Концепция  развития музейного менеджмента  и маркетинга

Современный музейный маркетинг должен быть основан на стратегии макро- и микросегментации. Если макросегментация предполагает деление потенциальной музейной аудитории по географическому, психологическому, биологическому, поведенческому и демографическому принципам, то микросегментация уточняет это деление на уровне субкультур - школьной, спортивной, городской и пр. Предварительное оценивание на макро- и микросегментных уровнях - первый принципиально важный шаг современных методов музейного маркетинга, поскольку именно эта исследовательская фаза позволяет уловить тенденции в динамичных изменениях запросов и предпочтений потенциальных музейных посетителей с тем, чтобы не «догонять» последствия этих изменений, а предварять их на самых ранних стадиях планирования и создания экспозиции. Следующий этап - внедрение выявленных реалий потенциального музейного рынка в разработку концепции и дизайна создаваемой экспозиции и апробирование ее предварительных, в частности, выставочных вариантов на посетителях. Таким образом, принципом современных маркетинговых технологий в музее становится, говоря языком большого маркетинга, практика «предварительных продаж» - постепенное продвижение новой экспозиционной концепции на «музейный рынок» с учетом мнения посетителей.

Следующие этапы  оценивания - суммативное и исправляющее - предполагают наблюдение, изучение и  анализ зрительских реакций после  развертывания экспозиции с целью  общей оценки проделанной работы, а также для внесения необходимых  коррективов. На этих постэкспозиционных стадиях оценивания проводится изучение воздействия общего замысла экспозиции, ее расположения, объема информации, размещения указателей, экспликаций, шума и пр. на модели поведения посетителей, на их способность ориентироваться  в залах, избираемые маршруты, длительность посещения, предпочтения различных  форм показа, концентрацию внимания, пороги усталости и т.д. Оценивание на всех своих этапах проводится с помощью  различных методик. Главные из них - наблюдение, опросы, анкетирование, углубленные  беседы, тестирование целевых групп.

Итак, распахнув  двери музея перед посетителями и вступив с ними «у порога»  в коммерческие отношения, музейные маркетологи должны перешагнуть  этот порог, устремиться вслед за посетителем в залы экспозиции и  там вступить с ним в диалог. По-видимому, не случайно актуализация проблем коммуникации совпадает  по времени с выделением маркетинга в самостоятельную музейную дисциплину.

Информация о работе Особенности музейного маркетинга