Особенности музейного маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:21, реферат

Краткое описание

Сокращение государственного финансирования и снижение количества посетителей в связи с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны, повлекли за собой потерю музеями уверенности в завтрашнем дне.
Постепенно музеи осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как перенять некоторые из методов, практикуемые коммерческим сектором.

Оглавление

Введение
1. Общие функции, задачи и принципы маркетинга
2. Концепция развития музейного маркетинга
3. Особенности маркетингового подхода в музейной деятельности
4. Маркетинговая работа в музее: функции, задачи и принципы
5. Особенности применения принципов маркетинга в музейной работе
6. Проблемы и пути решения музейного маркетинга
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

к 1 вопр Особенности музейного маркетинга.docx

— 37.14 Кб (Скачать)

Когда маркетинг  перейдет с содержательного на более  глобальный управленческий уровень  и охватит буквально все сферы  музейной жизни, с этого момента  будет возможно говорить о музейном маркетинге как о стратегии, стиле  мышления, философии. Этот уровень музейного  маркетинга подразумевает такую  перестройку всех аспектов деятельности и всех служб музея, в результате которой он перестает быть зависимым  от конъюнктуры. Такой музей сам  выходит навстречу широкой общественности - местному населению, деловым, финансовым, правительственным кругам, представителям средств массовой информации, спонсорам, меценатам, частным фондам и пр. - налаживая с ней устойчивые деловые, партнерские контакты.

Некоторые музейные работники воспринимают вопросы, связанные  с маркетингом, как нечто противоречащее высоким научным и просветительским идеалам музея. В лучшем случае они  сводят маркетинг к рекламной  деятельности, что, по сути, неверно, в  худшем - сопротивляются внедрению  нового экономического мышления.

Маркетинг имеет  непосредственное отношение и к  рекламе, и к ценам на входные  билеты, и к ассортименту музейных услуг, но далеко не сводится к этим вопросам. Более того, невозможно решать каждую из этих проблем по отдельности, не принимая во внимание всей деятельности музея во всех ее аспектах, в том  числе - содержательных. Маркетинг - это  не частный вопрос, а целостная  стратегия деятельности музея, требующая  сознательного участия всех его  сотрудников.

Как и в «большой экономике», в музейном маркетинге не существует универсальных рецептов повышения рентабельности деятельности музеев. Но есть целый ряд понятий  и представлений, помогающих анализировать  ситуацию, сопоставлять возможные варианты развития, оценивать их и принимать  стратегически правильные решения.

В самом общем  виде маркетинг - это обмен. Музей  что-то дает и что-то получает взамен. Так устроен всякий рынок, и музейный рынок не представляет исключения.

Иногда приходится слышать, что музей - это предприятие, торгующее смыслами и значениями. В самом деле, даже если продукт  музея имеет вполне материальную природу (выставка, сувенир, книга и  т.д.), все равно для посетителя (покупателя) содержание его является, прежде всего, символическим. Для определенной категории посетителей сам визит в музей является символическим поступком - независимо от того, что они там увидели. Поэтому, в частности, нет смысла торговать в музее продуктами ширпотреба или предлагать услуги, которые могут быть оказаны в другом месте.

Наоборот, необходимо всячески заботиться о поддержании  репутации музея как такого места, где все необычно, все ценно, все - только высшего качества. То есть, на языке маркетинга, поддержание  правильного музейного «имиджа» - задача более важная, чем любой  сиюминутный доход, ибо такой  имидж является залогом гораздо больших доходов в будущем. Огромное значение имеет атмосфера, создаваемая в музее. Кто встречает посетителя при входе, как, с какими словами, с каким выражением лица, каким взглядом провожают его смотрители? Чувствует посетитель себя желанным гостем или нежданным пришельцем? Ощущает он дружелюбие или равнодушие (или враждебность) музейного персонала? Атмосфера - очень важная часть предлагаемого музеем продукта.

То же самое  относится к дизайну и качеству музейной среды: экспозиционных и неэкспозиционных помещений, здания, территории, рекламы, печатной продукции и т.д. - всего, что находится в музее или  ассоциируется с ним. Как и  театр, музей начинается с вешалки, а для некоторых категорий  публики ею же и заканчивается, ибо  не всякий посетитель достаточно искушен, чтобы оценить шедевр или реликвию, помещенные в убогом пространстве.

Итак, в определенном смысле, музей продает пространство, поскольку пространство музея обладает свойством наделять вещи смыслами и  ценностными значениями. Кроме этого, он предлагает:

а) экспозиции и  выставки;

б) программы - например, циклы экскурсий, лекций, а также  кружки, студии и т.д.;

в) специальные  мероприятия или события;

г) услуги, ассортимент  которых определяется возможностями  его коллектива и инфраструктуры;

д) авторские  права на воспроизведение предметов, входящих в его собрание;

е) сувениры - качественные и неслучайные - желательно, снабженные фирменной маркой музея, или (если это  копии, хранящихся в музее предметов) сертификатом, удостоверяющим точность их воспроизведения;

ж) книги, каталоги, буклеты и другую полиграфическую  продукцию - непосредственно по теме музея или по близким темам, - а  также видеофильмы, слайды, и прочие издания, использующие современные  информационные технологии.

Описывая структуру  маркетинговой деятельности, обычно придерживаются схемы, включающей четыре основных элемента:

1) продукт;

2) цена;

3) реклама;

4) место.

Уже было сказано  о продукте музея, который во многом является символическим, и о необходимости  определения основных категорий  партнеров и потребителей. Но помимо этого надо еще решить, как продавать  этот продукт, где его продавать  и почем.

Вопрос о ценах  является наиболее тонким и неоднозначным  во всей маркетинговой деятельности. Для увеличения доходов можно  использовать разные, порой прямо  противоположные ценовые стратегии. Так, агрессивное увеличение входных  цен может оказаться успешным по отношению к платежеспособной публике, но отпугнет малоимущих. Поэтому, назначая высокую стоимость входных  билетов, музеи должен делать это  дифференцированно, предусматривая льготы для отдельных категорий посетителей, объявляя бесплатные дни, продавая относительно недорогие годовые билеты для  постоянных посетителей и т.д.

В музее, где  средства презентации являются неотъемлемой (иногда - самой существенной) частью продукта, очень важную роль играет реклама. Она срабатывает не только в качестве непосредственного стимула  посещения (увидел рекламу - пошел в  музей), но и на этапе последействия - как средство суммирования и оформления впечатлений. Долговременный эффект музейной рекламы, способствующей формированию имиджа музея, является не менее (если не более) важным, чем ее сиюминутный  эффект.

Реклама - это  не только выносные щиты с информацией  о работе музея. В принципе, в этой роли может выступать любой музейный продукт - и каталог, и сувенир, и  видеофильм, купленные в музейном киоске, и даже целлофановый пакет, в который они упакованы.

Итак, чтобы выработать маркетинговую стратегию музея, надо определить его цели и аудиторию, а затем найти правильный баланс продукта, цены, рекламы и места.

3. Особенности  маркетингового подхода в музейной  деятельности

Многие музеи  имеют трудности в осознании  необходимости развития маркетингового подхода в их деятельности. Консультант  Уил Филипc (Will Phillips) написал в 1996 году статью "Связывая объекты с аудиторией" ("Linking Objects with Audience"). «Так сложилось исторически, что основу деятельности музеев составляли сбор и понимание объектов и образцов, но не аудитория. В результате музейная стратегия разворачивалась в поле мечтаний: "Собери это, и они придут". Но сегодня, как замечает Филипс, желания и ценности аудитории должны стать основными фокусами, если музеи хотят привлечь к себе больше посетителей. Новым девизом для музеев должен быть "Знай их, и они придут».

Внедрение этого  «правильного» подхода не значит, что придётся заменить выставку на водный аттракцион. Но это может означать, что эту выставку нужно открывать по вечерам в пятницу или послеобеденные лекции по выставке во вторник лучше заменить на интерактивные мастерские по субботним утрам.

И, может быть, настало самое время добавить больше скамеек в выставочное  пространство или ещё какие-нибудь необходимые детали, создающие комфорт  для посетителя.

Знать, уважать, отвечать.

Знать, уважать  и отвечать желаниям и нуждам аудитории - ключ к эффективному маркетингу в  музеях.

По словам Филипса, «аудитория требует так много  уважения и внимания, словно это  музейные предметы, к которым музейщики  относятся с особой любовью».

Развитие маркетингового подхода требует взгляда на аудиторию  как на потенциальных клиентов через  их глаза, и внедрение наших возможностей и программ, соответствующих их нуждам и желаниям. "Аудитория" - это  не только посетители. Эффективный  музейный маркетинг требует от нас  объединения наших собственных  потребностей и желаний с потребностями  и желаниями нашей аудитории - всей аудитории - для того, чтобы  создать условия, которые удовлетворяли  бы их желаниям и вашим собственным.

Многие музеи  делают ошибку, когда приравнивают понятие "аудитории" только к "посетителям". В реальности работники музея, спонсоры и дарители, волонтёры тоже являются аудиторией. Воспринимая их в этом качестве - как клиенты - позволит быть более разумными. И это также  подготавливает почву для маркетинга, который постепенно становится неотъемлемой частью деятельности музея. Маркетинг  не должен быть после.

К сожалению, большинство  организаций отводят маркетингу статус второго плана, путая его  с "промоушн" (продвижение), которое, по сути, является лишь одним из его  компонентов.

Выставки, специальные  события, образовательные программы  и другие новые услуги зачастую планируются  перед тем, как проводится маркетинг. «Продукт» задумывается и развивается  в вакууме, а затем подбрасывается тем, кто занимается маркетингом, чтобы  «продать» его. Такой "неправильный" подход снижает важность маркетинга, ограничивает его эффективность  и способствует формированию определённого  страха и пренебрежения этой деятельностью, которые превалируют сегодня  во многих культурных учреждениях.

Чтобы избавиться от этих страхов и внедрить маркетинговый  подход необходимо, чтобы все в  организации стали так называемыми "посредниками" в маркетинговом  процессе.

Во-первых, все  должны понимать, что такое маркетинг  в действительности, и что он поддерживает миссию, а не подрывает её.

Во-вторых, маркетинг  должен стать неотъемлемой функцией и частью музейного планирования.

В-третьих, необходимо создать атмосферу, где любые  идеи могли бы свободно высказываться. И только тогда "неправильный" метод будет заменён на "правильный".

4. Маркетинговая  работа в музе: функции, задачи  и принципы

Таким образом, применительно к музейной деятельности маркетинг можно определить, как  стратегический подход, служащий для  достижения общих целей музеев в  условиях рыночной экономики.

Маркетинг - это  способ переосмыслить роль музея, повысить эффективность его работы и удовлетворить  потребности организации, не жертвуя  при этом его философией, миссией  и целями.

Согласно закону Российской Федерации «О музейном фонде  Российской Федерации и музеях в  Российской Федерации» музей является некоммерческим учреждением культуры, созданным для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций. Поэтому  музеи в Российской Федерации  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность для достижения данных целей, это значит, что без использования  принципов маркетинга музеям не обойтись, и такие понятия как товар, цена, сбыт, продвижение, паблик рилейшнз, фандрейзинг имеют право на использование  в музейной практике.

Несмотря на то, что Устав ИКОМ определяет музей  как некоммерческое учреждение, маркетинговые  технологии все активнее входят в  музейную сферу. Ведь «некоммерческий» характер деятельности музеев не означает запрет на получение прибыли, а лишь накладывает определенные ограничения  на ее использование: заработанные средства музей должен направлять на свое развитие, а статус некоммерческой организации  обеспечивает ему в ряде случаев  налоговые льготы.

Музейный маркетинг  является тем действенным инструментом, который позволяет не только определять, прогнозировать и удовлетворять  нужды потребителей музейных услуг, но в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно  их формировать. В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях, музейный маркетинг привлекает ресурсы в  двух формах:

- прямой -- за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

- опосредованной -- за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований.

Информация о работе Особенности музейного маркетинга