Музейный маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование роли маркетинга в оптимизации деятельности современного музея и разработка теоретических основ внедрения маркетинговой стратегии в развитии музея.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………3

1 Общие функции, задачи и принципы маркетинга…………………..………5

2 Концепция развития музейного маркетинга…………………………..……8

2. 1 Особенности маркетингового подхода в музейной деятельности….13

2. 2 Маркетинговая работа в музее: функции, задачи и принципы……..15

2. 3 Особенности применения принципов маркетинга в музейной работе..18

3 Проблемы и пути решения музейного маркетинга……………………….19

4 Исследование Краеведческого музея города Комсомольска-на-Амуре...25

4. 1 Методы улучшения маркетинговой политики краеведческого музея...27

Заключение……………………………………………………………….……..30

Список использованных источников……………………………………..…..32

Файлы: 1 файл

курсовая мт.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

          Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный

Технический университет» 
 
 
 

Факультет Социальный

Кафедра «Социальной  работы» 
 
 
 
 
 

                                     КУРСОВАЯ РАБОТА

                          по дисциплине «Маркетинг в  туризме»

                                  Музейный маркетинг 
 
 
 
 

Студент группы 8 ТР                                                        Е.Ю.Марченко

Преподаватель                                                                  Л.В.Афанасьева 
 

                                                   2011

                                            Содержание

                                                        

Введение……………………………………………………………….…………3

1 Общие функции, задачи и принципы маркетинга…………………..………5

2 Концепция развития музейного маркетинга…………………………..……8

   2. 1 Особенности маркетингового подхода в музейной деятельности….13

   2. 2 Маркетинговая работа в музее: функции, задачи и принципы……..15

   2. 3 Особенности применения принципов маркетинга в музейной работе..18

3 Проблемы и пути решения музейного маркетинга……………………….19

4 Исследование  Краеведческого музея города  Комсомольска-на-Амуре...25

   4. 1 Методы улучшения маркетинговой  политики краеведческого музея...27

Заключение……………………………………………………………….……..30

Список  использованных источников……………………………………..…..32 
 
 
 
 
 

 

                                         Введение 

     Сокращение  государственного финансирования и снижение количества посетителей в связи с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны, повлекли за собой потерю музеями уверенности в завтрашнем дне.

     Постепенно  музеи осознали, что если они хотят  избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как перенять некоторые из методов, практикуемые коммерческим сектором.

     Музеи становятся интерпретаторами и хранителями ресурсов, которые, приходя из прошлого, часто помогают людям найти вдохновение в настоящем, вселяют уверенность в будущее.

     Учитывая  традиции, музеи адаптируются к требованиям XXI столетия. Новые факторы начинают определять условия деятельности музеев. Музеям необходимо пережить те кардинальные перемены, которые произошли в сфере культуры в целом, научиться проявлять предприимчивость и самостоятельность в добывании дополнительных средств к государственному финансированию. Чтобы избежать финансовых неудач, эффективно конкурировать на рынке досуга, привлекать внимание туристов, создавать дополнительные возможности для образования, музеям необходимо использовать технологии деловой активности. Новая стратегия выживания принесла в традиционный музейный язык новые понятия: менеджмент и маркетинг, которые способствуют организации современного музейного дела и управлению музейной деятельностью, что относится к прикладному музееведению [1, c.140].

     Многие  специалисты и руководители музеев, также как и посетители, весьма неоднозначно воспринимают термин «музейный маркетинг». Естественно, что многие опасаются, что результатом музейного маркетинга может стать голый меркантилизм, отход от ценностей и снижение музейных стандартов.

     Актуальность  поставленной проблемы определяется:

     - объективной потребностью утверждения  в новых рыночных условиях  новой социально-культурной роли современного музея;

     - недостаточностью изученности специфики  музейного маркетинга, призванного  укрепить традиционные формы управления музеем;

     - сложностью построения взаимосвязей  внутренней и внешней среды  музея, влияющих на продвижение  его услуг и повышения культуры  потребителя; 

     - отсутствием оценки внутренних  ресурсов музея с учетом восприятия его потребителем.

     Целью работы является исследование роли маркетинга в оптимизации деятельности современного музея и разработка теоретических основ внедрения маркетинговой стратегии в развитии музея.

     При написании работы были поставлены следующие задачи:

     - раскрыть содержание, особенности,  цели, задачи и перспективы развития маркетинговой деятельности в социально-культурной сфере;

     - определить роль, содержание и  функции музейного маркетинга  в процессе создания и продвижения  услуг музея с целью повышения  его конкурентоспособности.

     Таким образом, рассмотрение особенностей музейного маркетинга становится на сегодняшний день весьма актуальным не только с теоретической, но и с практической точки зрения. И основой для такого рода рассмотрения должны стать принципы и организационные задачи музейного маркетинга, которые мы избрали темой данной работы. 
 
 

 

1 Общие функции, задачи и принципы маркетинга 

     Маркетинг прочно вошел в деловую жизнь  развитых стран. В последние годы, в нашей стране, при переходе к  рыночной экономике многие организации  часто стали обращаться к маркетингу и приемам его использования в российских условиях.

     Для выдвижения идеи маркетингового управления в сфере культуры объединим принципы функционирования классического маркетинга со спецификой управленческой и производственно-хозяйственной деятельности учреждений культуры, так как подходы к управлению деятельностью учреждений культуры на основе функциональных задач классического маркетинга способны решить многие существующие административные и организационно-экономические проблемы на данном этапе.

     Поэтому, экономисты разных стран и взглядов дают различные толкования понятия  «маркетинг». По этой причине, основное понятие маркетинга имеет множество формулировок.

     К настоящему времени известно более  двух тысяч определений маркетинга, в которых даются общие характеристики его сущности. При анализе основной сущности формулировок маркетинга, которые предлагают различные специалисты в этой области, наблюдается их идентичность и адекватность.

     В экономической литературе последних  лет имеется множество формулировок, хотя все они замыкаются на одинаковом содержании и единой сущности.

     Существуют  широкие и узкие, краткие и  полные определения понятия «маркетинг»[2,c.142].

     Маркетинг – это:

     - наука руководить предприятием  так, чтобы достичь высоких  результатов, удовлетворить потребность с наименьшими затратами;

     - средство ликвидации дефицита, т.е.  потребности в чём-либо.

     - выражение ориентированного на  рынок управленческого стиля  мышления, для которого характерен  творческий, комплексный и нередко  агрессивный подход;

     - вид деятельности;

     - функция управления фирмой;

     - философия деятельности фирмы;

     - наука;

     - учебная дисциплина;

     - ориентация продавца-изготовителя  на рынок, на потребителя;

     - деятельность по обеспечению  наличия товаров в нужном месте  в нужное время по подходящей цене.

     В функциях проявляется содержание маркетинговой  деятельности. Множество функций  сводятся в четыре блока:

     1) Аналитическая функция:

     - изучение рынка в целом, общей  ситуации в стране, регионе, отрасли;

     - изучение потребителей;

     - изучение конкуренции и конкурентов;

     - изучение поставщиков и партнёров;

     - изучение посредников по сбыту;

     - изучение товара и спроса;

     - изучение внутренней среды предприятия.

     2) Производственная функция:

     - участие в создании новых товаров;

     - участие в производстве;

     - участие в МТ снабжении;

     - участие в управлении качеством  и конкурентоспособностью новой  продукции.

     3) Сбытовая функция:

     - организация системы товародвижения;

     - организация сервиса;

     - формирование спроса и стимулирование  сбыта;

     - проведение товарной политики;

     - проведение ценовой политики.

     4) Управление и контроль:

     - организация маркетинговой службы;

     - информационное обеспечение маркетинга;

     - организация оперативного стратегического  планирования на предприятии  с ориентацией на рынок;

     - организация управленческих связей службы маркетинга;

     - организация контроля в области  маркетинга.

     Перечисленные функциональные задачи делятся на группы:

     - аналитикооценочные;

     - планово-стратегические;

     - исполнительские.

     Выполняются службами маркетинга в полном объёме или в кооперации с другими службами. Эффективно выполнять все функции маркетинга не в состоянии ни одно предприятие, поэтому обращается к услугам других специализированных фирм.

     Принципы  маркетинга частично содержаться в его определениях:

     - производство продукции на основе изучения потребностей для удовлетворения реальных потребностей конкретных потребителей;

     - объединение деятельности всех  звеньев предприятия в одну  систему с нацеленностью всех  их на конечный результат, на то, что нужно потребителю;

     - достижение долговременной эффективности предприятия, за счёт создания своевременных производственных заделов;

     - активная адаптация производителя  к меняющимся условиям среды;

     - стимулирование потребностей и воздействие на них;

     - постоянная рентабельность предприятия за счёт сочетания оперативных и стратегических решений и управление заделами.

     В области маркетинга действуют два принципа менеджмента:

Информация о работе Музейный маркетинг