Музейный маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование роли маркетинга в оптимизации деятельности современного музея и разработка теоретических основ внедрения маркетинговой стратегии в развитии музея.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………3

1 Общие функции, задачи и принципы маркетинга…………………..………5

2 Концепция развития музейного маркетинга…………………………..……8

2. 1 Особенности маркетингового подхода в музейной деятельности….13

2. 2 Маркетинговая работа в музее: функции, задачи и принципы……..15

2. 3 Особенности применения принципов маркетинга в музейной работе..18

3 Проблемы и пути решения музейного маркетинга……………………….19

4 Исследование Краеведческого музея города Комсомольска-на-Амуре...25

4. 1 Методы улучшения маркетинговой политики краеведческого музея...27

Заключение……………………………………………………………….……..30

Список использованных источников……………………………………..…..32

Файлы: 1 файл

курсовая мт.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Музей это не благотворительное учреждение и не имеет 100%-го источника финансирования, поэтому ему приходится оказывать  свои услуги платно. Такую цель ставят перед музеями все руководители, однако не всем руководителям удается  зарабатывать достаточно средств на поддержание какой-либо статьи расходов музея. Причиной тому неэффективность или низкая эффективность применяемых методов.

     Таким образом, первое и второе определение  маркетинга наилучшим образом характеризует  проблемы музейного учреждения и  как следствие их преодоление с помощью маркетинга.

     Однако  теперь необходимо рассмотреть в  какой степени маркетинг применяется  в деятельности музейных учреждений сегодня.

     Те, кто утверждают, что при управлении музеем не используют маркетинг, очень  ошибаются. Самым распространенным маркетинговым методом является – реклама. Невозможно найти музей, который бы в своей деятельности не использовал какие-либо виды рекламы. Чтобы разобраться в верности нашего утверждения, необходимо рассмотреть разные варианты действий руководства музея и его сотрудников и доказать, что некоторые виды рекламы уже заложены в их служебных функциях.

     Итак, как же все это происходит в  реальной жизни: первоначально необходимо разделить рекламу на прямую и  косвенную[11,c.560].

     К прямой рекламе относятся:

     - оплаченная реклама в прессе, на телевидении и радио;

     - размещение плакатов и щитовой  рекламы по городу.

     Правда, такую рекламу могут себе позволить  только лишь более или менее обеспеченные музеи. Те же, кто не может позволить  методично использовать вышеперечисленные виды рекламы применяют на практике виды косвенной рекламы.

     К косвенной рекламе относятся:

     - почтовая (директ-мейл) и телефонная  реклама;

     -информирование средств массовой информации о предстоящей презентации или открытии выставки, проведение праздника (паблик рилейшнз).

     Если  же рассматривать должностные функции  работников музея, то таким примером может являться экскурсовод, когда  он проводит экскурсию посетителям  он непосредственно рекламирует  музей и то, чем он занимается (это прямая реклама), а когда посетители рассказывают о своих впечатлениях от посещения музея другим людям, то соответственно также рекламируют музей, давая качественные оценки (косвенная реклама).

     Итак, результаты показывают, что на всех уровнях управления (директор, научный сотрудник и т.д.) применяют рекламу в своей деятельности, а, следовательно, используют маркетинг. Если сотрудники музеев уже применяют маркетинг в своей деятельности, то почему вопрос об эффективном использовании маркетинговых постулатов в музейных учреждениях сегодня остается открытым. Ответ напрашивается сам собой, маркетинг используется недостаточно, так как он не сводится лишь к рекламе (она занимает 10-15 % от всего маркетинга), интуитивно, разрознено, со всевозможными искажениями и как результат, маркетинговая деятельность не эффективна и результаты не высоки. Да и нелепо ожидать каких-либо положительных результатов. Как правила в музеях нет специалиста, который бы отвечал за маркетинг, был бы профессионалом, а это означает «корабль есть, а как управлять им никто не знает». Следовательно, необходимо научиться эффективно, управлять маркетингом, только тогда будут по-настоящему заметны результаты от применения маркетинга в деятельности музейного учреждения.

     Управление  маркетингом включает в себя анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных сделок с покупателями ради достижения целей организации.

     Эффективность управления маркетингом заключается  в том, что музейные руководители должны обращать свое внимание, прежде всего на:

     - использование новейших достижений  в мировом музейном деле;

     - принимать активное участие в  местных, региональных, всероссийских  и международных акциях (праздничные  мероприятия, гранты, конференции и многое другое);

     - изучение потребителя, мотивов  его поведения на музейном  рынке;

     - исследование продукта (изделия  или вида услуг);

     - анализ форм и каналов сбыта  продукции, а также объема оказываемых  услуг;

     - изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;

     - выявление особенностей рекламной  деятельности, определение наиболее  эффективных способов продвижения  музейного продукта на рынке;

     - изучение своей «ниши» рынка  (области, в которой музей имеет  наилучшие возможности в сравнении с потенциальными конкурентами) в целях реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения контактной аудитории[12,c.490].

     Необходимо  отметить что, действующая поныне схема  «музей – посетитель», слабо говоря, устарела. Музейная деятельность не ограничивается узкими рамками в лице посетителя. Посетители - это лишь небольшая часть тех, для кого должен работать музей. Многие люди могут никогда не быть посетителями музея, но будут являться потребителями его услуг (например, покупая альманахи, журналы, коллекции в фотографиях и многое другое), поэтому, рассматривая деятельность музеев и его эффективность необходимо концентрировать внимание не на посетителях, а на потребителях музейных услуг (контактных аудиториях).

     Сравнительно  новым этапом стало объединение теории маркетинга и теории менеджмента, породившее рыночную концепцию управления, где маркетинг выступает посредником между музеем и потребителем, помогая музейному учреждению рекламировать свои услуги, поддерживать связи с общественностью, изучать рынок и своевременно реагировать на малейшие его изменения. Интересным на наш взгляд представляется модель взаимоотношений по И.Вернеру, о которой упоминает Романов в своей книге «Маркетинг», где показываются три объекта, на которые должна быть ориентирована деятельность музея. От этого зависит эффективность управления маркетингом в музее.

 

4 Исследование Краеведческого музея города Комсомольска-на-Амуре 

     В нашем городе существует ряд музеев разного рода направления, которые  осуществляют свою деятельность на протяжении многих лет. Все они отличаются друг от друга своей направленностью в искусстве, экскурсиях, выставках и т. д. Каждый из них находится под руководством муниципалитета г. Комсомольска-на-Амуре и осуществляет свою маркетинговую политику для привлечения большего числа потенциальных клиентов.

     В данной работе мы рассмотрим один из самых  популярных музеев города Комсомольска-на-Амуре  – Краеведческий музей. Для начала мы разузнаем немного из истории  создания музея  и направленность деятельности.

     Городской краеведческий музей был создан в 1935 г. по инициативе первостроителей города, прибывших возводить город в 1932 году. В 1938 г. созданный на общественных началах музей открыл свои двери для посетителей. 10 апреля 1939 г. музею был присвоен статус государственного учреждения в подчинении Министерству культуры РСФСР. В годы Великой Отечественной войны музей не работал и, к сожалению, многие экспонаты были утрачены. В 1947 г. город отмечал 15-летие, была организована юбилейная выставка, материалы которой легли в основу экспозиции государственного городского краеведческого музея. За годы своего существования музей пережил 5 реконструкций и ряд значительных реэкспозиций.

     Основными направлениями деятельности музея  являются научно-исследовательская  работа, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная и научно-просветительная работа. Эту деятельность осуществляют 5 отделов музея: 3 экспозиционных отдела, научно-просветительный и отдел фондов. В фондах музея хранится свыше 65 тыс. музейных предметов, составляющих археологическую, этнографическую, естественно-научную, историко-бытовую, фотодокументальную коллекции, раскрывающих историю развития Приамурья от эпохи палеолита до сегодняшних дней.

       В музее действуют музейно-образовательные  программы для детей, проводятся культурно-массовые мероприятия для гостей и жителей города.

     В настоящее время в фондах музея  хранится около 50-ти тысяч предметов, сложились и формируются разнообразные  коллекции. Среди них:

    • этнографическая коллекция, располагающая предметами из бересты, дерева, кости, металла, ткани (более 1300 предметов);
    • археологическая коллекция, характеризующая развитие жизни на Дальнем Востоке с эпохи мезолита до средневековья (более 6 тысяч экспонатов);
    • естественноисторическая коллекция, позволяющая широко представить уникальную дальневосточную природу
    • гербарии, таксидермические скульптуры, почвенные монолиты и т.д. (около 2 тысяч предметов);
    • изобразительные источники, к которым относятся произведения искусства (более 40 предметов), фото- и негативный фонд (около 8 тысяч предметов), плакат (около 600 предметов);
    • документальный фонд (20 тысяч предметов);
    • документы о строительстве города Комсомольска-на-Амуре в 1930-е годы, являющиеся золотым фондом музея.

     Как вывод, можно заключить, что краеведческий  музей является одной из основных достопримечательностей города Комсомольска-на-Амуре. Но, существует ряд минусов, которые не позволяют привлечь внимание музея у многих местных жителей города и его гостей. Стоит их перечислить:

  1. Неэффективная реклама на телевидении и ограниченное количество печатно-рекламных изданий;
  2. Частота проводимых мероприятий и выставок в музее не велика для привлечения потенциальных потребителей;
  3. Направленность выставок не всегда отвечает актуальным темам жизни людей и событий, происходящих в настоящее время;
  4. Музей имеет довольно маленькую площадь для того, что бы привлечь как можно больше клиентов и предоставить гораздо более обширную наглядную информацию на выставочных стендах.

Наряду  с минусами, как известно, существуют и плюсы. Мы их подробно изучим:

  1. Музей имеет    оборудовано для приема инвалидов;
  2. До сих пор существуют такие образовательные программы, как  "Мой край", "Россия - мое Отечество";
  3. Музей проводит тематические ночные мероприятия для молодёжи;
  4. Вблизи музея расположены  гостиницы и места группового питания;
  5. Существуют знаменательные даты для музея, которые проходят с развлекательной программой, как на территории музея, так и вне его стенах;
  6. Музей предлагает посетителям постоянно действующие программы экскурсий[13].

     Изучив  все положительные и отрицательные стороны, мы пришли к выводу, что активная деятельность музея достаточно привлекательно, но всё - равно требует некую доработку.

     Так как стоимость билетов не велика и доступна почти каждому местному жителю и гостям нашего города, хочется  подметить, что музей имеет большое преимущество. Преимущество заключается в том, что невысокая цена на услуги позволяет как можно больше привлечь внимание посетителей. 

    4. 1 Методы улучшения маркетинговой политики краеведческого музея. 

         Для начала нам нужно разработать план нововведений, которые должны повлечь за собой много положительных моментов. План будет заключаться в том, что расширение видов экскурсий, увеличение рабочего времени музея и повышение квалификации персонала будут способствовать развитию на городском уровне и не только. Главное, вопрос остаётся в том, на сколько это будет финансово приемлемо для музея.

     Во-первых, следовало бы изменить  программу музея. Точнее, сделать  её более обширной и разносторонней. Хоть и принято показывать  культурные гордости своего города и чтить память своих народов-первопоселенцев, но вот жаждущий увидеть чего-то нового клиент, постоянно довольствоваться одним и тем же не будет. Можно, например, осветить проблемы молодёжи «города юности», устроив тематическую фотовыставку; организовать выезд  в примечательные места города, богатые культурным наследием (это может быть экскурсия в какой-либо населённый пункт или выезд на природу, за город, богатый лесными и горными культурами, пародами); устроить пешую экскурсию по городу, освещая малоизвестные народу секреты нашего города и т. д.

Информация о работе Музейный маркетинг