Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 01:03, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать новые подходы к управлению в экспозиционно-выставочной работе в музеях России и Украины, результаты их использования. Для достижения цели ставлю перед собой такие задачи:
Раскрыть содержание, особенности, цели, задачи в маркетинговой деятельности в социально-культурной сфере;
Изучить и проанализировать тенденции экспозиционно-выставочной деятельности в музеях Украины и России;
На примерах успешных зарубежных музеев предложить свои подходы в организации управленческой и маркетинговой деятельности с учётом ресурсов и потенциалов украинских и российских музеев.
Введение…………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Концепция музейного менеджмента и маркетинга
1.1 Особенности маркетингового подхода в музейной и экспозиционно-выставочной деятельности…………………………………………………………6
1.2 Менеджеры культуры………………………………………………………….12
Раздел 2. Музейный менеджмент и маркетинг в музеях Украины и России.
2.1. Современное состояние экспозиционно-выставочной деятельности отечественных музеев………………………………….……..……………………18
2.2 Проблемы экспозиционно-выставочной деятельности музеев Украины и России……………………………………………………………………….……….22
2.3 Предложения и рекомендации по развитию музеев через организацию экспозиционно-выставочной деятельности.............................................................27
Заключение……………………………………………………………………....….29
Список использованной литературы………………………………………………31
ХХ век стал новатором и создателем огромного количества вещей и изобретений, это так же наложило свой отпечаток и на характер экспозиции, на характер восприятия зрителем экспонатов, вообще на тематику самих выставок и собраний. Для искусства музейной экспозиции период 80-90хх гг. явился в известной мере периодом стабилизации, осмысления и совершенствования. В этот период значительно активизировался поиск новых путей развития экспозиции, осмысление процесса их создания во всех аспектах. Встал вопрос определения новых подходов в понимании экспозиции как искусства в общем контексте современной культуры. Если экспозиции прошлых лет тяготели к статическому типу, то последние годы привнесли в музей динамику, выразившуюся не столько в привлечении современных технических средств, сколько в динамизме авторской интерпретации показываемой темы. Кроме того, экспозиция наших дней все больше приобретает черты игры. [13]
Появляются труды по выставочной деятельности, систематизирующие накопленный опыт, дающие представление о труде музееведов из других стран. Все это делает работу музееведа ХХ - ХХI веков более сложной, но и более интересной.
В наше время появляются новые возможности для людей, которые занимаются экспонированием. Тут на помощь приходит техника: фото-, кино, аудио-, компьютерная. Все, что можно сделать в музее с помощью этих видов техники общедоступно, общепонятно (так как является языками-интеграторами массовой культуры). [10] Эти «языки-интеграторы» меняют и саму суть экспозиции, ведь меняется форма передачи информации. Меняется форма передачи информации, меняется и темп построения визуально-вербального ряда (убыстряется, становится более динамичным), увеличивается количество информации, которое интересует зрителя, но и то, что он может воспринять. Это все привело к перенасыщению музейной экспозиции технологиями, что превратило музей в некий такой же функциональный, технически не живой объект, как автомобиль или новейший интерьер (например, экспозиция искусства Древнего Египта музея Метрополитен в Нью-Йорке, экспозиция Музея прикладного искусства в Праге и т.д.)
Кроме того, современная экспозиция отличается масштабностью: экспозиция может располагаться на больших пространствах, включать в себя архитектурные комплексы, так же может включать в себя определенный театральный сюжет, сценарий, т.е. тяготеет к театру, фильму, сюжетному действию. В этой ситуации экспонат, имевший на протяжении уже двух-трех веков главное значение, приобретает глобальное значение, включаясь в различные уровни понимания смысла экспозиции. Кроме того, в современных экспозициях также используются приемы современного изобразительного искусства – коллаж, ассамбляжа в рамках постмодернизма.
Таким образом, современные тенденции выражены в стремлении к синтезу видов и жанров искусства, к соединению всего этого разнообразия, которое предлагает современная культура в экспозицию. Экспозицию, которая будет удовлетворять взыскательный вкус современного посетителя, выросшего на телевидении и Интернете. [4]
Что же касается современных отечественных музеев, то тут несколько иная специфика в силу давящего груза традиций Советского союза. Наш музей лишен того максимума технологий, которыми свободно пользуются на Западе. В этих стесненных условиях музееведы старались и стараются всеми доступными способами привлечь посетителя и составить наиболее привлекательную и интересную коллекцию. [10]
2.2 Проблемы экспозиционно-выставочной деятельности музеев Украины и России.
В Украине действует более 4 тысяч музеев разного статуса и специализации. По количеству и качеству музейных коллекций наша страна потенциально является одним из мощнейших музейных государств Европы и может стать центром мирового культурного туризма. Однако по развитию музейной отрасли наша страна занимает одно из последних мест в Европе. Основной причины кризиса в данной сфере эксперты называют отсутствие должной поддержки со стороны государства. Последние годы музеи получали средства только на содержание охраны, минимальную зарплату сотрудников и частичную оплату коммунальных услуг. Еще одна причина — бездействие самих музейщиков. Их пассивность - следствие существующей и поныне системы управления в сфере культуры. Помехой улучшению кадрового состава в отечественных музеях по сравнению со многими другими странами является сохранение прежней советской системы назначения руководящих кадров музейных учреждений. В зависимости от статуса (национальный, государственный, областной, районный) музеи получают разное финансирование и заработную плату, что автоматически создает проблемы в привлечении молодых специалистов в учреждения без статуса национального. Директоров национальных музеев и заповедников назначает Министерство культуры и туризма Украины, а государственных и коммунальных: местные органы власти - городские и областные управления культуры и туризма. Нередки случаи, когда на должность директора музейного учреждения назначают лиц далеких от проблем музея и без желания их решать. Учитывая инертность и консерватизм музейных работников, актуально стоит проблема назначения на руководящие должности музеев профессиональных управленцев, которые бы работали над успешной реализацией государственной музейной политики. Вышеперечисленные проблемы сказываются и на экспозиционно-выставочной работе музеев.
Многие беды отечественных учреждений культуры происходят от того, что, освоив управление информацией, они не научились управлять с помощью информации, то есть не в полной мере освоили информационный менеджмент. Причины тому - устаревшие административно-командные методы управления и сохраняющийся ценностный подход к своим сокровищам, то есть непонимание менеджмента.
Поиск потенциальных доноров и работа со спонсорами (фандрейзинг) является одной из основных задач музейного менеджмента. Однако в отечественных музеях отсутствуют отделы, или специалисты, которые специально занимаются этим вопросом. Отсутствие государственного стимулирования спонсорства и меценатства сдерживает процесс привлечения внебюджетных средств на развитие музейного дела, хотя существует тенденция возрождения традиций меценатства и спонсорства: в Крыму Благотворительный фонд «Деметра» много лет поддерживает Керченский историко-культурный заповедник, способствует его исследовательский и издательской деятельности. Благотворительный фонд «Развитие Украины» выделил средства на реставрацию Митрополичьего дома на территории Национального заповедника «София Киевская». При Национальном художественном музее Украины действует Фонд содействия развитию НХМУ, работает мастерская по изготовлению рам и издательство «Артания Нова». Обычно спонсоры помогают крупным музейным учреждениям оборудованием, оргтехникой, выделяют средства на отдельные издания и ремонт помещений. [5]
Но есть и положительные сдвиги в этой сфере: музейщики Украины и России осознают свои слабые места и стремятся выйти за пределы своей посредственности. Об этом говорят научные конференции, форумы и благотворительные организации, занимающиеся вопросами повышения квалификации музейных менеджеров. К примеру, в Украине, начиная с 2005 года, общественная организация «Украинский центр развития музейного дела» и Международный благотворительный фонд «Украина 3000» проводят Программу поддержки музейных работников Украины. [8] За время существования программы около 100 музейных специалистов из музеев различных профилей и подчинения из всей Украины стали ее стипендиатами. Проекты Центра носят некоммерческий, благотворительный характер и направлены на развитие музейной сферы страны, развитие коммуникации в профессиональной среде, формирование положительного имиджа музея в стране, налаживание связей украинских специалистов с зарубежными коллегами, распространение музейного мирового опыта по различным аспектам музейной работы в Украине, а также популяризацию национального культурного наследия в Украине и за рубежом. Реализуются такие проекты как «Программа поддержки музейных работников Украины», акции «Музейное событие года» и «Пятизвездочный музей». В 2007 г. Украинский центр развития музейного дела начал создание первой в стране музейной публичной библиотеки для музейных специалистов и всех лиц, интересующихся музейным жизнью. Сегодня среди крупнейших проектов центра, имеющих общенациональные масштабы, можно отметить такие:
С 2005 г. в Украине
начала реализовываться
В России, также как и в Украине, на государственном уровне и на уровне частных начинаний, проектируются и проводятся программы, направленные на развитие музейной отрасли. В музеях проходят научно-практические семинары и лекции на тему новых систем управления, Международные музейные форумы. Ежегодно проводятся межрегиональные конференции «Маркетинг в музеях России» при поддержке Министерства культуры, Союза музеев России и прочих соответствующих организаций. В 2008 году на такой конференции участники обсуждали проблему массовой культуры, с которой конкурируют музеи в вопросах зрительского интереса: по их мнению, население страны больше уделяет внимание увеселительным заведениям и интернету, нежели музеям. Музейщиков там назвали «хранителями «кода» нации» и отметили, что сегодня ни народ, ни власть не знают о сокровищах, старинных зданиях, предметах культуры своей страны, и музей должен собирать и заниматься сохранением таких объектов, а не вести коммерческую деятельность. [11]
Совсем недавно, 1 ноября 2011 года в Эрмитаже стартовал Международный музейный форум. Он прошёл под знаком Года историко-культурного наследия, объявленного главами государств СНГ, и 20-летия образования Содружества. В его работе приняли участие около 300 представителей из музеев 50-ти регионов России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Литвы, Польши. В рамках форума прошли дискуссии по темам: культурно-историческое наследие и музеи как важнейшие факторы укрепления единого культурного пространства, музейная деятельность в контексте развития «информационной цивилизации», просвещение, воспитание, образование как одни из основных функций современного музея. Выступая на открытии форума, первый вице-премьер Российской Федерации Дмитрий Козак заявил, что расходы на содержание российских музеев будут увеличены. По его словам, российское правительство всегда поддерживало и будет поддерживать музеи России. Вице-премьер отметил, что музей сегодня является связующим звеном между наследием цивилизации и современным человеком.
2.3 Предложения и рекомендации по развитию музеев через организацию экспозиционно-выставочной деятельности.
Вышеперечисленные мероприятия
теоретически могут решить многие проблемы,
связанные с недоразвитостью
системы менеджмента и
Если в европейских странах большое внимание уделяется наличию в музеях кафе и ресторанов, магазинов сувениров и другой продукции, необходимой для удовлетворения потребностей клиентов, то в Украине недостаточно развиты практики предоставления музеями сопутствующих услуг, что негативно отражается на уровне их посещаемости. Задача музейного маркетинга - повышение популярности заведения, содействие формированию национальной идентичности через проведение лекций, курсов, экскурсий на иностранных языках, обучение школьников, создание передвижных выставок, музейные магазины и тому подобное.