Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:45, реферат
Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том - что и как отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об искусстве как важнейшей части искусства), не только в развитии охранительных тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме, - но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающую новую почву для своего развития.
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Культура первой половины XX в…………………………………………….4
2.1. Основные тенденции в развитии искусства и литературы первой половины XX в…………………………………………………………….4
2.2. Новые художественные течения в искусстве: авангардизм…………….7
2.3. Литература критического реализма…………………………………….10
2.4. Фундаментальные науки………………………………………………...12
2.5. Научный, технический, общественный прогресс и общественная мысль……………………………………………………………………...14
3. Литература и искусство в период между двумя мировыми войнами…….17
3.1. Особенности развития литературы и искусства в 20—30-е гг………..13
3.2. Литература………………………………………………………………..19
3.3. Изобразительное искусство……………………………………………...21
4. Культура второй половины XX в……………………………………………24
4.1. Наука и техника…..………………………………………………………24
4.2. Культура: новые явления………………………………………………...26
4.3. Реализм и модернизм в литературе. Искусство кино………………….28
4.4. Искусство…………………………………………………………………31
5. Заключение…………………………………………………………………...35
6. Литература……………………………………………………………………36
Научно-технический прогресс положил начало формированию новых стилевых направлений в искусстве — супрематизма, конструктивизма, рационализма. Становление конструктивизма было продолжением супрематизма К. Малевича. Конструктивизм противостоял отвлеченной философичности супрематизма Малевича, стремясь с помощью беспредметной формы найти компромисс искусства и техники. В России это направление (Б. Татлин, А, Родченко, Л. Лисицкий) сыграло важную роль в архитектурном искусстве, дизайне и строительстве. В Москве с того времени осталось немало зданий, созданных в стиле конструктивизма. Проекты и эскизы русских архитекторов оказали немалое влияние на крупнейших западноевропейских зодчих Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ.
Созданная В. Гропиусом в Германии школа «Баухауз» (1919—1932) провозглашала единство всех искусств, отвергала традиционные различия между ремесленником и художником, стремясь создать новые связи между ремеслами, промышленностью, производством и науками, между художественным творчеством и технической творческой мыслью. Его лаборатория дизайна разрабатывала проекты для промышленности. С приходом фашистов к власти в Германии школа прекратила свое существование, но ее деятели продолжали свое творчество в эмиграции.
Наряду с этим поворотом к «вещественности», а также к реализму в первые послевоенные годы почти во всех отраслях искусства и творчества просматривается характерная черта — устремленность в будущее, чаяние мирового расцвета и духовного преображения мира посредством искусства.
Кандинский мечтал о создании храма Всемирной утопии, Ле Корбюзье строил город-сад в окрестностях Бордо во Франции. Однако реальная жизнь не давала оснований для оптимизма. В это время расцветает и жанр антиутопии (Е.Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).
Ужасы Первой мировой войны, ее тяжелые последствия и в целом условия послевоенного крутого исторического излома породили в Европе движения протеста против действительности и самого искусства. В конце войны и в первые послевоенные годы на смену кубизму, футуризму и экспрессионизму приходят новые течения — дадаизм и затем сюрреализм.
Культура второй половины XX в.
Наука и техника.
После окончания Второй мировой войны развитие экономики и культуры в европейских странах, США, Канаде, Японии осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Значительные научные силы и средства были брошены на овладение атомной энергией, на развитие средств транспорта (особенно реактивную авиацию), нефтехимической промышленности. Машиностроение и автомобилестроение также оказались приоритетными сферами развития производства. Создание ракетных двигателей и полет первого космонавта Юрия Гагарина положили начало освоению космического пространства.
Новые перспективы в научных исследованиях и разработках открыло создание американским ученым Н.Винером кибернетики — науки об обратной связи, получении, обработке и передаче информации. Решительный скачок совершила радиоэлектроника, были созданы новые типы радиоаппаратуры и телевизоров. Крупные открытия были сделаны в генетике и биотехнологии. Было изучено строение молекулы ДНК, созданы новые виды лекарственных препаратов. Генная инженерия вышла за пределы лабораторий. Ее открытия стали применяться в сельском хозяйстве, медицине.
На основе научных разработок и их внедрения в производство уже в первые послевоенные годы была создана новая материальная база для массового производства товаров длительного пользования (автомобили,
холодильники, телевизоры, радиоаппаратура, другая бытовая техника). В 70—80-е гг. началась новая фаза научно-технической революции. Ее важнейшие признаки: дальнейшее соединение науки с производством и превращение науки в непосредственную производительную силу; резкое
сокращение сроков от изобретения и научного открытия до их внедрения в производство.
В 1971 г. фирма «Интел» создала мини-процессор.
Благодаря этому в 1976 г. был изобретен компьютер, созданы новые типы электронных вычислительных машин, гибкие производственные системы, производственная автоматика. Появились новые синтетические материалы,
которых не существует в природе. Атомные электростанции стали играть важную роль в энергетическом балансе многих стран мира. Широкое применение получили радары, лазеры, стекловолоконные линии связи. Новый уровень техники и науки олицетворяют собой персональный компьютер, космические станции, сверхзвуковая авиация, сверхскоростные поезда и мировая информационная сеть.
Таким образом, научно-техническая революция XX в.преобразует все главные элементы производительных сил: орудия труда (автоматы, «безлюдные» в перспективе производства), предметы труда (искусственные материалы), источники энергии (АЭС). Эти революционные процессы создают новую материально-техническую базу для долгосрочного прогресса современной цивилизации. В то же время НТР требует образованного, квалифицированного работника, творческую личность.
Культура: новые явления.
В последней трети XX в. одной из самых важнейших тенденций развития цивилизации и массового сознания стало взаимосближение и взаимодействие традиционных форм культуры и обиходной жизни. НТР делает культурные ценности доступными самым широким слоям населения.
В системе образования всех развитых капиталистических стран продолжали преобладать тенденции, вызванные требованиями НТР: быстрый рост среднего и высшего образования, преодоление его элитарности, расширение подготовки инженерно-технических и технико-экономических научных кадров. Утверждается концепция непрерывности образования. Школы, специальные и высшие учебные заведения оснащаются обучающими машинами, специальными электронными лабораториями, автоматами для тестирования и обучения, телевизорами с обратной связью, магнитофонами и видеофонами. В 70—90-е гг. в странах высокоразвитого капитализма произошло качественное насыщение быта новейшим электронным оборудованием, прежде всего персональными ЭВМ, которые позволяют в домашних условиях не только планировать и контролировать семейный бюджет, разыгрывать видеоигры, заполняя досуг, но и приобретать более прочные навыки работы с компьютерами, изучать различные технические и экономические дисциплины, иностранные языки, обрабатывать тексты, получать информацию из банков данных, подключившись к телефонной сети. К традиционным и ставшим привычными предметам бытовой электроники (радиоприемник, телевизор, проигрыватель, магнитофон) в последние годы добавились новые аппараты: видеомагнитофоны, лазерные видео- и звуковые проигрыватели, домашние ЭВМ. За 70— 80-е гг. стоимостный объем выпуска этой аппаратуры в шести ведущих капиталистических странах (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия) увеличился более чем в 7 раз. В 1987 г. уровень насыщения цветными телевизорами семей в западноевропейских странах превысил 85%, а в США — 94% . Широкий доступ населения к средствам информации и разного рода развлечениям сопровождался дальнейшим распространением «массовой культуры», рассчитанной на вкусы и стереотипы массового сознания. Производство культурной продукции и «индустрия развлечений» были поставлены на коммерческий поток, превратились в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы. «Массовая культура» способствовала приобщению к плодам культуры широких слоев населения, но часто в ее примитивных проявлениях на уровне «развлекательства».
Реализм и модернизм в литературе.
Искусство кино.
Общественно-политический подъем первых послевоенных лет привел к усилению реалистических традиций в литературе и искусстве.
Нобелевскими премиями в области литературы были отмечены французские писатели-реалисты старшего поколения А. Жид и Ф. Мориак. Широкую известность получили произведения участника Сопротивления, коммуниста, поэта П. Элюара.
В Италии большое влияние на литературу и кинематографию оказал возникший в первые послевоенные годы неореализм. Первым произведением и своеобразным художественным манифестом неореализма был фильм режиссера Р. Росселини «Рим — открытый город» (1945). С беспощадной правдивостью он показал страдания и мужество участников итальянского Сопротивления. Затем в Италии появился еще целый ряд неореалистических
фильмов, получивших высокую оценку: «Похитители велосипедов» (режиссер Б. де Сика), «Дорога надежды» (режиссер П. Джерми), «Земля дрожит» (режиссер Л.Висконти), «Нет мира под оливами» (режиссер Дж. де Сантис) и др.
В последующие десятилетия важные тенденции в мировом кино стала определять кинематография США. Эволюция проблематики и жанровых особенностей мирового кинематографа — явление сложное и противоречивое. С одной стороны, мощно заявила себя кинематография, связанная с молодежным бунтом 60-х гг., выступлениями против войны во Вьетнаме в конце 60-х — начале 70-х гг., протестом против милитаризации и угрозы ядерной войны. С другой стороны, преобладающее влияние на мировой кинематограф оказывали традиционные развлекательные жанры: фильмы ужасов, гангстерские ленты (в духе «Крестного отца» Ф. Копполы), вестерны, мюзиклы, фантастические картины войн с инопланетянами и пр. В первой половине 70-х гг. экраны мирового кино заполнили фильмы катастроф. Во второй половине 70-х гг. — космические боевики типа «Звездных войн» Дж. Лукаса. В 80-е гг. появляются различные варианты фильмов, вдохновленных фрейдистскими темами изломов человеческой психики. С конца 70-х гг. резко увеличился выпуск видеокассет, ставших гигантским мировым бизнесом. Репертуар видеокассет насчитывает десятки тысяч фильмов из арсенала мирового кинематографа. Однако доминируют США, ставшие основным поставщиком продукции «массовой культуры».
В Западной Германии главной темой первого послевоенного десятилетия была тема преодоления фашистского прошлого. С наибольшей силой она выражена в рассказах Г. Бёлля и в его антифашистском романе «Где ты был, Адам?» (1915). Разоблачение фашистских порядков и защита гуманистических ценностей составляли главное содержание произведений известных немецких писателей, оставшихся в эмиграции: философского романа Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947) и романов Э. М. Ремарка «Триумфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать» (1954), «Черный обелиск» (1956). В США продолжали работать знаменитые американские писатели У. Фолкнер и Э. Хемингуэй, в послевоенные годы получившие Нобелевскую премию по литературе. Модернистская литература первого послевоенного десятилетия часто вдохновлялась идеями экзистенциализма, особенно свойственными ему трагическим ощущением
абсурдности окружающего мира и необходимостью делать выбор перед лицом судьбы. Ведущую роль в литературе этого направления играли Сартр и Камю, которые, не ограничиваясь философскими трудами и публицистикой, выражали свои взгляды в художественной литературе.
В 40-е гг. Сартр написал серию романов, объединенных общим заглавием «Дороги свободы», в которых он исследовал главным образом конфликт между требованиями общественно-политической деятельности и моральными убеждениями своих героев. Еще более активно работал в художественной литературе Камю, удостоенный в 1957 г. Нобелевской премии. В центре его наиболее известного романа-аллегории «Чума» (1947) проблема выполнения долга в обстановке неслыханного общественного бедствия. С начала 50-х гг. на авансцену литературной жизни вновь вышли авангардисты (Э. Ионеско, С. Беккет). В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», которая положила начало так называемому театру абсурда. Герои пьесы, два не понимающих друг друга жалких персонажа, на всем протяжении действия тщетно ожидают некоего Годо, который должен их спасти. Абсурдность этой ситуации должна была, по мнению автора, символизировать абсурдность и бессмысленность человеческого существования. Театр абсурда имел шумный успех, и позднее, в 1969 г., Беккету была присуждена Нобелевская премия в области литературы. В 60—80-е гг. в число самых читаемых в мире поэтов и
писателей вошли выдающиеся представители латиноамериканской литературы X. Борхес, X. Кортасар, Г. Маркес и др.
Искусство.
Неясность исторической перспективы, кризисные процессы, затрагивающие и окружающую среду, и духовную жизнь общества, находят свое отражение в противоречивых течениях современного искусства. Искусство особенно чувствительно к подобным переломным периодам в эволюции общества. В такие периоды нередко происходит смена направлений, развертывается критика уходящих школ и идолов. Искусство не может абстрагироваться от идейного климата, оно ищет контакты с жизнью и отражает своими средствами боль и страхи человека.
После второй мировой войны в изобразительном искусстве начался новый этап, получивший название постмодернизм. Он появился в то время, когда стала реальной угроза уничтожения человеческой цивилизации. Постмодернизм назвали детищем «большого страха».
Смена направлений, стилей, школ выражала поиск новых форм, материалов, приемов и стремление привлечь внимание главным образом элитарной аудитории. Эксперименты в художественном творчестве определялись широким диапазоном — от «нового реализма» до вызывающе скандальных, антихудожественных опытов. В первые два десятилетия после войны выделялись две школы: нью-йоркская и европейская. Нью-йоркская школа (1945— 1960) стала продуктом коллективного творчества американских и европейских (главным образом из Франции и Германии) художников и архитекторов. Виднейшими представителями этого беспредметного искусства, получившего название абстрактный экспрессионизм, стали Дж. Поллок, Арчи Горький, У. Кунинг и др. В европейской школе (1945—1960) ведущую роль играли старые мастера: П. Пикассо, М. Тапи, Ж. Матъе, Ф. Леже, Р. Гуттузо, Ж. Дюбюфе и др.
В 60—70-е гг. своеобразной реакцией на американский абстрактный экспрессионизм явился поп-арт (популярное искусство). По мнению его сторонников, любая вещь может быть предметом искусства. Соединение вещей может дать новое качество — так конструируются коллажи.
Это предметное искусство обращалось к массовому зрителю. В 1962 г. в Венеции состоялась первая выставка («Новый реализм») произведений художников поп-арта. Наиболее известные имена мастеров этого направления: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол (знаменитая картина «Мэрилин», 1964), К. Ольденбург и др. Поп-арт явился полнейшей противоположностью и как бы протестом против идей беспредметного абстрактного искусства.
С середины 60-х гг. приобрело известность новое
направление — оптическое искусство (опарт). Оперируя сложными приборами, создатели оп-арта достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира. Вместе с тем световые эффекты и находки поп-арта охотно использовались при оформлении массовых празднеств и представлений. В этом русле поисков развивалось кинетическое искусство — создание подобия сложных механических устройств. Так, швейцарец Ж. Тингли строил сложные абсурдные аморазрушающиеся машины. В эти же годы в авангардизме активизировались и сторонники концептуального искусства, которые отрицали необходимость создания художественных образов, заменяя их произвольными символами. Концептуальное искусство обращалось к иному «материалу» — к печатной продукции, когда страницы произвольно соединяются на полотне.
В 1969 г. впервые дало о себе знать течение гиперреализма, в основу которого положено фотографическое воспроизведение фрагментов действительности. Лозунг «сверхправдивости» привел представителей этого течения к утверждению абсолютной абсурдности и бездуховности вещного мира.
Сложные процессы происходят в 70—80-е гг. в музыкальной культуре стран Запада. Широкий масштаб приобрела концертная деятельность благодаря системе комплексных культурных центров, созданной в США и европейских странах. Большую роль как центры
музыкальной культуры и концертной деятельности в Соединенных Штатах стали играть университеты. Наряду с академической музыкой и джазом важное место в музыкальной культуре стран Запада продолжала занимать
поп-музыка. В 70—80-е гг. США оставались здесь «законодателями мод». Возникали и сменялись одно за другим различные направления авангардистской музыки (калифорнийский рок, фолк-рок, хэви металл). Стали традиционными фестивали рок-музыки. Музыкально-коммерческая индустрия, особенно в США, в эпоху НТР обогатилась новой материально-технической базой. Она наводнила мировой рынок звукозаписями и
видеозаписями (видеоклипы). Эта экспансия формирует процесс интернационализации массовой музыкальной культуры.