Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:00, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть культуру России в XVII в.
Исходя из этого, мы ставим следующие задачи:
1. Познакомиться с особенностями культуры России XVII в.
2. Изучить основные изменения в просвещении, литературе и общественной мысли.
3. Рассмотреть основные этапы развития архитектуры.
4. Изучить изобразительное искусство данного периода.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Особенности культуры России XVII века………………………………….4
2. Просвещение………………………………………………………………….7
3. Научные знания……………………………………………………………..10
4. Литература и общественная мысль………………………………………..12
5. Архитектура…………………………………………………………………14
6. Изобразительное искусство………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………….19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Челябинский Государственный Педагогический Университет
Контрольная работа
Тема: Культура России в XVII в.
ЧЕЛЯБИНСК
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Особенности культуры России XVII века………………………………….4
2. Просвещение…………………………………………………
3. Научные знания…………………………………………
4. Литература и общественная мысль………………………………………..12
5. Архитектура…………………………………………………
6. Изобразительное искусство………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В последние десятилетия, с распадом СССР Россия находится в переходном периоде. На данный момент происходит переоценка ценностей. Меняется система мировоззрения, происходят изменения во всех сферах жизни общества. Все реформы направлены на демократизацию общества. Большую роль приобретает культура, как идейный вдохновитель, которая поможет выбраться из кризисной ситуации. Поэтому целесообразно будет обратиться к культурному наследию XVII века, когда в России происходила аналогичная социально - политическая ситуация.
Огромное влияние на развитие культуры XVII в. оказали события общественно-политической жизни (Смутное время, народные восстания, раскол, оформление крепостного права, новые явления в экономике). XVII в. – период, когда все эти явления отразились в культуре, в различных ее направлениях.
В этот период происходят существенные изменения, появляются новые жанры в культуре России. Именно на этом этапе были заложены основы для будущей классической литературы, общественной мысли, происходит активное освоение европейских тенденций. Культура XVII в. сыграла огромную роль в культуре России. Многие произведения, созданные в тот период, до сих пор являются культурным наследием России и мирового сообщества.
Цель работы: рассмотреть культуру России в XVII в.
Исходя из этого, мы ставим следующие задачи:
1. Познакомиться с особенностями культуры России XVII в.
2. Изучить основные
изменения в просвещении,
3. Рассмотреть основные этапы развития архитектуры.
4. Изучить изобразительное искусство данного периода.
1. Особенности культуры России XVII века
В истории русской культуры, как и в истории России в целом, XVII столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения, обусловленные глубокими сдвигами в развитии социально-экономических отношений.
В этом столетии, как и в следующем, Россия продолжала оставаться феодальной страной. Феодальный строй, будучи господствующим, продолжал укрепляться, что нашло свое выражение в окончательном оформлении системы крепостного права Соборным уложением 1649 г. Одновременно все большее значение приобретали новые явления в социально-экономической жизни, выразившиеся в развитии общественного разделения труда, росте товарного производства и обращения, в начавшемся процессе формирования всероссийского рынка. Это привело к образованию в недрах феодально-крепостнического строя первых, еще не устойчивых и слабых ростков буржуазных общественных отношений, что позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории.
Противоречивость
Все более заметной становится тенденция в развитии политического строя происходит усиление централизации власти, ее эволюция от сословно-представительной монархии в сторону абсолютизма.
Развитие экономических связей, укрепление государственного единства, объединение больших масс людей в ходе крестьянских войн, длительные воины с внешними врагами, людские потоки, направляющиеся в поисках воли в южные степи и далекую Сибирь, - все это способствовало ликвидации местной обособленности, росту национального самосознания. Обобщение накопленных веками традиций и их распространение вширь, усиление взаимопроникновения и слияния местных говоров, обычаев, особенностей быта вели к развитию общности культуры русского народа. Однако этот процесс только начинался и шел очень медленно. Одним из главных факторов, тормозивших его, было крепостное право, приковывавшее крестьян к земле, а посадских людей – к посадам.
Изменения в общественной жизни предопределили основное направление развития культуры и ее особенности. Главное, что характеризовало содержание культурно-исторического процесса в XVII в., это начавшееся разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути. Шел процесс «обмирщения» культуры, т.е. придания ей светского характера, освобождения ее из-под духовной диктатуры церкви.
Это было связано с ростом демократических тенденций в русской культуре. Церковь теряла ведущую роль в производстве и распространении идей и культурных ценностей, в этот процесс все шире включалось ремесленно-торговое городское население. В его среде формировались все новые идеалы и представления, моральные и эстетические нормы и вкусы, вступавшие в противоречие с аскетическими канонами, утверждавшимися церковью. Крепло представление о самоценности земной жизни с ее радостями и невзгодами, возрастало внимание к самому человеку, к его роли в событиях и в определении собственной судьбы, осознавалось значение его активной деятельности.
Возрастание роли демократических элементов в искусстве, литературе усиливало влияние народной культуры на культуру господствовавшего класса. Литература обогащалась фольклорными сюжетами, литературный язык сближался с живым народным языком. Влияние народного творчества явно проявлялось и в архитектуре, живописи и, безусловно, преобладало в прикладном искусстве. Всюду, куда проникали элементы народного творчества, они вступали в конфликт с традиционными формами и сюжетами.
Государственные потребности, общенациональные интересы, все более осознаваемая необходимость преодоления экономической и культурной отсталости России настоятельно требовали использования достижения европейских стран. С ростом международных политических и экономических связей России ширились и ее культурные контакты с этими странами. О достижениях западноевропейской культуры русские узнавали от своих соотечественников, побывавших за границей в составе дипломатических миссий, с торговыми целями или в плену. Увеличивался приток иностранцев в Россию: купцов, специалистов в различных отраслях производства, поступающих на государеву службу. Все более тесным становилось общение русских людей с иностранцами, исчезала отчужденность русской культуры от западной, характерная для России прошлых веков. Постепенно, хотя и не всегда гладко, преодолевалось насаждавшееся церковью представление о национальной исключительности.
Важным показателем и одновременно условием развития культуры было распространение грамотности и просвещения. Этот процесс стимулировался развитием городской жизни, оживлением торгово-промышленной деятельности, появлением первых мануфактур, расширением и усложнением системы государственного аппарата, ростом связей с зарубежными странами. Особенно вырос уровень грамотности посадского населения. В Москве в 80-х годах XVII в. 24% посадских людей (взрослого мужского населения) были грамотными. Для посадского человека овладение грамотой было необходимо не только для занятий торговлей и ремеслами, оно открывало возможность поступления на службу в какой-нибудь приказ или воеводскую канцелярию.
Заметно распространилась
грамотность в среде
О растущем стремлении к
овладению грамотой свидетельствовали
широкое распространение
Широкое хождение имели также и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике – «цифирные счетные мудрости».
С распространением грамотности повысился спрос на книги, в связи с чем Московская типография значительно увеличила их выпуск. Начали выходить книги светского содержания, среди них «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение». Печатались книги богослужебные и книги религиозного содержания для чтения.
Книга получила широкое
распространение среди самых
различных слоев общества. Значительным
количеством владели
Потребность в образованных
людях приводила к
В 1687 г. было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Руководили им ученые греки братья Софроний и Иоанникий Лихуды, получившие образование Педуанском университете в Италии. Это учебное заведение было открыто для людей всякого чина, сана и возраста и предназначалось для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы. Оно сыграло большую роль в развитии просвещения и образования в России в конце XVII- первой половине XVIII в., из его стен вышли многие видные ученые, ставшие гордостью русской науки.
3. Научные знания
Развитие ремесла и торговли, рост связей с западноевропейскими странами создали предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний. Они носили преимущественно прикладной, практический характер, без теоретического осмысления и попыток привести их в стройную систему. Существенную роль в расширении этих знаний сыграла западноевропейская научная литература.
Новым для XVII в. является появление письменных руководств, обобщавших производственный опыт и помогавших решению практических задач. Письменность становилась важным средством закрепления и распространения производственного опыта и практических знаний.
Одним из таких практических руководств являлась «Книга сошного письма», содержавшая знания в области геометрии и их применения при измерении земельных площадей.
Онисим Михайлов (Родышевский) в 1621 г. составил «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», основанный на иностранных источниках, но существенно переработанный им и дополненный собственными наблюдениями. Составитель обобщил тот практический опыт, который уже имелся у русских пушкарей.
Практическим характером