Культура России XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть культуру России в XVII в.
Исходя из этого, мы ставим следующие задачи:
1. Познакомиться с особенностями культуры России XVII в.
2. Изучить основные изменения в просвещении, литературе и общественной мысли.
3. Рассмотреть основные этапы развития архитектуры.
4. Изучить изобразительное искусство данного периода.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Особенности культуры России XVII века………………………………….4
2. Просвещение………………………………………………………………….7
3. Научные знания……………………………………………………………..10
4. Литература и общественная мысль………………………………………..12
5. Архитектура…………………………………………………………………14
6. Изобразительное искусство………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

культура России 17 век.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Все больший интерес представляет астрономия, об этом свидетельствует распространение в России различных астрономических приборов, в том числе и подзорной трубы, появившейся в 1614 г. в России, где ее использовали для наводки орудий при артиллерийской стрельбе.

Развитие торговли, оживление  дипломатических связей, освоение новых земель способствовали развитию географических знаний. XVII век – век великих русских географических открытий, явившихся большим вкладом в мировую науку. В 1675 – 1678 гг. совершил научную экспедицию в Китай О.Н.Спафарий по материалам экспедиции было составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре». В 1692-1695 гг. голландец Исбрант Идес совершил кругосветное путешествие в Китай по поручению царей Иона и Петра Алексеевичей и составил описание части России в районе границы с Китаем.

Продолжалось исследование Сибири: в 1632 г. казаки добрались до Лены и основали там город Якутск. Елисей Буза спустился по Лене до устья, открыл Яну Индигирку, а Копылов  добрался до Охотского моря (1639) и обследовал его побережье между р.Удою и Тацем. В 1643 г.  Колесников дошел до Байкала. В том же году Поярков открыл Амур, поднялся по Алдану (приток Лены) и спустился по Зее в Амур. В следующем году он спустился по Амуру и вернулся в Лену через Охотское море. Бассейн Амура был исследован в 1650-1651 гг. Хабаровым. В 1654 г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. В 1644 г. Стародухин дошел до р. Колымы. В 1647-1648 гг. Дежнев совершил плавание вокруг восточной оконечности Азии; открыл р. Анадырь.

Проводились исследования и в Центральной Азии. В 1690 г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана.

В ходе географических открытий делаются попытки  составления карт. Первая карта Московского государства  была составлена еще на рубеже XVI – XVII вв. (по одним сведениям – при Иване Грозном, по другим – при Борисе Годунове). В 1640 г. составлена «Роспись Сибирским городам и острогам», а в 1672 – «Чертеж Сибирской земли».

Определенный интерес  появляется в XVII в. к изучению истории. Существуют многочисленные списки различных исторических сочинений – Сказания о ранней славянской истории, повести о начале Москвы, «Повесть об Азовском осадном сидении» и др. Первое печатное историческое произведение, содержащее краткий обзор русской истории с древних времен до 70-х гг. XVII века, - «Синопсис Иннокентия Гизеля» – появилось в 1678 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Литература и общественная мысль

Происходят большие  изменения в литературе: появляются новые жанры, видоизменяются старые. Постепенно летописная форма изживала себя, уступая другим видам исторических сочинений. Последние летописи – «Новый летописец», Сибирские летописи (или Есиповские по имени дьяка Сибирского архиепископа). В них нет погодной сетки изложения, центральная фигура Сибирских летописей – Ермак Тимофеевич.

Сквозной темой значительного  количества литературных произведений стало осмысление событий смуты («Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря  Авраама Палицына, сочинения Катырева-Ростовцева, Ивана Хворостина, так называемые «Псковские летописи»); обоснование принципов абсолютизма (Юрий Крижанич «Думы политичны», «Политка», Симеон Полоцкий).; проблемы, связанные с экономической жизнью страны (Ю.Крижанич, Б.Морозов, В.Голицын, А.Ордин-Нащекин и др.). К этому времени относится выдвижение идеи самодержавия для блага поданных (Ю.Крижанич). Те же мысли, что и Ю.Крижанич, высказывал С.Полоцкий. Кроме того, он отрицал принцип знатности и родовитости, ценность человека видел не в его происхождении, а в моральных качествах, знаниях и т.д. Рисовал идеальный образ монарха (причем «просвещенного») в своих поучениях, адресованных царю. Заложил основы учения о «просвещенном абсолютизме». Рядом авторов (Ю.Крижанич, Б.Морозов, В.Голицын) делается вывод о важности развития торговли и промышленности для усиления государства, предлагаются проекты преобразований экономики. Один из сторонников экономических преобразований – А.Ордин –Нащокин – автор Новоторгового устава 1667 г., Псковской городской реформы 1665 г. Он стремился провести ряд преобразований, направленных на поддержку купечества, способствующих развитию торговли, ограничению власти бояр, воевод, передаче части административных и судебных функций в руки органа самоуправления, выступал за создание кредитных учреждений.

Происходит сближение фольклора и письменности: появляются первые записи произведений устного народного творчества; литературный язык становится ближе к живому народному языку, очищается от церковной лексики. Для литературы XVII в. характерен переход от исторических литературных героев к вымышленным, создание обобщенных литературных образов. Появляются новые жанры:

- демократическая сатира («О куре и лисице», «Служба кабаку», «Калязинская челобитная» и др.);

- жития постепенно превращаются в биографическую повесть («Повесть о Улиании Осорьиной», автор которой – сын Ульяны, муромский дворянин Дружина Осорьин);

- автобиографическая повесть («Житие» протопопа Аввакума, освещающее события церковного раскола середины XVII в.);

- бытовая повесть («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии»). В бытовой повести центральным становится тема столкновения двух мировоззрений: старшего поколения, стоящего за традиционную семейную, общественную мораль, и молодого поколения, стремящегося к независимости, склонного к инициативе и личной активности. Но авторы XVII в. показывают обреченность героев, невозможность счастливой жизни вне традиционного уклада. Некоторым исключением является «Повесть о Фроле и Скобееве», в которой отсутствует религиозная дидактика.

Широкое распространение получила переводная художественная литература: «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Василии Златовласом», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей…».

В XVII в. появляются силлабические  стихосложения (упорядочено число  слогов в строке, пауза в середине строки, ударение на предпоследнем слоге последнего слова). Первым поэтом и теоретиком силлабического стиха был Симеон Полоцкий (Два сборника: «Рифмологион», «Вертоград многоцветный»). Продолжатели, ученики Полоцкого – Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

 

 

 

5. Архитектура

В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа:

1) первая треть XVII в.  Общий характер архитектуры этого  периода мало отличается от  архитектуры XVI в. Продолжается  строительство шатровых храмов. В 20-х годах проведены работы по восстановлению стен и башен Московского Кремля. Из новых архитектурных тенденций можно отметить появление небольших по объему бестолпных каменных храмов. Но внешняя отделка этих храмов напоминает традиционные крестово-купольные постройки. Постройки этого периода: церковь Покрова в Рубцове (1619-1625) близка по стилю к церквям Годуновского времени; Дивная церковь в Угличе (1628), церковь в Медведкове (1634-1635), первое светское здание на территории Кремля Теремной дворец (1635-1636), достраивается Спасская башня Кремля. Из архитекторов, работавших над реставрацией и достройкой Кремля можно отметить Бажена Огурцова, Антипа Константинова, Трефила Шарутина и Лариона Ушакова.

2) 40-80-е гг. XVII в. Начинается  формирование Московского стиля  или узорочья. Это типичный стиль XVII в., для которого характерны живописная ассиметричная группировка масс, усложнение архитектурной формы, которая уже не отражает конструкцию, обилие декора, полихромность, отказ от вертикализма, характерно для шатрового зодчества (сохраняется только в колокольнях; колокольня с шатром становится композиционной осью постройки). В последних постройках шатрового стиля появляются два или даже три шатра одинаковых по высоте. Типичным для Московского стиля становятся боченкообразные колонки, арки с висячей гирькой, наборные кирпичные наличники окон, использование поливных изразцов для декора, в том числе, и фасада и т.д. Постройки этого периода: Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652), Троицы в Никитниках (1631-1634), Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685).

Характерной особенностью этого этапа является строительство  посадских храмов на средства купцов и жителей посада. Разбогатевшие  купцы увековечили свои имена  постройкой храмов: Ильи Пророка (купец  Скрипин), Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове.

3) конец XVII в. Происходит  отход от старых приемов, утверждение  зодчества Нового времени, победа  светского начала. Постройки этого  периода: Резиденция ростовского  митрополита на озере Неро (Ростовский Кремль), Надвратный терем Крутицкого митрополичьего подворья (архитектор Старцев, Ковлев).

Появляется новый стиль  – «Московское» или «Нарышкинское» барокко (большинство храмов этого  стиля построено в Москве по заказу бояр Нарышкиных). Основные черты этого стиля – центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс. Все эти черты уже были известны ранее, но в этом стиле сложились в определенную систему, вполне самобытную, однако, учитывая применение определенных характерных ордерных деталей, близких европейскому барокко, стиль получил название «Нарышкинского барокко». Типичные образцы – церкви в подмосковных усадьбах знати: Церковь Покрова в Филях (1693-1695), Церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704), Церковь в Троице-Лыкове (1690-1694), Троицы в Уборах (1693-1697, архитектор Яков Бухвостов).

Примеры гражданской  архитектуры: палаты Голицына в Охотном  ряду, дом боярина Троекурова.

Появляются также общественные здания: Печатный двор (1679), Монетный двор (1696), здания приказов (аптека на Красной  площади), Сретенские ворота Земляного города (буд. Сухарева башня, архитектор М.Чоглоков 1692-1701).

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Изобразительное искусство

В живописи рубежа XVI – XVII вв. сложились два художественных направления: Годуновская школа  и Строгановская школа. Большинство произведений первого направления исполнялось по заказу Бориса Годунова. Для них характерны следование монументальным образам Рублева и Дионисия, архаичность и эклектичность. Строгановская школа также получила свое название по имени заказчиков. Художники этого направления – Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и Истома Савины. Строгановская икона – небольшой по размерам молельный образ, драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства; характерная особенность – очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра.

Середина XVII в. – время  борьбы двух различных эстетических воззрений. Выразителем одного из них  стал Симон Ушаков. Свои взгляды  на иконописание он выразил в сочинении  «Слово к люботщательному иконного писания». Для него характерен фактический разрыв с древнерусской иконописной традицией, основное внимание направлено на художественную, эстетическую сторону работы. Наиболее известные иконы С.Ушакова – «Спас Нерукотворный», «Троица». Выразителем противоположных взглядов, защитником старой традиции стал протопоп Аввакум.

Происходят значительные изменения и во фресковой живописи. Изображения мельчают, с большим  трудом читаются на расстоянии, жанровые сценки переплетаются с затейливым орнаментом. Отличительная черта – декоративизм, праздничность, постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни, акцент в сюжетах Священного писания на красоте природы, труде человека. Примеры фресковой живописи этого периода – Ярославские фрески Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Григорьева-Плеханова; фрески церкви Троицы в Никитниках в Москве.

Светские росписи известны только по свидетельствам современников: Коломенский дворец, Грановитая палата (С.Ушаков, дьяк Клементьев).

В конце века появляются Парсуны (сохранились, например, парсуны, изображающие Скопина-Шуйского, Федора Иоанновича, Ивана IV). Это попытка портретного изображения приемами иконописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Культура России XVII в. сыграла большую роль в жизни страны. Социально – политическая ситуация оказала огромное значение в становлении и развитии культуры страны (Смутное время, народные восстания).

Особенностями культуры этого периода являются: отход от религиозной культуры; происходит переоценка традиционных ценностей; постепенное приобщение к ценностям западно-европейской культуры; персонификация жизни; возросшая потребность в грамотности и образовании. Возрастает количество грамотных людей среди дворян, посадского населения. Появляется Славяно-греко-латинская академия, которая сыграла важную роль в развитии образования страны.

Значительные изменения  происходят в научной среде. Особенно развиваются естественные науки, астрономия, появляется интерес к истории. В этот период активно исследуется территория страны: Сибирь, Центральная Азия, в результате чего выходят географические карты.

Происходят большие  изменения в литературе: появляются новые жанры ( демократическая сатира, жития постепенно превращаются в  биографическую повесть, автобиографическая повесть, бытовая повесть), видоизменяются старые. Широкое распространение получает переводная художественная литература.

В архитектуре XVII столетия прослеживаются три этапа. В первое тридцатилетие ведется активное строительство (после изгнания из страны интервентов); господствуют тенденции XVI в. В 40-60 –е гг. идет интенсивный поиск и зарождается новый стиль. В конце века идет повсеместное распространение нового стиля.

В XVII в. в искусстве живописи  был распространен декоративный стиль, для которого характерны праздничность, интерес к деталям повседневной жизни. Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII в. портреты («парсуны») писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе – масляными красками на холсте.

Информация о работе Культура России XVII века