Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:00, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть культуру России в XVII в.
Исходя из этого, мы ставим следующие задачи:
1. Познакомиться с особенностями культуры России XVII в.
2. Изучить основные изменения в просвещении, литературе и общественной мысли.
3. Рассмотреть основные этапы развития архитектуры.
4. Изучить изобразительное искусство данного периода.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Особенности культуры России XVII века………………………………….4
2. Просвещение………………………………………………………………….7
3. Научные знания……………………………………………………………..10
4. Литература и общественная мысль………………………………………..12
5. Архитектура…………………………………………………………………14
6. Изобразительное искусство………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………….19
Все больший интерес представляет астрономия, об этом свидетельствует распространение в России различных астрономических приборов, в том числе и подзорной трубы, появившейся в 1614 г. в России, где ее использовали для наводки орудий при артиллерийской стрельбе.
Развитие торговли, оживление дипломатических связей, освоение новых земель способствовали развитию географических знаний. XVII век – век великих русских географических открытий, явившихся большим вкладом в мировую науку. В 1675 – 1678 гг. совершил научную экспедицию в Китай О.Н.Спафарий по материалам экспедиции было составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре». В 1692-1695 гг. голландец Исбрант Идес совершил кругосветное путешествие в Китай по поручению царей Иона и Петра Алексеевичей и составил описание части России в районе границы с Китаем.
Продолжалось исследование Сибири: в 1632 г. казаки добрались до Лены и основали там город Якутск. Елисей Буза спустился по Лене до устья, открыл Яну Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639) и обследовал его побережье между р.Удою и Тацем. В 1643 г. Колесников дошел до Байкала. В том же году Поярков открыл Амур, поднялся по Алдану (приток Лены) и спустился по Зее в Амур. В следующем году он спустился по Амуру и вернулся в Лену через Охотское море. Бассейн Амура был исследован в 1650-1651 гг. Хабаровым. В 1654 г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. В 1644 г. Стародухин дошел до р. Колымы. В 1647-1648 гг. Дежнев совершил плавание вокруг восточной оконечности Азии; открыл р. Анадырь.
Проводились исследования и в Центральной Азии. В 1690 г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана.
В ходе географических открытий делаются попытки составления карт. Первая карта Московского государства была составлена еще на рубеже XVI – XVII вв. (по одним сведениям – при Иване Грозном, по другим – при Борисе Годунове). В 1640 г. составлена «Роспись Сибирским городам и острогам», а в 1672 – «Чертеж Сибирской земли».
Определенный интерес появляется в XVII в. к изучению истории. Существуют многочисленные списки различных исторических сочинений – Сказания о ранней славянской истории, повести о начале Москвы, «Повесть об Азовском осадном сидении» и др. Первое печатное историческое произведение, содержащее краткий обзор русской истории с древних времен до 70-х гг. XVII века, - «Синопсис Иннокентия Гизеля» – появилось в 1678 г.
4.Литература и общественная мысль
Происходят большие изменения в литературе: появляются новые жанры, видоизменяются старые. Постепенно летописная форма изживала себя, уступая другим видам исторических сочинений. Последние летописи – «Новый летописец», Сибирские летописи (или Есиповские по имени дьяка Сибирского архиепископа). В них нет погодной сетки изложения, центральная фигура Сибирских летописей – Ермак Тимофеевич.
Сквозной темой значительного
количества литературных произведений
стало осмысление событий смуты
(«Временник» дьяка Ивана
Происходит сближение фольклора и письменности: появляются первые записи произведений устного народного творчества; литературный язык становится ближе к живому народному языку, очищается от церковной лексики. Для литературы XVII в. характерен переход от исторических литературных героев к вымышленным, создание обобщенных литературных образов. Появляются новые жанры:
- демократическая сатира («О куре и лисице», «Служба кабаку», «Калязинская челобитная» и др.);
- жития постепенно превращаются в биографическую повесть («Повесть о Улиании Осорьиной», автор которой – сын Ульяны, муромский дворянин Дружина Осорьин);
- автобиографическая повесть («Житие» протопопа Аввакума, освещающее события церковного раскола середины XVII в.);
- бытовая повесть («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии»). В бытовой повести центральным становится тема столкновения двух мировоззрений: старшего поколения, стоящего за традиционную семейную, общественную мораль, и молодого поколения, стремящегося к независимости, склонного к инициативе и личной активности. Но авторы XVII в. показывают обреченность героев, невозможность счастливой жизни вне традиционного уклада. Некоторым исключением является «Повесть о Фроле и Скобееве», в которой отсутствует религиозная дидактика.
Широкое распространение получила переводная художественная литература: «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Василии Златовласом», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей…».
В XVII в. появляются силлабические стихосложения (упорядочено число слогов в строке, пауза в середине строки, ударение на предпоследнем слоге последнего слова). Первым поэтом и теоретиком силлабического стиха был Симеон Полоцкий (Два сборника: «Рифмологион», «Вертоград многоцветный»). Продолжатели, ученики Полоцкого – Карион Истомин, Сильвестр Медведев.
5. Архитектура
В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа:
1) первая треть XVII в.
Общий характер архитектуры
2) 40-80-е гг. XVII в. Начинается
формирование Московского
Характерной особенностью этого этапа является строительство посадских храмов на средства купцов и жителей посада. Разбогатевшие купцы увековечили свои имена постройкой храмов: Ильи Пророка (купец Скрипин), Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове.
3) конец XVII в. Происходит
отход от старых приемов,
Появляется новый стиль – «Московское» или «Нарышкинское» барокко (большинство храмов этого стиля построено в Москве по заказу бояр Нарышкиных). Основные черты этого стиля – центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс. Все эти черты уже были известны ранее, но в этом стиле сложились в определенную систему, вполне самобытную, однако, учитывая применение определенных характерных ордерных деталей, близких европейскому барокко, стиль получил название «Нарышкинского барокко». Типичные образцы – церкви в подмосковных усадьбах знати: Церковь Покрова в Филях (1693-1695), Церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704), Церковь в Троице-Лыкове (1690-1694), Троицы в Уборах (1693-1697, архитектор Яков Бухвостов).
Примеры гражданской архитектуры: палаты Голицына в Охотном ряду, дом боярина Троекурова.
Появляются также общественные здания: Печатный двор (1679), Монетный двор (1696), здания приказов (аптека на Красной площади), Сретенские ворота Земляного города (буд. Сухарева башня, архитектор М.Чоглоков 1692-1701).
6. Изобразительное искусство
В живописи рубежа XVI – XVII вв. сложились два художественных направления: Годуновская школа и Строгановская школа. Большинство произведений первого направления исполнялось по заказу Бориса Годунова. Для них характерны следование монументальным образам Рублева и Дионисия, архаичность и эклектичность. Строгановская школа также получила свое название по имени заказчиков. Художники этого направления – Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и Истома Савины. Строгановская икона – небольшой по размерам молельный образ, драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства; характерная особенность – очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра.
Середина XVII в. – время борьбы двух различных эстетических воззрений. Выразителем одного из них стал Симон Ушаков. Свои взгляды на иконописание он выразил в сочинении «Слово к люботщательному иконного писания». Для него характерен фактический разрыв с древнерусской иконописной традицией, основное внимание направлено на художественную, эстетическую сторону работы. Наиболее известные иконы С.Ушакова – «Спас Нерукотворный», «Троица». Выразителем противоположных взглядов, защитником старой традиции стал протопоп Аввакум.
Происходят значительные изменения и во фресковой живописи. Изображения мельчают, с большим трудом читаются на расстоянии, жанровые сценки переплетаются с затейливым орнаментом. Отличительная черта – декоративизм, праздничность, постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни, акцент в сюжетах Священного писания на красоте природы, труде человека. Примеры фресковой живописи этого периода – Ярославские фрески Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Григорьева-Плеханова; фрески церкви Троицы в Никитниках в Москве.
Светские росписи известны только по свидетельствам современников: Коломенский дворец, Грановитая палата (С.Ушаков, дьяк Клементьев).
В конце века появляются Парсуны (сохранились, например, парсуны, изображающие Скопина-Шуйского, Федора Иоанновича, Ивана IV). Это попытка портретного изображения приемами иконописи.
Заключение
Культура России XVII в. сыграла большую роль в жизни страны. Социально – политическая ситуация оказала огромное значение в становлении и развитии культуры страны (Смутное время, народные восстания).
Особенностями культуры этого периода являются: отход от религиозной культуры; происходит переоценка традиционных ценностей; постепенное приобщение к ценностям западно-европейской культуры; персонификация жизни; возросшая потребность в грамотности и образовании. Возрастает количество грамотных людей среди дворян, посадского населения. Появляется Славяно-греко-латинская академия, которая сыграла важную роль в развитии образования страны.
Значительные изменения происходят в научной среде. Особенно развиваются естественные науки, астрономия, появляется интерес к истории. В этот период активно исследуется территория страны: Сибирь, Центральная Азия, в результате чего выходят географические карты.
Происходят большие изменения в литературе: появляются новые жанры ( демократическая сатира, жития постепенно превращаются в биографическую повесть, автобиографическая повесть, бытовая повесть), видоизменяются старые. Широкое распространение получает переводная художественная литература.
В архитектуре XVII столетия прослеживаются три этапа. В первое тридцатилетие ведется активное строительство (после изгнания из страны интервентов); господствуют тенденции XVI в. В 40-60 –е гг. идет интенсивный поиск и зарождается новый стиль. В конце века идет повсеместное распространение нового стиля.
В XVII в. в искусстве живописи был распространен декоративный стиль, для которого характерны праздничность, интерес к деталям повседневной жизни. Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII в. портреты («парсуны») писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе – масляными красками на холсте.