Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, художественную культуру XVIII века - это как период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Философия ……….…………………………………………………………6
2. Живопись…………………………………………………………………..13
3. Скульптура и архитектура………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….30
Примечание………………………………………………………………………33
Библиография………………………………………………………………….....35
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Философия ……….…………………………………………………………6
2. Живопись…………………………………………………………
3. Скульптура и архитектура……………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Примечание……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
В XVIII веке Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII век отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя прежде всего к «чисто человеческому» содержанию культуры. Прежде всего, Просвещение провозгласило веру в возможность человека изменить жизнь к лучшему. Идеалы Просвещения выражали по сути своей интересы нового прогрессивного класса, окрепшего экономически, но не имевшего пока в своих руках власти. Это был класс буржуазии, который через своих идеологов-просветителей провозгласил культ Разума и Природы. Просветители считали, что прогресс науки и просвещения - это главное средства изменения общественной жизни к лучшему в соответствии с законами Природы.
Философия эпохи Просвещения невольно привлекает к себе наше внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мы были захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии истории” XVIII века получают свое второе рождение в “технологическом детерминизме” XX века.
Хронологические рамки эпохи Просвещения охватывают XVIII в. При этом условно их можно разделить на два периода: до 1750 г., когда главным предметом критики и нападения просветителей являлась католическая церковь, и вторую половину столетия, когда стали подвергаться критике государственные учреждения и социальные отношения, а на первый план выдвигается идея политической свободы.
Территориальные рамки – эпоха Просвещения во Франции.
XVIII век характеризуется созреванием не только политического, но и духовно-нравственного сознания буржуазного общества. В данной работе освещаются вопросы воплощения идей Просвещения в культуре Франции XVIII века.
Актуальность темы исследования заключается в том, художественную культуру XVIII века - это как период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества.
Источниковедческая база данной работы представлена трудами мыслителей эпохи Просвещения. Это сочинения Вольтера1, Д. Дидро2, Ж.-Ж.. Руссо3.
Существует множество
работ и исследований отечественных
и зарубежных авторов, посвященных
искусству эпохи Просвещения. В
отечественной историографии
Сведения, включающие биографические данные и раскрывающие особенности творческой деятельности великих мастеров искусства эпохи Просвещения, содержатся в трудах Золотова Ю.К.7, Кузнецовой И.А.8.
В отечественной и зарубежной историографии очень мало присутствует работ, показывающих взаимосвязь идей Просвещения и искусства. Очень ценным в таком плане, является монографическое исследование А.К. Якимовича «Шарден и французское Просвещение».
В целом в современной историографии нет системного анализа данной проблемы, она мало изучена и научно разработана. Внимание уделяется лишь некоторым аспектам мироощущения эпохи Просвещения, эстетических принципов и творческих приёмов теоретической мысли и изобразительного искусства этого периода.
Цель курсовой работы является анализ особенностей культуры Франции XVIII века.
Задачи:
- выявление главных ценностей эпохи Просвещения и их отражение в философии;
- исследование творчества художников, скульпторов, архитекторов, в искусстве которых наиболее ярко и полно воплотились идеи эпохи Просвещения.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, примечание и библиографию.
1. Философия
Восемнадцатый век в Европе - завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идёт борьба за освобождение от религиозно- феодального миросозерцания, образуются первые политические партии, появляется периодическая печать. Эти глубокие изменения в социально- политической и духовной жизни Европы обусловили основные особенности культуры XVIII в., а историческая эпоха получила эпитеты: «век разума», «эпоха Просвещения». XVIII столетие выдвинуло новое понимание человеческого бытия: изменилось отношение к Богу, обществу, государству. Главным предметом человеческого внимания становится природа. Он изучает ее законы, а также закономерности развития общества, государства. Таким образом, меняется сам человек и отношение к нему. Одной из главных ценностей, характерной чертой эпохи является гуманизм. Человек со своими интересами потребностями ставится во главу угла просветительской концепции.
Главную свою задачу Просвещение
видит в воспитании и образовании,
в приобщении к знаниям всех и
каждого. Выдвинув идею формирования личности,
просветители показали, что человек
обладает разумом, духовной и физической
силой. Люди приходят в мир равными,
со своими потребностями, интересами,
удовлетворение которых - в установлении
разумных и справедливых форм человеческого
общежития. Идея равенства перед
законом, перед человечеством - первый
характерный признак эпохи
Избавление от всех социальных
неурядиц просветители видели в распространении
знаний. И не без их участия в
эпоху Просвещения победу одержал
рационализм, резвившейся в западно-
Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.9
Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.
Ориентиром для создателей утопий XVIII века служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обременённого нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным законам».
В культуре Франции складываются два основных направления. Одно имеет своим основанием придворные круги, выражает его идеалы и настроения и доминирует в первые десятилетия века. Это культура рококо. Другое направление формируется исподволь, вызревает в ту же эпоху, достигая зрелости в 40-е годы, отстаивая смысложизненные ценности третьего сословия. Это линия буржуазной оппозиции абсолютизму, линия буржуазного просветительства. Оно достигает вершинных проявлений в философских и литературных трудах энциклопедистов, а также в творчестве художников, разделявших их принципы.
Духовный кризис начала века
нашел своеобразное разрешение в
эпоху регентства герцога Орлеанского,
когда прежняя атмосфера
На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л. Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М. Аруэ, 1694–1778). Термин «Просвещение» впервые был использован Вольтером (1694- 1778). Постановкой Вольтеровской трагедии «Эдип»(17XVIII) и выходом в свет «Персидских писем» Монтескье (1721; 1689-1755),можно датировать начало французского Просвещения.10 Вольтер и Монтескье развенчали богоданность и священность монархической власти и духовенства, обличив деспотизм правящего режима, фактически явились родоначальниками Просвещения во Франции, достигшего апогея в 40-е годы XVIII в. В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В «Персидских письмах» (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного.11 Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.12 Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения «Орлеанская девственница» (1735), «Фанатизм», или «Пророк Магомет» (1742); философские повести «Кандид», или «Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767); трагедии «Брут» (1731), «Танкред» (1761); «Философские письма» (1733).
На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел», 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. Статьи же для этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Более того, в “Энциклопедии” стали помещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так и не увидел. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России).13
Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате «Об общественном договоре», или «Принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.
В «век разума» возникают новые философские направления, которые обосновывают необходимость более глубокого изучения законов природы и их познанием объясняют улучшение общественных процессов. Работа Монтескье о «О духе законов» полностью ставит психологию человека, формы жизнедеятельности общества и государственное правление в зависимость от природных условий, в которых они находятся. Вольтер также призывает к познанию законов разума, к просвещенности монархов, которые могут, по его мнению, способствовать разумному устройству государства.
Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, блестящих, и страстных. Они писали столь раскованно и увлеченно, столь убежденно, что сама манера их письма привлекала читателей. Энциклопедисты смело соединяли науку, философию и мистические прозрения в единое целое.
Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.
Во Франции Просвещение
приняло форму материализма и
атеизма. Тем самым подготовило
почву для появления