Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:30, реферат
Франция одна из первых стран, совершившая в начале 19 века перелом в истории моды, стала законодателем мира высокой моды. Благодаря известным французским домам моды, каким как Chanel, Dior и другим известным именам, моделирование и создание одежды перестало быть ремеслом и стало искусством.
Западно-Казахстанский Государственный Университет
им. М.Утемисова
Институт
культуры и искусств
Кафедра «Театрально – хореографическое искусство и библиотековедение»
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: «ФРАНЦУСКАЯ МОДА 16 – 18 ВЕКА»
Выполнила: ст-ка гр.11510
Байдувалиева М.
ФРАНЦУЗСКАЯ МОДА 16- 18 ВЕК.
Франция
одна из первых стран, совершившая в
начале 19 века перелом в истории
моды, стала законодателем мира высокой
моды. Благодаря известным
На
мой взгляд, на такое значимое событие
в истории мировой моды повлияло очень
богатое «модное прошлое» этой страны.
Французская
мода всегда была популярной и востребованной.
Однако свои собственные фасоны французы
начали создавать только в конце 16 века.
До этого во французских костюмах чувствовалось
влияние итальянской и испанской моды.
Мастерство
создания мужских и женских платьев в
период с 16 по 18 века сегодня, поражает
наше воображение. Как такое великолепие
можно сделать своими руками, учитывая
то, что в то время не было такого количества
технических устройств, как сейчас? Как
эти прекрасные творения умелых портных
можно было носить, учитывая то, что они
весили гораздо больше, чем сегодняшняя
одежда? Да, люди всегда жертвовали чем-то,
отдавая дань моде, но что же носили французы
в те далекие времена, что же считалось
модным?
В 16 веке, каждый светский человек должен
был иметь не менее тридцати костюмов,
на каждый день месяца, и ежедневно менять
их. Все это разнообразие шилось для состоятельных
французов из дорогих тканей - бархата,
парчи, шелка, сукна - и украшались жемчугом,
золотыми и серебряными вышивками. Очень
модной частью мужского костюма были вышитые
белые рубашки, верхние короткие широкие
штаны, собирающиеся внизу на шнуре, и
длинные чулки. Также в то время модными
считались короткие плащи, часто с отложным
воротником; короткие, подбитые мехом
плащи со стоячим воротником; огромные
гофрированные испанские воротники; полумаски,
которые надевали при выходе на улицу.
Военный костюм
в 16 веке не имел единую форму, но считалось,
что костюмы мушкетеров были более похожи
на военную форму. Мушкетеры носили короткую
куртку (пурпуан) ярко-красного цвета с
малиновыми рукавами, а поверх нее надевали
коричневые латы. Костюм дополняли чулки,
перевязь и пороховница синего цвета,
а также черная фетровая шляпа, украшенная
лентой и яркими перьями. В начале 16 века
в женской одежде стал моден испанский
конусообразный силуэт платья. Придворные
дамы стали носить нижнюю воронкообразную
юбку из плотной жесткой ткани, в которую
вшивались металлические обручи, сверху
покрытою тафтой. С такой юбкой носили
тугой лиф на каркасе, который стягивал
грудь и талию. Под лиф надевалась рубашка
с длинными рукавами, а сверху конусообразной
юбки с кольцами и лифа – платье с рукавами
и на него еще одно верхнее платье - из
гладкой ткани, с распашной юбкой. Такой
костюм считался парадной одеждой.
В середине 16 века считался модным привезенный
Екатериной Медичи из Италии воротник
"фреза". Она же ввела в обиход женские
панталоны, которые шили из дорогой ткани
и покрывали вышивкой шелком, золотом
или серебром, полосками парчи.
К концу
16 века стало модно надевать на талию сверху
юбки, плоеную оборку, имеющую форму колеса.
Лиф платья стал еще уже, появилось очень
глубокое округлое декольте, и фрезу сменил
стоячий воротник на каркасе, иногда поднимавшийся
выше головы. Очень модный в то время аксессуар
– маска был популярен и среди дам, который,
ко всему прочему считался условием приличия.
Обувь в начале 16 века была похожа на медвежью
лапу, с широкими тупыми носками, украшенными
прорезями и вышивкой. Позже появились
легкие туфли с разрезами. Французская
знать ходила в нарядной обуви из шелка
и бархата. Сапоги в XVI в. были без каблуков
и на мягкой подошве.
К концу века у мужских и женских туфель
появились каблуки. Женщины носили мягкие
закрытые туфли. К концу века, модной стала
итальянская обувь без задников на высокой
деревянной подошве.
В 16 веке
мужчины носили короткие стрижки, дополнявшиеся
бородой и усами. Очень модным головным
убором французов был "барет" - большой
круг ткани, который нашивался на жесткий
бортик и соединялся с небольшими полями,
которые были украшены жемчугом, пряжками
с драгоценными камнями, белыми страусовыми
перьями. У дам барет, также считался модным
головным убором. Модными у мужчин также
были испанские шляпы с высокой тульей
и неширокими полями. Мужчины в 16 веке
следуя моде, красили и завивали волосы,
румянились, пользовались различными
ароматическими средствами. Но в конце
16 - начале 17 веков, при Генрихе IV, стало
модно гладко зачесывать назад длинные
волосы, усы закручивать вверх, и носить
остроконечную бородку. В подражание седеющему
королю французы пудрили виски. Модным
головным убором была шляпа с полями, украшенная
белыми страусовыми перьями.
Дамы до конца 16 века укладывали волосы
надо лбом в виде валиков, украшали бусами
или изогнутым в форме прически чепчиком
с вуалью. К концу 16 века появилось два
типа дамских причесок: волосы завивали
волнами и зачесывали назад, или же их
поднимали вверх и закрепляли на проволочном
каркасе. Иногда дамы носили парики.
В 17 веке
основные элементы мужского костюма
остались те же, это белье (сорочка,
штаны), куртка, верхняя одежда, головные
уборы, обувь.
Мужской
костюм начала 17 века находился под влиянием
военизации, однако в середине века появился
новый идеал мужской красоты — в подражание
малолетнему королю Людовику XIV был создан
полудетский облик. Костюм этого периода
состоял из сорочки, богато украшенной
кружевом и бантами, короткой куртки —
весты с рукавами до локтя и штанов-ренгравов,
доходящих до колен.
В конце века появился новый вид придворной
одежды — жюстокор, покрой которого и
сам термин заимствованы из военной форменной
одежды. Жюстокор был костюмом короля
и высшей знати, имел прилегающий силуэт,
расширенный книзу, с поясом-шарфом на
линии талии, с застежкой на ряд мелких
пуговиц и петлиц. Рукава вверху узкие
с расширенным низом и широкими отложными
манжетами. Под него надевали камзол —
одежду без рукавов и воротника. Камзол
был короче на 10-15 см. чем жюстокор и контрастировал
с ним по цвету.
В 17 веке модной считается верхняя короткая
одежда, в основном это были плащи без
рукавов типа накидки или с рукавами на
яркой теплой подкладке. Также очень модной
частью мужского костюма были шелковые
или шерстяные чулки белого, голубого,
красного цвета с вышивкой и узором.
Нижнее женское платье в 17 веке состояло
из лифа или корсета и юбки. Основу женского
платья составлял костяной корсет с металлическими
пластинками. Нижняя часть платья не имела
жесткой основы, но держала пышную форму,
благодаря нижней и верхним накрахмаленным
юбками. Верхним платьем служил широкий
распашной роб с широкими укороченными
рукавами и высокой линией талии. Роб застегивался
на петлицы и пуговицы, оставляя открытой
весь перед нижнего платья. Во второй половине
17 века главной выразительной линией женского
костюма— стала линия двойной юбки. К
лифу пришивали обычно две юбки: фрипон
(нижняя) и модест (верхняя). Нижнюю юбку
шили из тафты, муара, камлота. У верхней
юбки спереди остался разрез, но полы его
драпировали, подкалывали к лифу с помощью
шнурков и бус, отворачивали подкладкой
вверх. Роб, который имели право носить
только дворянки, шили со шлейфом. Юбка
роба, распашная от талии, также драпировалась
и отворачивалась, открывая нижние юбки.
В конце
века силуэт женского платья сильно меняется.
Очень модными становятся высоко поднятые
драпировки, расположенные сзади на юбке,
на волосяной прокладке.
Украшение женского платья находится
под влиянием придворного этикета и стиля
барокко. В начале века наблюдается стремление
расположить всю отделку и украшения спереди
(что характерно и для мужского костюма).
Это было вызвано необходимостью, в присутствии
короля, стоять к нему только лицом.
Очень модными женскими аксессуарами
были светлые шелковые чулки, перчатки,
галстуки-шарфы, кружевные косынки, передник,
белый или цветной, отделанный кружевом,
бахромой, рюшами, вышивкой, складные веера,
часы, подвешенные к поясу, или зеркало
в дорогой оправе. Из ювелирных украшений
особенно ценились жемчужные ожерелья,
розетки, серьги, браслеты, кольца, диадемы.
Очень модным считалось наклеивание на
лицо, шею и грудь мушек из черной шелковой
ткани. Женские туфли делались из цветной
кожи, парчи, бархата имели высокий изогнутый
каблук и узкую заостренную носовую часть.
Их украшали бантами, пряжками, розетками.
Мужчинам обувью служили сапоги с раструбами
и отворотами, а также полузакрытые туфли
с бантами, пряжками, розетками, с квадратными
носами и ремнями. В плохую погоду сверху
надевали кожаную обувь без задника —
предшественницу наших галош — на деревянной
подошве. К этому же времени относится
появление в мужской обуви высоких каблуках
красного цвета.
Мужские прически в начале 17 века выполнялись
из собственных длинных или полудлинных
волос, в конце века их заменили огромные
парики рыжего цвета, напоминающие львиные
гривы. Женские прически (знатные дамы
почти не носили головных уборов) на протяжении
периода менялись несколько раз: от сравнительно
гладкой с прямым пробором спереди, с косами,
локонами и узлом до высоко вздымающейся
прически фонтанж, состоявшей из комбинаций
локонов и крахмальных наколок. В конце
века прическу фонтанж дополняли проволочным
каркасом, на котором укрепляли драпировку
шелкового газа, кружева, искусственные
цветы ленты.
Французский мужской костюм состоял из
белья, камзола, жюстокора и кюлотов. В
первой половине 18 века сорочка украшалась
кружевом на манжетах и высоких жабо. Жюстокор
был прилегающего по талии силуэта и расширялся
к низу. Нижняя часть жюстокора, состоящая
из клиньев, была на жесткой полотняной
или волосяной прокладке. Все детали подчеркивались
вышивкой. Жюстокор шили из бархата, шелка,
атласа, позже из шерстяных и хлопчатобумажных
тканей. К концу века он становится строже
и проще. Камзол в начале века почти полностью
повторяет фасонные и декоративные линии
жюстокора. В течение 17 века камзол также
меняет форму, он укорачивается и к 60-м
годам становится на 20 см. ниже линии талии.
В 70-х гг. появляется изысканный мужской
костюм - фрак, прилегающий по бедрам, со
скошенными полами, узким рукавом и небольшим
стояче-отложным воротником, впоследствии
замененным высокой стойкой. Фрак сначала
шили из шелковых и бархатных тканей, используя
вышивки, и пышную отделку. К концу века
фрак носят с камзолом, кюлотами, белыми
чулками, плоскими туфлями. Обычно все
три основные части мужского костюма (фрак,
камзол и кюлоты) выполнялись в одном цвете
или камзол и кюлоты — однотонные, фрак
— в тональной гармонии с ними. Иногда
камзол был белым с богатой вышивкой цветным
шелком.
В конце века вместе с нарядным французским
фраком появляется повседневный английский
— двубортный с высоким срезом бортов,
отложным воротником и большими отворотами.
Его шили из шерсти или плотной хлопчатобумажной
ткани.
Очень модной верхней одеждой стали теплые
и удобные сюртуки, отделанные мехом, часто
на меховой подкладке. В 18 веке в моду вошли
шейные платки из белого полотна или батиста,
которые туго забинтовывали на шее, а поверх
них модники носили черную шелковую ленту.
Очень модным украшением костюма считались
брелоки, прикрепляемые на плетеных шнурках
или цепочках к поясу кюлот.
В 18 веке, в женском платье опять стали
использовать нижнюю каркасную юбку с
металлическими обручами или обручами
из китового уса. Юбка пристегивалось
на пуговицах к жесткому корсету. Корсет
плотно шнуровался сзади. Во второй половине
века нижнюю юбку с кольцами заменяют
двойными фижмами — две полукупольные
формы (для каждого бедра отдельно), которые
соединялись тесьмой на талии. На этой
каркасной основе уже в начале века появляется
новый вид женского платья — кунтуш, или
платье со складкой Ватто. Это свободное
цельнокроеное платье, узкое в плечах,
мягко падающее на широкий каркас по линии
бедер. Спереди кунтуш низко открывал
шею и грудь. Костюм дополняли светлые
шелковые чулки с вышивкой, туфли на высоком
изогнутом каблуке.
В конце 70-х годов под влиянием классицизма
создаются платья «англез». В этих платьях
не использовали каркасные юбки с кольцами,
а создавали изогнутый силуэт с помощью
волосяной прокладки. Платье «англез»
состояло из облегающего лифа и прямой
сборчатой юбки. Декольте чаще всего было
закрыто нагрудной косынкой.
Более
нарядным вариантом было двойное платье,
где верхнее застегивалось на груди, оставляя
открытым весь перед нижнего платья.
Очень
модными украшениями женских платьев
были букеты искусственных цветов, прикрепленных
к груди, часы-брелок на цепочке, рюши из
кружев. В конце века стали модными такие
драгоценные мелочи, как пуговицы, пряжки
на поясах и подвязках, брошки и заколки,
гребни для причесок, ручки вееров, зеркала
и другие аксессуары.
В 18 веке прически приобрели особое значение.
В первой половине периода были модны
небольшие по объему головки с открытым
лбом, буклями или локонами. В 70—80-х годах
прически становятся чрезвычайно сложными
и высокими. Прически были настоящими
произведениями искусства, составлявших
единое целое с головным убором; в них
находили отражение международные события,
успехи в технике. Прически делались несколько
часов и обильно посыпались пудрой.
Мужчины завивали парики в боковой части,
сзади их укладывали косичкой с бантом.
В конце века у женской обуви имелся высокий
каблук. Черная обувь считалась парадной,
коричневая предназначалась для прогулок,
красная и белая, была привилегией знатных
дам.
Начиная с 19 века, французская мода стала
более капризной и не постоянной, чем 16
– 18 века. Но, несмотря на свое, своеобразное
постоянство мода того периода действительно
очень интересна и притягательна. Недаром
многие модельеры, дизайнеры, декораторы,
художники, скульпторы и другие талантливые
люди, до сих пор черпают вдохновенье в
этой, на мой взгляд, очень романтической
эпохе.
А.Портье по рисунку Ф.-К.Конт-Кали. Двор
Франциска I (1530). 1854. Двор Генриха III (1580).
1854. Раскрашенная гравюра на стали.
А.Портье по рисунку Ф.-К.Конт-Кали. Двор
Генриха IV (1600). 1854. Двор Людовика XIII (1630).
1854. Раскрашенная гравюра на стали.
Г.-К.Монто по рисунку Ф.-К.Конт-Кали. Двор
Людовика XV (1715). 1854. Раскрашенная гравюра
на стали. А.Портье по рисунку Ф.-К.Конт-Кали.
Двор Людовика XVI (1780). 1854. Раскрашенная
гравюра на стали.