Русская культура 16-17 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Русская культура слишком велика и разнообразна. Каждый век вносил свою лепту в ее развитие и обогащение чем-то новым. По выражению Д. С. Лихачева, русская культура - это громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства, свобода и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того, в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развивались равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обогащает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у них.

Оглавление

Введение
Книгопечатание. Кто изобрёл книгопечатание? Когда изобрели книгопечатание? Что способствовало развитию книгопечатания?
Как развивалась литература в 16-17 века.
Быт крестьян, бояр, князей.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат №1 по истории.docx

— 43.92 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ.

Казанский Национальный Исследовательский Технический университет (КНИТУ-КАИ)

им.  А.Н.Туполева.

 

 

 

 

 

 

 

Русская культура 16-17 веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил студент группы 3134

Васильев А.В.

Проверил доцент кафедры ИСО

Гильмутдинова Ольга Михайловна

 

 

Казань 2015

 

Содержание

Введение

  1. Книгопечатание. Кто изобрёл книгопечатание? Когда изобрели книгопечатание? Что способствовало развитию книгопечатания?
  2. Как развивалась литература в 16-17 века.
  3. Быт крестьян, бояр, князей.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Русская культура слишком велика и разнообразна. Каждый век вносил свою лепту в ее развитие и обогащение чем-то новым. По выражению Д. С. Лихачева, русская культура - это громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства, свобода и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того, в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развивались равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обогащает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у них.

В XVI в. завершается формирование русской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

XVII век явился веком  потрясений и огромных изменений  в России. Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторжения  иноземцев, но вместе с тем  век прославлен необыкновенной  стойкостью и способностью русского  народа к возрождению. Многочисленные  потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве.

 

 

 

 

 

 

1. Книгопечатание. Кто изобрёл книгопечатание? Когда изобрели книгопечатание? Что способствовало развитию книгопечатания?

Введение книгопечатания, по сути дела, было одним из государственных мероприятий, которые в 50–60–е гг. XVI в. проводил Иван Грозный. В послесловии к "Апостолу" 1564 г., являющимся одним из основных источников по истории начала книгопечатания в Москве, указывается несколько тому причин. Одна из них потребность в большом количестве церковных книг. Особенно много книг требовалось в связи с введением христианства в завоеванной в 1552 г. Казани. Иван Грозный повелел покупать святые книги на торгу, но оказалось, что большинство книг непригодно – они были искажены переписчиками и содержат ошибки. Поэтому второй важной причиной была необходимость исправления книг и создание правильных книг. Этот вопрос был поставлен на Стоглавом соборе, который постановил конфисковать неисправленные рукописи и вести цензуру. Но осуществить контроль над переписыванием книг, которое велось во многих городах и храмах русского государства, было трудно. Контроль мог быть осуществлен только при централизованном способе размножения книг. Книгопечатание, таким образом, было закреплено для обслуживания нужд церкви. Рукописные книги с середины XVI в. и в XVII столетии служили целям хранения и распространения внецерковного чтения.

С середины XVI в. правительство Ивана Грозного приступает к поиску средств и людей для организации книгопечатания. На Руси к этому времени были уже известны произведения западноевропейского книгопечатания – например, образцы изданий итальянца Альда Мануция еще в первой четверти XVI в. привез с собой Максим Грек. Были известны и другие печатные книги.

Появление первых печатных книг на славянских языках связано с именем Швайпольта Фиоля, в 1491 г. в Кракове напечатавшего кириллицей книги "Октоих", "Часослов", "Триодь цветную" и "Триодь постную". Первая точно датированная книга на славянском языке "Апостол" была издана в г. Вильно в 1525 г. белорусским первопечатником и просветителем Франциском Скориной, основавшим там свою типографию.

Начало книгопечатания в Москве относится к середине XVI в.. Известна группа анонимных изданий, напечатанных в это время – это Евангелия, Псалтыри и др. Книги напечатаны в два цвета – черной и красной красками, графика шрифтов воспроизводит полуустав. В них нет выходных данных – времени, места, имени издателя, и они датируются 1553–1564 г.

Налаживание централизованного печатного в России дела связано с именем Ивана Федорова, дьякона одной из церквей Московского Кремля. Первая русская датированная печатная книга – Апостол, который печатали с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г.

По технике печати, качеству набора и оформлению эта книга стоит гораздо выше анонимных изданий. Кроме того, в русских печатных изданиях XVI–XVII в. использовался также и принятый во всех западноевропейских типографиях метод двухпрокатной печати с двух наборных форм. На фронтисписе "Апостола" – гравюра с изображением евангелиста Луки. В книге много изящных заставок, гравированных инициалов, 24 строки вязи. В послесловии рассказывается о создании в Москве типографии, прославляются Митрополит Макарий и Иван IV. Апостол был отредактирован, были улучшены орфография и язык.

В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили два издания "Часовника". Учебный характер и небольшой формат этого издания привели к тому, что книгу быстро зачитывали, она ветшала, и, таким образом, сохранились единичные экземпляры, по–преимуществу – в зарубежных книжных собраниях. Иван Федоров и Петр Мстиславец покинули Москву из–за обвинений в ереси, успев, однако, взять с собой матрицы, пунсоны, резные доски. Сначала они уехали в Литву, где под покровительством гетмана Г. А. Ходкевича продолжали печатать русские книги. В Литве в 1569 г. ими были изданы Евангелие и Псалтырь с Часословцем, который является очень редким изданием. В 1572 г. Иван Федоров переехал во Львов и оборудовал типографию. В 1574 г. там было осуществлено новое издание "Апостола". Кроме того во Львове Иван Федоров выпустил первую "Азбуку" – единственный известный сохранившийся экземпляр. В книге 78 страниц, украшенных заставками. Текст набран московским шрифтом Ивана Федорова. Это издание стало образцом для русских азбук, печатавшихся в последующее десятилетие. Из Львова Ивана Федорова пригласил к себе князь Константин Острожский печатать Библию на славянском зыке. На разыскание и сверку различных вариантов Библии ушло несколько лет. Там же, в Остроге, Иван Федоров издал еще одну "Азбуку" с заглавием "Начало учения детям" и два букваря. Острожская Библия вышла в 1580–1581 гг. Она состояла из 628 листов, отпечатанных в два столбца шестью различными шрифтами. В ней много заставок и заглавных буквиц. Тираж Библии составлял 1000–1200 экземпляров, сохранилось около 250 экземпляров. Это была роскошная книга большого формата, обращались с нею бережно.

После отъезда Ивана Федорова из Москвы его дело продолжили другие мастера. В 1567–1568 г. Андроник Невежа и Никифор Тарасиев оборудовали в Москве типографию, в которой в 1568 г. выпустили Псалтырь. В 1571 г. во время пожара в Москве сгорел весь Печатный двор. Типография была оборудована в Александровской слободе. Там печатались и светские книги.

По последним данным, в Москве во второй половине XVI в. было выпущено девятнадцать изданий; их тиражи, как правило, не превышали 1200 экземпляров, хотя современные исследователи предполагают, что тираж первопечатного "Апостола" составлял более 2000 экземпляров, а "Апостола", выпущенного Иваном Федоровым во Львове, – не менее З000. Крупнейшие собрания первопечатных русских книг хранятся в Российской национальной библиотеке в Петербурге, в Российской Государственной библиотеке и Государственном Историческом музее в Москве. Дальнейшее развитие книгопечатания в России способствовало появлению большого количества печатных книг, которые постепенно начинают вытеснять рукописные издания, которых, однако, в XVII в.е изготовляется достаточно много.

 

2. Как развивалась литература в 16-17 века

Литература от Древней Руси до России Петра I 

Русскую литературу XVI века еще принято относить к древнерусской литературе. Следовательно, основными ее жанрами остаются летопись и жития святых, почти вся литература является церковной. Однако существовали и произведения, затрагивающие вопросы морали - например, знаменитый Домострой, где излагались правила поведения в любых жизненных ситуациях. 

В XVII веке кардинально меняется роль писателя в жизни общества. Раньше роль главного пропагандиста исполняла церковь, и продолжалось так до 1660 года, до дела патриарха Никона. Никон считал, что церкви следует предоставить не только духовную, но и светскую власть. Власть этого мнения не разделяла, поэтому доверие к церкви снизилось. Церковь перестала быть главным идеологом в России.

 

Появление придворных поэтов в Древней Руси

В 1666 году царь Алексей Михайлович вводит новую должность - придворный поэт. Таким образом, рядом с царем появляется человек, главной задачей которого является обслуживание государственной идеологии. Первым таким придворным поэтом стал Симеон Полоцкий. Он ввел жанр приветствия, т.е. прославления монарха.

При новом царе, Федоре Алексеевиче, за Полоцким сохраняют его должность. Потом, после смерти Полоцкого, должность придворного поэта была передана его ученику Сильвестру Медведеву. Но этот выбор оказался неудачным: Медведев очень слабо разбирался в политике. Когда началась борьба между Петром Алексеевичем и царевной Софьей за право на престол, Медведев поддержал Софью, за что впоследствии был казнен.

 

Литература эпохи Петра I

После вступления на престол Петра I ему потребовался новый придворный поэт. Сначала им был избран Стефан Яворский, поляк. Он очень поддерживал Петра, но когда его реформы коснулись церкви, Яворский свое мнение изменил. В его публичных проповедях начала звучать критика в адрес царя, и должности Яворский быстро лишился. Преемником его стал Феофан Прокопович, архиепископ новгородский. В 1705 году он пишет трагикомедию Владимир - первую пьесу о крещении Руси. Пьеса была актуальна в петровскую эпоху, т.к. там проводилась параллель между князем Владимиром и Петром, между реформами и принятием христианства. Пьеса была опубликована и одобрена царем, карьера Прокоповича пошла в гору.

Когда умер последний русский патриарх, Петр назначил Прокоповича местоблюстителем (т.е. исполняющим обязанности) патриаршего престола. А в 1721 году, когда создается Святейший синод, Прокопович становится его обер-прокурором и пишет духовный регламент, согласно которому главная власть в государстве принадлежит царю.

Главным жанром для Феофана Прокоповича было т.н. слово, т.е. церковная проповедь на светскую тему. Он восхвалял Петра и его начинания, уверяя, что все противники реформ - богоотступники. В 1725 году, после смерти Петра, он пишет Слово на погребение Петра Великого, где говорит о том, что, несмотря на горечь потери, Россия должна двигаться вперед, радоваться преобразованиям и не забывать о том, что у неё впереди великое будущее.

 

Появление неофициальной литературы

После смерти Петра в литературе происходят серьезные изменения: в эпоху дворцовых переворотов не существовало придворного поэта, контроль над литературой ослабел и, как следствие, появилась неофициальная литература. Родоначальником ее на Руси был А.Д. Кантемир, первый в России светский поэт. Его произведения уже можно назвать гуманистическими, т.к. посвящены они людям, а не каким-то философским или церковным проблемам. Его поэтическим дебютом стала сатира-На хулящих учение. К уму своему (1729 год), направленная против тех, кто не принимал петровские реформы. Когда об этой сатире узнал Феофан Прокопович, они познакомились и подружились. Затем они вместе выступали против деятельности Верховного тайного совета. 

Во время правления Анны Иоановны Кантемир попал в опалу, и был назначен новый придворный поэт - В.К. Тредиаковский (1703 - 1769). Он также был светским поэтом, самое известное его произведение - Езда в остров любви. Книга вызвала шок в России, т.к. описывалась там свободная любовь. До этого в России никогда не писали на такие темы. Церковь была против Тредиаковского, но императрице Анне книга понравилась.

После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Тредиаковский потерял должность придворного поэта, поскольку поддерживал немецкую партию. Практически перестав писать, он становится теоретиком литературы, и именно ему принадлежат главные заслуги по переводу русской литературы в новую эпоху - в частности, он предложил реформу стихосложения.

 

 

3. Быт крестьян, бояр, князей

Быт крестьян

Крестьяне составляли основную часть населения Российского государства. Жизнь крестьян была тесно связана с природой.

Большую часть территории страны составляли леса, поэтому для того, чтобы подготовить землю под посевы, деревья рубили, корчевали пни, сжигали, а потом весной распахивали сохой. После пахоты боронили бороной. Затем привозили удобрение. Потом наступала пора ярового, весеннего сева. Через каждые два шага с лукошком на груди крестьянин разбрасывал зерно веером. Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху.

Лето - самая напряженная пора на селе. Крестьяне вспахивали и удобряли паровое поле, а потом тут же принимались за сенокос. Первый покос приходился на конец июня - праздник Ивана Купалы. Пока сено сохнет его надо несколько раз перевернуть граблями, а когда высохнет - сметают в стога.

Тем временем поспевали хлеба. Наступала пора жатвы. На жатву выходили все, кто мог.  Жатва считалась самой трудной работой на селе.

Снопы возили в сарай для обработки зерна. Если зерно влажное, то его сушили. Затем зерно мололи.

Большого труда требовал уход за скотиной. Корова была главной кормилицей, лошадь - работницей. Имелись также козы, овцы, свиньи, птица.

Информация о работе Русская культура 16-17 веков