Русская культура 16-17 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Русская культура слишком велика и разнообразна. Каждый век вносил свою лепту в ее развитие и обогащение чем-то новым. По выражению Д. С. Лихачева, русская культура - это громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства, свобода и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того, в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развивались равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обогащает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у них.

Оглавление

Введение
Книгопечатание. Кто изобрёл книгопечатание? Когда изобрели книгопечатание? Что способствовало развитию книгопечатания?
Как развивалась литература в 16-17 века.
Быт крестьян, бояр, князей.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат №1 по истории.docx

— 43.92 Кб (Скачать)

Занимались крестьяне и огородничеством. В огороде выращивали капусту, огурцы, репу, лук, чеснок, морковь. В садах росли яблоки, груши, вишни, смородина.

Жизнь заставляла крестьян овладевать множеством ремесел. Мужчины строили дома, мастерили мебель, вырезали из дерева посуду. Женщины пряли, шили, вязали.

Детей с раннего детства приучали к труду. Девочки в 15 лет работали наравне с взрослыми, мальчики - с 14 лет. Работа составляла главный смысл их жизни.

Жили крестьяне в избах. Обычно изба состояла из двух комнат: жилой комнаты и сеней. Сени - небольшое помещение, предохранявшее избу от холода. Главной комнатой была жилая комната с печью.

Сложить хорошую печь - дело было не простое. Печь протапливалась несколько часов, но потом она держала тепло целые сутки. В печи готовили пищу, сушили грибы, ягоды, рыбу. На печи спали старики, а на пристроенном сбоку настиле - дети. В старину печи топили «по-черному». Дым уходил через отверстия под потолком.

Крестьяне ели то, что добывали собственным трудом: черный хлеб, щи, каша, да квас.

Хлебом да солью встречали дорогих гостей. Резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи. Пекли в деревне хлеб в основном черный, ржаной хлеб. Белый, пшеничный считался лакомством, которое крестьяне могли позволить себе только по праздникам.

Быт бояр

Россия этого периода была феодальным государством. Крепостное крестьянство жестоко угнеталось, зато крупные феодалы неслыханно обогащались. Любой ценой бояре старались добиться наибольшего влияния на царя и его родню, шла борьба за захват самых выгодных должностей, неоднократно предпринимались попытки дворцовых переворотов. В этой борьбе все средства были хороши, лишь бы они приводили к поставленной цели. Все это оказало огромное влияние на жизнь боярства. Яркой внешней стороной боярского быта оказались особенности в правилах этикета - обхождении.

Основное в облике боярина - его крайняя внешняя сдержанность. Боярин старался меньше говорить, а если и позволял себе пространные речи, то произносил их так, чтобы не выдать настоящей мысли и не раскрыть своих интересов. Этому обучали боярских детей. Замкнутость в поведении считалась достоинством. Основой красоты боярина считалась дородность. Чем толще был боярин, чем пышнее и длиннее были его усы и борода, тем большего почета он удостаивался. Людей с такой внешностью специально приглашали к царскому двору, особенно на приемы иностранных послов. Дородность свидетельствовала о том, что этот человек не работал, что он богат и знатен. Для того чтобы еще больше подчеркнуть свою толщину, бояре подпоясывались не по талии, а под животом.

Особенностью в пластическом стиле поведения было стремление к неподвижности. Боярин редко торопился. Он соблюдал достоинство и величавость. Такому пластическому стилю помогал костюм.

"На сорочку  и штаны - они надевают узкие  одеяния вроде наших камзолов, только длинные до колен и  с длинными рукавами, сзади у шеи у них воротник в четверть локтя длиной и шириной. Это одеяние они называют кафтаном. Поверх кафтана некоторые носят еще длинное одеяние, которое доходит до икр или спускается ниже их и называется ферязью...

Дородный боярин держался очень прямо, живот выставлял вперед - это типичная осанка. Для того чтобы тело не падало вперед, боярину приходилось отклонять верх спины назад, что приподнимало грудь. Шею следовало держать вертикально, так как наклонять ее мешала высокая боярская шапка. Боярин плотно и уверенно стоял на земле - для этого он широко расставлял ноги. В положении сидя ноги чаще всего были расставлены, туловище держали прямо, кисти рук лежали на коленях или упирались в них. Сидя за столом, бояре держали предплечья рук на краю стола, а кисти на столе.

Туалет боярина был тяжел, он очень сковывал тело и мешал движениям. Естественно, в таком костюме двигаться можно было только плавно, спокойно, идти небольшими шагами. Во время ходьбы боярин не говорил, а если ему надо было что-то сказать, - останавливался.

Боярское обхождение требовало, чтобы к другим представителям своего сословия обращались приветливо - Не следовало обижать другого человека пренебрежительным к нему отношением, но лучше обидеть его, чем принизить себя.

Когда боярин съезжал со двора, его должны были сопровождать слуги, и чем больше их было, тем почетнее был выезд. Степень достоинства боярина зависела не от того места, которое он занимал на государевой службе, а от его "породы" - знатности рода. По породам рассаживались бояре в Государственной думе: кто знатнее, тот ближе к царю, а кто похуже - тот подальше. Этот этикет выполнялся при размещении на пиру. На пиру полагалось как можно больше есть и пить - в этом проявлялось уважение к хозяину. Ели руками, но пользовались ложкой и ножом. Пить полагалось "полным горлом". Отхлебывать вино, пиво, брагу и меды считалось неприличным. На пирах были развлечения - челядь хозяина пела и плясала. Особенно любили пляски девушек. Иногда плясали и молодые бояре.

 

Быт князей

Быт русского государя со всеми своими уставами, положениями, с всею своею чинностью, наиболее полно выразилась к концу XVII столетия. Но как ни были широки и царственны размеры быта в общих чертах, в общих положениях быта и даже в мелких частностях, он нисколько не удалился от типичных, исконных очертаний русской жизни. Московский государь оставался все тем же князем - вотчинником. Вотчинный тип отражался во всех мелочах и порядках его домашней жизни и домашнего хозяйства. Это был простой деревенский, и следовательно чисто русский быт, нисколько не отличавшийся в основных чертах от быта крестьянина, быт, свято сохранявший все обычаи и предания.

Великокняжеские хоромы, как древнейшие, так и строенные во времена царей, можно рассматривать как три особых отделения. Во-первых, хоромы постельные или, как их называли в XVII в., покоевые. Они были не обширны.

Ко второму отделению государева дворца относились хоромы не покоевые, предназначенные для торжественных собраний. В них государь, следуя тогдашним обычаям, появлялся только в торжественных случаях. В них проходили духовные и земские соборы, давались праздничные и свадебные государевы столы.

К третьему отделению принадлежали все хозяйственные постройки, которые тоже назывались дворцами. Известны дворцы конюшие, житный, кормовой, хлебный, сытный и т.д. Что же касается великокняжеской казны, состоявшей обычно из золотых и серебряных сосудов, драгоценных мехов, дорогих материй и тому подобных предметов, то великий князь, следуя весьма древнему обычаю, сохранял эту казну в подвалах или подклетах каменных церквей.

Внешний вид дворца в конце XVII столетия представлял чрезвычайно пеструю массу зданий самой разнообразной величины, разбросанных без всякой симметрии. Здания теснились друг против друга, возвышались одно над другим и еще больше увеличивали общую пестроту своими разнообразными крышами. В иных местах возвышались башни и башенки.

Внутри хором были наряды. Нарядами в то время называлось то, что служит для украшения хором. Существовало два вида наряда: хоромный и шатерный. Хоромный еще назывался плотничьим, т.е. оттесывали стены, потолки. Этот простой плотничий наряд получал особую красоту, если комнаты убирались столярной резьбой. Шатерный же наряд состоял из уборки комнат сукном и другими тканями. Большое внимание уделялось потолкам. Существовало два вида украшения потолков: вислый и слюдяной.

Основные комнаты царской половины были: Передняя, Комната (кабинет), Крестовая, Опочивальня и Мыленка. Опочивальня имела самое богатое убранство по тем временам. Главным предметом убранства постельной комнаты была кровать.

Кровать соответствовала прямому значению этого слова, т.е. она служила кровом и имела вид шатра. Шатер расшивался золотом и серебром. Застенки тоже вышивались золотом и серебряным шелком. Когда в XVII в. пошла мода на немецкую фигурную резьбу, кровати стали еще более красивыми. Их стали украшать коронами, венчавшими шатры, шпренгелями, яблоками и пуклями (род шара). Вся резьба по обыкновению золотилась, серебрилась и расписывалась краской.

Цены на царские кровати колебались до 2р. Два рубля стоила разборная походная кровать, обшитая красным сукном – аналог раскладушки. Самая дорогая и богатая кровать в Москве семнадцатого столетия стоила 2800р. и была послана Алексеем Михайловичем в дар персидскому шаху. Эта кровать была украшена хрусталем, золотом, слоновьей костью, черепаховым панцирем, шелком, жемчугом и перламутром.

Если так богато устраивались кровати, то не с меньшей роскошью убиралась и сама постель. Причем для особых случаев существовала своя постель.

У многих существует представление, что опочивальни тех времен были увешаны иконами. Это не так, для молебна служили крестовые комнаты, которые выглядели как маленькие церкви из-за количества икон. В опочивальне же был только поклонный крест.

К обедне государь выходил обыкновенно пешком, если было близко и позволяла погода, или в карете, а зимою в санях, всегда в сопровождении бояр и прочих служилых и дворовых чинов. Великолепие и богатство выходной одежды государя соответствовали значению торжества или праздника, по случаю которого делался выход, а также и состоянию погоды в тот день. Во время больших празднеств и торжеств, каковы были Рождество, Богоявление, Светлое Воскресение, Успение и некоторые другие государь обличался в царский наряд. Весь его наряд блистал золотом, серебром, драгоценными каменьями. Тяжесть его наряда была без сомненья очень значительна, и поэтому в подобных церемониях государя всегда поддерживали.

В праздник Рождества Христова государь слушал заутреню в Столовой или Золотой палате. Во втором часу дня, в то время как начинали благовест к литургии, он делал выход в Столовую, где ожидал пришествия патриарха с духовенством. Для этого Столовая наряжалась большим нарядом, сукном и коврами. В переднем углу ставилось место государя, а подле него кресло патриарха. Патриарх в сопровождении митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов, приходили к государю в Золотую палату славить Христа и здравствовать государя, принося с собой целовальный крест и святую воду. Государь встречал это шествие в сенях. После обычных молитв, певчие пели государю многолетие, а патриарх говорил поздравление. Затем патриарх шел таким же порядком славить Христа к царице, в ее Золотую палату, а потом по все членам царской семьи, если они не собирались у царицы.

Отпустя патриарха, государь в Золотой или в Столовой облекался в царский наряд, в котором и шествовал в собор к обедне. После литургии, переменив царский наряд на обыкновенное выходное платье, государь шел во дворец, где потом в Столовой или Золотой палате приготовлялся праздничный стол. Так и оканчивалось праздничное торжество.

 

 

Заключение

Определяя основное содержание и направление культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила замечательные богатства творческих сил народа в культуре. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в

переработанном виде в своих классовых целях.

   Культура народа  проникнута светлым чувством  оптимизма, она

жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная

любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое

нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества

пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

    Развитие русской  культуры отразило свойственные тому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей.

    Несомненно, что  на развитие русской культуры  громадное влияние

оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от миро-

вой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее раз-

витие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. А.В.Муравьев, А.М.Сахаров "Очерки истории русской культуры".
  2. http://oldstory.info/index.php?/topic/9067
  3. http://www.nado5.ru/e-book/osnovnye-ehtapy-razvitiya-literatury
  4. В.О.Ключевский "Русская история" в 3-х томах; изд."Мысль", г.Москва, 1993 г.
  5. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории",  изд."Наука", г.Санкт-Петербург, 1994 г.

 

 

 


Информация о работе Русская культура 16-17 веков