Русское искусство 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 02:22, доклад

Краткое описание

Крайние суждения, уходящие корнями в концепции XIX столетия. Одно из направлений ("славянофильское"), настаивающее на полном отрыве искусства XVIII в. от предшествующего развития. Вытекающее отсюда представление о нем как насильственно привитом, ненациональном и ненародном. Противоположное ("прозападное") течение с его стремлением сгладить границу между искусством Древней Руси и художественным творчеством XVIII столетия, отыскать в его предыстории все элементы нового и, тем самым, уменьшить значение мирового опыта. Современное представление об искусстве XVIII века как первой стадии качественно иного по сравнению с предыдущим этапа - искусства Нового времени (XVIII - начала ХХ вв.).

Файлы: 1 файл

1.Русское искусство ХУ111в. Периодизация. Характер стилевого развития.docx

— 63.19 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Основные тенденции историографии. 

Крайние суждения, уходящие корнями в концепции XIX столетия. Одно из направлений ("славянофильское"), настаивающее на полном отрыве искусства XVIII в. от предшествующего развития. Вытекающее отсюда представление о нем как насильственно привитом, ненациональном и ненародном. Противоположное ("прозападное") течение с его стремлением сгладить границу между искусством Древней Руси и художественным творчеством XVIII столетия, отыскать в его предыстории все элементы нового и, тем самым, уменьшить значение мирового опыта. Современное представление об искусстве XVIII века как первой стадии качественно иного по сравнению с предыдущим этапа - искусства Нового времени (XVIII - начала ХХ вв.).

Источники искусства Нового времени в России: высокий уровень древнерусского искусства и, особенно, успехи его  последней стадии - конца XVII века; состояние  современного искусства западноевропейских стран, переживших аналогичный процесс; канонизированный художественный опыт Нового времени (трактаты, увражи). Вопрос о темпах развития и основные антиномии искусства петровского времени (средневековое - новое, светское-религиозное, русское - западноевропейское и др.) 

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Принцип дореволюционной историографии - деление  искусства по царствованиям. Пришедший  ему на смену принцип периодизации по годам. Приемлемость того и другого  в силу характерной для России четкой зависимости смены художественного  стилей от смены правления.

Первая  четверть XVIII в. - искусство петровского  времени.

Середина  столетия (1730-е -1750-е гг.) - "аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец 1750-х гг. - рококо).

Искусство второй половины XVIII в. (1760 - 1790-е гг.) - эпохи Екатерины II и Павла I:

1760 - первая половина 1780-х - ранний  классицизм.

Вторая  половина 178О-х - до 18ОО г. - зрелый или  строгий классицизм. Сентиментализм. Предромантизм. 

 

 

 

ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА.

Эпоха реформ Петра I. Образование Российской империи. Отражение в искусстве  становления абсолютистского государства. Особая важность периода формирования художественных принципов Нового времени. Сочетание отрицания и приятия. Новые сюжеты и образы, изобразительные  средства и материалы. Новые черты  в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые  композиционные приемы и анатомические  представления); в живописи (станковая  картина, новые законы перспективы  и др). Выполнение задач Ренессанса средствами эпохи Просвещения.

Художественные  школы и их специфика. Распад единого  эстетического критерия. Проблема Москва - Петербург - провинция.

Система художественного образования в  России. Роль пенсионерства за рубежом. Кадровые перемены и проблема поколений. Опережающая роль заказчика.

Проблема  многостилья: одновременное проявление на русской почве барокко, рококо, классицизма при преимущественном развитии барокко. 

 

 

 

АРХИТЕКТУРА

Архитектура Москвы

Значение  переходного периода - конца 1790-х - первых лет XVIII столетия. "Нарышкинское барокко" и зодчество Нового времени. Культовое  строительство - Меншикова башня (церковь  Архангела Гавриила, 1701-1707), вопрос о  ее первоначальном состоянии. Церкви Петра и Павла на Новой Басманной и Иоанна Воина на Якиманке. Древнерусская традиция и роль увража как источника для архитектуры этого периода.

Гражданские постройки - Лефортовский (Петровский) дворец (1697-1699, Д.В. Аксамитов). Регулярность и симметрия. Трехчастная композиция и традиции клетского зодчества. Эволюция ордера в обстоятельствах переходного периода. Компромиссный характер трехсветного интерьера и новое размещение религиозного полотна. Усадьба адмирала Ф.А. Головина на Яузе - первый регулярный ансамбль в Москве. Арсенал в Кремле (1702-1736, Д. Иванов, Х. Конрад, М. Чоглоков) и реконструкция его первоначального облика. Триумфальные ворота по поводу петровских викторий, проблемы синтеза архитектуры, живописи, музыки и драматургии в устройстве шествий, празднеств и фейерверков.

Роль  Москвы в подготовке к восприятию новых архитектурных принципов. 

 

Архитектура Петербурга. 

 

Новый тип русского города. Проекты планировки Петербурга (Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини). Основные зоны застройки и принципы регулярного градостроительства. Роль Канцелярии городовых дел (с 1723 г. Канцелярии от строений) в создании новой столицы. Состав архитекторов. Типология общественного, жилого и культового зодчества.

Деятельность Доменико Трезини (около 1670-1734, в России с 1703 г. до смерти). Петропавловский собор (1712-1733) и его реплики. Здание Двенадцати Коллегий (1722-1742, Д. Трезини, М.Г. Земцов, Дж. Трезини), Летний дворец Петра ( Д. Трезини, А. Шлютер, 1710-1714).

Приемы  мазанкового строения. “Образцовые" проекты жилых домов. Характерные  черты и атрибуционные признаки архитектуры петровского времени ("пилястровый стиль", характер ордера, формы наличников и т.д.). Первый русский музей Кунсткамера (1718-1734, Г.-И. Маттарнови, Н.-Ф. Гербель, Г. Кьявери, М.Г. Земцов). Дворец А.Д. Меншикова  на Васильевском острове (1710 -1720-е, Дж.-М. Фонтана, Г. Шедель). Загородные ансамбли - Петергоф, Ораниенбаум, Стрельна. Законы и компоненты регулярного сада (боскеты, перголы, партеры, типы фонтанов). 

 

 

 

СКУЛЬПТУРА

Отношение к объемной пластике в искусстве  древней Руси. Традиции церковной  деревянной скульптуры.

Обращение к новым темам. Овладение искусством скульптурного бюста, монументальной статуи. Роль медальерного дела. Переход  к новым принципам пропорционального  построения, приемам композиции многофигурного барельефа, каркасной организации  фигуры, характеру обнаженного тела, укрывающего его покрова и  др. Материалы скульптуры - восковое и бронзовое литье, белый камень, мрамор, лепнина из алебастра (стук), терракота, резьба по дереву. Большая  роль иностранных мастеров в деле приобщении к этому искусству. Русские резчики - создатели декорации триумфальных ворот и иконостасов. Иконостас Петропавловского собора - работа Ивана Петровича Зарудного (?-1727).

Скульптура Летнего сада. Состав мастеров. Роль этого ансамбля в приобщении русского зрителя к новой системе аллегорического мышления.

Декоративные  рельефы немецкого скульптора Андеаса Шлютера (1664-1714) в России с 1713 г.) на фасадах Летнего дворца. Резные дубовые панно в кабинете Петра I в Большом Петергофском дворце французского мастера Никола Пино (1684-1754, в России с 1716 по 1726 г.) 

 

Ведущая роль Бартоломео Карло Растрелли (1675? - 1744, в России с 1716 по 1744 г.). Барокко в пластике и проблемы скульптурного портрета. Бюсты Петра I (1723-1729, ГЭ), А.Д. Меншикова (1716-1717, ГЭ). Монументальные произведения Растрелли: памятник Петру I (1720-1724, отлит в 1745-1746) и скульптурная группа "Анна Иоанновна с арапчонком" (1741, ГРМ). Проект Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны (1720-е гг., ГЭ). 

 

ЖИВОПИСЬ

Парсуна (от искаженного слова "персона" - личность). Ее основные особенности и типологические разновидности. Акцент на социальную значимость изображенного, автономный характер образа, специфическое решение проблем "индивидуальное - типическое", "духовное-декоративное". "Портрет-тезис" как сочетание условного иконного пространства и разъясняющих надписей. Особое положение парадного портрета в рост (en pied) и конного (a’ cheval). Портреты царя Алексея Михайловича (1670-е гг., ГИМ), стольника Г.П.Годунова (1686, ГИМ), воеводы И.Е. Власова (1695, Нижегородский худ. музей), боярина Л.К. Нарышкина (1690-е гг., ГИМ), А.Я. Нарышкиной с детьми (неизвестный художник первой четверти XVIII в., ГТГ). Роль парсуны в сложении портрета Нового времени. Ее географический и культурный радиус. Интернациональный характер "парсунных" приемов в условиях принципиально сходного приобщения к искусству Нового времени. Судьба парсунной традиции - своего рода "старицы" - на протяжении XVIII столетия.

Искусство оформления празднеств и шествий, фейерверков  и триумфальных ворот. Его роль в  пропаганде государственных преобразований и военных побед. Декоративные росписи  и полотна панегирического содержания. Особенности иносказательного мышления петровского времени.

Эстетика  раннего русского портрета и проблема сходства. Принципиальное различие "портрета-иконы" и светского портрета Нового времени. Основные типологические разновидности  портрета и вопросы стилевой ориентации. Экстраординарный дух петровского  времени и его отражение в  портретной концепции. Проблема "быть" и "казаться" в применении в этому периоду. 

 

"Преображенская серия" (портреты  участников "Всепьянейшего и сумасброднейшего  собора Всешутейшего князь-папы", 1690-е - начало XVIII в.). Традиции западноевропейского шутовского портрета XVII в. на русской почве. Связь этих произведений с сословными и этическими нормативами петровского времени.

Иван Никитич Никитин (около 1680 - 1742 ). Жизнь и творческая судьба художника. История атрибуции его произведений и современное положение в данной области. Ранний период творчества - портреты цесаревны Анны Петровны (не позднее 1716, ГТГ) и царевны Прасковьи Иоанновны (1714, ГРМ). Поездка в Италию (1716 - начало 1720-х гг).

Особенности постпенсионерского этапа - неоднозначность  портретной концепции и способность  взаимодействия образа со зрителем - "Портрет  графа Г. И. Головкина" (20-е гг. XVIII в., ГТГ), "Портрет напольного гетмана" (1720-е гг. ,ГРМ), "Портрет барона С.Г. Строганова (1726, ГРМ). Вопросы стиля и типологии. Колористическая гамма полотен Никитина и эмоциональная тональность культуры петровского времени. 

 

Роман Никитич Никитин (около 1690 - 1753/4?). "Портрет баронессы М.Я. Строгановой" (между 1721 и 1724, ГРМ).

Андрей Матвеев (1702? - 1739). Обучение в Голландии. Композиции "Аллегория живописи" (1725) и "Венера и Амур"(1726 ?, обе в ГРМ). Освоение мифологического сюжета и трудности в изображении обнаженной натуры. Появление портрета-картины: "Автопортрет с женой"(1729 ?, ГРМ). Новая культура отношений и ее отражение в живописи. Парные портреты И.А. и А.П.Голициных (1728, Частное собрание, Москва). Проблема "Я-концепции" и вопрос о допустимости характерного. Религиозная живопись Матвеева в Петропавловском соборе. 

 

"Россика" - произведения иностранцев,  созданные в России.

Творчество  иностранного мастера в России как  общеевропейская проблема деятельности приезжего художника в другой стране. Представители отдельных  национальных школ в русской среде.  

 

Иоганн Готфрид Таннауэр (1680- 1737/1733, в России с 1711 г.до смерти). Его работы - "Портрет Петра I в Полтавской битве" (1724 (5?), ГРМ), "Портрет царевича Алексея Петровича " (первая половина 1710-х, ГРМ).

Французский художник Луи Каравак (1684-1754, в России с 1716 г. до смерти) и особенности его детских образов. "Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны " (1717, ГРМ) и "Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве" (вторая половина 1710-х, ГРМ) - образцы рококо на русской почве. Проблема галантного общения и ее отражение в искусстве. Сравнительный анализ художественной функции "россики" и деятельности отечественных художников.

Искусство кунсткамерного круга. "Портрет-раритет" в творчестве швейцарского живописца Георга Гзеля (1673-1740, в России с 1717 до 1740) - "Портрет великана Николая Буржуа" (не ранее 1717 - после 1724 ?, ГРМ). "Мужик с тараканом" (1723, ГРМ) французского художника Франсуа Жувене. Эстетические особенности произведений курьезного свойства. 

 

 

 

ГРАВЮРА

Особая  роль оперативного и тиражируемого  искусства гравюры в первой четверти XVIII в. в связи с задачами просвещения и пропаганды Петровских преобразований. Гравюра и книгопечатание. Роль гравировальной мастерской при Санкт- Петербургской типографии. Типология гравюры: ландкарты, изображения баталий, видов городов и триумфальных шествий, портрет.

Заслуги голландских граверов Адриана Шхонебека (около 1658-1705, в России с 1698 г. до конца жизни) - "Осада турецкой крепости Азов русскими войсками" (1699, офорт, резец) и Питера Пикарта (1668-1737, в России с 1702 до смерти) - "Полтавское сражение" (1710- е гг., офорт, резец).

Творчество Алексея Федоровича Зубова (1682/83 - после 1749). "Панорама Санкт-Петербурга" (1716, офорт, резец) и принципы панорамического построения композиции. Морские баталии - "Сражение у мыса Гангут (1715, офорт, резец), "Сражение при Гренгаме (1721, офорт, резец). "Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой" (1711, офорт, резец ). Иван Федорович Зубов (1675/77-1744). Его работа на Московском печатном дворе. 

 

 

 

ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ СТОЛЕТИЯ (1730-х -1750-х  гг.) "АННИНСКОЕ" И "ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ" БАРОККО. 

 

 

 

ИСКУССТВО 1730-Х ГГ.

Неправомерность непосредственной ассоциации экономического регресса и политических тенденций  с художественным процессом 1730-х  гг. Высокий уровень искусства. Продолжение  основных тенденций в развитии архитектуры, живописи и пластики. Определенное замедление темпов развития станкового искусства и усиление парадной декоративной ветви. Преимущественные успехи в области  архитектуры и подчинении ей других видов искусства. Подготовка зрелого  этапа барокко. 

 

АРХИТЕКТУРА

Особая  роль архитектурного процесса в Петербурге по возвращении двора в северную столицу. Градостроительная и дворцовая ветви зодчества, их взаимоотношение. Состав мастеров, организация строительного дела. Трактат-кодекс "Должность архитектурной экспедиции". Завершение трехлучевой композиции центра Санкт-Петербурга.

Деятельность Петра Михайловича Еропкина (около 1698-1740, казнен по делу Волынского), Михаила Григорьевича Земцова (1684-1743), Ивана Кузьмича Коробова (1700/1701 - 1747). Общественное строительство. Работы И.К. Коробова - - Адмиралтейство (1732-1738), проект Морского полкового двора. "Тессин-Хорлеманская" коллекция графики в Национальном музее Стокгольма и ее значение для реконструкции петербургской архитектуры этого времени (застройка Невского проспекта, Большой Миллионной улицы). Эволюция базиликального храма и формирование собственной традиции культовой архитектуры в новой столице - церкви Симеона и Анны (М.Г. Земцов) и Св. Пантелеймона (И.К. Коробов).

Информация о работе Русское искусство 18 века