Русское искусство 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 02:22, доклад

Краткое описание

Крайние суждения, уходящие корнями в концепции XIX столетия. Одно из направлений ("славянофильское"), настаивающее на полном отрыве искусства XVIII в. от предшествующего развития. Вытекающее отсюда представление о нем как насильственно привитом, ненациональном и ненародном. Противоположное ("прозападное") течение с его стремлением сгладить границу между искусством Древней Руси и художественным творчеством XVIII столетия, отыскать в его предыстории все элементы нового и, тем самым, уменьшить значение мирового опыта. Современное представление об искусстве XVIII века как первой стадии качественно иного по сравнению с предыдущим этапа - искусства Нового времени (XVIII - начала ХХ вв.).

Файлы: 1 файл

1.Русское искусство ХУ111в. Периодизация. Характер стилевого развития.docx

— 63.19 Кб (Скачать)

Провинциальная  архитектура. Проекты губернских и уездных городов (Тверь, Тула, Ярославль, Калуга, Николаев, Херсон, Екатеринослав. 

 

Художественная культура русской  усадьбы.

Зарождение  искусства усадьбы на рубеже XVII-XVIII вв. Измайлово, Алексеевское, Братовщина и другие царские резиденции. Принципиально  отличие усадьбы нового типа как  сочетания дворца и регулярного  сада (Глинки, Кусково). Расцвет русской  усадьбы во второй половине XVIII столетия. Останкино, Архангельское, Ольгово, Петрово-Дальнее, Ярополец Гончаровых и др.). Проблемы пейзажного парка. Малые архитектурные формы. Типология усадеб. Усадьба - "экстракт Вселенной на десятине". Театр и картинная галерея в усадьбе. Вопросы взаимоотношения заказчика и архитектора. Проблема крепостного творчества.  

 

 

 

СКУЛЬПТУРА

Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании портретного образа Петра.

Скульптурный  класс в Академии художеств. Система  обучения. "Натурный" класс и  роль изучения антиков. Педагогическая деятельность Никола Жилле и его  заслуги перед русской пластикой.  

 

Федот Иванович Шубин (1740-1805). Обучение в Академии художеств, роль пребывания в Италии. Эволюция портретной концепции Шубина как отражение стилевых тенденций эпохи. Бюсты А. М. Голицына (1773, мрамор, ГТГ), М.Р. Паниной (середина 1770-х., мрамор, ГТГ) как явления раннего классицизма. Произведения конца 1770-х - 1780-х гг. и нарастание объективных тенденции в авторском видении модели. Портреты И.С. Барышникова (1778, мрамор, ГТГ), И. Г. Чернышева (около 1776, мрамор, ГТГ). Романтические тенденции 1790-х гг. Бюсты П.В. Завадовского (1790-е ?, гипс, ГТГ), А.А. Безбородко (около 1798, мрамор, ГРМ), Павла I (1800, мрамор, ГРМ и 1800, бронза ГТГ). Ретроспективный портрет в творчестве Шубина - бюст М.В. Ломоносова (1793, гипс, ГРМ). Творческий метод Шубина и проблема материала. Монументально - декоративные работы - медальоны в интерьерах Чесменского и Мраморного дворцов. 

 

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Обучение в Академии художеств и пенсионерство в Париже. "Прометей"(1769, бронза, ГТГ) и влияние французской пластики. Жанр надгробной скульптуры и его типология. Надгробия Н.М. Голицыной (1780, ГНИМА им. А.В. Щусева), А.М. Голицыну (1788, Гос. музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге). Барельефы для Останкина. 

 

Иван Прокофьевич Прокофьев (1758-1828). Пенсионерское пребывание в Париже и близость к манере Бушардона ("Актеон, преследуемый собаками", 1784, бронза, ГРМ). Произведения малых форм - "Моисей" (1783, терракота, ГРМ), "Волхов и Нева" (1801, терракота, ГРМ). Эскизность и ее границы в скульптуре XVIII в. Образы монументально-декоративной пластики (статуя "Волхов" для Большого каскада в Петергофе). Портреты А.Ф. и А.Е. Лабзиных (1802, терракота, ГРМ). 

 

Михаил Иванович Козловский (1753-1802). Биография скульптора. Круг заказчиков. Античная тема, ее источники и интерпретация. Иконологические проблемы и вопросы атрибуции. Идиллическое направление в творчестве скульптора - "Амур со стрелой" (1797, мрамор, ГРМ), "Гименей" (1796, мрамор, ГРМ), "Бдение Александра Македонского" (Между 1785 и 1788, ГРМ). Героические образы Козловского - "Аякс, защищающий тело Патрокла" (середина 1790-х, мрамор, ГРМ). Аллегорические композиции ("Минерва и Гений художеств", 1796, бронза, ГРМ). Памятник А.В. Суворову в Петербурге (1799-1801).

Иван Петрович Мартос (1752-1835). Жанр надгробия в творчестве художника. Эволюция от барельефа к объемной скульптуре: Надгробия Н.М. Волконской (1782, ГТГ), М.П. Собакиной (1782, ГНИМА им. А.В. Щусева. Москва), Е.С. Куракиной (1792, Гос. музей городской скульптуры, Санкт-Петербург), Е.И. Гагариной (1803, там же). Монументальные произведения Мартоса. Памятник Минину и Пожарскому (1804-1818), его содержание и первоначальное местоположение. Памятник Ришелье в Одессе. 

 

Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825). "Спящий Эндимион" (1779, ГРМ, ГТГ). Проблема "ню" и особенности мифологических статуй - "Диана" (1798, мрамор, ГРМ), "Венера" (1792, мрамор, ГРМ). Монументальные произведения Щедрина - скульптуры Адмиралтейства (1812).  

 

 

 

ЖИВОПИСЬ

Разнообразие  и полнота жанровой структуры  в последние десятилетия XVIII в. Широкое  распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных  коллекций, в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального  мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты. 

 

Портрет

Федор Степанович Рокотов (1735? - 1808). История изучения его творчества. Москва в жизни художника. Эволюция типологических особенностей и стилевая характеристика произведений. Камерный и интимный портрет. Портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772, ГТГ), "Неизвестного в треуголке" (начало 1770-х, ГТГ), "Неизвестной в розовом платье" (1770-е гг. XVIII в. ГТГ). Однородная социальная платформа и взаимопонимание модели и художника как основа портретной концепции интимного полотна. Вопрос о московской фронде и круг моделей этого периода. Колорит и живописная манера. Особенности тяготеющей к монохромности гаммы и колористические эксперименты. Идеальность и автопортретность произведений этого круга. Традиции "улыбчивости" рококо и эмоциональный тонус этого периода.

Произведения 1780-90 - х гг. Портреты В. Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е.Н. Орловой (Около 1779, ГТГ), В.Н. Суровцевой (вторая половина 1780-х, ГРМ). Нарастание объективного видения. Проблема духовной исключительности. Тип "екатерининской "красоты. Наглядность живописной маэстрии и особенности фактуры. Вопрос о приоритете цвета и светотеневых приемов. Рокотов и Левицкий. Рокотов  и западноевропейские мастера.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Многогранность типологических предпочтений мастера. Парадный портрет ("Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия", 1783, ГРМ). "Портрет П.А. Демидова (1773, ГТГ) и французский тип портрета дезабилье. Серия "Смольнянок" (воспитанниц Смольного института) (1772-1776, ГРМ). Проблема костюмированного портрета - двойного преображения модели. "Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме" (1789, ГТГ) и предромантические тенденции в творчестве Левицкого. "Портрет А.Д. (Агаши) Левицкой 1785, ГТГ, ГРМ). Камерные портреты - "Портрет М.А. Дьяковой" (1778, ГТГ). Портреты актрисы Анны Давиа- Бернуцци (1782) и графини Урсулы Мнишек (1782, оба в ГТГ) - дань светской тенденции. Левицкий и "старые мастера". "Портрет священника (Г.К. Левицкого ?)" (1779, ГТГ) - произведение "в духе старых мастеров" - образец рембандтесок на русской почве. Левицкий и портретный класс Академии художеств. 

 

Школа Левицкого.

Творчество П.С. Дрождина, Е.Д. Камеженкова, Л. С. Миропольского. 

 

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Деятельность до приезда в Петербург. Роль кружка А.А. Безбородко в становлении художника. Круг заказчиков. Типология портретного наследия мастера. Периодизация его творчества: конец XVIII - начало 1800-х гг и первые десятилетия XIX в. Малоформатный и миниатюрный портрет.

"Екатерина  II на прогулке в Царскосельском  парке" (1794, ГТГ) и "Портрет  Д.А. Державиной" (181З, ГТГ) как  отечественный вариант английского  "портрета - прогулки".

Сентиментализм  в женских образах художника - портреты М.И. Лопухиной (1797), Е.А. Нарышкиной (1799), Е.Г. Темкиной (1798, все в ГТГ). Роль пейзажа в композиции полотен. Особенности "фарфоровой" гаммы  Боровиковского. Парадоксы портретной концепции: модель желает выглядеть  как все, но уверена, что ее "Я" - лучшее из возможных.

Особенности мужских портретов Боровиковского. "Портрет князя А.Б. Куракина" (1801-1802, ГТГ).

Эволюция  пластических и колористических  особенностей мастера в XIX в. Двойные  и семейные групповые портреты сестер А.Г. и В.Г. Гагариных (1802, ГТГ), сестер Е.А. и А.А. Куракиных (1802, Лувр), "Портрет  А.И. Безбородко с дочерьми" (180З, ГРМ). "Портрет княгини М.И. Долгорукой" (1811, ГТГ).

Предромантические тенденции в творчестве Степана Семеновича Щукина (1762-1828). "Портрет Павла I" (1796, ГТГ). 

 

Провинциальный портрет.

Художественная  культура русской провинции во второй половине XVIII века. Состав заказчиков и  исполнителей. Творчество Григория Островского. Портреты семьи Черевиных из усадьбы Нероново Солигаличского уезда Костромской губернии, портреты Тишининых работы К. Березина из усадьбы Тихвино-Никольское. Особенности провинциального портрета в сопоставлении с произведениями, близкими "магистральной" ветви изобразительного искусства. Индифферентность по отношению к проблеме стиля при "консервации" принципов барочного полотна. Эстетическая и этическая самостоятельность провинциального портрета. Особое понимание ритма жизни, сугубо позитивный характер портретной концепции. Фиксационная задача как первостепенная обязанность мастера, отсутствие недомолвок и поводов для двоякого толкования. Роль надписи на оборотной стороне холста, удостоверяющей имя модели, возраст и другие черты биографии изображенного.  

 

Россика конца XVIII века.

Французская ветвь россики. Александр Рослин (1718-1793, в России в 1775-1777 гг.) - швед, долгие годы работавший во Франции. Его высокая репутация у русского заказчика. Портреты Н.И. Панина (1777, ГМИИ), графини Е.А. Чернышевой (1776), князя В.М. Долгорукова-Крымского (1776, оба в ГТГ). Непринужденность и легкость в обращении с русской моделью. Трезвость и жизнерадостность мировоззрения Рослина. Способность показать черты, которые остаются за пределами более сдержанного восприятия русских мастеров. Бюргерский оттенок портрета Екатерины II и отрицательная реакция заказчицы. 

 

Жан-Луи Вуаль (1744-после 1803), прожил в России более 30 лет. Строгановы и Панины - заказчики Вуаля. Парные портреты супругов Н.П. Панина (1792) и С.В. Паниной (1791, оба в ГТГ). Сдержанность и деликатность манеры Вуаля - основание для суждения французских исследователей о его преимущественной близости к русской школе. 

 

Л.-Э. Виже-Лебрен (1755-1842, в России с 1795 по 1801 гг.). Работа в качестве придворной портретистки Марии Антуанетты. Эмиграция. Пребывание в России. "Сувенир" Виже Лебрен. Стиль "красивой жизни" в произведениях художницы. Женственность, изящество и оттенок салонности в портретах А.С. Строгановой с сыном ( 1793, ГЭ), А.П. Голицыной с сыном (между 1795 и 1801, ГМИИ). Особенности мужских портретов ("Портрет Г.И. Чернышева с маской в руке" 1793. ГЭ).

Другие  ветви россики. 

 

Датский живописец Вигилиус Эриксен (1722-1782, в России с 1757 по 1772) - типичный придворный мастер. Парадные портреты Эриксена. Успех изображений Екатерины II на коне в гвардейском мундире и великого князя Павла Петровича в учебной комнате. Другие образы императрицы. "Карусельные" портреты Г.Г. и А.Г. Орловых работы Эриксена (ГЭ).

Австрийский живописец Иоганн Баптист Лампи - старший (1751-1830). Его деятельность в Петербурге (1792-1797 гг.). Лампи - модный художник двора. Портрет "Екатерины II с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории" (1793, ГЭ). Портреты В.А. (1796) и П.А. Зубовых (1796 ?, оба в ГРМ) и создание стереотипа удачливого царедворца.  

 

Миниатюрный портрет.

Специфика миниатюрного портрета - близость к  произведениям декоративно-прикладного  искусства. Миниатюра эмалевая и  на слоновой кости. Эволюция от петровского  времени(Г. Мусикийский, А. Овсов) к второй половине века (работы Г.И. Скородумова, В.Л. Боровиковского, А.-Х. Ритта, Ф. Виоллье).

Историческая живопись.

Путь  от декоративного панно к станковой  картине (Г.И. Козлов, М.И. Пучинов). Основа исторического жанра - совокупность тем античной и христианской мифологии, аллегории и реальных исторических событий. Интерес к старой и современной отечественной истории как показатель роста национального самосознания и отражение амбиций двора.

Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Обучение в Академии художеств и пребывание во Франции и Италии. Картины на религиозные темы: "Товий и ангел" (175З и 1758, ГТГ) и "Чудесный улов рыбы"( 1762, ГРМ). Произведения "большого исторического рода" - "Владимир и Рогнеда" (1770, ГРМ) и "Прощание Гектора с Андромахой" (1773, ГТГ). Лосенко - портретист. "Портрет Ф.Г. Волкова" (1760?, 1763?, ГРМ). Роль рисунков Лосенко в педагогической практике Академии.

Творчество Петра Ивановича Соколова (1753-1791). Античная мифология в интерпретации художника - "Меркурий и Аргус" (1776, ГРМ), "Амур, оттачивающий стрелу" (1770-е гг., ГРМ), "Дедал привязывает крылья Икару" (1777, ГТГ).

Иван Акимович Акимов (1754 -1814). "Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета" (1782, ГТГ) и произведения на темы отечественной истории - "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращению с Дуная в Киев" (1773, ГТГ), "Крещение княгини Ольги в Константинополе" (не позднее 1792. Эскиз, ГРМ).

Отечественная история у Григория Ивановича Угрюмова (1764-1823). "Испытание силы Яна Усмаря" (1796/7?/, ГРМ), "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" (1793/4?/, ГРМ), "Взятие Казани Иваном Грозным" и "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство" (обе не позднее 1800 г., ГРМ). Тяготение к исторической конкретности и официально-патетические интонации произведений Угрюмова. 

 

Бытовой жанр.

Художественное  и историческое значение графических  и живописных произведений иностранных  путешественников - Ж.-Б. Лепренса (1733-1783, в России 1757-1762), Д.-А. Аткинсона (1775 - не ранее 1831, в России с 1784 по 1801 гг). Представление о "костюмном" жанре. Отечественное отношение к "бамбошаду" как мерило этических возможностей жанра.

Зарождение  бытового жанра в русской живописи. Класс "домашнего исторического  рода " в Академии художеств. Особенности  отечественного жанра, избегающего  драк, пьяных пирушек и других "низких" сцен.

Тема  русской деревни в изобразительном  искусстве, литературе и драматургии.  

 

Иван Михайлович Танков (Тонков) (1740/41- 1799). Его сельские виды и сцены, их связь с искусством театральной декорации - "Храмовый праздник" (1784, ГТГ), "Пожар в деревне в ночное время" (между 1780 и 1785, ГТГ).

Академические тенденции в работах Михаила Шибанова (? - после 1789). "Празднество свадебного договора" (1777, ГТГ) и "Крестьянский обед " (1774, ГТГ).

Творчество Ивана Алексеевича Ерменева (1746/49-после 1792). Ерменев - пенсионер великого князя Павла Петровича в Париже. Богемный образ жизни и возвращение художника в Россию. Серия акварелей, изображающих нищих-слепцов (начало 1770-х гг. XVIII в., ГРМ) и проблема "социального сентиментализма" 

Информация о работе Русское искусство 18 века