Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 02:22, доклад
Крайние суждения, уходящие корнями в концепции XIX столетия. Одно из направлений ("славянофильское"), настаивающее на полном отрыве искусства XVIII в. от предшествующего развития. Вытекающее отсюда представление о нем как насильственно привитом, ненациональном и ненародном. Противоположное ("прозападное") течение с его стремлением сгладить границу между искусством Древней Руси и художественным творчеством XVIII столетия, отыскать в его предыстории все элементы нового и, тем самым, уменьшить значение мирового опыта. Современное представление об искусстве XVIII века как первой стадии качественно иного по сравнению с предыдущим этапа - искусства Нового времени (XVIII - начала ХХ вв.).
Москва 1730- х гг. Градостроительная и реставрационная деятельность Ивана Федоровича Мичурина (1700-1763). Генеральный план Москвы (1734-1739). Школа Мичурина. Зимний и Летний Анненгоф (первая половина 1730-х гг.).
ЖИВОПИСЬ
Преимущественное развитие монументально-декоративной живописи. Оформление триумфальных ворот, празднеств и фейерверков. Проблемы синтеза архитектуры и живописи в интерьерах дворцовых и культовых построек.
Развитие портретного искусства. Продолжение деятельности А. Матвеева, Г. Гзелля, Л. Каравак - придворный живописец. Парадный портрет императрицы Анны Иоанновны его работы (1730, ГТГ). Усиление позиций портретистов - представителей немецкой ветви россики. Работы Иоганна Пауля Люддена (? - 1739, в России с 1727 по 1739) - "Портрет контр-адмирала В.А. Дмитриева-Мамонова" (1735, ГТГ) и Франкарта (1711/1712 - 1743, в России в конце 1730-х - середине 1740-х гг.) - портреты Ф.А. и И.А. Остермана (1738, ГИМ), портрет барона А.Г. Строганова (конец 1730-х гг., ГИМ).
Приметы нового быта в натюрмортах Г. Теплова, П. Богомолова, Т. Ульянова. Особенности "кабинетного" натюрморта - модели быта образованного человека. Увлечение научными метаморфозами и иллюзионистическая тенденция в натюрморте.
СКУЛЬПТУРА
Продолжение работы по украшению каскадов и фонтанов Петергофа декоративной скульптурой. Деятельность Б.-К. Растрелли и его помощников. Резная деревянная скульптура на фасадах дворцов (Летний Анненгоф в Москве).
ИСКУССТВО 174О-1750 - "ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО"
Национальный
подъем и расцвет русской культуры.
Роль Академии наук и М.В. Ломоносова.
Основание Московского
Конец 1750 -х гг. - короткая полоса стиля рококо. Его сфера. Основные черты формообразования и колористические предпочтения рококо. Склонность к экзотическим мотивам ("китайщина", "японщина", "туретчина").
АРХИТЕКТУРА
Петербургская архитектура.
Основная тенденция зодчества - расцвет дворцового и культового строительства. Загородные ансамбли.
Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) - ведущий архитектор этого времени. Дворцы Бирона в Митаве (ныне Елгава, 1738-1740) и Руентале (ныне Рундале, 1736-1740). Пафос государственности и жизнеутверждающая сила произведений Растрелли. Зимний дворец (1754-1762) и тема "блока-карэ". Большой дворец в Петергофе (1745-1755), Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752-1757) и композиция "блок-галерея". Роль анфилады в структуре интерьера и проблема пространственного иллюзионизма. Смольный монастырь в Петербурге (1748-1764). Принципы золотого сечения в пропорциональной структуре собора. Андреевская церковь в Киеве (1748-1762) и особенности пятиглавия Растрелли.
Деятельность Саввы Ивановича Чевакинского (1713-1770). Никольский Морской собор (1753-1762). Алексей Васильевич Квасов (даты жизни неизвестны). Построенный им собор в Козельце (1751-1766) - образец близкого к украинскому варианта пятиглавия.
Архитектура Москвы.
Роль живой традиции в композиции культовых зданий. Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1751) и трехчастная композиция храма. Церковь Папы Климента на Пятницкой (1754-1774) и особенности московской системы пятиглавия.
Ф.-Б.
Растрелли в Москве. Принципы расширения
дворцово-паркового комплекса
Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774) - ведущий московский архитектор. Его работы - ансамбль Красных ворот (1753-1757) и завершение строительства колокольня Троице-Сергиевой Лавры (1741-1770, арх. И.Я. Шумахер, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский). Проект Госпитального и инвалидного домов (1758-1759) и принципы организации общественного здания середины XVIII в.
Алексей Петрович Евлашев (1706-1760), Иван Петрович Жеребцов (1724-конец 1780-х). Карл Иванович Бланк (1728-1793), возведение им по проекту Ф.-Б. Растрелли шатра собора Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой.
Специфические приемы ярусных композиций в Москве и их отличие от петербургских. Городские усадьбы середины столетия и их местные особенности (дом Апраксиных на Маросейке, 1766).
ЖИВОПИСЬ
Ее жанровая структура, проблемы стилевого состояния. Вопросы художественного образования и производства. Русская школа и россика. Социальный состав мастеров. Типология портрета. Его взаимоотношение с портретом Петровского времени с одной стороны и портретом конца XVIII века - с другой.
Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). Портреты супругов Н.И. и К.И. Тишининых (1755, Рыбинский историко-художественный музей), детей Фермор - Сарры (1749/50?) и Вильгельма (вторая половина 1750-х гг., оба в ГРМ). "Портрет князя Ф.Н. Голицина в детстве"(1760, ГТГ). Традиция и характер его искусства: буквализм и "наивный реализм" как черты метода русского мастера середины века. Качества вещности и тенденция к факсимильному воспроизведения натуры.
Творчество Алексея Петровича Антропова (1716-1795). Камерные портреты А.М. Измайловой (1759, ГТГ), Ф.И. Краснощекова (1761, ГРМ), Т.А. Трубецкой (1761, ГТГ), М.А. Румянцевой (1764, ГРМ). Парадный портрет в творчестве Антропова (портрет Петра III, 1762, ГТГ). "Портрет архиепископа Сильвестра Кулябки" (1760, ГРМ) и особенности изображения духовного лица в XVIII в.
Концепция
художника и специфика
Иван Петрович Аргунов (1729-1802). Уникальная проблема крепостного творчества. Обучение у Г.-Х. Гроота. "Портрет П.Б. Шереметева с собакой" (1753, ГЭ), проблема копирования и версифицирования как типичная черта художественного творчества в XVIII в. Портреты П.Б. Шереметева (1760) и В.А. Шереметевой (1760-е гг., оба - Останкинский дворец-музей). Культ физического и нравственного довольства, сугубо положительная концепция образа. Пристрастие к доличностям и их декоративность как общая черта русской живописи середины века. Авторская интерпретация этих черт у Аргунова. Зарождение интимного портрета и необходимый уровень взаимоотношений модели и художника (портреты четы Хрипуновых, 1757, Останкинск ий дворец-музей). Методы создания ретроспективного или исторического портрета (портреты Б.П. и А.П. Шереметевых, 1768, Кусково). Значение, которое придается искусству как средству утверждения знатности и репутации рода.
Россика
Ее новое, по сравнению с петровским временем, положение и роль.
Немецкая ветвь россики. Георг Христоф Гроот (1716-1749, в России с 1741 г. до кончины) и парадный портрет малых форм: "Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком" (1743, ГТГ), "Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке" (1748, ГТГ). Новый этикет двора имп. Елизаветы Петровны по сравнению с бравурным "мужским" этикетом времени Петра I. Культура цвета рококо: утонченность и холодность по сравнению с более яркой и локальной палитрой русских мастеров.
Георг Каспар Преннер (около 1720 - 1766, в России в 1750 -1755 гг.). Его произведения - "Портрет императрицы Елизаветы Петровны" (1754, ГТГ) и "Портрет детей графа И.И.Воронцова" (около 1755, ГТГ).
Французская ветвь россики. Приглашение Луи Токке (1696-1772, в России в 1756-1758 гг.). Иконографическая традиция его изображений императрицы Елизаветы Петровны.
Итальянская ветвь россики. Пьетро деи Ротари (1707-1762) и жанр "головки" (tete d'expression). Функция этих изображений - украшение и изящная морализация, обучение способам держаться и выказывать свои переживания. "Кабинет Мод и Граций" в Большом Петергофском дворце. Принципы шпалерной развески. "Кабинет Ротари" в Китайском дворце в Ораниенбауме. Ротари и русские мастера.
Монументально-декоративная и театрально-декорационная живопись.
Основные
особенности театральной
ГРАВЮРА
Христиан Карл Вортман (1680-1760) и его школа при Петербургской Академии наук. Роль резцовой гравюры. Портреты, изображения фейерверков и коронационных торжеств. Научная и учебная гравюра.
Иван Алексеевич Соколов (около 1717 - 1757) - мастер резцовой гравюры, руководитель Гравировальной Палаты Академии наук. Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны (1744, офорт, резец, акварель). Григорий Аникеевич Качалов (1711/12 - 1759) и его портретные гравюры.
Деятельность Михаила Ивановича Махаева (1718-1770). Виды Петербурга 1753 г. ("Вид по Неве в сторону Адмиралтейства и Академии наук"). Отход от панорамического принципа и обращение к перспективе. Роль камеры обскура. Московские виды Махаева, выполненные в связи с коронацией Екатерины II.
ИСКУССТВО КОНЦА XVIII ВЕКА
Экономические,
политические и военные успехи России.
Передовые течения и
Специфика "павловского классицизма" и теория "барокко" 1790 - х гг.
Сентиментализм и предромантизм. Своеобразие этих течений и их взаимоотношение с классицизмом - ведущим стилем эпохи.
Академия художеств - учебный и творческий центр. Иерархия видов и жанров. Живопись "большого исторического рода" и класс "домашних упражнений". Методы преподавания. Система пенсионерства. Первые выставки и аукционы. Общеевропейские принципы академического искусства и специфика их претворения в России. Роль эстетического трактата в развитии отечественной школы (труды Д.А. Голицына, П.П. Чекалевского, И.Ф. Урванова).
АРХИТЕКТУРА
Петербургская архитектура
Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800, в России с 1759 по 1776 гг.). Здание Академии художеств (1764-1771) в соавторстве с Александром Филипповичем Кокориновым (1726-1772). Гостиный двор, Новая Голландия (1765-1780-е гг.), Малый Эрмитаж (1766-1769). Основные черты и признаки зодчества раннего классицизма.
Деятельность "Комиссии по строительству Петербурга и Москвы".
Антонио Ринальди (около 1709-1794, в России с 1752 до конца 1780-х гг.). Проблема рококо в зодчестве. Китайский дворец (1762-1768) и Катальная горка (1762-1774) в Ораниенбауме.
Ранний классицизм в творчестве архитектора (Мраморный дворец, 1768-1785). Дворец в Гатчине (1766-1781).
Юрий Михайлович Фельтен (1730-1801). Набережные и мосты Петербурга, ограда Летнего сада (1770-1786). Особенности петербургской ветви псевдоготики на примере творчества Фельтена - Чесменский дворец и церковь.
Иван Егорович Старов (1745-1808). Обучение в Академии художеств, годы пенсионерства во Франции и Италии. Проблема Старов - Баженов. Ранний классицизм - стиль усадеб в Богородицке под Тулой, Никольском-Гагарине под Москвой (1773-1776/77), в Тайцах под Петербургом (1774-1780-е гг.).
Строгий классицизм в творчестве Старова. Таврический дворец (1783-1789), дворец в Пелле под Петербургом (1785-1789). Градостроительная деятельность Старова (участие в планировке Екатеринослава).
Джакомо Кваренги (1744-1817, в России с 1780 до смерти) - мастер строгого классицизма. Общественные здания - Академия наук (1783-1789), Ассигнационный банк (1783-1790). Эрмитажный театр (1783-1787). Усадьбы Кваренги. Проблема палладианства. Тема свободно стоящей колоннады - Александровский дворец в Царском Селе (1792-1796) и здание Кабинета (1803-1805).
Чарльз Камерон (1740-е - 1812, в России с 1779 г. до кончины). Камеронова галерея и Агатовые комнаты в Царском Селе (1783-1787). Дворец в Павловске (1782-1786). Интерьеры Камерона и стиль братьев Адам в его интерпретации на русской почве.
Николай Александрович Львов (1751-1803). Перевод на русский язык трудов Палладио. Палладианство в творчестве Львова - разработка идеи виллы Ротонда в Борисоглебском соборе в Торжке и в храмах-мавзолеях (усадьба Никольское-Черенчицы).
Московская школа классицизма.
Василий Иванович Баженов (1737/38-1799). Обучение в Академии художеств. Пенсионерские пребывание во Франции и Италии. Баженов и французская школа зодчества. Проект Кремлевского дворца в Москве (1767-1773). Проблемы псевдоготики (Царицино 1775-1785). Жилые дома П.Е. Пашкова (1784-1786) и И.И. Юшкова (1780-е гг.). Проблемы атрибуции произведений Баженова. Жанр архитектурной фантазии и вопрос о неосуществимости его замыслов. Баженов - теоретик архитектуры.
Матвей Федорович Казаков (1738-1812) - глава московской архитектурной школы классицизма. Обучение у Д.В. Ухтомского. Первые работы в Твери. Общественные постройки - Сенат (Присутственные места) в Московском Кремле (1776-1787), зал Благородного собрания (середина 1780-х гг), Голицынская больница (1796-1801). Культовое зодчество - церкви Филиппа Митрополита на Большой Мещанской (1777-1788) и Вознесения на Гороховом поле. Типология московского особняка. Дом И.И. Демидова ("Золотые комнаты") в Гороховском переулке (1789-1791) и дом И.И. Барышникова на Мясницкой (1797-1802). Ранний и строгий классицизм в творчестве архитектора. Особенности псевдоготических произведений - Петровский подъездной дворец (1775-1782). Баженов и Казаков.
Школа М.Ф. Казакова.
Иван Васильевич Еготов (1756-1814) (Военный госпиталь в Лефортове, 1798-1802), Елизвой Семенович Назаров (1747-1822) и Странноприимный дом (1794-1807). Родион Родионович Казаков (1755/58-1803) - церковь Мартина Исповедника на Б. Таганской ул. (1792-1798).