Культура Франции 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, художественную культуру XVIII века - это как период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Философия ……….…………………………………………………………6
2. Живопись…………………………………………………………………..13
3. Скульптура и архитектура………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….30
Примечание………………………………………………………………………33
Библиография………………………………………………………………….....35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.46 Кб (Скачать)

Внутренняя отделка в  особняке Матиньон дает характерный пример убранства жилых комнат особняков. Одним из крупнейших мастеров я этой области был ученик Ардуэна Мансара Жермен Боффран (1667—1754). К числу наиболее известных его работ принадлежит зал в отеле Субиз — ныне здании Национальных архивов в Париже (1730-е гг.).

Почти исключительно вопросами  архитектуры интерьера и предметами прикладного искусства занимались два видных мастера того времени  — Ж.-М. Оппенор (1672—1742) и Ж. О. Мейссонье (1693—1750). В их рисунках и выполненных по ним гравюрах, пользовавшихся широкой известностью, декоративные приемы рококо получили особенно богатую разработку.

Как и в предыдущий период, в первой половине XVIII века центром строительства во Франции остается Париж. Однако в отдельных случаях встречаются крупные постройки и вне столицы. Наиболее значительной среди них является известный комплекс парадных площадей в Нанси (1753—1755). Он состоит из двух связанных между собой площадей. Автором проекта и руководителем строительства был архитектор Эммануэль Эре де Корни (1705—1763), ученик Боффрана.

К середине столетия все  более нарастал интерес к наследию античности. Началось широкое исследование древних памятников. Многие архитекторы  занимаются в это время археологическими изысканиями и изучением древностей. На основе обследования подлинных памятников формируются новые взгляды на античную архитектуру.

В строительстве 1750—1770-х  годов постепенно происходит отход  от архитектурных приемов начала XVIII века в поисках более спокойных и строгих форм.

Наиболее крупными зодчими  этого периода были Ж.-А. Габриэль и Ж.-Ж. Суффло. Одной из главных работ Жака Анжа Габриэля (1698—1782) является создание площади в Париже, носящей ныне наименование «Площади Согласия» (1751—1763, бывш. «Площадь Людовика XV»). В решении этой площади Ж.-А. Габриэль отказывается от принятой в прежние годы замкнутой застройки по контуру. Выходящие на площадь улицы, расположенная по ее оси Королевская улица и идущий в западном направлении главный проспект Парижа — авеню Елисейских полей — органически связывают площадь с планировкой прилегающего района. Здания расположены только с одной стороны площади, они не замыкают, а лишь оформляют проезд на улицы. Этим Габриэль наметил новые пути развития французского градостроительства.

Другой важнейшей работой  Ж.-А. Габриэля была постройка здания «Малого Трианона» в Версальском парке — одного из совершеннейших сооружений французской архитектуры XVIII века (1762—1764).

Крупнейшей постройкой Жака Жермена Суффло (17XVIII—1780) является здание, первоначально предназначенное для церкви св. Женевьевы, считавшейся покровительницей Парижа. В годы французской буржуазной революции здание было превращено в Пантеон — место погребения выдающихся деятелей Франции — и при этом частично перестроено.

Архитектура 1770—1780-х годов  характеризуется известным расслоением  в общем течении классицизма. С одной стороны, некоторые крупные  зодчие продолжали работать в приемах  раннего классицизма. С другой стороны, появляется новое направление, объединяющее наиболее передовые и радикальные  искания в области архитектуры. Мастера, примыкавшие к нему, стремятся преодолеть изящество и утонченность приемов раннего классицизма в поисках большого монументального стиля.

Итак, порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо».  С начала века скульптура часто утрачивала монументальность, приобретая более камерный и декоративный характер. В ней изменились характер тематики и художественные приемы, совершался переход к светской непринужденности и утонченной грации, динамичности и легкости формы, к интимной трактовке образа. Пластическое начало в ней уступило место живописному. Моделировка становилась мягкой, использовались все возможности передачи тончайших переходов светотени. Но с середины XVIII в. появилось тяготение к простоте, строгости и лаконизму. Поворот к реализму сопровождался поисками героических образов.

Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным зодчеством. В архитектуре стиль рококо проявился при планировке и оформлении интерьера. Архитектура рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности.

В середине XVIII века господствующим направлением в архитектуре Франции  постепенно становится классицизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении необходимо отметить, что Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью.

В философии Франции эпохи  Просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира; развиваются деистические представления о мире, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века; формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Развивавшаяся на этой почве  французская художественная культура вступила в полосу подъема. Новое  содержание мощным потоком врывалось в искусство Переходный характер эпохи определил сложность французской художественной культуры XVIII века, тяготение к контрастам и разнообразию. Ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявлявшегося в реалистических, предромантических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко, рококо и академизма.

 В эпоху Просвещения во Франции широкое распространение  получает жанровая живопись. У художников-реалистов борьба за эмансипацию личности нашли отражение в интересе к образу «естественного человека», к его живым интимным чувствам, вне сфер воздействия официальных норм жизни и сословной иерархии. Это определило и обращение к темам обыденной жизни частного человека

Парадный портрет уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения”. Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

С начала века скульптура часто  утрачивала монументальность, приобретая более камерный и декоративный характер. В ней изменились характер тематики и художественные приемы, совершался переход к светской непринужденности и утонченной грации,  динамичности и легкости формы, к интимной трактовке образа. Но с середины 18 в. появилось тяготение к простоте, строгости и лаконизму. Поворот к реализму сопровождался поисками героических образов.

Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над  церковным зодчеством. Архитектура  рококо прежде всего ориентированы  на создание комфорта и изящества  для того человека, который будет  созерцать и наслаждаться их творениями. Новый стиль стал стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. В середине XVIII века господствующим направлением в архитектуре Франции постепенно становится классицизм.

Эпоха Просвещения явилась  важнейшим поворотным пунктом в  духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и  этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание

 

  1. Вольтер. Избранные произведения. М.1947.
  2. Дидро Д. Избранные произведения. М.-Л. 1951.
  3. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961
  4. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.
  5. Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. Очерки. М..1983.
  6. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. M., 1978
  7. Кузнецова И.А. Французская живопись XVI-XIX вв. М ,1992
  8. 3олотов Ю. К. Французский портрет XVIII век. М., 1965
  9. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977. С.146-147
  10. Там же. С. 151.
  11. Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения  XVIII века. М.,1965. С. 96-98
  12. Вольтер. Избранные произведения. М.1947. С.112.
  13. Волгин В.П. Указ. соч. С. 173.
  14. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1986. С 214.
  15. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVII- XVIII веков. М., 1963. С. 302.
  16. Там же. С. 312.
  17. Кузнецова И.А. Французская живопись XVI-XIX вв. М ,1992. С. 67-68.
  18. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVII- XVIII веков. М., 1963. С. 319.
  19. Борзова Е.П. История мировой культуры. С.-П., 2001. С. 87.
  20. Емохонова  Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1999. С.214.
  21. Борзова Е.П. Указ. соч. С. 111.
  22. Там же. С. 121-122
  23. Лившиц Н.А. Французское искусство XV-XVIII веков. Очерки. Л.,1967. С. 56 – 57.
  24. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVII- XVIII веков. М., 1963. С. 319. С. 324.
  25.   Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961. С. 61.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

 Источники

Вольтер. Избранные произведения. М.1947.

Дидро Д. Избранные произведения. М.-Л. 1951

Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения  в 3-х томах. М., 1961

Руссо Ж.-Ж. Статьи, высказывания, отрывки из произведений. М.- Л. 1959.

 

Учебные издания

Борзова Е.П. История мировой  культуры. С.-П., 2001.

Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVII- XVIII веков. М., 1963.

Всемирная история: в 24-х томах. Т. 15. Эпоха Просвещения. М., 1997.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств М., 1990.

Емохонова  Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1999.

История искусств зарубежных стран XVII-XVIII веков // под ред. В. И. Раздальской. М.,1988.

Кертман Л.E. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987

Калан М.С. Философия культуры. С.-П., 1996.

Культурология // под. ред. А. А Радугина. М., 1997.

Малая история искусств. Искусство XVIII века// Катор A.M. и др. М.,  1977.

Овсянников М.Ф. История  эстетической мысли. M., 1978/

Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. М., 2001.

 

Исследования 

Акимова А. А. Дидро. М., 1963

Акимова А. А. Вольтер. М., 1970

Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988

Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977

Гачев  Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961

Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986

3олотов Ю. К. Французский портрет XVIII век. М., 1965

Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII века. М.,1965

Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1986

Кузнецова И.А. Французская живопись XVI-XIX вв. М ,1992

Лившиц Н.А. Французское искусство XV-XVIII веков. Очерки. Л.,1967

Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. Очерки. М..1983

Новосельская И.Н. Западноевропейское искусство XVIII века. Сборник статей. Л., 1987

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1973

Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV-XIX веков. Л., 1971

Скир А.Я. Предмет искусства в эстетики Д. Дидро. Минск, 1979

Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве  Франции, Англии, США XVIII- XX вв. М.,1978

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

Информация о работе Культура Франции 18 века