Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:31, реферат
Общая характеристика эпохи. Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни.
Для Нового времени характерны такие процессы, как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.
ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА
РОССИИ XVIII В.
Автор Сертакова И.Н.
Общая характеристика
эпохи. Начало XVIII века ознаменовано реформами
Петра I, которые были призваны ликвидировать
разрыв в уровне развития России и Европы.
Реформы затронули практически все сферы
жизни общества. Содержанием их явились
решающий сдвиг от средневековья к новому
времени и европеизация всех областей
жизни. Происходила ломка старых государственных
учреждений, замена их новыми, складывался
современный административно-
Важной чертой культуры
нового времени стала ее открытость, способность
к контактам с культурами других народов,
что явилось результатом политики, направленной
на подрыв национальной и конфессиональной
замкнутости. Расширяются связи с западными
странами. Контакты с Европой способствовали
проникновению в Россию гуманистических
и рационалистических учений. Идеология
абсолютизма начала подкрепляться идеями
рационализма, европейского Просвещения.
Для Нового времени
характерны такие процессы, как ускорение
темпов развития, усложнение общественного
развития в целом. Начинается процесс
дифференциации, появления новых отраслей
культуры: науки, театрального дела, портретной
живописи, поэзии, журналистики.
Важным началом в процессе
отделения светской культуры от церковной
была замена старого церковнославянского
шрифта новым, гражданским. Мощным средством
просвещения народа явилась периодическая
печать. Первой печатной газетой в России
были «Ведомости», вышедшие в 1703 году.
Рост книгопечатания способствовал развитию
книжной торговли. В 1714 году была открыта
первая библиотека, ставшая основой библиотеки
Академии наук. Она была доступна для свободного
посещения. В 1719 году открывается первый
русский музей -- Кунсткамера. Закономерным
итогом реформ в сфере просвещения, науки
стало открытие в Петербурге в 1725 году
Академии наук. Вводились новые обряды
в общественно-культурной жизни, бытовом
укладе. Они были направлены на привитие
западноевропейского образа жизни. Взамен
старого летосчисления -- «от Сотворения
мира» -- с 1 января 1700 года введено летосчисление
«от Рождества Христова». Появился обычай
праздновать Новый год: устраивать фейерверки,
наряжать елки. Новой формой общения стали
ассамблеи.
Наиболее решительный
поворот в сторону европеизации русской
культуры произошел в период правления
Екатерины II. Ее царствование положило
начало эпохе просвещенного абсолютизма.
Особое внимание Екатерина решила уделить
воспитанию «новых людей», нравственно
совершенных, которые в таком же духе будут
воспитывать своих детей, что привело
бы к изменениям в обществе. Предполагалось,
что новый человек будет воспитываться
в исключительно западном духе. Большое
внимание уделялось гуманитарному образованию.
Появились воспитательные дома в Москве,
Петербурге, закрытые институты, кадетские
корпуса.
В XVIII веке создаются
предпосылки для образования русского
национального языка, происходит сближение
литературного языка с разговорным, прекращается
процесс образования новых диалектов.
Формируется русский общенародный разговорный
язык. Как образец выступает московский
диалект. В 90-е годы Н. Карамзин провел
реформу литературного языка. Это позволило
привлечь к чтению широкий круг населения.
Расширяются культурные
связи с другими странами. Более подвижный
образ жизни, популярность путешествий
привели к развитию эпистолярного жанра.
Активизировалась общественная мысль
страны.
Повседневная жизнь
дворян
В XVIII в. большие перемены
произошли не только в государственных
делах и художественной культуре, но и
повседневной жизни русских людей, прежде
всего привилегированного сословия - дворянства.
Продолжилось, начатое
раннее, формирование нового типа личности
дворянина и дворянки, которое стало результатом
заимствования европейских образовательных
систем. Во времена Петра I создание светской
школы и дворянское образование было делом
исключительно государственным. В правление
Елизаветы Петровны и Екатерины II государственная
политика в области образования вынуждена
была брать во внимание частные дворянские
интересы и инициативы в этой сфере. Просветительские
преобразования способствовали в той
или иной мере переносу европейских систем
обучения подрастающего поколения первого
сословия на русскую почву, причем этот
процесс шел в рамках ускоренной трансформации.
В России появлялось большое количество
энтузиастов -- иностранцев, открывавших
учебные заведения и заполнявших дворянские
усадьбы. Частное обучение стало рассматриваться
как официальное явление государственной
политики в области образования. Для создания
государственных учебных закрытых заведений
для дворянских детей, а также частного
обучения изучался и тиражировался западноевропейский
опыт.
Домашнее учение детей
русского дворянства долгое время было
единственной возможностью получения
образования. Для карьеры дворянина
определяющими были, в первую очередь,
вера и преданность престолу, а затем уже
знания. В XVIII веке в «нормативном» воспитании
и образовании ориентиром служили иностранные
языки и хорошие европейские манеры. Богатые
вельможи относились весьма трепетно
к образованию своих детей и старались
им дать максимум знаний, не утомляя их
и не нанося вреда их здоровью. Выполнению
важных воспитательных задач в дворянской
среде мешало отсутствие профессиональных
педагогов. Как правило, это были либо
крепостные, либо иностранцы -- немцы и
французы.
Впоследствии детство
стало рассматриваться как особый этап
в жизни человека, и его стал обеспечивать
особый материальный мир -- одежда, игрушки,
детская литература, классные и игральные
комнаты в доме. Забота о здоровье детей
начиналась с выбора кормилиц и составляла
важную обязанность матерей, нянь и гувернанток.
Большое значение уделяли нравственному
духовному воспитанию ребенка. Однако,
власть пыталась унифицировать и привести
в единую систему домашнее образование.
Одежда и вещи в быту
дворян
Дворяне всегда одевались
в строгом соответствии с модой, говоря
современным языком, стильно. В то же время
дворянский костюм всегда отвечал ситуации
и был соразмерен и гармоничен с эмоциями
и мировоззрением человека. В эпоху барокко
и рококо пастельные и нежные тона мужских
и женских шелковых нарядов были гармоничны
как на фоне садовой зелени и фонтанов,
так и в зеркальных анфиладах дворцов.
Рассыпанные по одежде бриллианты и пайетки
дополняли огни свечей и фейерверков.
Огромные юбки женских нарядов требовали
пространства -- широких анфилад дворцов
и аллей парков.
ХVIII век ознаменовался
переворотом в одежде дворянства. Изучение
петровского законодательства позволило
сделать выводы, с одной стороны, о широте
начатых преобразований, с другой -- об
осторожности и корректности в проведении
«костюмной» реформы. Национальная корректировка
европейских стандартов одежды выражалась
в использовании преимущественно сукна,
мехов, яркой палитры костюмов. В период
правления Елизаветы Петровны окончательно
утвердились модные французские стандарты.
Екатерина II пыталась наряду с французскими
модами ввести английские веяния, причем
и то, и другое соотносила с национальными
традициями. Русское дворянство в своем
европейском костюме проявляло старорусские
дедовские традиции -- пристрастие к драгоценностям,
мехам, красным каблукам и богатым аксессуарам,
которые выполняли коммуникативную функцию
и являлись важным компонентом символики
костюма. Костюмы барокко создавали праздничную
атмосферу повседневной жизни.
Дом
ХVIII век прошел в напряженной
борьбе между русскими палатами и европейским
домом -- дворцом. Петровская эпоха ознаменовалась
проникновением стиля барокко и регулярности
в строительство домов вельмож, которые
стали постепенно строить дома-дворцы.
Городская и сельская усадьбы дворян имели
ряд общих черт: расположение жилого дома
в глубине двора, усадебный характер застройки,
приверженность к дереву, замкнутости
владений и регулярному парку. Европейские
интерьеры домов знати оформлялись в красно-брусничных
тонах и с зелеными изразцовыми печами
по старой русской традиции. В екатерининское
время строили дома-дворцы для аристократов
и особняки для среднепоместного дворянства.
«Визитной» карточкой дворянского особняка
стал портик с колоннами и облицовка деревянных
деталей «под камень». Пейзажные парки
стали одной из предпосылок развития научного
интереса дворянства к естественным отраслям
знаний. В усадьбе создавался образ мира
помещика, символ данного рода, она стала
одной из форм выражения самосознания
дворянина.
Кулинарные традиции
В петровскую эпоху
наблюдалось влияние немецкой и голландской
кухонь. При Елизавете Петровне и Екатерине
II для знати наступил долгий период французской
кухни. Быстрому распространению французской
кухни в России способствовали не столько
повара -- иностранцы, сколько разнообразие
вариантов блюд во французской кухне,
что соответствовало национальным традициям
русских. Роскошь в эту эпоху понималась
в следовании натуре в сочетании блюд
и способах их приготовления. В культуре
застолья аристократии присутствовали
французские, английские и немецкие тенденции
проведения обеда, которые активно синтезировались
в практике гастрономии. В целом же «русская
экзотика» являлась определяющей тенденцией
в гастрономических вкусах дворянства.
Европейское влияние лишь способствовало
их обогащению и интенсивному развитию
в последующие десятилетия. В развитии
застольной культуры победил русский
обычай сервировки стола не только в Москве,
но его признали к середине XIX века и в
Западной Европе. Дворяне в большинстве
своем были гурманами и держали «открытый
стол». Свои обеды они превращали в театральные
спектакли, роли которых были расписаны
дворянским этикетом.
Развитие досуга
Именно с дворянства
начинается подлинная история досуга.
Владея частной собственностью, представители
данного сословия, «праздного класса»
могли себе позволить достойный их состояния
досуг, причем с демонстрацией своего
высокого положения в социальной иерархии
и «демонстративным поведением». Для дворянина
практически все время, свободное от служебных
дел, превращалось в досуг. Имея такой
неограниченный досуг, первое сословие
располагало наиболее благоприятными
условиями для трансформации и пересмотра
не только всех прежних его форм, но и радикального
изменения соотношения между государственной
и частной жизнью в пользу последней. Досуг
с XVIII века приобретал статус, которого
ранее никогда не имел. Этот процесс шел
параллельно с утверждением светского
характера всей культуры и постепенного
вытеснения (но не уничтожения) религиозных
ценностей мирскими. Досуг приобретал
все большую очевидную ценность для дворянина
по мере утверждения светской культуры.
Основные формы этого досуга были изначально
в XVIII веке заимствованы, а затем в XIХ веке
переведены на язык собственной отечественной
культуры. Заимствование западноевропейских
форм досуга первоначально происходило
под давлением государственных указов
и в противовес национальным традициям.
Восприятие европейских
досуговых форм началось именно со зрелищ,
фейерверков, внешних манер. Дворянин
являлся проводником этой культуры и актером,
лицедеем этого театра. Свой досуг, будь
то праздник, бал, появление в театре или
картежный поединок, он проигрывал как
актер на сцене, на виду у всего общества.
Не случайно в XVIII веке интерес к театру
был огромным, театральное искусство доминировало
над всеми остальными, включало в себя
их и даже подчиняло. Но главным была театрализация
всей жизни дворянина. Она проявлялась
в частной жизни напоказ, в публичности
досуга, в котором сознательно демонстрировался
костюм, манеры, поведение, важные умения
и способности.
Петровская эпоха ознаменовалась
новыми традициями зрелищ. Важнейшим новшеством
были фейерверки, которые имели общественно-политический
характер. Маскарады проводились либо
в форме костюмированных шествий, либо
в виде демонстрации карнавальных костюмов
в публичном месте. Театральные представления
прославляли царя и его победы, поэтому
стали частью официальной жизни и позволили
познакомить избранную публику с переводными
пьесами и западноевропейским сценическим
искусством. При Елизавете Петровне фейерверки
распространили на дворцы вельмож, маскарады
превратили в костюмированный бал, в котором
наметились некоторые робкие тенденции
в его эволюции к развлекательной культуре.
На первом месте в театральных вкусах
высшей аристократии стояло зрелищное
и музыкальное оперное искусство. В эпоху
правления Екатерины II государственные
официальные торжества с фейерверками
и маскарадами сменялись частными иллюминациями
в дворянских усадьбах. Расцвет городских
и усадебных театров в период правления
Екатерины II был обусловлен художественной
эстетикой Просвещения и ростом самосознания
русского дворянства. При всем разнообразии
жанров первенство оставалось за комедией.
Наряду с публичными маскарадами пышным
цветом расцвели и частные, устраиваемые
дворянином в своей усадьбе.
Бальная и музыкальная
культура дворянства
Петровские ассамблеи,
которые имели своими задачами повышение
статуса женщины, сближение сословий и
полов, познакомили избранный круг дворян
с азами танцевального искусства и новыми
формами общения. Появились зачатки домашнего
музицирования и песенного искусства,
которое существовало главным образом
в виде лирического канта и бытовой «книжной
песни». «Царство женщин» на русском престоле
усиливало роль женщин в танцевальной
культуре, и они постепенно становились
хозяйками бала. Расцвет итальянской оперы
и нарастание танцевальной культуры способствовали
развитию вокального и песенного искусства
в дворянских домах знати. Правление Екатерины
II стало временем расцвета частных балов
и общественных балов в Дворянском собрании,
которые стали важной частью самоидентификации
дворянства. На смену салонности и церемонности
постепенно пришла естественность и раскованность
танцевальной культуры. Высшее общество
охватило музыкальное любительство игры
на фортепиано и вокала. Достижениями
данного периода были крепостные, уникальные
роговые оркестры, активная концертная
деятельность, распространение песенной
культуры. Эта эпоха характеризовались
внесением развлекательного элемента
в бальную культуру. Новые танцы несли
в себе мощное гендерное начало, раскрепощенную
атмосферу и общую эмансипацию бальной
культуры. Среди дворян появлялись настоящие
ценители, знатоки музыки и даже композиторы.
Музыка становилась образом жизни дворянина.