Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:31, реферат
Общая характеристика эпохи. Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни.
Для Нового времени характерны такие процессы, как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.
Дуэли и карточные игры
Период правления Елизаветы
Петровны и Екатерины II ознаменовался
важным этапом становления дуэлей и карточной
игры как запрещенных видов досуга дворянина.
Важными итогами введения указов императрицы
стало переведение уплаты карточных долгов
в сферу чести дворянина и отчисление
доходов набирающей силу пагубной страсти
Воспитательным домам. Превращению картежной
игры в стиль жизни, в общественный ритуал
способствовала активная деятельность
Московского Английского клуба.
В XVIII веке власти не
только проводили политику запрещения
дуэлей, но и утверждения физической неприкосновенности
дворянства. Жестокие законы со смертной
казнью не были рассчитаны на выполнение,
но вызвали огромный интерес дворян, особенно
побывавших за границей. Характерной чертой
нового дуэльного феномена было пристрастие
к дракам, которые стали частью ритуала.
Для этого периода были характерны дуэли
-- стычки на шпагах с высоким уровнем агрессивности
поединка. Несмотря на запрещение дуэлей
и весьма условные наказания за них, Елизавета
Петровна и Екатерина II своим законодательством
провозглашали право дворянина на защиту
своей физической неприкосновенности
и чести. Дуэль стала идеальным средством
решения конфликтов и регулятором отношений
в частной жизни дворянского сословия.
Честь стала главной сословной добродетелью
дворянства и законом их сословного поведения.
Кодекс бытового поведения
В петровское и елизаветинское
время были заложены важные основы в преобразовании
дворянской семьи: запрещение насильственной
выдачи замуж, допущение свободы брачного
выбора, нарушение замкнутости православной
семьи путем разрешения браков с иноверцами
и иноземцами, образованность жениха и
невесты, повышение возраста молодых.
Укреплению брачных уз служили некоторые
важные обряды: «обручение», «оглашение»,
«обыск», «венечные памяти», метрические
книги для регистрации браков. Несмотря
на сохранение традиционных обрядов, свадьба
превращалась постепенно в торжество
европейского образца с модными нарядами,
танцами и заграничными путешествиями.
Новшеством данного времени стали разводы
дворянских семей. В основе же самой семьи,
сохраняющей во многом патриархальный
характер, лежали долг и семейное согласие.
В эпоху правления Екатерины II и Александра
I в выборе брачных партнеров появилась
большая свобода, обусловленная совместными
формами времяпрепровождения. Эпоха «частной
жизни» научила дворянство искать новый
компромиссный вариант в выборе будущих
супругов: сочетание собственных симпатий
и родительской воли. Влияние чувств на
брак будущих супругов подтверждает увеличение
тайных венчаний и увоза невест, а также
возможность неравных по социальному
статусу браков. Дворянская свадьба включала
в себя как традиционные ритуалы венчания,
так и новомодные тенденции европейского
быта. Разводы представляли собой по-прежнему
сложную процедуру, но были возможны в
дворянской среде. Документом, служащим
юридической защитой супругов, стал брачный
контракт. Важным явлением стало приобретение
женщиной-дворянкой исключительного права
на приданое. Дворянская семья стала строиться
на новых принципах. В семье возросла роль
женщины, которая стала женой-другом. Власть
мужа стала носить более утонченный и
просвещенный характер. Отношения мужа
и жены, согласно дворянским кодексам,
были основаны на симпатии вкусов и взглядов.
Проникновение западноевропейской
культуры в Россию в петровское, елизаветинское
и екатерининское время происходило через
приобщение к чтению книг, искусству, новым
формам общения. В домах дворянства впервые
появились личные библиотеки и коллекции.
Под влиянием европейской культуры в ХVIII
веке постепенно формировались эстетические
вкусы и новый этикет общения московского
дворянства. Этот процесс сопровождался
развитием самосознания первого сословия,
которое в своей основе имело нравственные
православные ориентиры. Формирование
мировоззрения сначала петровского артиллериста
и навигатора, а затем просвещенного вельможи
елизаветинского и екатерининского периодов
происходило путем консервации православной
традиции в сфере бытового поведения на
фоне игры в европейцев. Этические нормы
христианства во многом влияли на моральные
принципы дворянского общества. Наиболее
отчетливо это проявилось в благотворительной
деятельности дворянства, которая приобрела
различные формы христианского нищелюбия
-- создание приютов, больниц и иных богоугодных
заведений.
Двойственность мировоззрения
дворянина оставалась характерной чертой
на всем протяжении XVIII века. Духовная
жизнь его была тесно связана с нормами
европейского Просвещения, а реальная
повседневность и обыденное сознание
практически целиком выстраивались на
основе традиционных религиозных представлений
о распорядке дня и образе жизни. В этих
условиях объединяющей эти две тенденции
в сознании дворянина были гуманистические
ценности и общечеловеческие добродетели.
Наглядным подтверждением этого является
рост целенаправленной благотворительности
дворянства в екатерининскую эпоху. Наиболее
весомыми памятниками этой деятельности
стали Голицинская больница и Странноприимный
дом Шереметевых.
Положение женщины
Проникновение европейской
культуры в Россию коренным образом изменило
положение женщины-дворянки. Сначала принудительно,
а затем по собственному желанию она приобщалась
к светской жизни и овладевала соответствующими
умениями дворянского этикета: читала
книги, занималась туалетом, учила иностранные
языки, осваивала музыку, танцы, искусство
беседы. В то же время у нее была семья
с хорошими добрыми традициями приоритета
ценностей и христианской верой. Главной
повседневной заботой дворянки петровского,
елизаветинского и екатерининского времени
оставались дети. Все аристократки придерживались
православной веры, помогали монастырям
и церквям, занимались благотворительностью.
На уровень менталитета и ценностных ориентаций
большое влияние оказывало изменение
круга чтения московской дворянки. Со
временем появились женские библиотеки,
специальные издания для дамского чтения,
дворянки начали читать романы, затем
серьезную философскую и историческую
литературу и, наконец, они стали ценительницами
книги. Постепенно аристократки приобщились
к рисованию, сочинительству, альбомному
творчеству и домашним спектаклям. В конце
ХVIII -- первой половине ХIХ вв. некоторые
из них делали переводы, сочиняли оперы,
писали стихи и повести, прекрасно пели
и музицировали, а также ставили спектакли.
Важным доказательством интеллектуального
роста московской дворянки являлось альбомное
творчество и ее переписка. Все это способствовало
росту самосознания московских дворянок.
Таким образом, повседневная
культура дворянства в ХVIII в. в своем развитии
прошла два основных этапа.
Первый этап хронологически
совпадает со временем правления Петра
I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны
и составляет первую половину ХVIII века.
Он характеризовался столкновением и
смешением в повседневной жизни двух тенденций
-- традиционной и европейской. Это был
переломный период, прежде всего, в области
изменений внешних, материальных факторов
повседневной жизни дворянства. Смена
внешнего облика была своего рода символичным
проявлением выбора того или иного пути
развития страны, выражением приверженности
к определённому типу культуры, но за внешними
атрибутами обыкновенно стояло важное
внутреннее содержание.
Второй этап эволюции
повседневной культуры дворянства
приходится на вторую половину ХVIII века
и совпадает со временем правления Екатерины
II и Павла I. Этот период характеризовался
глубоким проникновением идей Просвещения
во все сферы повседневности и духовной
жизни первого сословия, расцветом частной
жизни дворянства, созданием определенного
типа образа жизни вельможи. На этом этапе
эволюции русской бытовой культуры европейские
нормы быстро усваивались. Это время дало
новый особый тип дворянина -- просвещенного
вельможу, многие представители которого
стали лидерами и проводниками европейской
культуры в России.
Материальная культура
русского крестьянства
В прошлом русское население
почти сплошь было крестьянским. Это наложило
глубокий отпечаток на бытовые формы,
свойственные многомиллионной народной
массе. По древней традиции весь распорядок
крестьянской жизни был определен земледельческими
работами, длившимися с апреля по октябрь.
Существовали устойчивые, переходящие
от поколения к поколению приемы обработки
почвы и выращивания урожая, специфический
набор земледельческих орудий и промыслового
инвентаря. Конструкция основного орудия,
сохи, в разных местах страны была различна,
что объяснялось несходством природных
и почвенных условий, а также и живучими
традициями. Исконно, русский крестьянин
выращивал, прежде всего, зерновые -- рожь,
пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху,
а также технические и кормовые культуры
-- лен, коноплю, горох, вику, клевер. Из
древних пришлых культур возделывали
капусту, чечевицу, арбуз, а из более поздних
(XVII -- XIX вв.) -- кукурузу, картофель, подсолнечник,
сахарную свеклу, помидоры, табак. Домашнее
животноводство было представлено крупным
рогатым скотом, преимущественно местных
пород красной и пестрой масти, а также
лошадьми (по 1--2 на средний двор), овцами,
свиньями и птицей. Местами, особенно на
Севере и в Сибири, немаловажное значение
имели рыболовство и потребительско-промысловая
охота.
В том, как расположены
русские деревни и села, в их размерах,
планировке можно увидеть много традиционных
особенностей. Русские крестьяне при основании
селений умело учитывали местные природные
условия -- микрорельеф, водоемы, леса,
направление господствующих ветров. Большинство
русских селений красиво вписано в окружающий
их ландшафт, а их планировка многообразна:
в одних дома стоят в одну линию вдоль
дороги, вдоль реки, по берегу озера, в
других образуют в плане круг, овал, прямоугольник
вокруг сельской площади или церкви, в
третьих - разбросаны родственными «гнездами»,
в четвертых - наконец, составляют улицы.
В северных и центральных
районах России жилые дома выходили на
улицу узкой торцовой стороной, в южнорусских
районах -- длинным фасадом, а в казачьих
станицах и хуторах их ставили более свободно,
несколько отступая от улицы, в глубине
двора, и вся усадьба огораживалась высоким
забором.
Наряду с общерусскими
чертами в домостроительстве различных
районов существовали свои особенности,
проявлявшиеся в планировке усадьбы и
в расположении внутренних помещений
жилых и служебных построек и в применявшихся
для их строительства материалах. Северорусский
дом -- к северу от Верхней Волги -- представляет
собой высокую бревенчатую постройку,
состоящую из собственно избы, сеней и
клети или из жилой половины с непосредственно
пристроенным к ней двухэтажным двором.
Распространение крытого двора в северных
и центральных нечерноземных районах
России было обусловлено суровыми и многоснежными
зимами, вынуждавшими объединять жилые
и хозяйственные постройки в одно целое.
Наличники окон, карнизы, доски крылец,
балконные решетки у северорусского дома
украшались геометрической резьбой, разнообразной
фигурной прорезью, а нередко и расписывались
красками.
Южнорусский дом -- к
югу от линии Калуга -- Рязань -- Пенза --
строился небольшим, низким и представлял
бревенчатую, нередко обмазанную снаружи
глиной, избу с сенями или саманную и кирпичную
избу с деревянным, а чаще глинобитным
или земляным полом. Крыша всегда делалась
четырехскатной с соломенным покрытием.
Внешняя архитектурная отделка здесь
была беднее, чем на севере. Дворовые постройки
располагались за домом и, примыкая, друг
к другу, образовывали замкнутый квадрат
с открытой центральной площадкой.
Посещавшие Россию иностранцы
обращали внимание и на богатство самобытных
форм русского народного костюма. Основные
черты русской традиционной одежды, особенно
мужской, были по всей стране общими. И
все же область от области, север от юга,
запад от востока во многих элементах
костюма различались. Мужская одежда везде
состояла из рубахи-косоворотки, нешироких
штанов и кафтана. В женской одежде наиболее
ярко выделялись два типа: северорусский
и южнорусский. Женский русский костюм
вообще отличался красочностью, но особенно
красивым был в южнорусских районах. Там
крестьянки украшали свое платье вышивкой
и ткаными узорами, умело сочетая их с
кумачовыми вставками, с нашитыми полосками
шнура, лент, позумента и блесток. Общей
для всех областей была женская рубашка
с поликами (плечевыми вставками) и воротом
в сборку. Рукава, плечи, ворот рубашки
отделывались вышивкой или тканым узором.
Северные крестьянки поверх длинной холщовой
рубашки надевали сарафан, который подвязывали
тканым поясом. Праздничные сарафаны шились
из красивых узорчатых тканей. Девушки
выделялись ношением свободно ниспадающих
кос с лентами, нарядных головных венцов
поверх кос, легких платочков. Головной
убор замужних женщин был более сложным,
обязательно закрывающим уложенные под
него волосы -- это праздничные повойники,
кокошники, челки и др. В праздники надевали
ожерелья из янтаря и местного жемчуга,
добываемого в северных реках. В южнорусской
деревне замужние женщины поверх рубахи
с косыми поликами, перехваченной поясом,
надевали паневу--своеобразную юбку из
шерстяной клетчатой (чаще всего синей)
ткани. Поверх рубахи носили также нагрудник
-- короткую одежду с рукавами и без них
из домотканой материи, а поверх рубахи
паневы -- вышитый фартук (запон). Головным
убором здесь служила кичка, стоявшая
из твердой основы -- собственно кички,
на которую надевали тканый хохол -- «сороку»;
сзади к кичке подвязывали позатыльник
из ткани с длинной серной поднизью.
Такую же печать своеобразия,
как жилище и одежда, несла на себе и кухня.
Русские люди всегда славились своим хлебосольством
и стремились сделать праздничный стол
изобильным. В доме с достатком традиционным
угощением были заливная рыба, холодец,
разнообразные пироги, холодное мясо и
птица, мясные щи или борщ и куриная лапша,
жареное и тушеное мясо, гусь или утка
с яблоками, поросенок с гречневой кашей,
яичница, молочные каши, кисели и компоты,
пастилы и варенья, водка, вино, наливки,
настойки, пиво, квас. Конечно, этот состав
традиционной кухни менялся в зависимости
от местной продовольственной базы и от
имущественного состояния семьи. Никогда
не следует забывать, что огромная масса
населения питалась очень скромно, и недаром
в русском народе сложилась меткая поговорка:
«Щи да каша -- пища наша».
Общественная и семейная
жизнь основной массы русского крестьянства
протекала в пределах своей деревни и
узкой сельской округи с их давно установившимися
местными обычаями, поверьями и представлениями.
Значительное воздействие на мировоззрение
и мораль русского крестьянства оказывала
христианская церковь. Большинство придерживалось
обрядов официального православия, но
на Севере, в Заволжье и в Сибири немало
было и старообрядцев. Впрочем, исповедуя
христианские и дохристианские самобытные
верования, многие крестьяне не были столь
уже ревностными церковниками и ходили
в храм, больше подчиняясь заведенному
порядку и пользуясь случаем, чтобы встретиться
с «миром», узнать новости, показать наряды.
Одним из наиболее ярких
явлений общественной жизни деревни были
праздники, приуроченные к христианскому
календарю, но имевшие куда более ранние
языческие корни, берущие начало в древнеславянском
аграрном культе.
Большое значение для
русских крестьян имел устный народный
календарь, который давал различные практические
указания относительно сроков сельскохозяйственных
работ, прогнозов погоды и видов на урожай.
Знатоки его, главным образом старики,
пользовались всеобщим уважением. Но разумеется,
календарь этот отражал как верные наблюдения
над природой, так и ложные, суеверные
представления. Интересно и то, что многие
трудовые процессы сопровождались обрядами,
которые приурочивались к важнейшим земледельческим
праздникам. Такие обряды, как новогодние,
масленичные, пасхальные, семицкие, троицкие,
купальные и другие, по представлению
крестьян, способствовали хорошему урожаю.
Литература:
Культура и быт России с древнейших времен до ХХ в. / Автор-составитель М.В. Короткова. -- М.: Дрофа, 2009. -- С. 130-136.